Для чтения
ТЕМА (греч. thema – то, что
положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема –
смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может
быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто
бывает сформулирована в заглавии текста.
ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот
вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует
решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе
говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя,
является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому
наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется
проблематикой.
Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие
представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к
тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную
проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный,
(-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение
авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть
выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В
художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании
воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь –
это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми
словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень
приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком
случае возможны различные интерпретации текста.
Как писать изложение в школе
Изложение – вид письменной работы в школе, в которой оценивается уровень восприятия, осмысления, передачи содержания и художественно-стилистических особенностей текста. Такое задание позволяет выявить, как хорошо у учащегося развита память, и насколько он владеет речевыми средствами русского языка.
Инструкция
1
Чтобы хорошо написать изложение необходимо внимательно прослушать текст и определить его тему. Также нужно выделить его основную мысль. Обязательно стоит все записать в черновике. Иногда суть текста отражается в его названии, на него стоит также обратить внимание.
2
Далее необходимо составить подробный план текста. Для этого выделяются микротемы каждой части и озаглавливаются. Когда в черновике записываются названия разделов текста, следует оставлять немного места для записи ключевых слов и фраз.
3
После второго прослушивания текста необходимо заполнить пустые места для записи ключевых моментов текста.
4
Внимательно слушайте текст во время второго прочтения, обратите внимание на его тип (повествование, описание, рассуждение), его стилистические особенности, художественные средства, используемые автором.
5
Напишите в соответствии с планом черновой вариант текста. Старайтесь сделать его подробным и развернутым.
6
Если необходимо дополнить изложение элементами сочинения, например, высказать свое отношение к описываемому, подумайте, как связать основной текст и ваши рассуждения. Переход не должен быть резким и заметным. Стилистика текста также не должна быть отличной от всего изложения.
7
Когда черновик готов, следует внимательно его перечитать. Нужно удалить все недочеты текста: повторы, тавтологии, несоответствия.
8
Прочитайте написанное еще раз и исправьте синтаксические и пунктуационные ошибки.
9
Аккуратным разборчивым почерком перепишите изложение. Перечитайте чистовой вариант, будьте внимательны при проверке, постарайтесь найти все возможные описки.
Умение писать изложение является ценным практическим навыком, характеризующим степень владения языком. Воспроизведение изложенных в оригинальном тексте мыслей в сжатой форме развивает умение активно слушать, формулировать суть текстового сообщения, выявлять существенные связи между явлениями.
Инструкция
1
Подробная форма изложения предполагает как можно более полное воспроизведение содержания предложенного текста, при этом стилевые особенности оригинала должны быть, по возможности, сохранены. Сжатое изложение, в отличие от подробного, должно отражать умение обучаемого отбирать наиболее важную информацию, предельно кратко передавать сущностные характеристики текста. Действующие лица, сюжетная линия, описание личностных особенностей героев, сопутствующая обстановка в сжатом изложении должны быть сохранены.
2
Изложение текста в сокращенной форме не обязано в мельчайших деталях передавать стилевые характеристики автора. Приветствуется, однако, воспроизведение ключевых моментов, оборотов речи автора.
3
Для начала необходимо прослушать исходный текст на первый раз. Постарайтесь сформулировать для себя, о чем повествует текст. Уловите стиль автора, структуру текста, основные объекты, присутствующие в повествовании. Не упустите существо аргументации рассуждений и логических доводов, если они в тексте присутствуют.
4
Разбейте текст на логические части. Такое дробление должно учитывать смысловые связи в повествовании. Будет хорошо, если вам удастся подобрать к частям подходящие заголовки.
5
При повторном прослушивании отрывка еще раз уясните для себя существенные детали. Задайте способ, при помощи которого вы будете сокращать (сжимать) текст. В основном здесь используется исключение избыточности или обобщение признаков.
