ОБОСНОВАНИЕ НОБХОДИМОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ХХ1 век - век высоких технологий, век великих достижений , сильнейшей конкуренции. Но ХХ1 век можно еще и назвать веком мировых катастроф в экологическом, политическом и социальном аспектах. Рост конкуренции, рост глобальных проблем мирового уровня, переход к информационному обществу, ошеломляющий темп научно-технического прогресса делают серьезный вызов, прежде всего эффективности всей системе образования.
Вне всякого сомнения, что в любом цивилизованном обществе велика ценность знаний – фундаментальных, глубоких, осмысленных. . Ведь качественное образование – это прежде всего национальный прогресс, мировая стабильность, а самое главное – безопасность.
ЮНЕСКО неоднократно подчеркивает, что школьное образование должно отвечать потребностям современного общества, сталкивающегося с возрастающим числом нерешенных проблем, которые побуждают искать способы их решения через раскрытие резервов творческого потенциала людей, прежде всего обучающихся в школе.( Сайтимова Т.Н.,2011)
Майкл Барбер, экс-советник премьер-министра Великобритании, выступая с открытой лекцией на семинаре в Высшей Школе Экономики (Россия) считает, что системе образования, которая сможет стать совершенной, необходимы три условия.
Первое — это соответствие международным стандартам.
Второе — зависимость качества системы от работающих в ней людей.
Третье - структура организации образования и ее способность управлять.
Важнейшим показателем в системе образования является ее эффективность. Эффективность образовательных систем Сингапура, Австралии, Канады, Гонконга, Швеции уже достигла высокого уровня. Успех образовательной практики этих стран признан ОЭСР. Познакомимся с ними поближе.
Так, например, в Сингапуре, по данным Team Analysis; NIE, эффективность системы образования зависит от надежности системы оценивания учителей по уровням успешности их работы и высокой компетентности директоров школ. В этой стране большое внимание уделяется системной интеграции ИКТ. Для оценивания педагогов разработано «Руководство по распределению по уровням», на основании которого для них вводятся соответствующие поощрения в зарплате в зависимости от результата. Конечно же, те учителя, которые получают оценку своей работы (или обратную связь своей деятельности) выросли в профессиональных лидеров
Департамент образования и дошкольного обучения Виктории, (Великобритания) объясняет высокую эффективность преподавания использованием учебной модели «E5 (Engage(Вовлекать), Explore (Исследовать), Explain(Объяснять), Elaborate (Разрабатывать), Evaluate(Оценивать))» Такой подход обращает внимание на исследовательскую деятельность и профессиональное развитие учителей.
E5 – это модель, которая представляет образцы качественного преподавания, включает описание возможностей, индикаторов, критериев определения качества.
В Японии и Китае профессиональный рост педагога и, как следствие, эффективность образовательного процесса обеспечивают профессиональные учебные сетевые сообщества педагогов. Путем постоянного поиска и обмена знаниями, планирования своих действий, анализа результатов и совместного планирования уроков – образцов, учителя достигают высшего уровня мастерства педагогов – профессионального партнерства. //
Вебсайт Программы развития учителей и информация из СМИ; SEDL; Dufour 2006, а также Департамент образования Калифорнии представляет информацию о совершенствовании навыков и знаний педагогов США: Их профессиональное развитие сфокусировано на происходящем в классе. В Бостоне расписание учителей составляется таким образом, чтобы у них было время для совместного планирования. Это время используется для анализа результатов проверки знаний учащихся, в соответствии с которыми учителя вносят коррективы в учебные планы. Сессии проводятся директором или тренером. (Майкл Барбер, 2009)
Внимательно изучая образовательные практики лидирующих стран, я пришла к выводу, что ведущий фактор – это все – таки привлечение к преподаванию и управлению образовательными учреждениями высокомотивированных, талантливых людей. Критериальная система оценивания, широкое применение ИКТ -играет второстепенную роль.
В нашей стране поиск новых путей эффективности в образовательной системе ведется давно. Уверена, сегодня Казахстан готов к новому витку прогрессивного развития в этой сфере.
Главная цель реформ образования в РК - интеграция системы в мировое образовательное пространство и дальнейшее совершенствование современных структур науки и образования. «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана. «Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», - считает Н. Назарбаев (2011)
Системе образования Казахстана необходимы изменения. Постараюсь объяснить, что я под этим понимаю. Пятибалльная система оценивания в нашем образовании было и остается на сегодняшний день формальной, она не дает повода для внутренней мотивации обучаемого, не показывает интеллектуального роста, не отслеживает индивидуальную траекторию развития ребенка и требует радикального реформирования.
