Конспект внеклассного мероприятия
«Разноцветный ковёр Дагестана!»
Учитель: -Дорогие Ребята! Уважаемые гости! Я рада Вас приветствовать! Добрый день.
(Все уч-ся отвечают на своих языках)
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Оно будет трудным, но очень интересным. Наш сегодняшний урок я хочу начать словами Расула Гамзатова, которые помогут нам понять, о чем мы будем говорить.
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.
Звучит песня «Кавказ». За кулисами читается стихотворение.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Прослушивание песни про Дагестан.(Джамиля 7г – 1 куплет)
Учитель: как вы думаете, о чём эта песня? О чём мы поговорим сегодня?
1ведущий: Ассаламу алейкум! - Мир вам!
2 ведущий: Ваалейкум салам! - И вам мир!
1 ведущий: Да будет мир над вами! Только мирные люди могут рядом жить, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.
Учитель: Ребята, вы, наверное, думаете, что Дагестан очень маленький. Но это не так. Это самая большая республика Северного Кавказа. По числу жителей более двух миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдавии и даже таких государств Европы, как Дания, Швейцария, Бельгия, Албания и другие. Дагестан – самая южная окраина России, которая сегодня к тому же является приграничной частью страны.
- Посмотрите на карту и скажите, с кем граничит наша республика?
Ученик 1: ЗАКИНАТ: По суше и Каспийскому морю Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. А также соседями являются Чеченская Республика, Калмыкия и Ставропольский край.
Здесь и снежные высокогорья, и золотистые песчаные пляжи Каспия, которые находятся ниже уровня мирового океана. Здесь в долинах бурных рек зреют медовые абрикосовые сады, гнутся от тяжести плодов яблони и груши, высятся вековые ореховые рощи. Здесь каждый аул своеобразный кладезь талантов, а такие аулы как Кубачи, Унцукуль, Гоцатль и Балхар известны далеко за пределами России своими несравненными народными умельцами.
Ученик 2:( читает стихотворение Расула Гамзатова «Мне ль тебе Дагестан мой былинный…»
Мне ль тебе Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых
Учитель: Самое главное богатство Дагестана – это люди, населяющие этот прекрасный край.
Даже слово Дагестан своим произношением на языках народов Дагестана показывает сближённость народов и звучит удивительно красиво. Я прошу вас произнести слово Дагестан на вашем родном языках: на аварском - Дагьистан, на даргинском - Дагьистан, на кумыкском - Дагъыстан, на лезгинском - Дагъустан, на лакском - Дагъусттан и т.д..
Ведущий: РАСУЛ: Дагестан – это древнее название нашего родного края. Дагестан означает «Страна гор». «Даг» - гора, «стан» -страна..
На территории республики проживают более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. Из них 14 основных народов: кумыки, даргинцы, лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы, рутульцы , таты, чеченцы. В нашем классе обучаются представители 11 национальностей.
Ученик 3: (читает стих-е Дмитрия Калюжного) (Слайд 25)
В единстве духа множество народов,
Крепка их дружба, твердостью скалы.
В сердечном братстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын-Калы.
Гостеприимства долг, для горца важный,
Он никогда его не нарушал.
Частицу сердца навсегда оставил каждый,
Кто на Кавказе щедром побывал.
Ученик 4: Послушаем притчу . ЗУЛЯ: Сотворив человека, Бог дал ему язык. Но как же получилось, что в одном Дагестане возникло столько языков. Но в той же неписанной библии Дагестана об этом сказано так: «Ехал по земле посланник Бога на муле и раздавал из огромного мешка всем народам языки: китайцам - китайский, арабам - арабский, русским - русский, французам – французский…Разные были языки: один певучий, другой трескучий, третий твердый, четвертый красочный, пятый нежный… Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить по-человечески, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам, люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ. Вот доехал посланник на муле до Дагестана…
Но случилось так, что в суровых горах в тот день разгулялась снежная буря. От глубоких ущелий до самого неба ничего не было видно - ни дороги, ни домов. Слышен был только рев, грохот каменных обвалов да рычанье четырех рек, четырех Койсу. У раздавателя языков леденели усы. Рассердился он и высыпал все оставшиеся языки на горы и долины, мол, сами разбирайтесь. Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценнейшие зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык». Вот почему у нас столько языков. Языком межнационального общения является русский язык.
