Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся в рамках подготовки к ГИА
Оценка 4.9

Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся в рамках подготовки к ГИА

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию +1
docx
русский язык
10 кл—11 кл
13.04.2023
Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся в рамках подготовки  к ГИА
Приложение 1.1..docx

Приложение 1.1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

города Гагарина Смоленской области

 

Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся

в рамках подготовки  к ГИА

 

Покровкова Наталья Николаевна

учитель русского языка и литературы

 

Для разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся  в рамках подготовки  к ГИА я использую автоматизированные программы (электронные таблицы EXCEL). Данный подход к обработке результатов контроля  за уровнем обученности учащихся позволяет значительно сократить время анализа результатов и при этом повышает их информативность и уровень наглядности. Подобная технология дает возможность построения индивидуальных образовательных траекторий каждого учащегося, что повышает эффективность подготовки к Государственной итоговой аттестации.

 

Подготовку к ЕГЭ я начинаю с первого дня занятий в 10 классе.

 

Во-первых, в обязательном порядке в сентябре провожу общее собрание для родителей и обучающихся, на котором знакомлю с процедурой проведения ГИА по русскому языку.

 

Во-вторых, также в сентябре, провожу диагностическую  тестовую работу, составленную по принципу ЕГЭ. Данная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельные занятия. Я же, как учитель, могу выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данное тестирование помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.

Т.о., уже в сентябре мы выявляем проблемы, связанные с прохождением ГИА, и «западающие» темы ЕГЭ.

 

 

Первая проблема - психологическая. ЕГЭ – это стресс. И чтобы помочь детям с ним справиться, нужно знакомить учеников с процедурой проведения экзамена. Чем больше ученики знают - тем меньше стресс. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить  поверить в это детей – задача нас, педагогов.

Слайд3.JPG

 

Психологическая подготовка к  ЕГЭ должна состоять из нескольких компонентов:

 

1.     Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая необходимую информацию о правилах и нормах процедуры единого государственного экзамена и направленная на выработку индивидуального стиля работы.

2.     Выработка индивидуальных стратегий для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

3.     Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой единого государственного экзамена.

4.     Проблема знакомства с форматом экзамена,  владение практическими навыками его заполнения, знание структуры теста.

 

И, как показывает практика, отсюда возникают следующие проблемы:

1.                 отсутствие навыков тестирования;

2.                 ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ;

3.                 незнание статистики результатов ЕГЭ по русскому языку (типичные ошибки повторяются из года в год, и выпускники наступают на одни и те же грабли);

4.                 неправильное распределение времени на выполнение заданий;

5.                 создание сочинения без учета критериев его проверки.

Как правило, это

·                   орфоэпические нормы (задание 4);

·                   грамматические и синтаксические нормы (задание 8)

 

В 27 задании возникают затруднения с определением проблемы; ее комментированием, сложности при композиционном  и логическом оформлении сочинения, приведении аргументации.

 

Что делать? Как избежать этих ошибок? Решение одно - нужно четко спланировать свою работу.

 

Опираясь на свой собственный опыт, я пришла к выводу, что нужна система подготовки к ЕГЭ.

 

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний обучающихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, я использую интерактивные шаблоны для создания тестов Дмитрия Иванова, А.Н. Комаровского, Алексея Баженова.

 

https://easyen.ru/_ld/472/s32181630.jpghttps://easyen.ru/_ld/474/s20405526.jpg

Хорошо зарекомендовали себя в моей педагогической практике онлайн-тесты, а также сборники тестовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько.

Слайд6.JPG

Проанализировав «западающие» темы 10-классников, я корректирую программу подготовки к экзамену.

 

В планирование уроков русского языка включаю на каждое занятие раздел «Повторение», тема берется из кодификатора  в соответствии с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.

Система повторения представляет такую структуру:

1. Сентябрь-октябрь. 
Повторение трудных тем: 

Орфоэпия (задание 4); 

https://easyen.ru/_ld/463/s73148574.jpg


2. Орфография:

правописание гласных в корне слова (задание 9);

правописание приставок (задание 10);

правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 12);

правописание не и ни (задание 13);

слитное, дефисное, раздельное написание слов (задание 14);

правописание н / нн в словах различных частей речи (задание 15);

 

3. Синтаксис и пунктуация: 

типы односоставных предложений;

типы сложных предложений;

https://easyen.ru/_ld/482/s98921330.jpg  https://easyen.ru/_ld/481/s75866419.jpg

типы сложноподчиненных предложений;

типы связи придаточных частей с главной

https://easyen.ru/_ld/476/s66478984.jpg  https://easyen.ru/_ld/476/s87164441.jpg


На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах и таблицах, которые систематизируют и обобщают все изученное в 5-9 классах, создают базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания. 

2. В ноябре начинаем работу с текстом: 
а) определение типа речи; определение средств и способов связи предложений в тексте; 
б) подготовка к выполнению задания 27: 

·                     знакомство с критериями оценивания сочинения;

·                     устная и письменная работа по формулированию проблемы, комментированию текста и определению позиции автора, умению аргументировать свою точку зрения;

·                     анализ подобных сочинений в соответствии с критериями;

·                     написание, анализ и редактирование собственных сочинений.

