ПРОЕКТ
РАЗРАБОТКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на основе примерной рабочей Программы воспитания
ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ РАО
I. Общие положения........................................................................................................ 3
II. Алгоритм разработки рабочей программы воспитания.................................................. 5
III. Алгоритм разработки календарного плана воспитательной работы............................ 43
1. Методические рекомендации должны помочь педагогическим коллективам дошкольных образовательных организаций в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
2. В методических рекомендациях используются следующие обозначения и сокращения:
ДОО — дошкольная образовательная организация;
КПВ — календарный план воспитательной работы;
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;
ООП ДО — основная образовательная программа дошкольного образования;
Примерная программа — примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
РПВ — рабочая программа воспитания;
РППС — развивающая предметно-пространственная среда.
Социальные партнеры — организации или сообщества, с которыми сотрудничает (или могла бы сотрудничать) ваша ДОО и которые помогают вам выстраивать воспитательный процесс.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 304-ФЗ[1] определено, что «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
4. 304-ФЗ предусматривает, что в состав образовательной программы должны быть включены рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы(ст.2 п. 9). РПВ является разделом основной образовательной программы дошкольного образования.
5. Все изменения в ДОО должны быть отражены на сайте ДОО.
6. В Примерной программе содержатся инвариантные блоки, в которых не допускается внесение изменений при составлении РПВ, и вариативные блоки, содержание которых может изменяться в зависимости от региональных, муниципальных или иных условий осуществления процесса воспитания.
Текст Примерной программы размещен на сайте ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» по ссылке: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/.
7.
8. При разработке РПВ необходимо соблюдать несколько простых правил и рекомендаций:
● к разработке и обсуждению РПВ необходимо привлечь максимальное количество педагогов и сотрудников
ДОО, а также заинтересованных представителей родительской общественности;
● текст РПВ должен быть понятен участникам образовательных отношений;
● по аналогии с ООП ДО рекомендуем написать краткую аннотацию РПВ и разместить ее на сайте ДОО (как и саму РПВ);
● при написании программы необходимо сохранить имеющийся в ДОО позитивный опыт реализации воспитательной работы и интегрировать его в целостную систему, предлагаемую Примерной программой;
● программа может изменяться, сокращаться и дополняться необходимыми компонентами в зависимости от результатов и изменений в условиях воспитательной работы.
Шаг 1. Создание рабочей группы.
Для написания РПВ необходимо создать рабочую группу. В нее должны входить: руководитель ДОО, заместитель руководителя (старший воспитатель, методист), воспитатели и специалисты ДОО. К работе группы также могут быть привлечены родители и социальные партнеры.
Распространенная практика, когда программу воспитания разрабатывает методист, а реализуют педагоги, является неверной. Поэтому программа обязательно должна пройти этап обсуждения со всеми воспитателями и заинтересованными представителями родительской общественности, которые могут вносить свои предложения и пожелания относительно содержания, форм и условий реализации Программы.
Шаг 2. Составление пояснительной записки РПВ.
При составлении пояснительной записки РПВ вы можете взять за основу пояснительную записку Примерной программы. Текст можно оставить без изменений, либо использовать только те фрагменты, которые актуальны для РПВ вашей ДОО. Можно раскрыть национальный воспитательный идеал, дать определение РПВ, привести перечень нормативно-правовых документов и пр. Ценности, обозначенные в пояснительной записке Примерной программы, — инвариантны, и их рекомендуется оставить в тексте пояснительной записки РПВ (примеры написания пояснительной записки см. в приложениях).
Шаг 3. Формулировка целей и задач РПВ.
Написание целевого раздела начинается с формулировки цели воспитания. Общая цель воспитания в ДОО является инвариантной. Она приводится в полном соответствии с текстом Примерной программы. Однако вы можете дополнить ее подцелями, которые станут вариативной частью и будут отражать специфику воспитания в ДОО на основе социокультурного контекста и родительского запроса.
Таблица 1 поможет сформулировать цели воспитания.
Задание к таблице.
В данной таблице отражены инвариантная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть). Вы можете сформулировать вариативную часть на основе учета социокультурных условий региона, национальных, конфессиональных и других традиций.
Для обсуждения вариативной части целей воспитания в рабочей группе составьте вопросы по следующим темам: традиции региона, населенного пункта; взаимодействие в воспитании с родителями; религиозные аспекты воспитания и др., например:
1. Каковы социокультурные традиции нашего региона, населенного пункта?
2. Какой запрос на воспитание детей дошкольного возраста формулируют родители?
3. Какие качества мы хотим воспитать в ребенке?
Таблица 1 — Определение цели воспитания
ИНВАРИАНтНАя чАСть |
ВАРИАтИВНАя чАСть |
Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через: |
Пример: Воспитание уважения к труду рабочих профессий. |
1. ф ормирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; |
|
2. о владение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; |
|
3. п риобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. |
Задачи должны обеспечивать реализацию цели воспитания. При формулировании задач воспитания вы можете взять за основу направления воспитания, которые обозначены в содержательном разделе Примерной программы. В этих направлениях уже прописаны примерные задачи воспитания.
Задача — это цель, которую можно достичь в конкретных условиях. Поэтому вариативная часть задач связана с тем, какие конкретные условия вы будете формировать в ДОО для достижения поставленных целей.
Необходимо соотнести задачи воспитания с возрастными особенностями детей. Для этого вы можете использовать целевые ориентиры, представленные в виде портретов ребенка к концу младенческого, раннего и дошкольного возрастов (пункт 1.3.1. и 1.3.2. целевого раздела Примерной программы) и таблицу 2 данных рекомендаций.
Таблица 2 поможет вам сформулировать вариативную часть задач воспитания. В ней уже даны инвариантные задачи, которые ориентированы на возрастные портреты ребенка к 3-м и 8-ми годам, они являются обязательными для всех ДОО. Вариативные задачи при необходимости рабочая группа ДОО формулирует самостоятельно. В таблице 2 представлены примеры вариативных задач воспитания детей (выделены курсивом).
Задание к таблице.
Дополните инвариантные задачи воспитания вариативными задачами (при необходимости).
