Игры на уроках обучения грамоте
1. Передай скороговорку
Цель – отработать чёткость произношения
Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают её на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесённую последними членами команд вслух.
Скороговорки.
1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
4. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
5. Архип осип. Осип охрип.
6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
7. Ушёл косой козел с козой.
8. Прохор и Пахом ехали верхом.
9. Клади уголь в угол и т.д.
2. Глухие телефоны
Цель – отработать чистоту произношения
Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет её соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.
Скороговорки.
1. На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.
2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.
3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
4. У маленькой Сани сани едут сами.
5. Везёт Сеня с Саней Соню на санях.
3. Что нарисовано?
Цель - учить правильно ставить ударения в словах.
Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесённое слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофёр, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свёкла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фонематические игры
Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок?), определение места звука(«Где спрятался звук?»)
1. Игра “Живые буквы”
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, что бы получился слог( по опорной согласной или гласной).
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
Называние общего слова. (стол, стул, шкаф-...).
Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
2. Угадай первый звук
Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.
В произнесённых учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.
3. Поймай конец и продолжай
Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.
Последний слог в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...
4. Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)
Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.
Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.
Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины
Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)
Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,
Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)
Над крышею груша У елки иголки колки
На груше Андрюша (Ш) Сорок сорок ели сырок (С)
Испекла Иришка куклам по коврижке
Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т.д.
5. Лото
Цель - учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.
Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.
6. Слова – «перевёртыши»
Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.
Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир-Рим, кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.
7. Какой звук пропал в слове?
Цель - развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.
Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой:
Написал письмо я зайке, На аренду вышли ... игры,
Но забыл приклеить . ..арки. Мы от страха все притихли
Землю роет старый к...от, В зоопарке живёт с...он,
Под землёю он живёт. Словно дом огромен он.
Нам темно. Мы просим папу Серый вол... голодный, злой,
Нам включить поярче ла…пу. Бродит по лесу зимой.
Прыгал птенчик по дорожке Подарили нам игрушки,
И клевал большие к...ошки. Целый день стреляли ...ушки.
Мама кукле шар... вязала
Ей Наташа помогала.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетала мама ....осы.
газ и т.д.
8.Букву в клетку
Цель – учить различать слова, сходной звуковой структуры.
Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились разные слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Графические игры
Б
а
К
Б
е
К
Б
у
К
Б
ы
К
к
А
р
А
в
А
й
с
А
р
А
ф
А
н
б
А
р
А
б
А
н
т
А
р
А
к
А
н
1. Допишите элемент до буквы
Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы.
Какие буквы содержат предложенный элемент?
2. Ребусы
3. Будь внимательным
Цель – закрепить знание алфавита
1. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их в алфавитном порядке,
2. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их в алфавитном порядке, прочитать, потом назвать по памяти.
4. Угадай-ка
Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв
Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.
Прочитайте полученное слово.
Лист Мир Куча Дом
4
3
2
1
Т
Р
У
Д
5. Чудесные квадраты
Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.
Вот какие чудесные квадраты придумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж»
Ч
И
Ж
И
В
А
Ж
А
Р
Р
И
С
И
Р
А
С
А
Д
К
У
Б
У
Х
О
Б
О
К
М
Я
Ч
Я
М
А
Ч
А
Й
Почему они чудесные? Придумайте такие же.
ДОМ ШУМ ПОЛ
ОНА УХА ОСА
МАК МАГ ЛАК
ВОТ ОСА ТАЗ
ХОР ОНО РОВ
КОТ ОНО ТОМ
6. Игра “Допиши пропущенные буквы”
(потом, топор, горох)
7. Игра“Расшифруй слова”
СОКПЕ
ПОДОРМИ
АЦИНЕШП
ОБЕДПА
ПРЕСНЫЙКРА
песок
помидор
пшеница
победа
Прекрасный
– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)
– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику.
8. Игра “Путаница”
СШАТЬЛЫ, ЛОЗВЕЙСО, АМОЛОС, ЛИЦАСТО.
– Расшифруйте слова (слышать, соловей, солома, столица).
– Найдите лишнее слово. Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь.
9. Игра “Восстанови слова”
– Восстановите слова(север, теперь, тарелка). Запиши в тетрадь.
Т.П.РЬ .ЕВЕР .АР.ЛКА
10. Игра “Гласные потерялись”
11. Кроссворд
1
2
3
По вертикали:
1. Напиток белого цвета, полезный детям.
2. Место, где продают лекарства.
По горизонтали:
1. Мера времени, меньше часа.
3. Платье, пальто, юбка – одним словом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лексические игры
1. Какие это предметы
Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.
Дай быстрый и точный ответ
Про каждый рисунок - предмет:
Кто сделал его, из чего
И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)
2. Загадки – «добавлялки»
Цель – учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.
Добавьте слова – рифмы:
Верещунья, белобока
А зовут её ...(сорока)
Хитрый след плести стараясь
По сугробам прыгал ...(заяц)
Мёд в лесу медведь нашёл
Мало меду, много...(пчёл)
У меня пропал носок,
Утащил его ...(щенок)
Кто один имеет рог?
Отгадайте ...(носорог)
3. Скажи правильно
Цель - уточнить семантику слова.
К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они ещё не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.
Одетки - одежда Улиционер - милиционер
Людь - человек Строганок - рубанок
Сердитки - морщинки Копатка - лопатка
Чаха- чашка Колоток - молоток
Одуван- одуванчик Начаепился - напился чаю
Ползук- паук Дождь налужил -лужи от дождя
Мазелин - вазелин Нет, я вежа - в противоположность невеже
Кружинки - пружинки Пальчатки – перчатки
4. Назови несколько предметов одни словом
Цель – учить определять многозначность слова.
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
5.3наете ли вы русские народные сказки?
Цель – учить подбирать синонимы.
В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.
В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конёк-горбунок, ковёр-самолёт, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов
Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтёт вслух, будет считаться победителем.
6. Антонимы
Цель – учить подбирать антонимы.
Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада
А зовут меня...( прохлада)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ...(зима)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(конец).