6
Теперь вам предстоит поработать над составлением более сжатого плана исходного материала. Помните о необходимости выделять смысловые взаимоотношения между фрагментами текста (функциональные, пространственные, временные).
7
Запишите максимально сокращенное изложение всех частей по отдельности, после чего свяжите их друг с другом в логической и смысловой последовательности, соблюдая структуру предложенного к изложению текста.
8
Просмотрите полученный результат и оцените его с учетом главного требования: удалось ли вам уловить и правильно передать основное содержание текста? Внесите необходимые поправки и перепишите изложение начисто красивым почерком.
В школе всем нам приходилось писать сочинения по разнообразным литературным произведениям. Возможно, кому-то приходится делать это и сейчас. Разумеется, в школе у каждой учительницы обычно есть свои критерии оценки сочинения – кому-то нравится употребление определённых словесных конструкций, кому-то нет, кто-то из учителей склонен соглашаться с мнением ученика, а кто-то настаивает на собственном. Но есть некоторые общие правила написания сочинения, которые помогут вам создать грамотный и хороший текст.
Инструкция
1
Внимательно прочитайте тему сочинения, вдумайтесь, что именно о вас требуют. Если в заголовке сочинения сказано: «Крушение теории Родиона Раскольникова», то необходимо сосредоточить своё внимание именно на теории Раскольникова, а не на биографии Фёдора Михайловича Достоевского. Соответствие текста заявленной теме – первый шаг к успешному сочинению.
2
Составьте план сочинения. Наверняка в тот момент, когда вы прочли тему сочинения, у вас в голове начали роиться мысли на заданную тему, возможно, некоторые удачные речевые обороты и примеры. Но всё это находится в голове в состоянии каши. Нужно привести мысли в порядок. К тому же, каждый текст в обязательном порядке должен содержать некоторые смысловые части: вступление, завязка, кульминация и развязка. Не важно, что вы пишете – художественное произведение, текст для сайта или сочинение. Обязательно помните об этих составных частях. Распишите по пунктам, о чём именно вы напишите в каждой из составных частей.
3
Напишите черновик сочинения, опираясь на составленный план. Разумеется, не стоит чётко разграничивать начало и конец каждой части, и ни в коем случае не нумеруйте эти части в самом сочинении! Переходы из одной части в другую должны обозначаться абзацами (хотя, не всегда), следите, чтобы соблюдалась логика изложения мысли.
4
Высказывая какую-либо мысль, обязательно приводите цитаты из текста. Не важно, соглашаетесь вы с мнением автора или пытаетесь его оспорить. Вы можете иметь мнение, кардинально противоположное тому, что вам давали на уроке, но свою точку зрения вы должны подкрепить хорошими аргументами и текстом. Хотя, увлекаться цитированием тоже не стоит – сочинение, состоящее из одних только цитат, высоко не оценят.
5
Перепишите сочинение на чистовик. Не забывайте о том, что проверять сочинение будет учитель. Это не значит, что нужно подстраиваться под его мнение, чтобы заработать хорошую оценку – настоящий учитель всегда поймёт и примет точку зрения ученика, если тот сможет её аргументировать. Но среди учителей встречаются и диктаторы, не приемлющие никакой точки зрения, кроме своей. В этом случае характер лучше не проявлять, если вы знаете, что навлечёте на себя неприятности.
6
После написания сочинения несколько раз (если позволяет время) проверьте его на наличие ошибок, как грамматических, так и речевых и стилевых.
Очень часто для школьников одной из самых больших трудностей в обучении являются сочинения по литературе. И если с обычными домашними сочинениями проблема еще как-то решается, то экзаменационные сочинения становятся просто непреодолимым препятствием. В действительности же львиная доля трудностей объясняется тем, что дети просто не знают, как именно надо писать сочинение по литературе, с какого конца приниматься за решение этой задачи.
Инструкция
1
Поэтому если школьнику доступно объяснить алгоритм подготовки этой работы, то в дальнейшем с сочинениями проблем у него не будет. И начинать в первую очередь надо с выбора темы.