Таблица 2 — Задачи воспитательной работы
Направление воспитания: ПаТриОТическОе |
|
Общие задачи по направлению 1. Ф ормирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа. 2. В оспитание любви, уважения к национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа. 3. Воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. 4. П онимание единства природы и людей и воспитание бережного ответственного отношения к родной природе. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1. Формирование у ребенка привязанности, любви к семье и близким, окружающему миру. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● ознакомление детей с элементами национальных видов спорта; ● ознакомление детей с национальными традициями здорового питания; ● формирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности. |
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
|
инвариантные задачи |
1. В оспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране. 2. Ф ормирование чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● ознакомление с историческим контекстом возникновения объекта культурного наследия населенного пункта. |
Направление воспитания: сОциальнОе |
|
Общие задачи по направлению 1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о слабых членах общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2. Ф ормирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам). 3. Формирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 4. Р азвитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. 5. Ф ормирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и создавать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к языку. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1. Подготовка к будущей семейной жизни, к роли матери и отца. 2. Р азвитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам (одежде, прическе) и имени. 3. Формирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». 4. Ф ормирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть рядом с ними. 5. Поощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!». 6. Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия, доброты. 7. Ф ормирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. 8. С оздавать условия для овладения ребенком речью. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● знакомство детей с образцами поведения на материале национального фольклора; ● обучение детей взаимодействовать друг с другом в различных видах продуктивной деятельности. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1. В оспитание у ребенка уважения и принятия ценности семьи и общества. 2. Ф ормирование между мальчиками и девочками дружественных отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношения полов. 3. Ф ормирование способности и поощрение проявлений ребенком сочувствия и заботы, ответственности за свои действия и поведение, проявлений задатков чувства долга, нравственных поступков. 4. Ф ормирование у ребенка уважения и принятия различий между людьми. 5. С пособствование формированию у ребенка основ речевой культуры. 6. Ф ормирование у ребенка дружелюбия и доброжелательности, искренности, правдивости, умения слушать и слышать собеседника. 7. Ф ормирование у ребенка способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● приобщение детей к участию в национальных играх; ● организация сотрудничества детей в проектах по конкретной тематике. |
Направление воспитания: ПОЗнаВаТельнОе |
|
Общие задачи по направлению 1. Р азвитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы. 2. Ф ормирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний. 3. Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
Формирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в поведении и деятельности. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● формирование у детей интереса к книге; ● ознакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым наблюдение за природными явлениями и растениями своего региона). |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1. Ф ормирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в самовыражении, в том числе творческом. 2. П оощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности и в самообслуживании. 3. С пособствование формированию у ребенка первичной картины мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● создание условий для изучения свойств различных объектов в условиях своего региона; ● выращивание растений своего региона. |
Направление воспитания: ФиЗическОе и ОЗдОрОВиТельнОе |
|
Общие задачи по направлению 1. С пособствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию рациональной осанки; 2. Р азвитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни; 3. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.); 4. Ф ормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
инвариантные задачи |
1. П риобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук, самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д. 2. Ф ормирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным. 3. Ф ормирование и поддержание интереса к физической активности. 4. П риобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО, на природе. 5. Н апоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю, другому ребенку. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● ознакомление детей с элементами национальных видов спорта; ● ознакомление детей с национальными традициями здорового питания; ● формирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1. Ф ормирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены. 2. Ф ормирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. 3. Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и на прогулке, бережно относиться к ним. |
Вариативные задачи (примеры) |
Пример: ● приобщение детей к занятиям национальными видами спорта; ● формирование понимания причин безопасного поведения в условиях своей местности. |
Направление воспитания: ТрудОВОе |
|
Общие задачи по направлению 1. О знакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду; познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3. Формирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1. П риучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке. 2. Ф ормирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях. 3. Формирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании,в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
Вариативные задачи |
Пример: ● формирование навыка уборки игрушек; ● знакомство с профессиями родителей. |
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
|
инвариантные задачи |
1. Ф ормирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда и результатам их деятельности. 2. П оощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Вариативные задачи |
Пример: ● организация регулярных дежурств; ● воспитание уважительного отношения и интереса к профессии врача. |
Направление воспитания: ЭТикО-ЭсТеТическОе |
|
Общие задачи по направлению 1. В оспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами, интересами, удобствами, результатам творчества других детей. 2. Воспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах. 3. Воспитание культуры речи. 4. В оспитание культуры деятельности. 5. Ф ормирование чувства прекрасного. 6. П остроение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества. |
|
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) |
|
инвариантные задачи |
1. В оспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте. 2. Ф ормирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься продуктивными видами деятельности. 3. П оддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола. |
Вариативные задачи |
Пример: ● знакомство с искусством и художественными произведениями своего региона; ● знакомство с особенностями национальных костюмов; ● знакомство с традициями вежливого поведения своего региона. |
|
Дошкольный возраст (до 8 лет) |
инвариантные задачи |
1. Ф ормирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. 2. Ф ормирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 3. Ф ормирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса. 4. Ф ормирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом. |
Вариативные задачи |
Пример: ● ознакомление с историческим контекстом возникновения художественного произведения своего региона; ● приобщение к ремеслам своего региона; ● создание творческого продукта на основе ремесел своего региона. |
Шаг 4. Формулировка методологических основ и принципов построения РПВ.
Рабочей группе необходимо познакомиться с принципами построения РПВ, приведенными в Примерной программе. Из них нужно выбрать те, на основе которых вы хотите построить воспитательный процесс в вашей ДОО. Вы можете также сформулировать свои принципы воспитания, не дублируя принципы, приведенные в тексте ООП ДО.
Далее в РПВ приводятся краткие описания уклада и воспитывающей среды образовательной организации. Рекомендуем вам оставить этот текст без сокращений в том варианте, в котором он представлен в целевом разделе Примерной программы.