Я антоним к слову смех
Не от радости, утех
Я бываю, поневоле.
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это ...(плач)
7. Крылатые слова
Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.
Вариант первый.
Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют
Вариант второй.
Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.
Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Грамматические игры
1. Знаете ли вы русский язык?
Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.
а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.
кот-коты
дуга-дуги
ведро-ведра
плот-плоты
рука-руки
бедро-бедра
крот-кроты
мука-...
перо-перья
грот- гроты
беда-беды
метро -...
цветок-цветы
день-дни
телёнок-телята
человек-люди
пень-пни
цыплёнок-цыплята
2. Вопросы «цепочкой»
Цель – учить раскрывать единство текста.
Дети садятся в круг. Ведущий задаёт вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.
Например:
- Какое время года сейчас?
- Зима. Какие деревья зимой?
- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.
3. Какое слово подойдёт?
Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.
К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пёс, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый.
4.Ответим на вопросы
Цель - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.
а) Учитель показывает картинку с изображением и задаёт вопрос: Что с ним
сделано? Ответ должен быть однозначным.
Например:
Елка - срублена
Картофель - выкопан
Каша - съедена
Лампа - зажжена
Флаг - поднят
Яблоко – сорвано
б) Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.
Говорить-
Идти-
Читать-
Глядеть-
в) Кто больше составит ответов на любой вопрос из предложенных, используя данные глаголы.
Например: приехать (когда?) утром.
Вопросы: Когда? Как? Откуда? Куда? Где?
Глаголы: уйти, спускаться, слушать, приехать, встретить, идти, собрать, бежать, перепрыгнуть, строить и т.д.
г) Можно дать детям карточки с несколькими глаголами. На доске записать вопросы. Дети должны выбрать вопросы и ответы на них, составив словосочетания. Раздаются карточки по типу лото. В колонке под нужным вопросом закрывают соответствующую строчку с употреблённым глаголом.
Если от одного и того же глагола можно задать несколько вопросов, закрывается несколько клеточек.
Например, уйти (куда?) домой; (откуда?) из библиотеки; (как?) быстро; (когда?) утром.
Когда?
Как?
Откуда?
Куда?
Где?
Уйти
Слушать
Бежать
Встретить
5.«Зимний лес». Составь из слов предложение.
русский, хорош, зимой, лес
деревьями, под, сугробы, глубокие, лежат
согнулись, берёз, от, инея, стволы
снегом, белым, зелёные, покрыты, ветки елей
6. «Дом». Запиши название предмета с предлогами. Составь предложения (устно).
перед
в
за
из
от
к
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Орфографические игр
1. Овощи, фрукты, ягоды
Цель - закрепить написание слов с большой буквы.
Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.
Как пишутся эти слова?
Могут ли они быть записаны с большой буквы?
2. Два предложения
Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.
Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.
3. Как превратить...
Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.
Превратите: мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число.
4. Как пишется?
Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.
Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?
Солнце спряталось (за) бор.
Котофей Иваныч
Залезает на (за) бор-
Прогуляться на ночь.
Я. Козловский.
6. «Открой окошко».
Вставь подходящий предлог.
Рысь.
Дикая рысь живёт в лесу. Шерсть у рыси рыжая в пятнышках. Ноги длинные, хвост короткий. На ушах упругие кисточки. Тихо ходит рысь по тёмному лесу
6. «Поставь точку».
Определи границы предложения, ставь, где нужно точку и заглавную букву.
1. На уроке.
Идёт урок русского языка ученики пишут в тетрадях Петя стоит у доски он написал гласные буквы учительница похвалила Петю.
9. Вставь гласную
ЦВ
е/и
ТЫ
СП
е/и
НА
СЛ
а/о
НЫ
ДВ
а/о
РЫ
ГР
а/о
ЧИ
СТ
е/и
НА
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Урок по русскому языку. 4 класс
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели: обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных, совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, любовь к родному языку.
Оборудование: ребусы, карточки с заданиями, тест по теме «Имя существительное»
Ход урока:
І. Организационный момент.
II. Словарная работа. Работа в группах.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто отгадывает загадки,
Тот становится умней.
Ребусы :
*Проверка написания слов.
Что общего у этих слов?
Что такое существительное?
III.Сообщение темы и целей урока. Мотивация.
Сегодня на уроке мы будем говорить об этой удивительной части речи.
Наша задача: повторить и обобщить знания об имени существительном .
IV. Работа над темой урока.
1. На какие группы можно разделить эти существительные?
Запишите эти слова по родам.
Как определить род имени существительного?
м.р. ж.р. ср.р.
песок дорога метро
завод кровать воскресенье
Вася пятница яблоко
· Игра «Какое слово «лишнее?» в каждом столбике? Почему?
(Вася – 1 скл., мебель – 3 скл., метро – нескл. сущ..)
2. Что такое склонение?
Как определить склонение имени существительного?
Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?
1) Прочитайте стихотворение и определите склонение у всех имен существительных.
Солнце греет землю слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
2) Прочитайте и укажите цифрами, сколько существительных каждого склонения есть в тексте.
Иногда гора возникает в результате «работы» вулкана. Когда он извергается, вверх устремляется камень, пепел, грязь. Потом все это падает обратно на землю, лава застывает, и образуется холм.
1-е скл. - ______ 2-е скл.- ____ 3-е скл.-______
3) Прочитайте загадку, отгадайте её и дополните высказывание.
Назовите по одному существительному 3-го склонения.
В каком числе стоят эти существительные?
Как определить число имени существительного?
Физкульразминка
3. Определите число имён существительных.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
-Какое существительное всегда употребляется во множественном числе?
Приведите примеры таких слов.
(коньки, ножницы, щипцы, ворота, плоскогубцы санки, грабли, очки, весы, часы, деньги, каникулы, сутки, духи, консервы, брюки и т.д. )
-А есть ли существительные, которые всегда употребляются в единственном числе?
( пальто, метро, шоссе, кофе, какао, радио, кино, ателье, пюре,такси, депо, фойе и т.д.)
-Как называются такие существительные?
-Придумайте предложения с несклоняемыми существительными.