Учитель: сейчас очень много внимания уделяют родным языкам. Большинство молодёжи не знает своего родного языка.
Ведущий. : А сейчас послушаем стихотворения на разных языках.
(Дети читают по 4 строчки)
Но самое главное богатство Дагестана – это люди, населяющие этот прекрасный край.
«Люди, люди, высокие звёзды,
долететь бы мне только до вас!»,
- говорил Расул Гамзатов.
В Дагестане одной из самых почитаемых традиций является традиция почитания старших.
«Посоветуйся даже с камнем, если он старше тебя»,
-говорится в дагестанской пословице.
Сценка. Инсценировка рассказа «Ответ мудреца».
Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья. Один поцеловал свою мать и побежал, напевая дальше. Второй спросил: «Ты не устала?» - и стал догонять товарища. Третий молча взял ведра у своей матери и понес их в дом. Мимо проходил седобородый аксакал.
- Скажите, мудрец, - спросили матери, - чей сын самый красивый и умный?
- О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.
Учитель: Почему же мудрец сказал, что он видел только одного сына?
Народы Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана
1 ведущий: : очень важен тот факт, что Дагестан-дружная семья равноправных народов. В Дагестане в одной братской семье веками вместе проживают люди мусульманской, христианской, иудейской и буддийской веры.
Народы Дагестана имеют очень похожие традиции, обычаи, обряды, костюмы, украшения, танцы, песни, сказки, легенды, мотивы, музыкальные инструменты, орудия труда, домашние и хозяйственные предметы.
2 Ведущий: : Летопись человечества хранит бесчисленные легенды и сказания, былины и поэмы, поговорки и пословицы, в которых воспета всепреодолевающая сила дружбы и братства людей:
«Сила жизни – в дружбе».
«Дружба дороже всякого богатства».
Дружба между народами – самое долгое и великое братство Дагестана. Народы Дагестана имеют похожие традиции, обычаи, костюмы, украшения, музыкальные инструменты, орудия труда.
Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции.
Ученица: В воспитании детей большое место занимало приучение с малых лет к занятиям взрослых: мальчик – это будущий воин, девочка – будущая хозяйка-мать. Отмечался праздник совершеннолетия, во время которого согласно обычаю юношу опоясывали кинжалом, девушка надевала хранимое в сундуке «взрослое украшение бабушки.
Ученик 6: : Традиционная одежда даргинцев принадлежит к общедагестанскому типу, но имеет определенные особенности. У мужчин-туникообразная рубаха, длинные штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубки-накидки, овчинные папахи, кожаная и войлочная обувь. Обязательный атрибут-широкий длинный кинжал. Основа женского костюма платье-рубаха (туникообразная и с отрезной талией), а также архалук (распашное платье), штаны, аналогичные мужским узкие и широкие. Наиболее распространенным головным убором являлось покрывало (чиба) из бязи, полотна, белого или черного цвета. Другой головной убор - это чухта. Женская одежда вообще имела много серебряных украшений - налобно-теменные, ушные, нагрудные, поясные, наручные, с использованием драгоценных и полудрагоценных камней (яшма, рубин, коралл, бирюза, изумруд и др.).
Есть аулы известные своими канатоходцами, танцорами, музыкантами, поэтами, писателями, сапожниками, кузнецами. Всех и не перечислишь
Ученик 6: :У кумыков существует система народных правил и установлений повседневной жизни - адатов. Кумыки строго соблюдали обычаи гостеприимства, свято почитаемые и в наши дни.. У кумыков было развито куначество – постоянные дружеские отношения между чужими людьми.
Ученик 7: : Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами.. Их основное занятие - выращивание пшеничных культур Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами.