Далее. Дети и их родители должны, наконец, осознать, что обучение – это не пассивное получение знаний, а процесс успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям и невзгодам, к славе и удаче – вот главное предназначение современного учителя. И именно это, а не сумма знаний, является целью работы учителя сегодня.
На мой взгляд, организация и развитие сетевых профессиональных сообществ в республике Казахстан находится только лишь на стартовой позиции. Считаю, что здесь принципиальной особенностью является личная осознанная потребность каждого педагога в профессиональном дефиците современных методов и приемов преподавания, а не принудительное и безучастное пребывание в сетевом сообществе как таковом.
В школах работают прекрасные педагоги, интеллектуалы, мастера своего дела, имеющие огромный стаж, но свой бесценный опыт им не кому передать. Кадровый состав школ практически не обновляется; молодые специалисты, ступившие на ниву образования, уходят в другие сферы деятельности, едва доработав до конца учебного года. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года (2009) указывает на «несовершенство системы подготовки педагогов, В силу непривлекательности профессии учителя на педагогические специальности поступают не самые лучшие выпускники школ (по итогам тестирования средний балл, поступающих на педагогические специальности составляет – 65,9, на социальные науки и бизнес – 89,6, на юридические – 90,5)» (с.13)».
Пилотные образовательные проекты обязательно должны иметь свое завершение - прозрачный детальный анализ всех положительных и отрицательных факторов, промежуточные результаты на всех этапах реализации, обратную связь и практический выход.
Если говорить о компьютерной грамотности, то ИКТ – компетентность коллег в преподавании своих дисциплин – далеко не на высшем уровне. Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой шаг к совершенствованию собственной практики.
Но самое важное, что должно измениться – стереотипность мышления всех участников образовательного процесса, личная готовность и решимость каждого преподавателя к этим изменениям. На смену инертности должна прийти гибкость и мобильность, энтузиазм. Преодолевая личностное сопротивление нововведениям, ломая сложившийся стереотип деятельности, у учителя возникает стремление к овладению новым знанием.
Отрадно, что программа, предложенная Центром Педагогического Мастерства и Кембриджским университетом, включает идеи, реализация которых будет способствовать качественным изменениям в практике преподавания казахстанских учителей. Предложенные новые подходы в системе оценивания расставляют яркие акценты на каждый успешный шаг, на каждую малую победу, которую одержал ученик. Умелое владение соотношением между эмпирическими индикаторами и заданиями помогает учителю выстроить четкую стратегию в достижении целей и представить планируемый результат.
Исследование в действии – главная движущая сила предложенной кембриджской программы, а совершенствующаяся метапрактика – как венец самообразования и саморазвития.
Я работаю учителем в единственной в Казахстане сельской гимназии. Чтобы получить такой статус обычной школе района в 90 – е годы – нужно было не боятся реформ, реалий того непростого времени и обладать креативным мышлением, тонким умом. В то время это мог сделать только Лидер. А мы только сейчас говорим о том, какова роль и значение настоящих лидеров! То, что « у руля» и сейчас находится Лидер и единомышленники – очень хорошо, и наше учебное заведение постоянно в потоке инноваций, но это не говорит о том, что школа, в которой я работаю – «Впереди планеты всей». Проблем много, и с каждым годом их больше и больше.
Во – первых – качественный состав школы ежегодно меняется по объективным причинам (Выезд за пределы республики на ПМЖ, достижение пенсионного возраста) и субъективным причинам – молодые специалисты, разочаровавшись в выбранной профессии, находят себе более высокооплачиваемую работу. А это значит, что достичь поставленных целей приходится намного труднее. Мало в школу приходит специалистов, которым не безразличны проблемы школьного образования, которые хотят увидеть результат своего труда. Людей, которые любят школу и
Меня очень волнует, что учителя гимназии имеют низкую мотивацию в освоении ИКТ, несмотря на высокий профессиональный уровень, предпочитая традиционную школу преподавания. Хотя в ресурсном центре для преподавания ученикам магнитных школ работают «лучшие из лучших».
Но больше всего меня волнует «рефлексирующая сторона» учебного процесса – ученики и их родители. Сейчас нам приходится учить то поколение детей, чьи родители учились в «лихие 90- е», когда им, тогда еще ученикам , трудно было сохранить подлинный смысл таких понятий, как «дисциплина», «совесть», «сострадание» из – за социально – политической нестабильности, информационного беспредела в СМИ того времени - менялась система ценностей, нравственные идеалы. Сегодня нам приходится «Учить и воспитывать вдвойне» - и детей, и их родителей. Кроме того, эти самые родители обучались традиционными методами обучения, пассивно получая знания. Эти методы ни в коей мере не плохи! Но мир меряется. Сегодня ученик должен быть активной составляющей учебно – воспитательного процесса. Есть у Б. Пастернака такая строка : «О детство, ковш душевной глуби….» И от того, чем наполниться этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений. Саморазвитие ребенка происходит только тогда, когда есть плодородная почва – забота взрослых о развитии ребенка, их заинтересованность, и, как превосходный результат - искреннее желание самого ребенка. Сочетание традиционной школы воспитания, основанной на высоких человеческих идеалах, и инновационной школы обучения с использованием новых технологий обучения, приведет к наивысшим результатам учебной и педагогической деятельности.
