Разработка

  • docx
  • 03.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала -«Четные и нечетные функции».docx

План урока

Учитель:    

Класс 10(базовый уровень)

Тема: «Четные и нечетные функции»

Тип урока:урок повторения

Планируемые результаты:выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Личностныеумение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы; умение рационально распределять рабочее время;

Предметные:вспомнить ранее изученные свойства функции;познакомиться с чётными и нечётными функциями и их графиками;выработать умение строить графики чётных и нечётных функций и определять по графику вид функции

Метапредметныеумение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;

владение навыками познавательной рефлексии;

Ключевыеслова:«четная функция», «нечетная функция», «периодические функции», «монотонность функции»;

Краткое описание:

Оборудование и материалы: презентация 

Блочно-модульное описание урока

БЛОК1. Вхождение  в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1.Мотивирование на учебную деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! В предыдущем параграфе мы обсуждали те свойства функций, которые в той или иной степени были нам знакомы.

Ребята, какие свойства функции вы знаете?

(Д(у), Е(у), монотонность, ограниченность сверху, снизу, Выпуклость вверх, вниз

2.Актуализация опорных знаний

(формы организации учебной деятельности: индивидуальный, групповой, работа в паре)

Тестирование.

I вариант

II вариант

1.      Область определения  y=x2-3x+9 

2.Область определения  у=

 

1.      Область определения у=

 

2.   Область определения у=

 

a) (-∞;-1)U(-1;1)U(1;+∞);  б) (- ∞;0)U (0;+); в) [-10; +∞);   г) (-1;1);   д) (-∞;+∞)

  е) (-;5) U (5;+);   ж) (3;+ ∞)  

3) На рисунке дан график функции у=f(x). Данная функция: а) выпукла вверх;

                              б) выпукла вниз;

                               в) не выпукла.  

3) На рисунке дан график функции у=f(x). Данная функция: а) выпукла вверх;

                              б) выпукла вниз;

                               в) не выпукла.  

4) На рисунке дан график функции у=f(x).

Определите для данной функции унаим:

а) 0; б) 3; в)4; г)-3

 

4) На рисунке дан график функции у=f(x).

Определите для данной функции унаиб:

а) 0; б) 5; в)4; г)-3

5) На рисунке дан график функции у=f(x).

Определите для данной функции унаиб:

а) 0; б) 3; в)4; г)-3

5) На рисунке дан график функции у=f(x).

Определите для данной функции унаим:а) а) 0; б) 3; в)4; г)-3

 

 

3. Целеполагание

Слайд1.     Китайская пословица гласит:

   "Я слушаю, - я забываю;

     Я вижу, - я запоминаю;

     Я делаю, - я усваиваю"

Что же мы должны сегодня услышать, увидеть и сделать? Посмотрим на тему урока.

СЛАЙД№2

Сегодня мы продолжаем разговор о свойствах числовых функций. Речь пойдёт о чётных и нечётных функциях.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока: “Чётные и нечётные функции”.

Цель нашего урока усвоить определение чётной и нечётной функции и их основные свойства, научиться определять- четная функция или нет, научиться строить графики таких функций и применять эти знания к решению задач.

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала (формы организации учебной деятельности,включая самостоятельную деятельность учащихся (изучаем новое,открываем новое).

СЛАЙД №3

ЗАДАНИЕ         Функция задана формулой    f(x)= х2.           Найти:  а)  D(f);   б) f(2), f(-2), f(-x).

Что вы увидели?  (f(-x)=f(x)).  Дана функция, знак которой не меняется при изменении знака x.

Для данной функции выполняется два условия: 1) f(-x)=f(x);  2) D(f) симметрична относительно нуля.

 Такая функция называется  четной.

 СЛАЙД №4 (определение четной функции). Запишите определение.

Приведите примеры  ч.ф.: y = x2y = –x2y = x4y = x6y = x8 +2 x2

Четные функции обладают важным свойством: График четной функции симметричен относительно оси ординат.  СЛАЙД №5 (графики ч.ф.)