В подразделе «Общности (сообщества) ДОО» приводятся определения профессиональной, профессиональнородительской, детско-взрослой и детской общностей. Рекомендуем использовать их определения в соответствии с текстом Примерной программы. При этом вам необходимо помнить, что «субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность». Это положение должно обязательно быть в тексте РПВ ДОО, так как оно отражает понимание того, что воспитание происходит именно в совместной деятельности ребенка, взрослого и других детей. Именно поэтому особое внимание необходимо уделить формированию разновозрастных детских общностей (на прогулке, мероприятиях, событиях и других формах воспитательной работы в ДОО).
Фрагмент Примерной программы, посвященный культуре поведения воспитателя в общностях в ДОО, можно оставить без изменений или дополнить правилами и нормами, принятыми в ДОО. Этот фрагмент может быть частью описания уклада или быть вынесен в приложение к РПВ.
Определение социокультурного контекста рекомендуется привести в соответствии с текстом Примерной программы. Далее рабочая группа может дать краткий анализ воспитательного потенциала социокультурной ситуации своего региона и населенного пункта.
Описание основных деятельностей и культурных практик, данное в тексте Примерной программы, вы можете привести в РПВ без изменений.
Шаг 5. Формулировка планируемых результатов освоения РПВ.
Результаты достижения цели воспитания даны в Примерной программе как целевые ориентиры, представленные в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Рекомендуем вам данный раздел оставить без изменений.
Шаг 6. Проектирование и описание уклада ДОО.
По завершению работы над целевым разделом рабочая группа может начать проектирование уклада организации, так как от этого зависит наполнение содержательного раздела. Чем больше сотрудников будут вовлечены в проектирование уклада, тем лучше. Опыт работы с укладом показывает, что необходимо несколько встреч для осмысления и проектирования этой части рабочей программы. Прежде всего, нужно внимательно прочитать описание уклада в Примерной программе.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.
Этот текст можно без изменений внести в РПВ.
Анализ уклада ДОО.
Проанализируйте уклад вашей ДОО, который, конечно, уже существует. Вначале все вместе опишите уже существующие в ДОО правила жизни, нормы и традиции, систему отношений в общностях ДОО, психологический климат (атмосферу), способы взаимодействия между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, детей друг с другом, характер воспитательных процессов. Лучше быть честными и безоценочными, чтобы понять, что хорошо, а где — точки роста.
Таблица 3 поможет вам проанализировать и понять, как устроен уклад вашей ДОО на сегодняшний день и что, возможно, должно в нем измениться для реализации программы воспитания.
Задание к таблице.
В соответствии с приведенными элементами уклада вам потребуется заполнить три столбца таблицы:
1. Зафиксировать, что есть в ДОО;
2. Отметить, что из этого мешает реализации процесса и от чего лучше отказаться;
3. Добавить новые элементы уклада.
Таблица 3 — схема анализа существующего уклада дОО
Элементы уклада |
что есть |
От чего нужно отказаться |
что нужно добавить |
Ценности |
Пример: ценность уважения и принятия любого ребенка со стороны воспитателей ценность развития творческих способностей ребенка со стороны родителей |
Пример: установка родителей на то, что развитие творческих способностей ребенка возможно только в индивидуальной работе |
Пример: ценность принятия любого ребенка всеми участниками образовательных отношений ценность раскрытия личностного потенциала каждого ребенка в совместной деятельности детей со взрослыми |
Правила и нормы |
Пример: сложились правила дежурства детей при подготовке к приему пищи |
Пример: Отказаться от запрета на посильное участие детей в ситуациях самообслуживания |
Пример: дети помогают помощнику воспитателя убирать и мыть игрушки |
традиции и ритуалы |
Пример: Воспитатели встречают детей и родителей в группах |
Пример: Отказаться от формального воспроизведения ритуалов, актуализировать их воспитательные смыслы |
Пример: Заведующая каждый день встречает и приветствует детей и родителей на входе в дОО, воспитатели встречают детей в группах |
Система отношений в разных общностях |
Пример: доброжелательная атмосфера для всех детей |
Пример: Отказаться от установки на конкурентность между детьми и между родителями |
Пример: учет, поддержка и согласование (гармонизация) детских инициатив в детской общности |
Характер воспитательных процессов |
Пример: Воспитатель отвечает за все аспекты жизнедеятельности |
Пример: Отказаться от гиперопеки каждого отдельного ребенка |
Пример: детская общность является полноправным участником воспитательного процесса |
Предметнопространственная среда |
Пример: рППс соответствует требованиям ФГОс и ПООП |
Пример: Отказаться от перенасыщенности рППс пособиями и материалами для дидактических игр |
Пример: создание пространств культивирования традиционных детских игр |
Разработка модели уклада ДОО.
Очень часто, рассуждая об укладе, рабочая группа отталкивается от себя, от жизни педагогов в ДОО, поэтому нужен второй этап работы (новая встреча) для того, чтобы понять, как эти нормы и правила отражаются на ребенке. Возможно, во время второго этапа возникнет необходимость скорректировать описание уклада, чтобы он стал живым и «своим» для ребенка. А третий этап работы с укладом необходим для того, чтобы спроектировать его ценностный и воспитывающий потенциал.
В основе уклада лежат базовые инвариантные ценности, которые представлены в пояснительной записке Примерной программы и могут быть дополнены при необходимости. При разработке уклада ДОО определяются собственные (инструментальные) ценности ДОО (то есть те, которые нужны для реализации базовых). Они, как и базовые, находят свое отражение во всей жизнедеятельности ДОО:
● в правилах и нормах;
● в традициях и ритуалах ДОО;
● в системе отношений в разных типах общностей;
● в характере воспитательных процессов; ● в РППС.
Базовые и инструментальные ценности проявляются в формальных и неформальных правилах и нормах ДОО. Со временем они трансформируются в традиции и ритуалы ДОО. Правила, нормы и традиции ДОО задают характер и систему отношений в общностях — профессиональных, профессионально-родительских, детских и детско-взрослых. Система существующих отношений, в свою очередь, определяет характер воспитательных процессов, которые напрямую влияют на эффективность воспитания.