V. Актуализация знаний
1. Запишите предложение. Определите падеж всех имён существительных.
Мама купила дочке красивое пальто.
--Что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставь от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж)
Для чего нужно знать падежи?
(Для того, чтобы верно писать безударные окончания существительных).
2. Как определить окончание имён существительных в единственном числе?
Вставьте пропущенные окончания.
обратиться к подруг…
близко от деревн…
купила в касс…
уйти без игрушк…
говорил с дедушк…й
шёл по дорожк…
сидели на яблон…
махать шапк…й
встала с кроват…
Как определить окончание имен существительных во множественном числе?
Вставьте пропущенные окончания.
к директор…
у галстук…
над коляск…
на болот..
для музе…
без правил…
о кукушк…
по пол…
от вывод…
3. Игра «Расскажи обо мне(имени существительном)»
На великолепной лошади,
по знакомой лестнице,
молодые дубки.
VII. Тест по теме имя существительное
1. Имя существительное -
1)обозначает признак предмета
2) обозначает предмет
3) обозначает действие предмета
2.Какое слово лишнее?
1) солнце 2) радость 3)окно
3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода?
1)марка для письма 2) страница книги 3) компот из вишни
4. Какое имя существительное первого склонения?
1) декабрь 2) дядя 3) стекло
5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы кому? чему?
1) Р.п. 2) Д.п. 3) В.п.
6. К несклоняемым существительным относятся имена существительные
1) тетрадь 2) зима 3) радио
VIII. Итог урока. Рефлексия
IХ. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Игры на разных этапах урока
1.При изучении нового материала.
Тема: Родственные слов
Цель: Название родственных слов и наблюдение за ними.
Учитель показывает мыло, спрашивает:
— Как называется этот предмет? (Слово мыло записывается на доске и в тетрадях.)
— А как называется эта коробочка (показывает мыльницу) ? (Под словом мыло записывается слово мыльница.)
Как сказать по-другому «натереть руки мылом»? (Намылить.)
· На доске и в тетрадях учащихся запись:
-Как называют пузыри, которые любят пускать дети? (мыльные, пускаем пузыри)
На доске и в тетрадях учащихся запись:
мыло
мыльница
намылить
мыльные
Учитель. Слова, которые мы получили, близки по смыслу: и мыльница, и намылить, мыльные связаны со словом мыло. Найдите во всех этих словах общую часть, которая делает слова близкими по смыслу (мыло, мыльница, намылить, мыльные).
Записать предложение Мыло хорошо мылится, найти в нем родственные слова, подчеркнуть их, выделить в родственных словах общую часть.
Тема: Окончание
при ознакомлении учащихся с определением понятия «окончание» надо раскрыть как формальный его признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами). Сделать это можно примерно так:
5.
1.
1. Комментируемая запись текста:
Книга.
Книга— твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи, книгу береги, не пачкай, не рви.
2. Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается во всех предложениях (т. е. подчеркнуть все формы слова книга).
3. На основе наблюдения делается вывод о том, что слово книга в предложениях изменяется (формы слова образуются изменением слова).
4. Найти изменяемую часть во всех формах слова книга:
-а
-е
книг -ой
-у
5. Учитель сообщает, что изменяемая часть (-а, -е, -ой, -у) называется окончанием.
Какой же можно сделать вывод о том, что такое окончание?
(Окончание — изменяемая часть слова.)
Чтобы выявить синтаксическую роль окончания, надо предложить учащимся задание: вставить во все предложения слово книга с одним и тем же окончанием -а (в начальной форме). Что наблюдается? (Нарушился смысл предложений, предложения неправильны.) Значит, для чего же служит окончание? (Окончание служит для связи одного слова с другим.)
Устанавливается, с какими словами связано слово книга во всех предложениях. Вывод читается по учебнику и анализируется по вопросам: что такое окончание? (Часть слова.) Какая это часть слова? (Изменяемая.) Для чего служит окончание? Как найти в слове окончание? (Нужно изменять слово. Сравнить формы одного и того же слова. Выделить ту часть, которая изменяется и стоит в конце слова.)
Тема : Приставка
Ознакомление с понятием «приставка» происходит с практическим использованием предметов .У учителя в руках ножницы и белый лист бумаги. Учитель выполняет следующие действия ,ученики в тетрадях записывают слова
отрезал
порезал
надрезал
вырезал
срезал
разрезал
Дети делают вывод: Приставки служат для образования новых слов.
2.На этапе чистописания практикую давать детям ряд слов, в котором надо найти «лишнее» слово.
Например, на доске записаны слова: метель, вьюга, честь, свекровь.
«Лишними» могут быть:
Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Свекровь – одушевлённое, остальные неодушевлённые.
Или задания следующего вида.
Учит.: Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись:
5 3 1
Д В ?
Уч-ся: Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.
3.Игры при работе со словарными словами
В словарной работе я использую составление словариков группами. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом.
Например: Беларусь, республика, Родина, правительство, Минск, президент, столица, метро.
Мы живёт в республике Беларусь. Минск- столица нашей Родины. В столице находится правительство. Его возглавляет президент. В Минске проложено метро.
4.Игры при закреплении изученного материала
1. На уроке закрепления знаний слов с двойными согласными провожу игру“Замени одним словом”.
– Комната для занятий в школе.
– Один из выходных дней.
– Место для купания и плавания.
– Дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья.
– Место на вокзале, куда приходят поезда.
– Спортивная игра на льду или траве.
– Единица массы.
(класс, суббота, бассейн, аллея, перрон, хоккей, тонна)
2.Игра «Все наоборот»
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание,
мыслительную деятельность детей.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа
существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для ёлки-…(ёлочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
3.Игра «Назови один предмет»
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.
Памятки
1.Памятка «Какие буквы нельзя писать на слух».
• Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
•Буквосочетания чк, чн, щн, чт.
•Правописание буквы ъ разделительный.
•Правописание буквы ь разделительный.
•Безударные гласные в корнях слов.
•Парные согласные на конце слова.
……………………………………………………………………………..
