Размышления учителя "ОБОСНОВАНИЕ НОБХОДИМОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ"
Оценка 4.9

Размышления учителя "ОБОСНОВАНИЕ НОБХОДИМОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ"

Оценка 4.9
Лекции +6
docx
Междисциплинарный 6
Взрослым
16.10.2022
Размышления учителя "ОБОСНОВАНИЕ   НОБХОДИМОСТИ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ  ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ"
Размышления учителя "ОБОСНОВАНИЕ НОБХОДИМОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ"
Кондратова.docx

  

ОБОСНОВАНИЕ  НОБХОДИМОСТИ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ  ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

   Изменение ценностей, происходящие в сегодняшнем мире, заставляют нас, учителей ,всех работников образования и  даже  политиков , думать и решать проблему подготовки учащихся к успешной и продуктивной жизни в будущем . Мы не можем предсказать, какую работу будут выполнять сегодняшние школьники по окончании вузов или колледжей, став рабочими и служащими. Но ясно одно : для того, чтобы эффективно работать в будущем, надо менять подходы к обучению детей уже сейчас. Ученики должны воспринимать новые сведения не как что – то раз и навсегда данное, незыблемое, а они должны исследовать новые идеи с различных точек зрения, судить о достоверности и полезности, определять их общую ценность, основываясь на собственных нуждах и целях.

     ХХ1 век -  век высоких технологий, век великих достижений , сильнейшей конкуренции. Но ХХ1 век можно еще и назвать веком мировых катастроф в экологическом, политическом и социальном аспектах.  Рост конкуренции, рост глобальных проблем мирового уровня, переход к информационному обществу, ошеломляющий темп научно-технического прогресса  делают серьезный  вызов, прежде всего эффективности всей  системе образования.

Вне всякого сомнения, что в  любом цивилизованном обществе велика ценность знаний – фундаментальных, глубоких, осмысленных. . Ведь качественное образование – это прежде всего национальный прогресс, мировая стабильность, а самое главное – безопасность.

  ЮНЕСКО  неоднократно подчеркивает, что школьное образование должно отвечать потребностям современного общества, сталкивающегося с возрастающим числом нерешенных проблем, которые побуждают искать способы их решения через раскрытие резервов творческого потенциала людей, прежде всего обучающихся в школе.( Сайтимова Т.Н.,2011)

    Майкл Барбер, экс-советник премьер-министра Великобритании, выступая с открытой лекцией на семинаре  в Высшей Школе Экономики (Россия)  считает, что системе образования, которая сможет стать совершенной, необходимы три условия.

Первое — это соответствие международным стандартам.

Второе — зависимость качества системы от работающих в ней людей.

Третье  -  структура организации образования и  ее способность управлять. 

     Важнейшим показателем в системе образования является ее эффективность.           Эффективность образовательных  систем Сингапура, Австралии, Канады, Гонконга, Швеции уже достигла высокого уровня. Успех образовательной практики  этих стран признан ОЭСР. Познакомимся  с ними поближе.

     Так, например, в Сингапуре, по данным Team Analysis; NIE, эффективность  системы образования зависит от надежности системы оценивания учителей по уровням успешности их работы и высокой компетентности директоров школ. В этой стране большое внимание уделяется системной интеграции ИКТ.  Для оценивания педагогов  разработано  «Руководство по распределению по уровням»,  на основании которого для них вводятся соответствующие поощрения в зарплате в зависимости от результата. Конечно   же, те учителя, которые получают оценку своей  работы (или обратную связь  своей деятельности) выросли в профессиональных лидеров

       Департамент образования и дошкольного обучения Виктории, (Великобритания)  объясняет высокую эффективность преподавания использованием  учебной  модели «E5 (Engage(Вовлекать), Explore (Исследовать), Explain(Объяснять), Elaborate (Разрабатывать), Evaluate(Оценивать) Такой подход обращает внимание на исследовательскую деятельность и профессиональное развитие учителей.

  E5 – это модель, которая представляет  образцы качественного преподавания, включает описание возможностей, индикаторов, критериев определения качества.