Пример. Так, если в общности есть ценности доверия, дружбы, ответственности и заботы, и взрослый их удерживает в общении с ребенком, то и ребенок их воспринимает как норму, пропитывается их смыслом. если в профессиональной общности есть ценность детства и каждого ребенка как личности, то травмирующие ребенка отношения уже невозможны в этом укладе, в этой среде и в той деятельности, которую данная профессиональная общность реализует. если ценность принятия и уважения есть в профессиональной общности, то она транслируется и детям, обеспечивая, например, инклюзию. если среда создается ради среды, а не для ребенка, то среда не насыщается воспитательным содержанием и не становится для него «живой». если событие равно мероприятию, то ребенка в нем нет по умолчанию.
В конечном итоге в РПВ должна быть представлена модель уклада. Она может быть презентована в виде
текста, таблицы или схемы. (рисунок 1)
Таблица 4 поможет вам разработать собственную модель уклада ДОО.
Задание к таблице.
В столбце «Составляющие уклада ДОО» даны вопросы, на которые вам нужно ответить. В первой строке даны базовые ценности, сократить или изменить которые вы не можете, но при необходимости можете дополнить их другими. Полученные ответы лягут в основу общей модели уклада вашей ДОО.
Таблица 4 — разработка модели уклада
№ |
Составляющие уклада ДОО |
Описание |
1 |
какие базовые и инструментальные (задающие специфику реализации базовых) ценности составляют уклад дОО? |
а) базовые ценности: Человек, Родина, семья, культура, вера, труд, красота, познание, здоровье, дружба, природа. б) инструментальные ценности (допишите): пример: готовность прийти на помощь младшим детям |
2 |
какие правила и нормы существуют в дОО? |
Пример: регулярная зарядка для детей в группе |
какие необходимо добавить? |
Пример: регулярная зарядка для сотрудников дОО |
|
3 |
какие традиции и ритуалы существуют в дОО? |
Пример: ежедневный утренний «круг» воспитателя с детьми в группе |
какие необходимо добавить? |
Пример: традицию еженедельного «круга» для воспитателей с родителями в группе |
|
4 |
какова система отношений в общностях дОО? |
Пример: позитивный психологический климат в педколлективе |
что можно изменить в системе отношений в общностях? |
Пример: регулярные рефлексивные обсуждения реализации воспитательного процесса |
|
5 |
каков характер воспитательных процессов в дОО? |
Пример: воспитательный потенциал социокультурного окружения активно используется только по патриотическому направлению (мемориал в парке). |
что можно изменить? |
Пример: проанализировать и активнее использовать потенциал социокультурного окружения по другим направлениям воспитательной работы. |
|
6 |
как организована рППс? |
Пример: созданы тематические уголки по направлениям воспитания (социальное и трудовое) |
что можно изменить? |
Пример: создать зоны активности по данным направлениям с возможностью свободного доступа детей к материалам и пособиям, организации совместной и самостоятельной работы |
Презентация модели уклада ДОО.
После того, как модель уклада ДОО разработана, она должна быть принята на общем собрании коллектива ДОО и утверждена на педагогическом совете ДОО. Затем модель уклада представляется для ознакомления широкой родительской общественности и социальным партнерам ДОО.
Для удобства презентации модели уклада ДОО она может быть дополнена различными компонентами, важными с точки зрения разработчиков. Например, «визитной карточкой» ДОО, включающей краткое описание ценностей, разделяемых ДОО, девизом ДОО, целью и задачами воспитания, основными содержательными моментами, обозначением применяемых в процессе воспитания технологий.
Также она может быть дополнена «аннотацией РПВ» (по аналогии с аннотацией ООП ДО). Аннотация может включать описание миссии и философии воспитания в ДОО; ценностей, цели, задач и направлений воспитания; традиций организации и применяемых воспитательных практик.
Шаг 7. Описание воспитательной работы по направлениям воспитания.
Приведенный в Примерной программе пункт 2.1. можно оставить в РПВ без изменений.
Направления воспитания, заданные в Примерной программе, являются инвариантными, поэтому описание воспитательной работы должно выполняться с их учетом. В основе каждого из данных направлений лежат базовые ценности, которые, при необходимости, вы можете дополнить.
По каждому направлению воспитания вы можете ориентироваться на обозначенные задачи деятельности воспитателей, из которых вам нужно выбрать те, которые соответствуют существующему и проектируемому в вашей ДОО процессу воспитания. Рекомендуем вам дать обобщенные примеры видов и форм воспитательной работы в вашей ДОО по конкретным направлениям.
Таблица 5 поможет вам описать воспитательную работу по направлениям.
Задание к таблице.
Содержание деятельности по каждому направлению группируется по трем линиям. Они представлены в трех столбцах.
1. Ф ормирование представлений (воспитывающая среда ДОО). В этом столбце вам необходимо дать общую характеристику воспитывающих сред, включающих инвариантные среды, значимые для данного вектора, и вариативные характеристики воспитывающей среды с учетом социокультурной специфики региона и особенностей вашей ДОО.
2. Ф ормирование отношения (детские, детско-взрослые и профессионально-родительские общности). В данном столбце вам нужно кратко описать, какие именно ценностно-смысловые отношения формируются в той или иной общности вашей ДОО.
3. Ф ормирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО). В данном столбце необходимо указать основные виды детских деятельностей и культурных практик с учетом социокультурной ситуации вашего региона и традиций ДОО.
4. П ланируемые результаты воспитания по направлению. В данном столбце указаны планируемые результаты воспитания на основе приведенных в Примерной программе возрастных портретов (пункты 1.3.1 и 1.3.2).
Их можно дополнить на основе вариативной части задач воспитания (см. шаг 2).