Словесный конструктор
Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например, словесность. Задача играющих – за отведенное время (около 5 минут) составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и др. Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов. Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова.
Намеки
Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут вместе встречаться в жизни, быть связаны неким общим сюжетом, идиомой, одно может быть похоже на другое, связаны могут быть смысл разных слов и их звуковые оболочки, связь может быть чисто ассоциативной.
Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.
Предлагаемые задания-намеки помогут познакомить ребят с игрой. В скобках даны ответы, при необходимости с пояснением.
• К – сумка (кенгуру).
• Б – нос (Буратино).
• Т – летать (летающая тарелка).
• М – лягушонок (Маугли).
Снежный ком
Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино; Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Одинокий, одинокий оригинал
Ход игры. Для начала ведущий предлагает всем проверить свою память. Он произносит забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить (можно говорить по очереди или хором, но повторение должно звучать только один раз). Затем ведущий произносит следующую фразу, а играющие должны правильно повторить первую и вторую. Ведущий произносит третью – они повторяют первую, вторую и третью и т.д. Тот, кто сумел повторить все девять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью. Вот эти фразы:
• Один одинокий оригинал.
• Два диких дикобраза.
• Три трепетных тщедушных таракана.
• Четыре черствых чародея чесали череп чудаку.
• Пять пухлых пигалиц приятно пели, плотно пообедав.
• Шесть шаловливых шакалов швырялись шелковыми шапочками.
• Семь сумрачных сов скоро составят счастливое семейство.
• Восемь волооких воробьев весело варили вишневое варенье.
• Девять дюжих дурней доили деревянного дракона.
После проверки памяти все вместе формулируют правила составления девяти фраз: каждая следующая фраза начинается со следующего по порядку числительного, при этом все слова в ней начинаются с одной и той же буквы, к концу фразы становятся длиннее.
Теперь каждый может попробовать себя в составлении таких «девяток». Можно объявить конкурс на лучший вариант и через несколько недель подвести итоги, назвав лучшие «девятки». После этого их хорошо вывесить в классе, чтобы все имели возможность потренировать память.
Если учитель на своем уроке будет использовать элементы занимательности, то заинтересованность учеников к его предмету возрастет.
Потерянные вещи
Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть хрустальный башмачок или перо Жар-птицы, золотой ключик или горошинка, яблоко или зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик. Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.
Эрудит
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)
2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)
3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)
4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)
5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)
6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)
7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
Ромашка (цветик-семицветик)
На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками. Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.
Толковый словарь
Предлагается по определению отгадать слово или, наоборот, дать лексическое значение слова. Хорошо применять такой прием во время изучения лексики.
Узнай себя
Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.
Собери слово
Предлагается составить слово, взяв из указанных слов значимые части.
Предлагается составить слово по схеме( приводятся необходимые морфемы).
Да-нетка
Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет».
Мягкая посадка
Например, изучается тема «Род имен существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет какое-либо существительное. Ученик ловит мяч, называет род существительного и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Третий лишний
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Лови ошибку
Предлагается текст, слова с ошибками. Кто увидит и объяснит (поймает) все ошибки?
Я работаю волшебником
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм(город Изюм).
Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкину написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставкив- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное
слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкину написал слитно. «Это слово, - сказал
он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».
4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», - заявил Ошибкину.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так:
«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не
изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго
склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,
когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит
проверочное слово -рослый. А как надо?
По щучьему велению
Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся -ться- в глаголах». И др.
Переводчик
Кто быстрее и правильнее переведет все слова, подберет синонимы, заменит сленг общеупотребительными словами и т.д.
Следствие ведут знатоки
Необходимо отгадать, о какой профессии идет речь (текст с профессиональными словами), о чем речь (фразеологизмы).
Справочное бюро
Учитель называет слово. А ученики ищут его в словаре (либо правописание слова, либо его толкование). Балл получает тот ученик, который быстрее нашел слово.
Клички
Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Перевертыш
Необходимо подобрать слова-перевертыши к предложенным (антонимы, поменять прямое значение на переносное или наоборот). Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.
Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.
Дерево мудрости
Одна группа учеников пишет на листках разного цвета вопросы по правилам учебника, другая группа (3-4 ученика) выходят к доске , срывают с дерева листочки с вопросами и отвечают на них.
Я начну, а ты продолжи.
Учитель начинает фразу, ученик заканчивает.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Мозговой марафон
Один ученик у доски должен ответить на 10 вопросов по теме и по повторению. Только в этом случае он «осилит» «мозговой марафон».
Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
Дерево жизни
Прикрепляются листочки с хорошими привычками, а листочки с вредными привычками бросаются в корзину. Можно подстроить под любое правило (например, не пишется слитно – прикрепляет на дерево; раздельно – бросаем в корзину).
Умный редактор( «Корректор»)
Предлагается исправить речевые ошибки, орфограммы.
Неотправленное письмо.
Предлагается написать письмо одному из литературных героев.
Эстафета восторга
Хорошо подходит при изучении глагола.
Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить существительные или прилагательные.
Найдите друзей и врагов
Слово «правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»).
Лингвистическое домино
Учащимся необходимо отыскать пары слов . Например , совершенный и несовершенный вид глаголов, слова-синонимы и др.
Отними букву
Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.
Например : Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.
Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Te, которые шли впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они... двух гадюк, ... их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и самому знать».
Верю-не верю
Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».
Путешествие
Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических объектов с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с «двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др.
Кто больше?
Записать как можно больше слов на заданное правило.
Я напишу без ошибок
Индивидуальное задание по желанию учащегося. Задание выбирает сам ученик из нескольких предложенных.
Игра « Найди синоним, антоним»
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
«Найди антоним»
Сначала
следует пояснить, что антонимы — это слова, противоположные друг другу по
значению. Даже есть такой стишок, состоящий из одних антонимов:
Тебе скажу я — «далеко»,
А ты ответишь — «близко».
Тебе скажу я — «высоко»,
А ты ответишь — «низко».
На знаниях этого правила можно выделить даже несколько игр, где потребуется
литературно—речевая смекалка.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
Антонимы в стихах
Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.
