Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности
Оценка 5

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
чтение
1 кл
18.10.2018
Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности
Разностороннее развитие ученика - это основная задача учителя! Одной из первостепенных задач является правильное формирование читательской деятельности а главное - самостоятельности. Важно на первых этапах не отбить желание читать дополнительную или внеклассную литературу. Важно чтоб родители участвовали активно, и занимали своих детей чтением.Научно-исследовательская работа
Разностороннее развитие ребенка.docx
Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста  Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через  формирование читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения Многие современные дети рано приобретают навыки чтения. Однако, желание  читать, работать с книгой, испытывать радость от прочитанного у них  проявляется редко. Причины, побуждающие взять книгу в руки, прочитать ее с  одной стороны, и знания, умения, навыки, обеспечивающие работу читателя с  книгой и текстом, с другой, ­ это обязательные условия, которые в процессе  обучения, формируют личностное свойство обучающегося – читательскую  самостоятельность. Это то, чему предстоит учить детей и что должно стать  целью работы при обучении детей чтению. С целью формирования читательской самостоятельности, создания условий для  воспитания наблюдательности, расширения кругозора обучающегося, развитие  его памяти, чуткого, внимательного отношения к слову, привития навыков работы с книгой проводятся уроки внеклассного чтения. Эти уроки позволяют  использовать разнообразный литературный материал, варьировать темы, формы и места проведения занятий. Внеклассное чтение – это раздел обучения самостоятельному чтению, задачей  которого является формирование у детей основ читательской  самостоятельности, развитие читательских интересов. На уроках внеклассного чтения объектом изучения является книга, которая  соответствует возрастным особенностям обучающихся, а также их читательской  подготовленности. Книга – предмет, который служит для хранения и передачи накопленного  человеческого опыта, не только фактов, сведений, а всей совокупности  чувственных восприятий, приобретенных и приобретаемых человечеством в  процессе взаимодействия с внешней средой. Свойства книги. Самое главное в книге – это содержание. Ядром содержания  является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное,  научно­популярное и т.д.). В зависимости от назначения книги в ней  продумывается оформление, размещение текста и иллюстраций с точки зрения  удобной работы с нужным материалом. Важны также такие характеристики, как  прочность книги, ее размеры, вес, упругость страниц, приятно ли ее держать в  руках и т.д. Элементами книги являются: обложка, переплет, суперобложка, корешок,  форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный  указатель, иллюстрации.  Обложка и переплет, содержат необходимые надписи, рисунки, которые  помогают отличить данную книгу среди других.       Корешок обычно содержит информацию об авторе и названии книги,  что обеспечивает ориентировку среди книг, размещенных на полках. Оглавление и алфавитный указатель – сведения о содержании книги, о  структуре изложения, с помощью этих данных читателю легко  ориентироваться внутри текста книги. Форзац – лист, скрепляющий переплет с книжным блоком. Иногда на  форзаце размещаются справочные сведения, карты, схемы, рекламная  информация. Титульный лист содержит общую информацию о книге: автор,  переводчик, название, информация о месте и времени издания, кем  оформлена. Выходные сведения содержат краткую аннотацию, информацию об  авторе, художнике, переводчике, об издании и т.д. Книжная иллюстрация поясняет текст изображением соответствующего  сюжета, зрительного образа или дополняет текст наглядными образцами,  дает активное толкование, давая возможность понять и почувствовать  ценность литературного содержания. В детской книге иллюстрации особенно  важны. Цель внеклассного чтения – сформировать у учащихся интерес к детским  книгам как к источнику знаний, привить желание и привычку читать книги.  Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:       систематическое ознакомление обучающихся с широким кругом доступной  для самостоятельного чтения литературы и ее видами; формирование у обучающихся умения ориентироваться в книге и среди  книг; формирование у обучающихся умения предугадывать примерное  содержание детской книги еще до чтения; формирование у обучающихся умения различать книги по таким признакам как, тематика, автор, назначение и др; формирование у обучающихся умений пользоваться библиотечно­ библиографическими средствами для нахождения нужной книги; воспитание у обучающихся стремления читать книги, задумываясь и  размышляя над прочитанным. Система внеклассного чтения эффективна при следующих условиях:     соблюдение преемственности в знаниях, умениях и навыках, которые  обучающиеся получают на разных этапах обучения; целенаправленный отбор литературы для уроков и самостоятельного  чтения с учетом права выбора книг каждым обучающимся; обеспечение взаимосвязи уроков литературного и внеклассного чтения; обеспечение помощи со стороны педагога в индивидуальной и  коллективной работе обучающихся с книгой. Ведущим методом обучения читательской самостоятельности обучающихся  начальных классов является метод чтения­рассматривания, разработанный  Светловской Н.Н. Метод чтения­рассматривания заключается в активизации словарного запаса,  развитии воображения, задании необходимой направленности и  сосредоточенности мыслям. Процесс формирования читателя происходит в  течение трех этапов (периодов):    подготовительный этап (1 класс); начальный этап (2 класс); основной этап: основной (3 класс) и завершающий (заключительный) (4  класс). Каждый из этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному  материалу (т.е. к детским книгам, используемым в качестве учебного материала),  методикой работы и организацией деятельности учащихся на уроке, видами  библиотечно­библиографической помощи, структурой занятия или урока. Рассмотрим каждый этап. Подготовительный этап 1­ое полугодие 1 класса – наиболее благоприятные условия обучения методу­ рассматриванию поскольку дети еще не овладели основами техники чтения и не  пользуются механическим схватыванием слов. Важным и новым для детей  мероприятием на данном этапе является экскурсия в библиотеку. Во время  экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский  билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги­великаны и  книжки­малышки, книжки­игрушки и т.п. Объясняют правила бережного  отношения к книге. Цель обучения – пробудить и поддержать у обучающихся желание обращаться  к книгам, листать их, узнавать «знакомые» книги, познакомить детей с  множеством книг, соответствующих возрасту и интересам обучающихся. Для  достижения этой цели 1 раз в две недели в течение 15­20 минут проводится  занятие с детской книгой (в структуре урока обучения грамоте). Задача подготовительного этапа – показать детям связь между содержанием  книги и ее оформлением, иллюстрациями. Книгу вслух читает педагог, но дети  ориентируются в книге – по иллюстрациям на обложке и внутри книги, пробуют  читать фамилию автора. Основные требования к книгам, используемым для работы на  подготовительном этапе:     в жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки,  стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве); книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам; они должны быть доступными и понятными по содержанию (тема, идея,  язык); отбирать следует те книги, которые нравятся самому педагогу;       книги и художественные произведения должны быть невелики по объему  (3­7 минут чтения вслух, 8­16 страниц); книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и  содержать: одно произведение; несколько произведений одного автора; произведения разных авторов; книги должны быть крупного формата, четко выраженными элементами,  яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными  текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом. На подготовительном этапе вырабатывается цепочка: содержание –  иллюстрация – название – автор. Работа на занятиях строится в следующем порядке:      беседа, которая помогает настроиться на восприятие произведения (2­3  мин); чтение педагогом книги вслух (книга до чтения не показывается), при этом  следует обращать внимание на то, чтобы дети слушали, запоминали сюжет и  героев, оценивали события, поступки героев (3­7 мин); в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются  чувства, читательские переживания детей (4­6 мин); рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с  текстом) (3­4 мин). При этом соблюдается следующий порядок: сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал (1­2 мин); рекомендации к домашнему чтению (1­2 мин); повторное чтение. рассматривание обложки; перелистывание книги; рассматривание иллюстраций; выделение названия и автора;       Повторное чтение педагогом проводится после небольшой паузы, отделяющей  первое чтение от следующего. Перед вторым чтением необходима целевая  установка на слушание, т.