Таблица 5 — Описание воспитательной работы по направлениям воспитания
Направление воспитания: ПаТриОТическОе |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● формировать представления о России как о стране, в которой мы живем, о богатстве природы и культуры России, о великих событиях и героях России, о родном крае, родной природе, родном языке; ● знакомить детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа, выдающимися историческими и современными деятелями; ● создавать возможности для формирования и развития культуры речи детей; ● знакомить детей с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений и их назначением; ● создавать зоны РППС, посвященные российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и современной жизни России и региона, города; ● создавать тематические уголки, посвященные героям и событиям в истории России и региона. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и бережного отношения к природе; ● поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на экскурсии, в парки, зоопарки, музеи; |
Детско-взрослая общность: ● формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному наследию своего народа; ● воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим соотечественникам. Профессионально-родительская общность: ● реализовывать культурно-образовательные проекты по направлению; ● привлекать семьи воспитанников к созданию тематических уголков ДОО. Детская общность: ● создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в праздниках и проектах патриотической направленности. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● читать детям книги, вместе с детьми обсуждать прочитанное; ● создавать условия для эмоционального сопереживания за положительных героев в ходе просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым событиям прошлого и настоящего; ● организовывать коллективные творческие проекты, направленные на приобщение детей к общенациональным культурным традициям, к участию в праздниках (с привлечением семей воспитанников); ● знакомить детей с традиционными для региона ремеслами, создавать условия для появления собственного опыта детей; ● проводить специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса на основе фольклора родного народа; ● петь вместе с детьми народные песни, играть в народные игры. |
Планируемые результаты воспитания ● знает и любит свою малую родину, понимает, что он живет в России, и имеет представление о мире; ● проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны. По отношению к прошлому проявляет патриотизм наследника («я горжусь»). По отношению к будущему проявляет патриотизм защитника, хозяина, творца, семьянина («я стремлюсь»); ● стремится подражать героям, исполнять долг, следовать моральным идеям и правилам; ● узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города, уважительно к ним относится, знает и понимает разнообразные знаки и атрибуты в городской среде, на дороге, в транспорте, на природе и др. |
Направление воспитания: сОциальнОе |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● использовать пространства ДОО для формирования представлений о том, как правильно вести себя в отношениях с другими людьми; ● создавать игровые зоны по темам семьи, дружбы, взаимопомощи и пр.; ● организовывать сотрудничество детей в различных пространствах и ситуациях; ● обеспечивать свободный доступ детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми книг и изучения различных материалов по темам семьи, дружбы, взаимопомощи, сотрудничества; ● создавать условия для проявления детской инициативы по взаимодействию и сотрудничеству. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● объяснять ребенку нормы и особенности поведения в семье; Детско-взрослая общность: ● знакомить детей с правилами поведения в ДОО. Детская общность: ● создавать условия для приобретения детьми социального опыта в различных формах жизнедеятельности. Профессионально-родительская общность: ● привлекать родителей к реализации семейных проектов, к участию в мероприятиях |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● читать и обсуждать с детьми литературные произведения о добре и зле, семье, дружбе, взаимопомощи сотрудничестве и др.; ● организовывать дидактические игры, направленные на освоение полоролевого поведения, освоение культурных способов выражения эмоций; ● создавать совместно с детьми творческие продукты; ● организовывать совместно с детьми праздники и события. |
Планируемые результаты воспитания
● различает основные проявления добра и зла,
● принимает и уважает ценности семьи и общества;
● способен к сочувствию и заботе, к нравственному поступку;
● принимает и уважает различия между людьми;
● освоил основы речевой культуры;
● проявляет дружелюбие, доброжелательность;
● умеет слушать и слышать собеседника;
● способен взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
Направление воспитания: ПОЗнаВаТельнОе |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● создавать пространства РППС по различным тематическим областям, которые включают наглядный материал, видеоматериалы, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования, книги и детские энциклопедии и пр.; ● организовывать специальные зоны познавательной активности по разным направлениям. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● поддерживать и направлять познавательную активность ребенка. Детско-взрослая общность: ● организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации. Детская общность: ● создавать условия для демонстрации детьми результатов своей познавательной активности среди сверстников. Профессионально-родительская общность: ● привлекать родителей к реализации совместных семейных проектов, к проектированию и участию в познавательных мероприятиях. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● проводить совместно с детьми различные опыты, наблюдения, сравнения; ● организовывать походы и экскурсии, просмотр доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтение и просмотр книг; ● организовывать совместно с детьми конструкторскую, проектную продуктивную и исследовательскую деятельности; ● организовывать совместно с родителями фестивали семейных проектов, исследований и творческих работ. |
Планируемые результаты воспитания ● проявляет любознательность, умеет наблюдать; ● проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельностях, в самообслуживании; ● обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Направление воспитания: ФиЗическОе и ОЗдОрОВиТельнОе |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● организовывать РППС для формирования представлений о здоровом образе жизни, гигиене, безопасности, для приобщения детей к спорту; ● использовать пространства ДОО и прилегающей территории для двигательной активности, подвижных игр, закаливания, зарядки и пр. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● формировать основные навыки гигиены, закаливания, здорового питания; ● организовывать совместное посещение детьми и родителями спортивных мероприятий. Детско-взрослая общность: ● обеспечивать достаточную двигательную активность детей. |
|
Профессионально-родительская общность: ● организовывать систематическую просветительскую и консультативную работу («Школа родителей») по вопросам безопасного детства, здорового образа жизни и пр.; Детская общность: ● создавать условия для приобретения детьми опыта безопасного поведения, саморегуляции и помощи. |
|
|
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● организовывать подвижные, спортивные игры, в том числе традиционные народные и дворовые игры на территории ДОО; ● организовывать проекты по здоровому образу жизни, питанию, гигиене, безопасности жизнедеятельности; ● прививать оздоровительные традиции в ДОО, культурную практику зарядки и закаливания. |
|
|
