«Разработка интегрированного урока по теме: Ф.Тютчев « Осенние листья». Рисование с натуры осенних листьев.»(чтение+изо)
Выполнил(а): Баймуратова Светлана Владимировна.
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ "Лицей №1 ЗМР РТ"
Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, изучить новое стихотворение «Листья», познакомить с краткой биографией поэта, развивать навык выразительного чтения.
Оборудование: репродукция И.И Левитана «Золотая осень», образец педагогического рисунка, стихи на листочке, портрет Тютчева.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы продолжим разговор о красоте осени. Тема сегодняшнего урока «Осенние листья».
– Какие задачи мы поставим на урок?
– Нарисовать осенний лист.
– Научиться читать стихотворения.
2. Речевая разминка
Вспомните свои впечатления о солнечном дне осенью. Днем тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на Землю прощальные лучи. Поэт Ф.И. Тютчев так сказал об этом времени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера....
2. Вводная беседа
А) Работа по картине
Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Многие из вас восхищались красотой осенней природы. Не остались и равнодушными к этому празднику красок художники и писатели.
Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
– Какое настроение вызывает картина?
– Что вам особенно понравилось?
– Какие краски использовал художник? Как выглядит небо? Речка? Лес?
Она заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.
Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева мы видим березовую рощу, справа – лишь отдельные деревья. На наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревня.
Небо синее. Ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Перед вами речка, и кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.
Перед вами расстилается земля, покрытая, уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.
И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Б) Чтение рассказов
Иван Сергеевич Соколов-Микитов в рассказе «Лес осенью» писал:
«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов осени. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы...
Хорошо в осеннем лесу».
3. Изучение стихотворения Ф.И. Тютчева
А) Рассказ об авторе.
Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии в семье помещика, родился будущий известный поэт. Еще мальчиком полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Его стихи посвящены природе, Родине, полюбившиеся многим поколениям. Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича на четыре с половиной года. Однако в конце пушкинской жизни Тютчев как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным кругам
Б) Изучение стихотворения
Мы познакомимся еще с одним его стихотворением – «Листья».
В) Самостоятельное чтение
4. Физкультминутка.
Приседаем столько раз, сколько листиков у нас. Упражнения летающих листиков.
5. Рисование листа
А) Анализ листочков
Не только насекомых. Но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием.
Рассмотрим и сравним по форме листья клена и дуба.
Особенности формы листа клена требует большого вашего внимания. Бывает при установлении основных пропорций листа очень трудно выяснить, какие концы листа определяют его общие размеры. Понять форму листа клена вам будет нелегко, если вы не увидите строения листа.
Б) Педагогический рисунок.
Строя на листе, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.
Лист дуба
Рисунок клена
В) Самостоятельная работа.
6. Итог урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.