Разработка 8

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функция y=x и её график_..docx

Технологическая карта урока по алгебре (по учебнику Никольский,  8 класс)

Тема:  Функция y=x и её график.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цель: формирование аналитической способности выявления сходств и различий свойств и графиков функций y=x и y=-x на изучаемом материале.

Основные понятия: функция, график функции, область определения, область значения, возрастающая и убывающая функция, координатная четверть.

Ожидаемые результаты учебного занятия.

Предметные: сформулировать свойства функции y=-x по аналогии с функцией y=x, научить строить график и читать его.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

познавательные: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умение использовать наглядность для иллюстрации примеров, аргументация собственного суждения.

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формируемые УУД

 

1-й этап.  Организационный момент. Самоопределение. (2 мин).

 Цель этапа: настроить   учащихся на сознательную  учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1

Ребята, прочитайте цитату на доске:

 «Я ничего не понимала в математике, поэтому мне пришлось думать» (Джоан Робинсон).

Сегодня на уроке вам предстоит провести небольшое исследование, основанное на тех знаниях, которые вы получили на предыдущем занятии.

 

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест, проверяет отсутствующих.

Настраивает и вдохновляет их на сознательную учебную деятельность (цитата).

 

 

 

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты. Читают цитату на доске, настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

Ф

Л. Самоопределение, смыслообразование.

К. Планирование учебного сотрудничества.

 

2-й этап. Актуализация опорных знаний (10 мин).

 Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся.

2

1.Проверка д/з: № 74(б, д), 76(б).

2. Устный опрос.

·         Что такое функция?

·         Чем является график функции y=x?

·         Что такое область определения и область значения функции?

·         Сформулируйте определения понятий возрастающая функция и убывающая функция.

·         Изобразите на доске схему координатных четвертей. Какие значения в них принимают переменные x и y?

Вызывает к доске 2 учащихся для выполнения д/з. Проверяет правильность выполнения д/з. 

Организует устный опрос. Отмечает активных участников опроса для выставления оценки в конце урока.

 

2 учащихся на  доске записывают решение д/з и по мере выполнения обоснованно комментируют свое решение учителю. Остальные учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют д.р. и выставляют отметку.

Участвуют в устном опросе.

Ф

П

 

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

 

3-й этап. Построение учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации (15 мин.)

 Цель этапа: изучение функции y=-x и сравнительный анализ свойств функций y=x и y=-x.

 

3.

Сегодня на уроке мы построим график ещё одной функции y=-x.

А теперь давайте исследуем эту функцию и проведём сравнительный анализ её свойств. Критерии:

1.      Область определения.

2.      Область значения.

3.      Точки пересечения с осями.

4.      Возрастание (убывание).

5.      Координатные четверти.

Вызывает к доске одного учащегося к доске для построения графика функции y=-x. Акцентирует внимание на том, что график является биссектрисой 2 и 4 координатных четвертей.

Организует  работу в парах  (сравнение свойств функций и оформление данных с помощью таблицы).

Вызывает двух учащихся к доске для защиты мини-проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один учащийся строит график функции y=-x у доски, остальные в тетрадях.

Учащиеся в парах заполняют таблицу в соответствие с предложенными критериями.

 

y=x

y=-x

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

Двое учащихся защищают мини-проект у доски. Остальные производят коррекцию ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

П. Формирование умений анализировать и синтезировать, выделять существенные и несущественные признаки понятия.

 

4-й этап. Первичное закрепление  изученного материала (10 мин)

Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий.

4

 Учебник (Никольский, алгебра, 9 класс): с. 50 №82 (а, г, ж), №83(а, б), №84.

Резерв: №85.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по решению заданий из учебника (3 желающих работают у доски). Остальные в тетрадях. Первые 5 человек, выполнивших все задания, сдают тетради на проверку. Выставляет отметки участникам процесса в конце занятия.

 

 

 

Решают задания у доски и индивидуально в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

И

 

 

5-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием (2 мин)

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

5

Домашнее задание.

П. 3.2. Выучить свойства функций, №82(2 столбик), №83(в).

Предлагает записать задание и

даёт комментарии к домашнему заданию.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Ф

 

 

6-й этап. Итоговый (6 мин)

Цель: провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности  на уроке.

6.

 

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников:

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке?

- Проанализируйте свою работу.

Предлагает заполнить индивидуальные  листы контроля

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание и выставляют отметки за урок в лист контроля.

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации.

Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка.

Л.  Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.