Я — антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада.
А зовут меня ... (прохлада).
Я — антоним слову «смех».
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач.
Догадались? Это ... (плач).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала.
Делу всякому венец.
Называюсь я ... (конец).
Я — антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я — для отдыха, для сна.
Называюсь ... (тишина).
Антонимы в пословицах
Аналогичное задание на подбор антонимов — надо произнести антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.
1. Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
2. Знай больше, а говори ... (меньше).
3. В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).
4. Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).
5. Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).
6. Мир строит, а война ... (разрушает).
7. Смелый побеждает, а трус ... (погибает).
8. Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).
9. Радость - свет, печаль - ... (тьма).
10. Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).
11. Чтение - книги, пение - ... (песни).
12. Волки - лес, люди - ... (город).
13. Покой - движение, плен - ... (свобода).
14. Телефон - ухо, кино - ... (глаз).
15. Двор - ворота, дом - ... (дверь).
16. Весна - осень, рассвет - ... (закат).
17. Человек - платье, дерево — ... (листва).
18. Время - часы, теплота - ... (термометр, градусник).
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
Данные игры используются на уроках русского языка при изучении частей речи. Можно адаптировать приведённые игры под ту часть речи, которая изучается в данный момент.
Шеренга
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
Общий признак
Подбери
ко всем словам каждой группы одно имя прилагательное, подходящее им по
значению. Не забывай изменять, там, где необходимо, род и число этих
прилагательных.
Образец. Слон, океан, чай – индийский.
1. Свет, впечатление, румянец
2. Музей, документ, событие
3. Утро, человек, осень
4. Крик, ветер, бросок
5. Ваза, девочка, лед
6. День, спор, бой
7. Крапива, брюнет, стыд
8. Пуговица, ответ, глаза
9. Хлеб, воздух, газета
10. Совесть, небо, руки
11. Голос, дом, награда
12. День, юбка, память
13. Дождь, почерк, пруд
14. Карандаш, игра, люди
15. Дедушка, стена, звук
Подбери определения
Перед вами - два абзаца (столбца) слов. Нужно соединить слова попарно, подыскивая из второго абзаца подходящее по определению слово, например, «холодный, как лед».
Ответы:
Бледный как стена, голодный как волк, стройный как сосенка, хитрый как лиса, глупый как пень, упрямый как осел, ясный как день, здоровый как бык, сильный как дуб, красный как рак, верный как пес, медленный как черепаха, мрачный как туча, лысый как колено, серый как пыль, слепой как крот, злой как собака, трусливый как заяц, дрожащий как осина, легкий как перышко.
Слова, в которых спрятались части тела человека
Сердцеед, глазок, утконос, макушки, зубоскал, губастый, носорог, Череповец, дума, опростоволоситься, животное, пуховик, бусы, зубр, бородач, мухомор, ладушки, лоботряс, надбровье, крот, ушиб, суши, Италия, ностальгия, сирота, околица, молоко, зубочистка, черепаха, пушинка, шапочка, головастик, телогрейка, рукавичка, заносы, печенье.
Ответы: Сердцеед, глазок, утконос, макушки, зубоскал, губастый, носорог, Череповец, дума, опростоволоситься, животное, пуховик, бусы, зубр,бородач, мухомор, ладушки,лоботряс, надбровье, крот, ушиб, суши,Италия, ностальгия, сирота, околица, молоко, зубочистка, черепаха,пушинка, шапочка, головастик, телогрейка, рукавичка, заносы, печенье.
Слова, в которых спряталась еда
Присяга, посольство, сахароза, община, медовый, Роман, суфлер, железо, кашалот, мясорубка, маслозавод, супруга, лукошко, кофейня, молоковоз, заморский, креманка, сушилка, лимонад, разлука, рулетка, джемпер, гоблин, осока, чайник, виновник, черепаха, защита, сокол, пловчиха, приманка, сырьё, букашка, кофеин, носок, ириска, тортилла, переборщить, сыроежка, салон, лукум.
Ответы: Присяга, посольство, сахароза, община, медовый, Роман, суфлер, железо, кашалот, мясорубка, маслозавод, супруга, лукошко, кофейня, молоковоз, заморский, креманка, сушилка, лимонад, разлука, рулетка, джемпер, гоблин, осока, чайник, виновник, черепаха, защита, сокол, пловчиха, приманка, сырьё, букашка, кофеин, носок, ириска, тортилла, переборщить, сыроежка, салон, лукум.
Слово
в слове
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)
Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор.
Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы, гвоздика – гвозди, победа – беда, погода – года, фасоль – соль, скрипка – скрип, восток – ток, забор – бор.
Собери слова
По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.
2. Вот еще шесть букв, они тоже расположены по кругу. Где же больше написано различных слов слов: в первом кругу или во втором - и какие это слова?.
Ответы:
1. колесо, оселок, кол, лес, осел, село, око, сокол, лесок, сок -
10 слов
2. осадок, оса, док, коса, садок, сад, сок, ода, ад, око, код - 11 слов
Третий лишний
( В зависимости от темы урока)
1.Горка, гора, горе.
2.Поход, походка, ходить.
3. Маша, Алёша, дежурный.
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
Обратный порядок
( Тема: « Звуки и буквы»)
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова лён — цифру,
из слова лей — название дерева,
из слова лоб — название настила,
из слова люк — большой мешок,
из слова ток — домашнее животное, из слова шел — неправду,
из слова шей — просьбу,
из слова куб — связку, охапку чего-либо,
из слова гол — прибор для измерения глубины моря,
из слова лед — материал для крыши.
(Ноль, ель, пол, куль, кот, ложь, ешь, пук, лот, толь)
Поменяй местами
( Тема: « Звуки и буквы»)
Поменяй
местами по одной букве в каждой паре слов так, чтобы получилась новая пара.
