Окружающий мир 1 класс
Учитель: Чекунаева Е.Г.
Тема. Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения.
Цель: дать представление о растениях как составной части живой природы; учить восстанавливать зависимость жизни растений от факторов неживой природы; учить различать дикорастущие и культурные растения; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям
Оборудование: презентация к уроку, фотографии деревьев, кустов, травяных растений; компьютер, проектор, рисунки детей, карточки для работы в парах, тетради курса «Природоведение»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ожидаемые результаты: дети должны научиться различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры и понимать их значение для людей.
План урока
І Организация класса
ІІ Актуализация опорных знаний
ІІІ Мотивация учебной деятельности
ІV Сообщение темы и цели урока
V Первичное восприятие и осознание нового материала
VІ Закрепление и осмысление знаний
VІІ Обобщение и систематизация знаний
VІІІ Итог урока.
Ход урока
І Организационный момент
-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие с нашей хорошей знакомой Божьей коровкой. Красное солнышко покажет нам удивительные растения, которые она увидела, летая по миру.
Нам нужно узнать, будет ли благоприятствовать сегодня погода нашему путешествию.
ІІ Актуализация опорных знаний
1. Дежурный сообщает погоду
2. Прием «Микрофон»
1.О какой
природе мы говорили на предыдущих уроках?
2.Что относится к неживой природе?
3.Чем живая природа отличается от неживой?
4.Как почва связана с живой природой?
ІІІ Мотивация учебной деятельности
1. Божья Коровка предлагает нам послушать сказку
«Флора и Фауна».
У королевы Природы не было детей. И она решила обратиться к Солнцу, Звезде, к Дню и Ночи с просьбой помочь ей. Звезда послала на землю росинку и оставила там две капельки. Солнышко их нагрело. День накрыл их своей легкой воздушной мантией. На смену Дню пришла Ночь. Ее невесомое волшебное покрывало легло на капельки. Ночь попросила Луну, чтобы она их освятила серебристым светом. Лежат две капельки в звездной колыбели. Ночь спела им колыбельную. Звезда подошла и сняла звездную шаль, позвала Солнце. Солнце своими лучами осветило, согрело капельки. Произошло настоящее чудо. Две капельки, похожие на жемчужинки, превратились в удивительный цветок и прекрасную бабочку. Они сразу же подружились и полюбили друг друга. Солнце, Звезда, День и Ночь позвали королеву Природу.
Природа притронулась к ним губами, и все увидели замечательное превращение. И цветок, и бабочка стали волшебными феями.
- Я назову их Флорой и Фауной. Ты, Флора, будешь феей растений. А тебе, Фауна, быть феей животного мира,- промолвила Природа.
2. Дидактическая
игра «Флора и Фауна».
«Мозговой штурм»
Размещены изображения девушек. У одной венок из растений, а у другой на голове корона, на которой сидят животные: бабочка, птичка, рыбка.
У каждого ученика есть карточка с изображением представителя растительного или животного мира. Нужно разобраться, кто за кого или за что отвечает и прикрепить карточки.
ІV Сообщение темы
и цели урока
Итак, вместе с Красным Солнышком мы отправляемся в гости к Флоре. Она пригласила нас в свое царство – царство растений.
Мы познакомимся с разнообразным миром растений, выясним, без чего растения не могут жить.
V Первичное восприятие и осознание нового материала
1.«Ассоциативный куст»
Создание ассоциативной схемы по ответам учащихся
- Что мы получаем от растений?
![]() |
(лекарства, кислород, еду, краски, эстетическое наслаждение, книги, мебель, ткань и тд.)
2. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Вспомните, чему покровительствует принцесса Флора. Действительно, все растения мы называем флорой нашей планеты. А еще растительный мир называют зеленым чудом Земли. Есть растения небольшого размера, а есть гигантские. Есть такие, что их можно рассмотреть лишь под микроскопом. Растения есть везде: в воде, на суше, в горах и пустынях. Некоторые из них живут очень долго, а другие - всего-навсего несколько дней.
В древние времена люди занимались сбором ягод, плодов, орехов, съедобных корешков, листьев растений в лесах, на лугах. Людей становилось все больше, а растительной пищи все меньше. Поэтому первобытным людям приходилось идти за пищей все дальше и дальше.
Первый огород появился из кучи мусора возле куреня первобытного человека. Сюда вместе с недоедками овощей попало спелое семя. Оно взошло. Человек убедился, что удобнее и выгоднее собирать урожай просто возле своего жилья. Человек стал сеять сам. Чтобы никто не уничтожил всходы, место начали огораживать. Так произошло чудесное превращение дикорастущих растений на культурные. Отсюда и произошло слово огород.
2. Постановка
проблемного вопроса.
Работа в парах.
- Красное Солнышко предлагает распределить карточки с изображением растений на культурные и дикорастущие
Вывод: дикорастущие – растения, которые растут без помощи человека, а культурные – те, которые выращивает человек для своих потребностей.
- Красному Солнышку очень нравится как вы работаете на уроке.
- А давайте, ребята, покажем как мы можем отдыхать.
4 Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
VІ Закрепление и осмысление знаний
-
1. Работа с учебником. Работа в группах(с.57)
Следующее задание от Красного Солнышка.
В какие группы можно объединить
эти растения? Объясните.
Вывод: Все культурные растения происходят от дикорастущих.
2. Работа в тетрадях
(с. 21)
-Ребята, вам понравились задания от Красного Солнышка?
- Узнай и соедини названия растений с их изображениями.
С помощью цифр «посади» растения там, где они растут.
ЛЕС ПОЛЕ
|
1.Подсолнечник
|
|
|
2.Сосна
|
|
|
3. Липа
|
|
|
4. Дуб
|
|
|
5. Пшеница
|
|
|
6. Кукуруза |
|
- Выполняя задание дорисуй в кружочке лицо. Старайся выполнять задания с хорошим настроением.
VІІ Обобщение и систематиация знаний
-Ребята, Красное солнышко нам предлагает поиграть в игру.
1. Игра «Красный-зеленый»
– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.
VІІІ Итог урока.
Технология «Микрофон»
- Какие растения называются культурными? Почему?
- Почему дикорастущие растения получили такое название?
- Где растут дикорастущие растения? А культурные?
-Какие дикорастущие и культурные растения ты видишь по дороге из школы домой?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.