     В Японии и Китае профессиональный рост педагога и, как следствие, эффективность образовательного процесса  обеспечивают профессиональные  учебные сетевые  сообщества педагогов. Путем постоянного поиска и обмена знаниями, планирования своих действий, анализа результатов  и совместного планирования уроков – образцов, учителя достигают высшего уровня мастерства педагогов – профессионального партнерства. //

Вебсайт Программы развития учителей и информация из СМИ; SEDL; Dufour 2006, а также  Департамент образования Калифорнии представляет информацию о совершенствовании  навыков и знаний педагогов США: Их профессиональное развитие сфокусировано на происходящем в классе. В Бостоне расписание учителей составляется  таким образом, чтобы у них было время для совместного планирования. Это время используется для анализа результатов проверки знаний учащихся, в соответствии с которыми учителя вносят коррективы в учебные планы. Сессии проводятся директором или тренером. (Майкл Барбер, 2009)

  Внимательно изучая образовательные практики  лидирующих стран, я пришла к выводу, что ведущий фактор – это  все – таки привлечение к преподаванию и управлению образовательными учреждениями высокомотивированных, талантливых людей. Критериальная система оценивания,  широкое применение ИКТ -играет второстепенную роль.

   В нашей стране поиск новых путей эффективности в образовательной системе ведется давно. Уверена, сегодня Казахстан готов к новому витку прогрессивного развития в этой сфере.

     Главная  цель реформ  образования в РК   - интеграция системы     в мировое образовательное пространство и дальнейшее совершенствование  современных структур  науки и образования. «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана. «Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», - считает Н. Назарбаев (2011)

 

Системе образования Казахстана необходимы изменения. Постараюсь объяснить, что я под этим понимаю. Пятибалльная система оценивания  в нашем образовании было и остается на сегодняшний день формальной, она не дает повода для  внутренней мотивации обучаемого, не показывает интеллектуального роста, не отслеживает индивидуальную траекторию развития ребенка  и требует радикального реформирования.      

  Далее. Дети и их родители должны, наконец, осознать, что обучение – это не пассивное получение  знаний, а процесс успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям и невзгодам, к славе и  удаче – вот главное предназначение современного учителя. И именно это, а не сумма знаний, является целью работы   учителя сегодня.

    На мой взгляд, организация и развитие сетевых профессиональных сообществ в республике Казахстан находится только лишь на стартовой позиции. Считаю, что здесь принципиальной особенностью является личная осознанная потребность каждого педагога в профессиональном дефиците современных методов и приемов преподавания, а не принудительное и безучастное  пребывание в сетевом сообществе как таковом.    

     В школах работают прекрасные педагоги, интеллектуалы, мастера своего дела, имеющие огромный стаж,  но свой бесценный опыт им не кому передать. Кадровый состав школ практически не обновляется; молодые специалисты, ступившие на ниву образования, уходят в другие сферы деятельности, едва доработав до конца учебного года. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года (2009) указывает на «несовершенство системы подготовки педагогов, В силу непривлекательности профессии учителя на педагогические специальности поступают не самые лучшие выпускники школ (по итогам тестирования средний балл, поступающих на педагогические специальности составляет – 65,9, на социальные науки и бизнес – 89,6, на юридические – 90,5)» (с.13)».

     Пилотные образовательные проекты обязательно должны иметь свое завершение - прозрачный  детальный анализ всех положительных  и отрицательных факторов, промежуточные результаты на всех этапах реализации, обратную связь  и практический выход.

    Если говорить о компьютерной грамотности, то ИКТ – компетентность коллег в преподавании своих дисциплин – далеко не на высшем уровне. Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой  шаг к совершенствованию собственной практики.

      Но самое важное, что должно измениться – стереотипность мышления всех участников образовательного процесса,    личная готовность и решимость каждого преподавателя к этим изменениям. На смену инертности должна прийти гибкость и мобильность, энтузиазм. Преодолевая личностное сопротивление нововведениям, ломая сложившийся стереотип деятельности,  у учителя возникает стремление к овладению новым знанием.

