Размышления о технологии " Создание ситуации успеха»
Оценка 4.8

Размышления о технологии " Создание ситуации успеха»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
05.02.2021
Размышления о технологии " Создание ситуации успеха»
Рождение педагогической технологии «Создание ситуации успеха» было обусловлено самой жизнью. Тонкий знаток детской психологии В. А. Сухомлинский утверждал, что первая заповедь воспитания – «дать детям чувство собственного достоинства». Учитель должен начать с себя. Для создания ситуации успеха важна его эмоциональная культура, психологическая компетентность, обычный прием «этика высказывания»: «это очень важно и у тебя непременно получится», «я верю в успешный результат» и тому подобное. Технология «Создания ситуации успеха - это снятие страха, авансирование успешного результата, внесение мотива, выявление персональной исключительности учащегося, мобилизация его активности, соблюдение педагогической этики. Она обязательно приведет к созданию благоприятных психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности школьника.
Консультация для филолога Ситуация успеха.docx

                       Размышления о технологии " Создание ситуации успеха»

                                                                                                  Консультация для педагогов       

              Рождение педагогической технологии «Создание ситуации успеха» было обусловлено самой жизнью. Тонкий знаток детской психологии В. А. Сухомлинский утверждал, что первая заповедь воспитания – «дать детям чувство собственного достоинства». В педагогической деятельности он развил этот прием в созданной им «школе радости», а Макаренко А. С. разрабатывал идею «завтрашней радости». Поддерживали их и Л. С. Выготский, И. О. Онищук, А. Я. Савченко, И. Ф. Харламов. Позволю себе на основе собственного опыта (50 лет педагогической деятельности) утверждать, что внедрение в учебно-воспитательный процесс данной педагогической технологии, нацеленной именно на то, как вызвать у школьников чувство радости, обеспечить успех в учебе. Актуальность проблемы сегодня заключается в том, что знания, качества, мышление современного человека должны быть конкурентоспособными. Учащийся, как личность, должен обладать коммуникативной культурой, работать в команде, критически мыслить, оценивать ситуации и уметь находить пути решения проблем. А умение работать с информацией, пользоваться ею для индивидуального развития и самосовершенствования – это требования современной жизни. Залогом всего этого и является ситуация успеха. Задача педагога— помочь личности школьника вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, убедить, что даром в жизни ничего не дается, везде необходимо приложить усилия. И успех будет эквивалентным затраченным усилиям.

          Учитель должен начать с себя. Для создания ситуации успеха важна его эмоциональная культура, психологическая компетентность, обычный прием «этика высказывания»: «это очень важно и у тебя непременно получится»,  «я верю в успешный результат» и тому подобное. Главное, считаю, забыть на некоторое время о недостатках школьника, видеть только перспективные линии его развития. Выделяют 4 категории учащихся: «надежные», «уверенные», «неуверенные», «отчаявшиеся». Создавая ситуацию для учащихся каждой группы, необходимо учитывать их психологические особенности, способности, интересы, увлечения.

           За основу создания ситуации успеха  можно брать  метод  «Педагогические условия технологии». Это  создание позитивного настроя для его обучения,  для ощущения учащимся равным среди равных; осознания им личностной ценности, возможности свободно высказывать свое мнение и выслушивать других. Стоит уделить внимание на предусмотренные технологией три этапа. Первый из них  - метод «Диагностика интеллектуального фонда коллектива»: выявление школьника в группе неуверенных и отчаявшихся (недостаточный и низкий уровень интеллектуального развития, ленивый в учебе, но доброжелательный). Например, на этапе анализа школьником образовательной ситуации и своих возможностей ей оказать ему  помощь: «Мне кажется, что сегодня ты хочешь попробовать новый способ работы. Пробуй, не ошибается тот, кто ничего не делает» или «В рамках общей цели ты можешь выбрать ту, которая тебе больше нравится». Второй метод  «Выбор интеллектуального спонсора» (выявление учащегося, который с удовольствием будет делиться своими знаниями с другими, имеет высокий уровень интеллектуального развития, уверен в своих силах, активный и ответственный). Например, «Сегодня я предлагаю тебе самому выбрать из группы консультантов одноклассника для совместной работы по выполнению задания». И третий  метод  «Фиксация результата и его оценки» (создание условий для самовыражения и самоутверждения школьника, поощрение к такому виду деятельности других). Например, «Нуждаешься ли ты в моей помощи выборе способа самоконтроля?» или «Давай поразмышляем о причинах твоей сегодняшней удачи (или неудачи)».