2
Большинство школьных сочинений пишутся по определенным литературным произведениям. Поэтому правильно выбранная тема, если она понятна и близка ребенку, может во многом облегчить написание работы. Если же выбор не возможен, надо научить школьника правильно обращаться с исходными данными.
3
Выбрав или получив тему сочинения, необходимо составить последовательный план работы. Польза плана в том, что во-первых, он сразу же определит логическую структуру сочинения и не позволит автору распыляться на смежные темы, а во-вторых, поможет упорядочить пока еще разрозненные мысли по поводу задания. План должен содержать как минимум три четко выраженные части: вступление, основную часть и заключение. Основная часть может подразделяться на два и более пункта, но не стоит злоупотреблять их количеством, иначе можно запутаться и упустить важные мысли.
4
После хорошо составленного плана можно переходить к анализу исходного материала. Если речь идет о домашнем сочинении, то следует еще раз просмотреть то произведение или эпизод, по которому пишется работа. Так же полезно будет прочитать литературную критику по данной теме и сделать некоторые выписки, способные подкрепить мысли автора. Если же сочинение экзаменационное и никакой литературы в доступности нет, следует выписать на черновике все, что помнится о прочитанном и основные мысли по теме.
5
После того, как школьник четко представил себе, что именно и как он намерен писать, можно приступать собственно к работе. Часто ученику бывает трудно сразу начать с написания вступления. Это не страшно, начать можно сразу с главной части, оставив для вступления свободное место. Когда основное содержание будет написано, намного проще будет сделать вступление и заключение. Очень важно так же донести до школьника мысль о том, что заключение не является простым переписыванием конца вступления и основной части, что это самостоятельный раздел работы, который требует не меньшего внимания для полноценного оформления выводов. Особенно хорошо, когда удается добиться идейной взаимосвязи между вступлением и заключением. Это придает работе больший вес и производит положительное впечатление.
Сочинение по русскому языку является одной из частей единого государственного экзамена по этому предмету. Правильно написанное сочинение должно разделяться на вступление, основную часть, в которой рассматривается проблема, поднятая в теме работы, заключение.
Инструкция
1
Вступление не должно быть слишком длинным – достаточно написать пару–тройку предложений, в которых вы подведете читателя к своим рассуждениям. Если вам задали сочинение по какому-либо литературному произведению, напишите несколько слов об авторе, о его месте в отечественной литературе и о самом произведении. Можете упомянуть какую-нибудь цитату, которая подойдет к теме работы.
2
Если вы пишите сочинение-рассуждение, начните его с риторического вопроса, на который попытаетесь ответить в дальнейшем, или с общих рассуждений по теме. Используйте такие модели построения предложений : «Автор … известен не только в нашей стране, но и за рубежом», «Не зря … считают классиком русской литературы», «Произведение … занимает особое место в творчестве…», «Все мы задумываемся над проблемой….».
3
Основную часть сочинения начинайте с более подробного рассмотрения литературного произведения по теме, раскройте позицию автора, а затем приступайте к изложению своей точки зрения. Вы можете соглашаться или не соглашаться с автором, иметь двойственное отношение к произведению или свою отличную от общепринятой позицию по заданной проблеме. Если ваша работа посвящена какой-то общей теме, лучше привести какую-нибудь известную цитату или стихотворение, упомянуть автора, в произведениях которого рассматривалась подобная проблема. В любом случае не стесняйтесь выделять свою позицию, но делайте это грамотно и деликатно. Выражайте свое мнение, начиная со слов: «Нельзя не согласиться с …», «Я (не) считаю, что…», «Мнение … представляется мне …».
4
Заключение. Не стоит делать его слишком большим, достаточно четырех – пяти предложений. Подведите итоги всему, о чем писали в своем сочинении, сделайте какие-нибудь выводы в этой части своей работы. Заключение стоит начать со слов: «Итак, … », «В заключении хотелось бы сказать о ….», «Таким образом….».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.