СЛАЙД №6

ЗАДАНИЕ         Функция задана формулой    f(x)= х3

Найти:  а)  D(f);   б) f(1), f(-1), f(-x).

Что вы увидели?  (f(-x)= -f(x)).  Дана функция, знак которой меняется при изменении знака x.

Для любого ли х значение –х также принадлежит области определения? Т.е. D(f) симметрична относительно нуля? (да)

 Такая функция называется  нечетной

СЛАЙД №7 (определение нечетной функции). Запишите определение.

 

Примеры  неч.ф.: y = x3       y = –x3                   у = х5                     у = х7                           у = х39    у=х(5-х2)

Нечетные функции обладают важным свойством: График нечетной функции симметричен относительно нач. координат.  СЛАЙД №8, №9 (графики неч.ф.)

Задание. Функция задана формулой функция у = 2х + 3. Сравните значения функции при х=-1 и х=1. В самом деле, f(1) = 5, а f (-1) = 1. Как видите, здесь Функция Значит, не может выполняться ни тождество f(-х) = f (х), ни тождество f(-х) = -f(х).

Итак, функция может быть четной, нечетной, а также ни той ни другой.

Изучение вопроса о том, является ли заданная функция четной или нечетной, обычно называют исследованием функции на четность

примеры. 

Опр.  Если числовое множество X вместе с каждым своим элементом х содержит и противоположный элемент -х, то X называют симметричным множеством. Скажем,

(-2, 2), [-5, 5], (-оо, +оо) — симметричные множества, в то время как [0, +оо), (-2, 3),

[-5, 5) — несимметричные множества. Если функция у = f (х) — четная или нечетная, то ее область определения D (f) — симметричное множество. Если же D (f) — несимметричное множество, то функция у = f(х) не является ни четной, ни нечетной.

2.Проверка первичного закрепления

1)Укажите номера графиков:

а) четных функций; б) нечетных функций; в) функций, не являющихся ни четными, ни нечетными

1).

4-1.jpg

6).

ege_math5-2.gif

2).

4-2.jpg

7).

img2.gif

3).

135.gif

8).

4-3.jpg

4).

ege_math5-3.gif

9).

img1.gif

5).

image114.jpg

10).

img1-2.gif

2. Функция y=f(x) четная. Дан фрагмент графика. Найти f(–3)

1)–5        2)0        3)5        4)–1

3. Функция y=f(x) нечетная. Дан фрагмент графика. Найти f(3)

1 )–4               2)4                   3)3                  4)–3

4.Найдите значение выражения f(3) + f(-5), если известно, что у=f(x) – четная функция и f(-3)=2, f(5)=-3.

5. Найдите значение выражения f(7) – f(-2), если известно, что у=f(x) – четная функция и f(-7)=0,3, f(2)= - 0,4

6. Найдите значение выражения f(4) – f(-5), если известно, что у=f(x) – нечетная функция и f(-4)=2,5, f(5)= 1,3.

БЛОК 3.  Применение изученного  материала

1.Применение знаний,  в том числе в новых ситуациях

Ответить на вопросы:

1) Может ли быть четной или нечетной функция, областью определения которой является:

а) промежуток ; б) промежуток ; в) объединение промежутков .

2) Функция  четная, . Найти .

3) Функция  четная, . Найти .

2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.

3.Задание ЕГЭ и ОГЭ

4.Развитие ФГ

Подбор соответствующего задания.

5.Систематизация знаний и умений

(Подбираем задания на связь изученной на уроке темы  с раннее освоенной темой или другими  предметами)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

1.Диагностика или самодиагностика.

Исследовать на четность функции:

а)

б)

в)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

А теперь подведем итоги  урока. Заполните пропуски в формулировке определений и свойств. СЛАЙД № 20,21,22

1.Рефлексия  (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)

Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.

1.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?

2.Что было трудным?

3.Что так и осталось непонятным?

2. Домашнее задание.

Рекомендации по ДЗ.  Решу ЕГЭ.


 

Скачано с www.znanio.ru