е. педагог ставит конкретный вопрос, на который  обучающиеся должны будут ответить. Если первое чтение включает только  эмоции, то повторное предполагает анализ услышанного. При повторном чтении  педагог может читать произведение наизусть, чтобы показать образец владения текстом, сказки рассказываются близко к тексту. На первых занятиях можно предложить детям закрывать глаза и представлять  картинку: героев, их позы и движения, окружающую обстановку, элементы  пейзажа, а затем, рассказать об увиденном. Необходимо обратить внимание на выразительность речи, что предполагает  изображение ситуаций с помощью мимики, жестов, движений, интонаций. На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к  наблюдениям за каждым ребенком и еженедельным пометкам: присутствовал ли  на уроке, принес ли нужную книгу, принес книгу, но не по теме. Дети,  попадающие по наблюдениям в разряд детей, требующих повышенного внимания, нуждаются в индивидуальной помощи (беседа с ребенком, родителями с целью  выяснения причин). Оценкой на данном этапе должно служить устное поощрение ребенка, ни в коем случае недопустимы нравоучения и наказание. Начальный этап 2 класс. Особенностью начального этапа является резкое увеличение  количества детских книг (каждую неделю 3­4 новые книги). Обязательным  становится самостоятельное чтение детей под наблюдением учителя. Отбор книг для чтения должен быть наиболее тщательным, так как предполагается  самостоятельное чтение. На этом этапе можно использовать серии «Мои первые  книжки», «Читаем сами», «Для самых маленьких». Тематика и жанры  произведений остаются теми же, что и на подготовительном этапе. Основным  отличием от подготовительного этапа является то, чтопедагог организовывает  коллективное рассматривание книги перед прочтением. Целью начального этапа является закрепление потребности ребенка  самостоятельно прочитать понравившуюся книгу. Поэтому основным видом  деятельности будет самостоятельное чтение под руководством и наблюдением  педагога. Основные критерии при подборе педагогом книг следующие:    крупный (4,5 мм) шрифт; текст на странице должен занимать не более 50% площади (остальное –  поля, иллюстрации); книга должна быть доступной для понимания, но относительно новой по  тематике; книга для рассматривания должны иметь ярко выраженные элементы; книги должны быть разнообразными по структуре.   Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор – название –  иллюстрации – содержание. На начальном этапе центр внимания переносится на самостоятельное чтение,  хотя чтение учителя и знакомство детей с новыми книгами остается в силе.  Здесь формируются основы культуры чтения, расширяется читательский  кругозор и опыт, в устойчивую привычку переходит знакомство детей с книгой до ее чтения, закрепляется знание некоторых элементов книги. Основной этап 3­4 классы. С 3 класса начинается основной этап формирования читательской  самостоятельности у младших школьников, который продолжается в 4 классе. Он характеризуется возрастанием самостоятельной деятельности обучающихся с книгой. Это дает возможность продолжать работу по формированию у них  навыка самостоятельного, целенаправленного выбора книги на новой основе:  дети сами приучаются выбирать книги в библиотеке, рассматривание становится  полностью самостоятельным, с опорой на такие элементы книги, как фамилия  автора, название, предисловие, содержание, титульный лист. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют  пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение  помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене. Целью обучения на этом этапе является формирование читательских интересов, дети должны убедиться, что мир книг – это широкий и увлекательный мир разных собеседников­авторов, в котором каждый читатель может найти что­то  интересное для себя. На уроках внеклассного чтения используются: чтение вслух, размышления,  беседы. Усиливают восприятие текста, стимулируют к обсуждению прочитанного книжные иллюстрации, другой наглядный материал, подобранный педагогом.  Помощь обучающемуся в подготовке к уроку внеклассного чтения  окажут плакаты­задания. Они должны содержать тему урока, список книг,  рекомендации к работе дома. Будут способствовать повышению интереса к  урокам использование дидактических игр, конкурсов, инсценировок, выставок  книг и т.