На сегодняшний день я имею достаточный профессиональный и педагогический опыт, и этому я обязана своим старшим коллегам. Они научили меня профессиональным «премудростям», методическим тонкостям и вере в собственные силы. Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных успехах, а заставляет идти вперед. Занималась самообразованием, самостоятельно осваивала дистанционные курсы проектной деятельности, Роwer Paint – училась у российских коллег. Это был самый трудный и самый интересный этап в моей профессиональной деятельности. Собственный опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
Коллеги нашей школы видят, каким трудом даются мне победы над самой собой, в чем – то учатся у меня, делятся собственным опытом, а я учусь у них. Так происходит взаимополезное взаимодействие, сотрудничество, которое приводит к общим положительным результатам нашей работы. Ведь давно всем известный факт - работа в «одиночку» результатов не принесет. Только коллектив единомышленников, одержимый общей целью, может изменить привычную систему обучения, изменить отношение учителей и самих школьников к их интеллектуальным возможностям. Успех в обучении своих учеников является источником внутренних сил учителя, он обязательно запустит механизм его саморазвития и самореализации. Возникает устойчивая потребность в самосовершенствовании. Так работает наша гимназия. Преодолевая трудности, идет вперед. Мы , учителя, понимаем, что работа наша просто уникальна – нам предстоит диагностировать, какими познавательными умениями ученик уже владеет, а какие нужно еще сформировать.
Курсы нового формата, предложенные Центром Педагогического Мастерства и Кембриджским университетом не оставляют меня равнодушной к проблемам преподавания и оценивания мною результатов моих учеников. Уже сейчас происходит переоценка самого себя, той работы, которую я делала ранее. Дети и их родители видят это уже сейчас, когда я прихожу в школу пообщаться с ними в каждый субботний день.
И я понимаю, что это не только начало большого пути, но и начало большого труда, мне предстоящего. Понимают это и они. Понимают то, что современное общество динамично развивается , и я должна помочь им стать успешными в высокотехнологичном, конкурентном мире. Помочь стать мобильными, самостоятельно принимающими решения, мыслящими современными категориями.
Многому мне предстоит еще научиться. Я должна перейти от часто используемых репродуктивных форм обучения к творческим; научиться самостоятельному поиску решения проблем в процессе общения со своими коллегами и учениками. Я должна стать Лидром, организатором взаимоотношений в учебном процессе; участником групповых форм деятельности; навигатором эффективной работы со знанием, консультантом, наставником, создающим ситуацию успеха начиная от первой до последней ступени своей работы.
Я искренне верю, что настоящий учитель не будет ждать реформ, а начнет изменяться сам и начнет менять окружающий мир уже сегодня. «Какой мерой будете мерить, такая вам и отмерится…» гласит пословица. Учитель ХХI века – уверенный в том, что он должен быть именно таким. Это человек, который готовит будущее. От него зависит , что ждет нас всех в дальнейшем. От него зависит, что «отмерится» нам завтра и послезавтра. Современный учитель имеет силы и решимость исправить не только пробелы в знаниях и воспитании, он может изменить саму человеческую жизнь.
Используемая литература:
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года Астана, 2009 г[онлайн на http://rudocs.exdat.com/docs/index-157678.html] (получено 19 сентября 2013)
2. Назарбаев Н.А. «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» . [ онлайн на http://www.kazpravda.kz/c/1341882404 ] (получено 21 сентября 2013)
3. Назарбаев Н.А.Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана 28.01.11. [онлайн на http://www.mint.gov.kz/index.php?id=180&lang=ru] (получено 21 сентября 2013)
4. Майкл Барбер (2009) Презентация доклада McKinsey "Как хорошие образовательные системы могут стать еще лучше?" [онлайн на http://rosro.ru/znews220510] (получено 21 сентября 2013)
5. Сайтимова Т.Н. СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ . [ онлайн на http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sistema-obschego-srednego-obrazovaniya-v-kazahstane#ixzz2BM06RaB5 ] ( получено 21 сентября 2013года)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.