   Отрадно, что программа, предложенная Центром Педагогического Мастерства и  Кембриджским университетом, включает идеи, реализация которых будет способствовать качественным  изменениям  в практике преподавания казахстанских учителей. Предложенные новые подходы в системе оценивания расставляют  яркие акценты на каждый успешный шаг, на каждую малую победу, которую одержал ученик. Умелое владение соотношением  между эмпирическими индикаторами и заданиями помогает учителю выстроить четкую стратегию в достижении целей и представить планируемый результат.

  Исследование в действии – главная  движущая сила предложенной кембриджской  программы,  а совершенствующаяся  метапрактика – как венец  самообразования и саморазвития.

  Я работаю учителем в единственной в Казахстане сельской гимназии. Чтобы получить такой статус обычной школе района  в 90 – е  годы – нужно было не боятся реформ, реалий того непростого  времени и обладать креативным мышлением, тонким умом. В то время  это мог сделать только Лидер. А мы  только сейчас говорим о том, какова роль и значение настоящих  лидеров! То, что « у руля»  и сейчас находится Лидер и единомышленники – очень хорошо, и наше  учебное заведение постоянно в потоке инноваций, но это не говорит о том, что  школа, в которой я работаю – «Впереди планеты всей». Проблем много,  и с каждым годом их больше и больше.

Во – первых – качественный состав школы ежегодно меняется  по объективным причинам (Выезд за пределы республики на ПМЖ, достижение пенсионного возраста) и субъективным причинам – молодые специалисты, разочаровавшись в выбранной профессии, находят себе более высокооплачиваемую работу. А это значит, что достичь поставленных  целей  приходится намного труднее. Мало  в школу приходит специалистов, которым не безразличны проблемы школьного образования, которые хотят  увидеть результат своего  труда. Людей, которые любят школу и

Меня очень волнует, что учителя гимназии имеют низкую мотивацию в освоении ИКТ, несмотря на высокий профессиональный уровень, предпочитая традиционную школу преподавания. Хотя в ресурсном  центре  для преподавания ученикам магнитных   школ  работают  «лучшие из лучших».

   Но больше всего меня волнует «рефлексирующая  сторона» учебного процесса – ученики и их родители. Сейчас нам приходится учить то поколение детей, чьи родители учились в «лихие 90- е», когда им,  тогда еще ученикам , трудно было сохранить подлинный смысл таких  понятий, как  «дисциплина», «совесть», «сострадание»  из – за социально – политической  нестабильности, информационного беспредела в СМИ того времени - менялась  система ценностей, нравственные идеалы. Сегодня нам приходится «Учить и воспитывать вдвойне» - и детей, и их родителей. Кроме того, эти самые  родители обучались традиционными методами обучения, пассивно получая знания. Эти методы  ни в коей мере не плохи! Но мир меряется. Сегодня ученик должен быть активной  составляющей учебно – воспитательного процесса. Есть у Б. Пастернака такая строка : «О детство, ковш душевной глуби….» И от того, чем наполниться этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений. Саморазвитие  ребенка  происходит  только тогда, когда есть плодородная почва – забота взрослых о развитии  ребенка, их заинтересованность, и, как  превосходный результат -  искреннее желание самого ребенка. Сочетание традиционной школы воспитания, основанной на высоких человеческих идеалах,  и инновационной  школы обучения с использованием новых технологий обучения,  приведет к наивысшим результатам учебной и педагогической деятельности.  

       На сегодняшний день я имею достаточный профессиональный и педагогический опыт, и этому я обязана своим старшим коллегам. Они научили меня профессиональным «премудростям», методическим тонкостям и вере в собственные силы. Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных  успехах, а заставляет идти вперед. Занималась самообразованием, самостоятельно осваивала дистанционные курсы проектной деятельности, Роwer Paint – училась у российских коллег. Это был самый трудный и самый интересный  этап в моей профессиональной деятельности. Собственный опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

    Коллеги нашей школы видят, каким трудом даются мне победы  над самой собой, в чем – то учатся у меня, делятся собственным опытом, а я учусь у них. Так происходит взаимополезное  взаимодействие, сотрудничество, которое приводит к общим  положительным результатам нашей работы. Ведь давно всем известный факт -  работа в «одиночку» результатов не принесет.   Только коллектив единомышленников, одержимый общей целью,  может  изменить привычную систему обучения, изменить   отношение учителей и самих  школьников к их интеллектуальным возможностям. Успех в обучении своих учеников   является источником внутренних сил учителя,  он обязательно запустит механизм его саморазвития и самореализации. Возникает  устойчивая  потребность в самосовершенствовании. Так работает наша гимназия. Преодолевая трудности, идет вперед. Мы , учителя, понимаем, что работа наша  просто уникальна – нам  предстоит диагностировать, какими познавательными умениями ученик уже владеет, а какие нужно еще  сформировать.