Планируемые результаты воспитания ● владеет основными навыками личной гигиены; ● знает и соблюдает правила безопасного поведения в быту, социуме, природе; ● проявляет интерес к физической активности, занятиям спортом, закаливанию. |
|
Направление воспитания: ТрудОВОе |
|
|
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● организовывать РППС для формирования у детей разнообразных навыков продуктивных действий, для ознакомления детей с традициями, ремеслами, профессиями; ● использовать пространства ДОО и прилегающей территории, создавая условия для самостоятельного посильного труда детей; ● знакомить детей с лучшими образцами трудовой деятельности человека. |
|
|
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● приучать детей убирать игрушки, помогать по хозяйству; ● рассказывать детям о трудовых традициях своей семьи, о различных профессиях. |
|
|
Детско-взрослая общность: ● знакомить детей с правилами организации быта, приучать к выполнению существующих правил; ● показывать пример трудолюбия и ответственного отношения к порученному делу, формировать ответственное отношение к поручениям; ● развивать навыки самообслуживания у детей. Профессионально-родительская общность: ● привлекать родителей как носителей конкретных профессий для презентации особенностей своей профессии, своего труда, их ценности для людей. Детская общность: ● поощрять самоорганизацию детского коллектива и оказание помощи младшим детям со стороны старших. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● в режимных моментах и в совместных видах деятельности воспитывать у детей бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников); ● организовывать дежурство по группе; ● организовывать проекты в различных тематических направлениях; ● организовывать различные виды игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в которых формируются навыки, необходимые для трудовой деятельности и трудового усилия детей; ● проводить беседы на тему уважительного отношения к труду; |
Планируемые результаты воспитания ● понимает ценность труда в семье и в обществе; ● уважает людей труда, результаты их деятельности; ● проявляет трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Направление воспитания: ЭТикО-ЭсТеТическОе |
Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО) ● создавать в ДОО и на прилегающей территории РППС, обеспечивающую формирование представлений о красоте, об опрятности, формирование эстетического вкуса; ● обеспечивать наличие в РППС материалов, которые знакомят детей с лучшими отечественными и мировыми образцами искусства; ● организовывать в ДОО и на прилегающей территории зоны, связанные с образцами культурного наследия; ● создавать в ДОО событийную и рукотворную среды (выставки творческих работ, декорирование помещений к праздникам и др.); ● обеспечивать свободный доступ детей и родителей к различным литературным изданиям и наглядным материалам по теме культуры общения и развития, этики и эстетики. |
Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: ● знакомить детей с художественными произведениями, обсуждать вопросы этического и эстетического характера. Детско-взрослая общность: ● показывать пример культурного поведения. Профессионально-родительская общность: ● совместно проектировать и создавать эстетическую среду ДОО. Детская общность: ● создавать условия для понимания и усвоения детьми этических и эстетических норм. |
Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) ● организовывать продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, и пр.); ● организовывать творческую деятельность в рамках дополнительного образования; ● организовывать совместные с родителями и детьми культурно-образовательные и творческие проекты, праздники и фестивали; ● создавать музейные уголки в ДОО; ● создавать возможности для творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; ● вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности. |
Планируемые результаты воспитания ● воспринимает и чувствует прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве; ● стремится к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; ● обладает зачатками художественно-эстетического вкуса. |
Шаг 8. Описание особенностей реализации воспитательного процесса в ДОО.
При описании региональных и муниципальных особенностей социокультурного окружения ДОО вы можете перечислить все организации или сообщества, с которыми сотрудничает (или могла бы сотрудничать) ваша ДОО и которые помогают вам выстраивать воспитательный процесс и решать задачи воспитания. При описании особенностей воспитательного процесса в ДОО можно указать наличие инновационных и перспективных технологий воспитательной деятельности и потенциальных «точек роста».
Для характеристики реальных и потенциальных социальных партнеров вашей ДОО
может быть предложена таблица 6.
Задание к таблице.
В таблице укажите следующее:
1) наименование социального партнера;
2) что вы вместе делаете (название проекта или направление деятельности);3) в каких документах это зафиксировано (если имеются).
В качестве примера заполнения таблицы представлен вариант характеристики социального партнерства по патриотическому направлению.
Таблица 6 — Характеристика социальных партнеров дОО
Направление (задача) воспитания |
Наименование социального партнера |
что делаем вместе |
В каких документах это зафиксировано |
Патриотическое |
кадетская школа-интернат |
Подготовка и проведение в дОО «Малого Парада в день Победы», Мастер-классы |
соглашение о сотрудничестве, программа совместной деятельности |
Городской краеведческий музей |
Организация экскурсий и выездных мастер-классов |
План работы |
Направление (задача) воспитания |
Наименование социального партнера |
что делаем вместе |
В каких документах это зафиксировано |
социальное |
ассоциация многодетных семей |
Мастер-классы для семей с детьми |
План работы |
Физическое и оздоровительное |
Школа со спортплощадками детская поликлиника |
семейный спортивный праздник Медицинский лекторий для родителей по нормам и нарушениям развития детского организма |
сценарий праздника План работы лектория |
Трудовое |
Производства и организации, в которых трудятся родители воспитанников |
Экскурсии и мастер-классы для детей |
План работы |
Познавательное |
Школа района |
совместные фестивали детских и семейных проектов |
План работы, Положение о фестивале |
Этико-эстетическое |
Городской ТЮЗ |
Посещение спектаклей детьми и родителями Выезд артистов в дОО для проведения театрализованных интерактивных праздников Выставка детских рисунков в ТЮЗе |
соглашение о сотрудничестве |
Шаг 9. Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации РПВ.
В этом пункте разработчикам РПВ необходимо описать те конкретные виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ДОО при построении сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы.
Помимо тематических встреч, в графике деятельности воспитателей необходимо предусмотреть регулярные рефлексивные форматы их общения с родителями по текущим вопросам воспитания детей.
Для характеристики взаимодействия ДОО с семьями по вопросам воспитания может быть предложена таблица 7.
Задание к таблице 7.
В столбце «тип встречи» выберите из следующего:
● родительская школа (просветительская работа);
● обсуждение замысла проекта;
● организация и подготовка к главному событию (что и как можно делать с детьми);
● обсуждение итогов события;
● обсуждение итогов за определенный период по направлению; ● консультации для родителей.
В столбце «Форма встречи» укажите, очная или заочная форма.
В столбце «Тема встречи» укажите тему. Она может быть связана с календарным планом воспитательной работы, либо быть посвящена актуальным вопросам воспитания детей.
В таблице 7 приведен пример описания одной встречи в рамках физического и оздоровительного направления воспитания.