 

               Приемы «Невмешательства» (максимальное предоставление самостоятельности в решении проблемы); «Холодный душ» (не спешить с улучшением оценок); «Эмоциональная блокировка» (ограничение развертывания обиды, потери веры в себя); «Стабилизация» (частое повторение позитивной реакции класса на деятельность учащегося): «Даю шанс» (неожиданная возможность раскрыть себя); «Ступеньки к успеху» (шаг за шагом подниматься вместе со школьником ступеньками знаний), «Создание ситуации соревнований», «Обмен ролями», «Преднамеренная ошибка». Для группы «неуверенные», «отчаявшиеся»: «Анонсирование» (сначала обсудить с учащимся, что ему нужно будет сделать); «Будущий белый лебедь» (вовремя увидеть положительные качества, создать возможные условия для веры в себя и в него, помочь усовершенствоваться), «Следи за нами», «Помощь друга», «Эврика», «Эмоциональный всплеск» и другие.  Для всех групп важным является этап коррекции результатов образовательной деятельности: «Я верю в то, что каждый может добиться успеха, если умеет извлекать уроки из сделанного» или «Подумай, как ты будешь действовать в подобной ситуации в следующий раз?» Ведь технология «Создания ситуации успеха - это снятие страха, авансирование успешного результата, внесение мотива, выявление персональной исключительности учащегося, мобилизация его активности, соблюдение педагогической этики. Она обязательно приведет к созданию благоприятных психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности школьника.

 

Для самообразования:

1. Выступление на педагогическом совете по теме «Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе»        https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-teme-tehnologiya-sozdaniya-situacii-uspeha-v-vospitatelnom-processe-1579468.html

2.Материалы для практического семинара с педагогами по теме: «Создание ситуации успеха» Сурикова Я.А.  https://урок.рф/library/sozdanie_situatcii_uspeha_materiali_dlya_praktichesko_124258.html

3.Методическая студия "Ситуация успеха». Пискунова О.В. https://urok.1sept.ru/articles/415967

4.Материалы педагогического совета. Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования.  https://infourok.ru/metodi-i-priemi-organizacii-situacii-uspeha-kak-odno-iz-napravleniy-povisheniya-kachestva-obrazovaniya-3184980.html

5. Создание ситуации успеха как одна из современных технологий воспитания. Булькова И.С. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/03/02/sozdanie-situatsii-uspeha-kak-odna-iz-sovremennyh

6.Технология «Создания ситуации успеха». Белкин А.С.  https://studopedia.net/4_71876_tehnologiya-sozdaniya-situatsii-uspeha.html

https://poznayka.org/s106241t1.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Размышления о технологии " Создание ситуации успеха»

Размышления о технологии " Создание ситуации успеха»

Приемы «Невмешательства» (максимальное предоставление самостоятельности в решении проблемы); «Холодный душ» (не спешить с улучшением оценок); «Эмоциональная блокировка» (ограничение развертывания обиды, потери веры в себя); «Стабилизация»…

Приемы «Невмешательства» (максимальное предоставление самостоятельности в решении проблемы); «Холодный душ» (не спешить с улучшением оценок); «Эмоциональная блокировка» (ограничение развертывания обиды, потери веры в себя); «Стабилизация»…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2021