Ведущий1: : На сцене две сестры, одна городская, впервые приехавшая в село Сайда, а другая сельчанка Патимат. Сценка "Хорошая традиция" Музыка - Лакский мотив
Действие происходит в ауле. К сестрам подходит аулъчанка их сверстница и здоровается.
Аульчанка:
- Бивзрав! Мои дорогие!
Патя:
- Иннагу бивзрав!
Сайда
- Не легче сказать " привет"?
Патя:
- Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято здороваться так, как надо здороваться лачкам.
Мужчины здороваются: "Ассаламу алейкум!", что означает "Да будет мир над вами!", во всех случаях отвечают: "Ваалейкум вассалам!", т. е. "И вам мир!"
Сайда:
- А кто должен первым приветствовать?
Патя:
-Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым
приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину,
входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя,
здоровый - больного, уходящий прощается с остающимися.
Сайда:
- Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать аульчан.
Автор:
- Проходит сельчанка в национальной одежде.
Сайда:
- Патя, мне так стыдно, но я даже не знаю, как называется наша
национальная одежда.
Патя:
- Конечно, тебе должно быть стыдно, ты ведь лачка! И не знаешь о
лакской одежде, культуре и обычаях.
Одежда лачек была более своеобразной, отличалась богатством украшений. Женский головной убор является очень важной частью одежды. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементом костюмного комплекса. Головной убор " бак!бах1у ", " чутха ". Поверх чутхи одевали голмелли . Платье должно быть свободным, что бы скрывать строение фигуры, или надевали платье, отрезное по талии с широкой юбкой бузма гьукъа. Неотъемлемой частью были узкие штаны "х1ажак"
- Ну, как Сайда, нравится?
Сайда:
- Очень нравится.
Автор:
Приехала Сайда домой в город.
Мать:
- Ну, как, доченька, понравилось тебе в горах?
Сайда:
- Отдохнула хорошо, но я не понимаю, мама, почему ты меня обманула.
Мать:
- А в чем дело?
Автор:
Удивилась мать такому обвинению.
Сайда:
- Ты мне говорила, что в ауле из родственников наших живет один дядя
Курбан со своей семьей.
Мать:
- Ну да, а что?
Сайда: - Оказалось, что в ауле все друг другу родственники.
Мать: - Не понимаю. Толком объясни.
Сайда: - Когда мы с Патей выходили на прогулку, всех встречных она называла тетями, дядями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, а ты мне не говорила, что у нас в ауле так много родственников. Почему?
Автор:
Мать рассмеялась, поняв, в чем дело, и положив руку на плечо дочери, стала ей объяснять.
Мать: - Знаешь, доченька, это такая традиция у аульчан. Чтобы расположить к себе людей, они друг другу говорят: "дедушка", "бабушка", "дядя", "тетя", а к своим сверстникам обращаются со словами: "сестра", "брат".Старшие
обращаясь к младшим говорят: "сын мой", "хорошего отца сын".
Сайда: - Вот как!
Автор:
Поняв в чем дело, обрадовалась Сайда.
Сайда: - Хорошая традиция. Теперь я тоже буду обращаться к старшим и к
своим сверстникам.
Мать: - Я очень рада, дочь моя!
Автор: Улыбнулась мама.
Ведущий 2: : Обычаи гостеприимства, куначества (дружеской взаимопомощи) и кровной мести исторически являлись неотъемлемой частью быта лезгинского народа.
Ученик 8: : Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края.. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.
ТАНЕЦ «ЛЕЗГИНКА»
Учитель: Ребята, эта не последнее наше путешествие, так как еще много интересного вам предстоит узнать о своей малой родине. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана и нашей великой России!
Хасавюртовский многопрофильный
лицей «им. А.Абукова»
Конспект открытого внеклассного
мероприятия по дагестанской
литературе в 6 классе
«Разноцветный ковёр Дагестана!»
Подготовила и провела урок
учитель дагестанской литературы,
высшей категории
Маликова Бийке Багавдиновна
Дата - - - - - - - - -
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.