Таблица 7 сотрудничество с родителями
Направления воспитания |
тип встречи |
Форма встречи |
тема встречи |
Патриотическое |
Обсуждение замысла |
Очная |
Посещение мемориала воинской славы |
Организация и подготовка посещения мемориала |
чат с родителями |
||
Обсуждение итогов события |
Очная, чаепитие |
||
Социальное |
Организация и подготовка социальной акции |
дистанционно, в зуме |
социальная акция «Помощь бездомным животным» |
Познавательное |
родительская школа |
Очно-дистанционная |
Поддержка детской познавательной инициативы |
Физическое и оздоровительное |
Обсуждение общего замысла |
Очная |
семейный спортивный зимний праздник |
трудовое |
Обсуждение итогов за год |
Очная |
анализ результатов посещения детьми рабочих мест родителей: что изменилось в поведении и отношении детей? |
Этикоэстетическое |
консультация для родителей |
Очно/достанционно |
домашнее чтение: список произведений и вопросы для обсуждения |
Шаг 10. Описание воспитывающей среды ДОО.
Воспитывающая среда проектируется на основании ценностей, заложенных в укладе, и задач воспитания и развития детей определенного возраста.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Насыщенность воспитывающей среды задается социокультурным контекстом и особенностями социального партнерства ДОО.
Структурированность среды определяется тем, кто ее структурирует (общность), каким образом (виды деятельностей и культурные практики) и что в ней происходит (события).
Разработчики РПВ могут описать структуру воспитывающей среды с учетом трех основных линий: «от взрослого», «от совместной деятельности ребенка и взрослого» и «от ребенка». Среды, построенные на основе творческих продуктов и инициатив детей, формируют ответственность, гордость и укорененность ребенка в пространстве своей малой родины.
Эти линии отражают три педагогических процесса в дошкольном воспитании: формирование (взрослый), развитие и педагогическая поддержка (совместность) и становление (ребенок).
Описание воспитывающей среды может быть представлено как в тексте, так и в виде таблицы.
Таблица 8 поможет вам описать особенности воспитывающей среды ДОО.
Задание к таблице.
1. В первом столбце вам необходимо описать, какие элементы РППС задаются профессиональной и профессионально-родительской общностью (от взрослого).
2. В о втором столбце вам необходимо описать, какие события происходят в ДОО, какие совместные проекты реализуют дети и взрослые.
3. В третьем столбце вам необходимо описать, как творческие продукты и инициативы детей интегрированы в жизнь ДОО.
В качестве примера заполнения таблицы представлен вариант фрагмента описания структуры воспитывающей среды по трудовому направлению.
Важно! Одни и те же элементы среды могут относиться к нескольким направлениям.
От взрослого — внесение воспитательных элементов в среду |
От совместной деятельности ребенка и взрослого — событийность |
От ребенка — интеграция в среде продуктов детского творчества и инициатив ребенка |
Формирование |
развитие и педагогическая поддержка |
становление |
Примеры (элементы рППс): для трудового воспитания: ● о рудия труда в соответствии с ростом и возрастом ребенка; ● в зрослый формирует традицию дежурства и так далее. |
Примеры (проекты, встречи, события, игры): для трудового воспитания: ● в зрослый вводит игру или правило, связанное с самоорганизацией детей в ходе дежурства (например, в санитаров); ● в зрослый задает «круг» как форму совместности и самостоятельного выбора ребенка и так далее. |
Примеры (продукты деятельности ребенка): для трудового воспитания: ● в среде заложены условия для самостоятельности ребенка, практикования им самостоятельного навыка (инструменты, материалы, ситуации в течение дня, например, уборка после приема пищи); ● т ехнология самостоятельного планирования ребенком своей трудовой активности в рамках заданных взрослыми вариантов и так далее. |
Шаг 11. Описание взаимодействия взрослого с детьми (события ДОО).
Рабочей группе необходимо помнить, что событие — это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.
События происходят либо стихийно, либо могут быть запланированы в рамках воспитательной работы. В первом случае воспитатель должен быть готов использовать воспитательный потенциал любой спонтанно возникающей ситуации. Во втором случае необходимо планировать такие действия взрослых и детей, которые приведут к тому, что происходящее с ними станет воспитательным событием.
В первом случае отразить этот процесс в РПВ невозможно. Для этого в ДОО необходимо предусмотреть гибкий режим дня/недели для того, чтобы воспитатель имел возможность преобразовать спонтанно возникающую ситуацию в событие, построить на ее основе воспитательную беседу, детский проект, совместную продуктивную или игровую деятельность детей, просмотр всей группой видеосюжета по теме и т.д.
Наиболее важные моменты режима дня для преобразования спонтанных ситуаций в воспитательные события:
● утренний и вечерний круг;
● свободная игра;
● свободная деятельность детей в центрах активности;
● прогулка;
● режимные моменты при приеме пищи, подготовке к прогулке, подготовке ко сну.
Планируемые воспитательные события рекомендуется включить в календарный план воспитательной работы. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной работы.
Таблица 9 поможет вам структурировать основные события в ДОО.Данная таблица является вспомогательной, ее заполнение не носит обязательного характера. Ее содержание может быть представлено в календарном плане воспитательной работы.
Задание к таблице.
В столбце «Основные события» напишите те основные события в ДОО, которые обладают, на ваш взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом.
Важно! Одно и то же событие может относиться к нескольким направлениям воспитательной работы.
Таблица 9 Проектирование событий
№ |
Направление воспитания |
Основные события |
1 |
Патриотическое |
Парад в честь дня Победы на красной площади детского сада |
2 |
Социальное |
детско-взрослые праздники в честь Международного женского дня и дня защитника Отечества |
3 |
Познавательное |
Фестиваль семейных проектных и исследовательских работ |
4 |
трудовое |
семейный трехдневный палаточный лагерь |
5 |
Физическое и оздоровительное |
Малая Олимпиада детского сада на основе традиционных подвижных игр |
6 |
Этико-эстетическое |
детско-взрослый новогодний спектакль |
Шаг 12. Описание развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
При написании данного раздела не нужно копировать и повторять соответствующий раздел ООП ДО. За основу без изменений может быть взять текст раздела 3.3. «Организация предметно-пространственной среды» Примерной программы, но с добавлением конкретных примеров по каждому абзацу.