Пример: Моль - Рука превращается в Роль - Мука
1. Лень — Дом
2. Сом — Рок
3. Корона — Волос
4. Кошка — Малина
5. Лак — Бивень
6. Пачка — Труд
7. Мак — Ротор
8. Колено — Пора
9. Варан — Бор
10. Галка — Порох
11. Бочка — Клин
12. Роза — Лейка
13. Зуб — Дверь
14. Течь — Порт
Найди и докажи
( Тема : « Предложение»)
Для каждого игрока готовится карточка с четырьмя группами слов, среди которых нужно найти предложения. Игроки подчеркивают предложения, ставят точку в конце и доказывают свой выбор.
1. ОДНАЖДЫ ПОЗДНИМ ОСЕННИМ ВЕЧЕРОМ
2. РАСЦВЕЛА ПОД МОИМ ОКНОМ ДУШИСТАЯ СИРЕНЬ
3. В, БУШЕВАЛА, ДЕНЬ, ЛЕСУ, ЦЕЛЫЙ, ГРОЗА
4. ГРАЧИ СЛЕТЕЛИСЬ НА ВСПАХАННОЕ ПОЛЕ
1. В НАШЕЙ РЕКЕ ВОДЯТСЯ ЩУКИ И ОКУНИ
2. ИЗ, ВЫСОКО, ДЫМ, НЕБО, ТРУБЫ, В, ПОДНИМАЕТСЯ
3. ЗАВТРА МЫ РАНО УТРОМ ВЧЕТВЕРОМ
4. РЕБЯТА ЧИТАЛИ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ
1. ИЗ-ПОД ГОРЫ ВЫТЕКАЕТ ХОЛОДНЫЙ
2. ПОД РАЗВЕСИСТЫМ ЗЕЛЁНЫМ ДУБОМ
3. РЕБЯТА ГУРЬБОЙ ПОШЛИ КУПАТЬСЯ НА РЕЧКУ
4. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ
1. В ЛЕСУ РАЗДАВАЛСЯ ТОПОР ДРОВОСЕКА
2. МОЯ БАБУШКА СЕГОДНЯ РАНО УТРОМ
3. УСТАЛЫЕ ОХОТНИКИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ
4. МЫ ВЧЕРА НА УРОКЕ МУЗЫКИ
1. КРАСИВЫЙ РЕЧНОЙ ПАРОХОД БЫСТРО
2. АВТОМОБИЛЬ МЧАЛСЯ ПО ПЫЛЬНОЙ ДОРОГЕ
3. В, БРОДИТ, ЧАЩЕ, ЛЕСНОЙ, МЕДВЕДЬ
4. ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ПОКАЗЫВАЛИ НОВЫЙ ФИЛЬМ
1. В, СЛЫШНА, ЖАВОРОНКА, НЕБЕ, ВЫСОКО, ПЕСНЯ
2. ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕНЫ НАШИ ДЕЖУРНЫЕ
3. ЛЕТОМ МЫ ЖИЛИ В ДЕРЕВНЕ У БАБУШКИ
4. ВЧЕРА УЧЕНИКИ РЕШАЛИ ТРУДНУЮ ЗАДАЧ
«Кто быстрее назовёт»
( Тема : «Разделительный твёрдый знак»)
Учитель задает вопросы, ученики должны ответить на них словами с разделительным твердым знаком:
Как мы называем кран, который поднимает тяжелые грузы? (Подъемный кран).
Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные грибы)
Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съежился)
Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъем)
Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение)
Сообщить о чем-то. (Объявить)
Соединить вместе. (Объединить)
Приблизиться к чему-то на машине (Подъехать)
Это приходится делать водителю, когда он загоняет машину в гараж или во двор. (Въезжать)
Сообщение о чем-то важном, новом, срочном. (Объявление)
Одно нужно отделить, отсоединить друг от друга. Например, провода. (Разъединить).
Таким бывает воробей после драки. (Взъерошенным)
Он есть у каждого дома. Это крытый вход в здание. (Подъезд)
Фигура плоская, а тело...(объемное).
Если зверя разозлить, то он становится...(разъяренным).
Если предмет имеет недостаток, то у него есть...(изъян)
Дети не любят уколы и даже слово-синоним к нему. (Инъекция)
Транспорт приближается к объекту. (Подъезжать)
Её проводят при помощи фотоаппарата, фоторужья, кинокамеры, видеокамеры. (Съемка).
Непроизносимые согласные
I. Пословицы, поговорки, приметы
1. Словарные слова:
Без пирогов не праздник.
Будет и на нашей улице праздник.
Ленивый праздник знает, а будней не помнит.
Праздник придет – гостей приведет.
Без кота мышам праздник.
Рукам работа – душе праздник.
Ленивому всегда праздник.
По чужим словам, что по лестнице, идет.
И тот вор, кто лестницу вору подставляет.
2. Проверяемые слова:
Сердце матери греет лучше солнца.
Работа сердце веселит.
Москва далека, да сердцу мила.
У вора заячье сердце – и спит, да боится.
Сердце не камень – тает.
И у курицы сердце есть.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце в мешок не поймать.
Худо лето, когда солнца нету.
Солнце – на лето, зима – на мороз.
При солнце тепло, при матери добро.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Счастливый радостно живет.
Ранние ласточки – к счастливому году.
Радостная жизнь веселит сердце.
Худые вести вестника опережают.
Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую.
Поздний листопад – на тяжелый год.
Не из-за одной звезды небо звездное.
II. Частушки
1. Словарные слова:
Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.
Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.
Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!
Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!
Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные:
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные.
2. Проверяемые слова:
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!
День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!
III. Веселые стихи
ОБИДА
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
МАШИНА СТРЯПНЯ
Маша испекла пирог капустный.
Только вид у мамы грустный:
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!
– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!
IV. Антонимы и синонимы
1)
солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный
2)
вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный
V. Коллективные игры
1. Хлопни в ладоши (игра на узнавание слов по теме)
Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.
2. Эхо (игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по теме)
Учитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный).
3. Да – нет (игра с использованием частично-поискового метода)
Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).
Примерные вопросы
Можно ли слово сердце проверить словом сердца? А словом сердечко?
Нужно ли в слове прекрасный писать букву т? А в слове прелестный?
Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник?
4. Проверяй-ка (игра на подбор проверочных слов; слова даются в зарифмованных примерах)
Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).
Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.
5. Передай другому (игра на декламацию правил по теме или правил-шуток)
Дети по цепочке вслух воспроизводят текст правила по теме или правила-шутки (один ученик – одно слово), передавая при этом друг другу флажок (или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не прервется?
6. Поймай свое словечко (игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными и сочетанием -сн-)
Учитель произносит слова по теме, а дети поднимают руки так: девочки – слова с непроизносимой согласной, а мальчики – слова с сочетанием -сн-.
Вариант игры: учитель произносит слова только с непроизносимой согласной т и сочетанием -сн-. Если в слове есть буква т, дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т (или поднимают сигнальную карточку).
VI. Тексты для списывания с заданием
1. Допиши слово.
То дождь проливной,
То слякоть ужасная.
Всем надоела
Погода ... (ненастная).
Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем ... (известный).
Утром к нам в оконце
Заглянуло ... (солнце).
Когда посадишь деревца,
Забьются радостно ... (сердца).
От дождей верхушками поник
И шумит у берега ... (тростник).
Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой ... (счастливый)!
Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не ... (грустный).
Туча очень грозная
Закрыла небо ... (звездное).
От булочки из теста
Аромат ... (чудесный).
Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он ... (прекрасный).
У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь ... (опасный).
Мы по ... (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная,
Солнце на небе ... (ясное).
В честь Победы пушки бьют,
В небе ... (праздничный) салют.
VII. Диктанты
1. Выборочный диктант
а) Широкая каменная лестница спускалась к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй, мой любимый край!
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику.
Чувство радости охватило меня.
б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное. Весна в этом году поздняя. День был ненастный. Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике. У меня радостно забилось сердце. Мне грустно прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности. Восход солнца мы встречали в горах. Грустные ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный писатель. Окрестности деревни – это сады и березовые рощи. Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по лужайке. Весь берег зарос густым тростником. Мчатся в космос звездные корабли.
в) У зайца много опасных врагов. Мы смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный летний день. Был ясный зимний денек. Дети слушали интересный рассказ.
3. Диктанты-загадки
а) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница.)
б) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница.)
в) Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце.)
г) Без него плачемся, а как появится, от него же и прячемся. (Солнце.)
д) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца.)
е) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)
ж) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)
з) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя ... (Солнце.)
и) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)
к) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
Замени одним словом
( Тема : « Сложные слова»)
Игру можно проводить в форме эстафеты с участием учеников каждого ряда. Учитель дает толкования слов. Ученикам с первых парт каждого ряда выдаются листки бумаги, на которых они пишут слово и передают листок ученикам второй парты и так далее.
1. Машина для перевоза молока. (Молоковоз)
2. Любитель книг. (Книголюб)
3. Пастух, который пасет свиней. (Свинопас)
4. Кухонная машина для измельчения мяса и изготовления фарша. (Мясорубка)
5. Машина, которая приводит в порядок газоны, аккуратно подкашивая траву. (Газонокосилка)
6. Вещь, которая вышла из моды, устарела. ( Старомодная)
7. Машина для натирания паркетных полов. ( Полотёр)
8. Явление природы, связанное с таянием льда весной на реках. ( Ледоход)
9. Прибор для нарезки стекла. ( Стеклорез)
10.Человек, работающий под водой в специальной одежде. ( Водолаз)
11. Место для хранения воды в природных условиях. ( Водохранилище)
12. Разводит овощи. (Овощевод)
13. Копает землю. (Землекоп)
14. Падают звезды. (Звездопад)
15. Люди, имеющие одинаковую фамилии. ( Однофамильцы)
16. Бьется сердце. (Сердцебиение)
17. Отрасль экономики по строительству машин, тракторов, автобусов т.д. (Машиностроение)
18. Варит кашу. (Кашевар)
19. Перегоняет нефть. (Нефтеперегонный).
20. Другой берег, который находится напротив. (Противоположный)
21. Дробит камень. (Камнедробилка)
22. Машинка, которая в домашних условиях из фруктов и овощей делает сок. (Соковыжималка);
23. Предмет, который делает дыры в бумаге. (Дырокол)
24. Сильно греет солнце. (Солнцепек)
25. Корабль, который ходит по Луне. (Луноход)
26. Он ходит в цирке по канату. (Канатоходец)
27. За ним идут армейские полки. (Полководец)
28. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
29. Машинка для измельчения овощей.(Овощерезка)
30. Машина, которая летает сама. (Вертолет, самолет)
31. Место, откуда запускают космические ракеты. (Космодром)
32.Порт, который чаще всего находится далеко от моря. (Аэропорт)
Анаграмма
Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)
Вот вам - повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
(Ответ:«Сани» - «анис».)
Найдешь загаданное слово
В названии «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот –
Под парусами он плывет.
(Ответ:«Краб» — «барк».)
В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(Ответ:«Кит» — «тик».)
Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Ответ:«Шпала» - «лапша».)
Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Ответ:«Дог» - «год».)
Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ:«Сосна» - «насос».)
Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я - французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Ответ:«Рона» - «нора».)
Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.
(Ответ:«Рамка» - «марка».)
С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Ответ:«Колос» - «сокол».)
Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Ответ:«Масло» - «смола».)
Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.
(Ответ:«Карета» - «ракета».)
Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь - тогда
Ищи меня в траве с утра.
(Ответ:«Соринка» - «росинка».)
Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьет волна,
И с меня спускают трап.
(Ответ:«Комар» - «корма».)
Я - защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.
(Ответ:«Навес» - «весна».)
Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.
(Ответ:«Кукла» - «кулак».)
Я - трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.
(Ответ:«Катер» — «терка».)
Я - время года теплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.
(Ответ:«Лето» - «тело».)
Я — канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.
(Ответ:«Трос» - «сорт».)
Я - сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.
(Ответ:«Куст» - «стук».)
На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь - я зверь,
Ем все, что оставите.
(Ответ:«Шкала» - «шакал».)
Я - важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь –
стада Баранов по горам.
(Ответ:«Аорта» - «отара».)
Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То - гора, наверное.