д. Ведущая роль на уроке принадлежит детям. По теме будущего урока  обучающиеся самостоятельно подбирают книги, читают, приносят книги в класс и формируют из них выставку, принимают участие в обсуждении и анализе  прочитанных книг, выслушивают впечатления друг друга о прочитанных  произведениях, расширяют свой читательский кругозор. В уроке внеклассного чтения основного периода выделяют три обучающих  центра:    самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их  рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес; обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу  прочитанного. К беседе по книгам привлекаются все дети; расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет  педагог. Завершается такой урок сообщением домашнего задания, вывешиванием в  «Уголке чтения» списка книг, которые рекомендовано прочитать, информации с  разъяснением цели чтения и ориентиром поиска указанных книг. При этом,  педагогу необходимо убедиться, что обучающиеся смогут найти  рекомендованные книги в доступных им библиотеках. В классе необходимо оборудовать уголок – мини­библиотеку – Уголок  внеклассного чтения. Здесь размещаются книжные полки, стенд для плаката­ задания, место для рисунков и поделок детей, стол для работы с книгой или картотекой, полка для тематической книжной выставки. Все материалы в уголке  должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать. Структура уроков основного периода:     составление из самостоятельно прочитанных книг выставки по теме урока,  коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший  интерес (3­5 мин); всестороннее обсуждение наиболее понравившихся книг, в котором  принимают участие все обучающиеся, обсуждение эпизодов, вызвавших  переживания, оценка своей читательской деятельности (20­25 мин); расширение читательского кругозора обучающихся, которое осуществляет  учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и  рассказывая о новых произведениях, новых авторов, новых жанров, новых  темах (10­15 мин); сообщение и цели следующего урока, рекомендации к внеурочной работе с книгами (2­3 мин). Специфика занятий внеклассным чтением такова, что основным видом  деятельности является работа с книгой, поэтому на уроках не рекомендуется  использовать диафильмы, диапозитивы, грамзаписи. На основном этапе обучения главными для наблюдения за обучающимися станут:  правильность выбора книги, источник выбора книги, прочитал книгу или нет, вид  и жанр выбранной книги. Урок знакомства с периодической печатью проводится на основном этапе.  Структура такого урока не отличается от типовой. Но привычное обсуждение  прочитанного имеет некоторую специфику. Обучающимся на уроке предлагается рассмотреть, пролистать, прочитать незнакомый (любой) номер выбранного для  обсуждения журнала. После самостоятельного изучения номера проводится  беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель  демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на  особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны  познакомиться с терминами: периодическая печать, журналист, редактор,  тираж, номер, экземпляр. Главная задача уроков чтения и внеклассного чтения в начальных классах,  наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей  средствами художественной литературы, в формировании их художественного  вкуса. Деятельность педагога должна быть направлена и на формирование  умения создавать речевые высказывания на основе восприятия эстетически  ценного объекта. При этом, большое внимание необходимо уделять развитию  способности словесно описывать художественный образ, уметь использовать  эмоционально­выразительные языковые средства для передачи собственных  впечатлений. На уроках внеклассного чтения результатом работы по развитию личности, его  творческого воображения станет повышение мотивации учения, качества знаний, положительные личностные изменения. Открытие в себе новых возможностей  приведет к повышению познавательного интереса. Ребята с нетерпением будут  ждать новых уроков, новых открытий и в себе, и в окружающем мире. Список литературы       Голяш Г.О. Руководство внеклассным чтением младших школьников  //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. ­ №4, 2010, с.11­17. Алексеева Е.Л. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного  чтения //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. ­ №4, 2010, с.18­20. Светловская Н. Н. Внеклассное чтение в I классе. М., 1973.Внеклассное  чтение во II классе. М.,1974.Внеклассное чтение в III классе. Куприянова К. Н., Елкина А. И., Климова Е. Г. Внеклассное чтение в  начальной школе. М., 1970. Берестенева А. Я. О внеклассном чтении в I—IV классах. М., Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения учащихся. М., 1977.

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности

Разностороннее развитие ребенка младшего школьного возраста через формирование читательской самостоятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2018