 

    Курсы нового формата, предложенные Центром  Педагогического Мастерства и  Кембриджским университетом не оставляют меня равнодушной к проблемам преподавания и оценивания мною  результатов моих учеников. Уже сейчас происходит переоценка самого себя, той работы, которую я делала  ранее. Дети и их родители видят это уже сейчас, когда я прихожу в школу пообщаться с ними в каждый  субботний день.

И я понимаю, что это не  только  начало большого пути,  но и начало большого труда, мне предстоящего. Понимают это и они. Понимают то, что современное общество динамично развивается , и я  должна  помочь  им стать успешными в высокотехнологичном, конкурентном мире. Помочь   стать мобильными, самостоятельно принимающими решения, мыслящими  современными категориями.

Многому мне предстоит еще научиться. Я должна перейти  от часто используемых  репродуктивных форм обучения к творческим; научиться самостоятельному поиску решения проблем в процессе общения со своими  коллегами и учениками. Я должна стать Лидром, организатором взаимоотношений в учебном процессе; участником групповых форм деятельности; навигатором эффективной работы со знанием, консультантом, наставником, создающим ситуацию успеха начиная от первой  до последней ступени своей работы.

 Я искренне верю, что настоящий учитель  не будет ждать реформ, а начнет изменяться сам  и начнет менять окружающий мир уже сегодня. «Какой мерой будете мерить, такая вам и отмерится…» гласит пословица. Учитель ХХI века – уверенный в том, что он должен быть именно таким. Это человек, который готовит будущее. От него зависит , что ждет нас всех в дальнейшем. От него зависит, что «отмерится» нам завтра и послезавтра. Современный учитель имеет силы и решимость исправить не только пробелы в знаниях и воспитании, он может изменить саму человеческую жизнь.

 

Используемая  литература:

1.      ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года  Астана, 2009 г[онлайн на http://rudocs.exdat.com/docs/index-157678.html]   (получено 19 сентября 2013)

2.      Назарбаев Н.А. «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»  . [ онлайн на http://www.kazpravda.kz/c/1341882404 ]  (получено 21 сентября 2013)

3.      Назарбаев Н.А.Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана 28.01.11. [онлайн на http://www.mint.gov.kz/index.php?id=180&lang=ru] (получено 21 сентября 2013)

4.      Майкл Барбер (2009) Презентация доклада McKinsey "Как хорошие образовательные системы могут стать еще лучше?" [онлайн на http://rosro.ru/znews220510]  (получено 21 сентября 2013)

5.      Сайтимова Т.Н. СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ . [ онлайн на http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sistema-obschego-srednego-obrazovaniya-v-kazahstane#ixzz2BM06RaB5 ] ( получено 21 сентября  2013года)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОБОСНОВАНИЕ НОБХОДИМОСТИ

ОБОСНОВАНИЕ НОБХОДИМОСТИ

ИКТ. Д ля оценивания педагогов разработано «Руководство по распределению по уровням», на основании которого для них вводятся соответствующие поощрения в зарплате в зависимости от результата

ИКТ. Д ля оценивания педагогов разработано «Руководство по распределению по уровням», на основании которого для них вводятся соответствующие поощрения в зарплате в зависимости от результата

Системе образования Казахстана необходимы изменения

Системе образования Казахстана необходимы изменения

Исследование в действии – главная движущая сила предложенной кембриджской программы, а совершенствующаяся метапрактика – как венец самообразования и саморазвития

Исследование в действии – главная движущая сила предложенной кембриджской программы, а совершенствующаяся метапрактика – как венец самообразования и саморазвития

Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных успехах, а заставляет идти вперед

Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных успехах, а заставляет идти вперед

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022