 

Очень важно, чтобы за первое сочинение ученик получил как можно большее количество баллов (пусть и не с первого раза). Тогда он поймет, что от него требуется, и будет стремиться к лучшему выполнению работы. Сначала выпускник, возможно, будет писать по определенному шаблону (и для слабых учащихся это спасение), но постепенно он начинает отступать от образца и творчески оформляет свое сочинение. 

3. Декабрь


Проведение пробного экзамена (промежуточная диагностика)

Эта работа – диагностическая, она позволяет не только выявить типичные ошибки, но и определить, над какими проблемами необходимо работать непосредственно с каждым учеником. 

Результат этой работы сразу же заношу в электронную таблицу EXCEL.

Слайд10.JPG

 

Данный подход к обработке результатов контроля  за уровнем обученности учащихся, позволяет значительно сократить время анализа результатов и при этом повышает их информативность и уровень наглядности. Подобная технология дает возможность построения индивидуальных образовательных траекторий каждого учащегося, что повышает эффективность подготовки к Государственной итоговой аттестации.

Слайд9.JPG

Обработка информации, получаемой с помощью мониторинга, позволяет своевременно вскрывать упущения в работе, прогнозировать дальнейшее развитие обучения, разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию образовательной практики, связанной с раскрытием творческого потенциала обучающихся. Данный мониторинг позволяет оценить знания каждого обучаемого, проследить динамику достижений, выявить проблемы.

Слайд8.JPG

Мониторинговая карта представляет собой электронную книгу Excel, структура которой такова:

§     Диаграммы

§     Таблица итоговых данных

§     Индивидуальная траектория

§     Статистические листы

 

Учитель создает список учащихся только на первом статистическом листе (другие заполнятся автоматически), вводит данные о выполнении каждого задания. Остальные операции (общая сумма баллов, зачёт/незачёт, отметка, % выполнения заданий каждым учеником и класса в целом, количество учащихся, верно выполнивших задание, диаграммы) программа выполнит автоматически.

 

На основе рабочих листов формируется лист «индивидуальная траектория», где в автоматическом режиме вычисляется процент качества выполнения каждого задания  учеником за определенный период.

 

Графическое представление данных по каждому учащемуся из листов     «Отчет» и «Индивидуальная траектория» представлено в виде диаграмм.

 

Программа по предмету спланирована так, что за 2 года мы повторяем, обобщаем и систематизируем весь материал, необходимый для выполнения тестовых заданий и грамотного оформления сочинения (задание 27).

 

Повторение трудных тем заканчивается диагностикой, она позволяет не только выявить типичные ошибки, но и определить, над какими проблемами необходимо работать непосредственно с каждым учеником. 

Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Теоретическая база - фундамент знаний для выполнения тестовых заданий.

 

Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, опорных конспектов, тезисных планов и т.п. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку, используя различные источники информации, как печатные, так и электронные.

 

Т.о. достигается

ü положительная динамика результатов учащихся на Государственной итоговой аттестации;

ü высокие результаты, показываемые всеми учащимися на Государственной итоговой аттестации;

ü уверенность учащихся в своих силах и возможность прогнозирования собственного результата

 

Источники:

Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с

 

Портфолио Покровковой Н.Н.  https://easyen.ru/index/8-951

 

Шаблон Excel "Анализатор результатов пробных экзаменов и ЕГЭ по русскому языку" с автоматическим выводом отчета-анализа, сводной ведомости

https://shop.pedsovet.su/shop/539/desc/sha-shablon-otchjot-excel-analizator-rezultatov-egeh-po-russkij-jazyk-literatura-2023-2020


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение 1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Приложение 1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Я же, как учитель, могу выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения

Я же, как учитель, могу выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения

П сихологическая подготовка к

П сихологическая подготовка к

ЕГЭ по русскому языку (типичные ошибки повторяются из года в год, и выпускники наступают на одни и те же грабли); 2

ЕГЭ по русскому языку (типичные ошибки повторяются из года в год, и выпускники наступают на одни и те же грабли); 2

Хорошо зарекомендовали себя в моей педагогической практике онлайн- тесты, а также сборники тестовых заданий под редакцией

Хорошо зарекомендовали себя в моей педагогической практике онлайн- тесты, а также сборники тестовых заданий под редакцией

Сентябрь-октябрь. Повторение трудных тем:

Сентябрь-октябрь. Повторение трудных тем:

На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах и таблицах, которые систематизируют и обобщают все изученное в 5-9 классах, создают базу, на основе…

На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах и таблицах, которые систематизируют и обобщают все изученное в 5-9 классах, создают базу, на основе…

Декабрь . Проведение пробного экзамена (промежуточная диагностика)

Декабрь . Проведение пробного экзамена (промежуточная диагностика)

Государственной итоговой аттестации

Государственной итоговой аттестации

Мониторинговая карта представляет собой электронную книгу

Мониторинговая карта представляет собой электронную книгу

Графическое представление данных по каждому учащемуся из листов «Отчет» и «Индивидуальная траектория» представлено в виде диаграмм

Графическое представление данных по каждому учащемуся из листов «Отчет» и «Индивидуальная траектория» представлено в виде диаграмм

Источники: Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления

Источники: Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2023