Шаг 13. Описание кадрового обеспечения воспитательного процесса ДОО.
В данном разделе вы можете описать особенности того, как решение задач воспитания будет распределено между всеми сотрудниками ДОО; как будет обеспечено повышение квалификации сотрудников ДОО по вопросам воспитания и т.д.
В данном разделе вы также можете представить информацию о привлечении в ДОО специалистов из других организаций (образовательных, социальных и т. д.), которые могут вам помочь в реализации воспитательного процесса.
Разработчикам необходимо помнить, что данный раздел не должен дублировать аналогичный раздел ООП ДО, а должен фокусироваться именно на том, кто и как в вашей ДОО будет обеспечивать решение задач воспитания.
Шаг 14. Описание нормативно-методического обеспечения реализации РПВ.
В данном разделе вам нужно перечислить локальные правовые документы ДОО, которые регламентируют процесс реализации воспитательного процесса. Они могут быть связаны с изменениями в должностных инструкциях сотрудников ДОО, в договорах и соглашениях; с появлением документов о сотрудничестве с другими организациями (в том числе с организациями дополнительного образования и культуры, некоммерческими организациями). Могут быть представлены ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с внедрением рабочей программы воспитания (например, на Программу развития образовательной организации).
Должен быть представлен Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые вносятся изменения в соответствии с РПВ.
Шаг 15. Описание требования к работе с особыми категориями детей.
Календарный план воспитательной работы может быть представлен в любой удобной для ДОО форме, где будут отображены основные события и проекты, которые могут быть реализованы педагогами совместно с родителями в разные временные интервалы — от одного дня до нескольких месяцев. Для разработки КПВ рекомендуем использовать воспитательные события, обозначенные в Примерный календарный план воспитательной работы на 2021/2022 учебный год, утвержденные распоряжением №Р-196 Министерства просвещения Российской Федерации 23 августа 2021 года (https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/kalendar-vospitatelnykh-sobytiy/?lang=ru)
Например, можно представить такие вариативные модели КПВ: а) п о направлениям образовательной деятельности;
б) п о направлениям воспитательной деятельности;
в) п о темам проектной деятельности (коллективные творческие дела и проекты);
г) К ПВ, в основе которого лежит событийный принцип;
д) К ПВ, в основе которого лежит календарное планирование, привязанное к устоявшимся праздникам и событиям; е) КПВ, в основе которого лежат традиции и праздники ДОО.
Помимо перечисленных, можно составить и иные варианты календарного плана воспитательной работы.
В основе КПВ лежат конкретные события, происходящие в ДОО. События в ДОО проектируются в соответствии с логикой календарного плана как расписание:
● на день — режим дня с возможностью гибкой подстройки под ситуацию ребенка, группы, актуальной темы;
● на неделю — целесообразно выстраивать в зависимости от плана работы на месяц или квартал как ритм подготовки к праздникам;
● на месяц;
● на год.
Примерный календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей, которые фиксированы в направлениях воспитательной работы по следующим фазам их освоения:
● погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
● разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
● организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
Таблица 10 поможет вам составить календарный план воспитательной работы.
Задание к таблице.
В данной таблице все, происходящее в ДОО в течение года,
предлагается структурировать, во-первых, по направлениям воспитания, во-вторых,
в соответствии с этапами воспитательной работы.
Таблица 10 — Вариант оформления календарного плана воспитательной
работы
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Патриотическое |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальное |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физическое и оздоровительное |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трудовое |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этикоэстетическое |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательное |
Ознакомление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективный проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11.1 —
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Март |
Март-Апрель |
Май |
Патриотическое |
Ознакомление |
Беседуем на тему заботы. смотрим видеоматериалы, читаем книги, беседуем с родственниками, слушаем воспоминания о Великой Отечественной войне |
|
|
коллективный проект |
|
Высаживаем луковицы тюльпанов. наблюдаем за развитием растений. Готовим концерт для ветеранов |
|
|
событие |
|
|
Выступаем перед ветеранами района, дарим тюльпаны, выращенные детьми и воспитателями |
Таблица 11.2 — Пример заполнения фрагмента календарного плана воспитательной работы
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Социальное |
Ознакомление |
читаем и обсуждаем рассказы о маме |
|
|
коллективный проект |
|
Готовим праздник для мам |
|
|
событие |
|
|
Выступаем перед мамами и бабушками в день матери |
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
январь-Февраль |
Март-Апрель |
Апрель |
Познавательное |
Ознакомление |
Обсуждение тем семейных проектов с родителями |
|
|
коллективный проект |
|
Подготовка семьями детсковзрослых проектов |
|
|
событие |
|
|
Фестиваль семейных проектов в дОО |
Таблица 11.3 —
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Декабрь |
январь |
Февраль |
Физическое и оздоровительное |
Ознакомление |
Беседуем на тему закаливания. смотрим и обсуждаем мультфильмы, посвященные зимним видам спорта. |
|
|
коллективный проект |
|
Проводим процедуры закаливания. Организуем подвижные игры на улице. Готовимся к семейному спортивному зимнему празднику в дОО |
|
|
событие |
|
|
семейный спортивный зимний праздник |
Таблица 11.4 — Пример заполнения фрагмента календарного плана воспитательной работы Таблица 11.5 —
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
Апрель |
Май |
Июнь |
трудовое |
Ознакомление |
Беседы, просмотр книг и видео материалов о природе родного края |
|
|
коллективный проект |
|
Подготовка к трехдневному походу (мастер-классы) |
|
|
событие |
|
|
семейный трехдневный палаточный лагерь |
Таблица 11.6 — Пример заполнения фрагмента календарного плана воспитательной работы
Направление воспитания |
Фазы воспитательной работы |
январь-Февраль |
Март-Апрель |
Апрель |
Этикоэстетическое |
Ознакомление |
чтение и обсуждение сказки «снежная королева» |
|
|
коллективный проект |
|
Подготовка спектакля и декораций, выставки творческих работ |
|
|
событие |
|
|
Показ новогоднего детско-взрослого спектакля воспитанникам и родителям |
[1] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.