(Ответ:«Ласка» - «скала».)
Это карта мира,
Есть у вас в портфеле.
Это — угощенье,
В его составе зелень.
(Ответ:«Атлас» - «салат».)
Этот человек - опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово - яма,
Ее ты вырыть можешь сам.
(Ответ:«Вор» - «ров».)
В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озером в горах найдешь.
(Ответ:«Навес» - «Севан».)
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.
(Ответ:«Карп» - «парк».)
В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Ответ:«Кит» - «тик».)
По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Ответ:«Вена» - «Нева».)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.
(Ответ:«Насос» - «сосна».)
Числа в словах
Ученикам предлагается заменить числа буквами и получить в результате слова.
Пи100лет,
ко100чка, 7 я, 3о, госп1, 3буна, 3тон,
и100рия, с3ж, о5,
сви100к, 3ллер, во100к, ви3на, по2л,
за100лье, 100лица, па3от, 100рона,
р1на, ли100к, 40а, 100лб, 7янин,
ин3га, 1очка, а3бут, 3колор, ли100пад, 3котаж,
ст3жка, 1очество,3ллион, те100, 3умф,
ос3ё, 100ляр, Э100ния,
3ко, смор1а, 100рож, мо100вая, пу100цвет,
ко100чка, 100л, ла100чка,
ш3х, 100янка, рас5, пу100та, Ро100в.
Ответы: пистолет, косточка, семья, трио, господин, трибуна, тритон, история, стриж, опять, свисток, триллер, восток, витрина, подвал, застолье, столица, патриот, сторона, родина, листок, сорока, столб, семьянин, интрига, одиночка, атрибут, триколор, листопад, трикотаж, стрижка, одиночество, триллион, тесто, триумф, остриё, столяр, Эстония, трико, смородина, сторож, мостовая, пустоцвет, косточка, стол, ласточка, штрих, стоянка, распять, пустота, Ростов.
Спрятавшиеся ноты
Ученикам предлагается вставить в слова подходящие ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и записать получившееся в результате слова.
Ответы: симпатичный, Юля, реклама, милый, река,
спасибо, долька, сирота, домохозяйка, фасоль,ребус,
капля, рельсы, ремонт, перерыв, силуэт,
директор, такси, мишка (решка), репка, дом, доска,лягушка,
антресоль, помидор, черепаха, море, мина,
карета, садовник, резина, добыча,
стадо,фата, коляска, дорога,
сирень.
Шарада
( Тема: « Перенос слов»)
Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(Ответ:«Бук-вы».)
Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
(Ответ:«А-том».)
Часть танца - слог мой первый,
Вино - мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.
(Ответ:«Па-ром».)
Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ:«За-дача».)
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ:«Кар-тина».)
Первый слог найдешь средь нот,
А второе - бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(Ответ:«До-рога».)
Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
(Ответ:«С-порт».)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом - школьный столик твой.
(Ответ:«Пар-та».)
Из писка птиц - мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Ответ:«Пи-рог».)
Нота - мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
(Ответ:«Ми-на».)
Вы меру площади припомните вначале –
Ее вы в школе, несомненно, изучали.
Пятерка букв, идущих следом, - вдохновенны,
Им не прожить без танца, музыки и сцены.
На экспонаты оружейные глазея,
Ответ найдете в историческом музее.
(Ответ:«Ар-балет».)
Вот он - первый слог.
Этот слог — предлог.
Далее - юнец, вхожий во дворец.
Буква на конце стоит, открывает алфавит.
Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.
(Ответ:«Про-паж-а».)
Из бумаги - самый первый слог.
В него сахар ты б насыпать смог.
Второй - мерит информацию он иль
Нам являет музыкальный стиль...
Слово целое - как кувырок,
В цирке ты б его увидеть смог.
(Ответ:«Куль-бит».)
В начале - действий череда,
Но - не ходьба и не езда.
Затем здесь гласная идет,
А следом - жмот наоборот.
Отгадка — зверь гиппопотам.
Сказать иначе надо вам.
(Ответ: «Бе-ге-мот».)
Отыщи болезнь-заразу,
А прибавишь букву - сразу
Слово новое готово.
У кораблей есть это слово.
(Ответ:«Я-корь».)
Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
(Ответ:«М-уха».)
Первое - нота, вторая - игра,
Целое встретится у столяра.
(Ответ:«До-лото».)
Первый слог - рекой зовется,
Есть на корабле - второй,
Ну а целое дается
В честь победы боевой.
(Ответ:«Сал-ют».)
Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Ответ:«Я-блок-о».)
Первый слог мой каждый знает —
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим.
Чтобы целое узнать,
Город следует назвать.
(Ответ:«Мел-и-тополь».)
Мое начало вы найдете в поле,
Второе с третьим вы учили в школе,
Когда был по грамматике урок,
Одно из них - союз,
Другое же - предлог.
Затем вы, приложив старанье,
Найдете дерева названье.
А в целом — имя города-героя,
Чьей мы гордимся славой боевою.
(Ответ:«Сев-а-с-тополь».)
Первое - нота, второе - то же,
А в целом - на горох похоже.
(Ответ:«Фа-соль».)
Ищите в танце первый слог,
Вторых два - цифра и предлог,
А целым мы зовем людей,
Готовых жизнь отдать в бою
На благо Родины своей.
(Ответ: «Па-три-от».)
Мой первый слог - бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом - дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(Ответ:«Кипа-рис».)
Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.
(Ответ: «Бра - конь - ер».)
Мой первый слог - это предлог,
Согласья знак - второй мой слог,
Мой третий слог — судьбина злая,
Всё вместе - в праздник получаем.
(Ответ:«Под-а-рок».)
Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат «век».
В целом - огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
(Ответ:«Пи-сто-лет».)
Золотая середина
1. Впишите в клеточки слова, состоящие из трех букв, которые станут окончанием первого и началом второго слова в каждой строчке.
Собери слова
Собери слова из левой части со словами со второй.
Ребусы.
Ответы к ребусам
1. Школа
2. Карандаш
3. Пенал
4. Ученик
5. Учитель
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.