Предмет:алгебра
Класс: 8
Тема урока:Иррациональные числа
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Самостоятельная работа».
Ход урока
1. Освоение нового материала.
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Объясните ученикам приведённый материал и примените его к задачам.
С чем удобнее работать: с дробями или с корнями? Наверное, всё же с дробями: их можно сокращать, складывать, вычитать, сравнивать без всяких возведений в квадрат. В общем, почти все действия с ними более привычные, правда? Да и вообще дробь как-то понятнее: например, чтобы представить, что такое 45, надо разделить некоторое количество на пять равных частей и взять четыре из них. А с корнем так вряд ли получится.
Впрочем, а почему не получится? Кто
сказал, что, например,
нельзя представить в виде
некоторой дроби? Между прочим, знаменитые пифагорейцы долгое время считали, что
любой отрезок соизмерим с единичным. Это значит, что отрезок любой длины,
например, длины
, можно получить, если
единичный отрезок увеличить в целое число раз, а потом разделить на равные
части. Если бы это было так, то число
можно было бы
представить в виде обыкновенной дроби
, где
число m показывает, во сколько раз мы увеличили единичный отрезок, а
число n – на сколько частей мы потом увеличенный отрезок разделили.
Долгое время никто не мог ни доказать, ни опровергнуть это предположение.
А сейчас мы с вами проверим его
буквально за пару минут. Для удобства сначала построим
отрезок AB =
на рисунке, а затем
напомним два важных определения.
Определение. Рациональное число – это
число, которое можно представить в виде дроби
, где m –
целое число, а n – натуральное.
Определение. Не являющееся рациональным число называется иррациональным.
Для доказательства следующей теоремы
мы воспользуемся методом «от противного»: сначала предположим, что дробь,
равная
, существует, после чего
придём к противоречию, что и докажет ошибочность исходного предположения.
Теорема.
не является рациональным
числом.
Доказательство.
Предположим, что 2 –
рациональное число. Тогда при некоторых натуральных числах и будет верно
равенство
=
.
Будем считать, что дробь
несократима (то
есть нет такого числа, на которое бы одновременно делились и числитель, и
знаменатель). В противном случае просто сократим её и продолжим работать с
получившимися числителем и знаменателем.
Умножим предыдущее равенство
на n: n
= m.
2. Применение изученного материала.
2) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Предложите ученикам самостоятельно решить задачи, помогите им, если возникнут трудности.
Какие из данных чисел рациональные?
1.
2.
3.
4.
5. 0,00013
6. ![]()
7.
![]()
Дан прямоугольный треугольник с катетами 1 и 2. Верно ли, что его периметр больше
5,28?
2) Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Предложите ученикам решить задачи в формате ГИА, подобные задания могут встретиться им на ОГЭ.
Найдите
корень уравнения ![]()
3. Подведение итогов, домашнее задание.
1) Домашнее задание.
Предложите ученикам выполнить домашнее задание.
Какие из данных чисел рациональные?
1. -0,1
2.
3. 0,125
4. ![]()
5. ![]()
6.
![]()
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.