Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 2073" http://sch2073.mskobr.ru
________________________________________________________________________
Учитель русского языка и литературы высшей категории Волкова
Заключительный урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Тема: «Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину». Возвращение Герасима в деревню.
Цель урока: обучение учащихся элементам литературоведческого анализа.
Воспитание любви к языку родной литературы, бережного отношения к слову.
Оборудование: мультимедийный диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс», авторская презентация к уроку «И.С.Тургенев. «Муму»
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
1. Проверка знания текста на тренажёре мультимедийного диска «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс»:
1) «События повести»;
2) «Портретные характеристики героев».
2. Пересказ «Герасим – какой он?» от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки ( по выбору учащихся).
3. Индивидуальные задания (на карточках):
1) Найти в литературоведческом словаре, выписать в тетрадь и записать на доске определение слова «Эпилог».
2) Найти в словаре определение выражения «Аннибалова клятва», выписать в тетрадь.
II. Изучение нового материала.
1. Чтение учителем заключительной части повести.
2. Работа с текстом.
· Найдём в тексте слова и выражения, которые передают настроение Герасима. Чем он может выразить свои переживания и настроения? (Только действием).
· Находим глаголы движения и поясняющие их слова.
· О чём говорят эти глаголы? ( Показывают неодолимое стремление домой, на родину)
· Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола).
· Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»).
· Какие слова придают возвышенный строй концовке повести? (Домой, родина – противопоставляется чужая сторона).
· Как автор относится к Герасиму?
3. Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы».
· Как барыня отнеслась к уходу Герасима?
· Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки?
· Чем объясняются её поступки? (Скука и злость).
4. Словарная работа.
· Вспомним, что такое экспозиция.
· Сегодня мы познакомимся с новым словом «Эпилог». На доске записано его определение. Прочитаем его и занесём в тетрадь.
· Найдём и прочитаем эпилог в повести. С какой частью текста его можно сопоставить?
5. Исследовательская работа по тексту. Сопоставление экспозиции и эпилога.
На слайде проецируется часть «экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.
Сопоставим эпилог с экспозицией
Экспозиция |
Эпилог |
немой и могучий |
здоров и могуч по-прежнему |
работал за четверых |
работает за четверых по-прежнему |
смахивал на степенного гусака |
важен и степенен |
сложенный богатырём |
богатырская сила |
· Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?
· Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
· Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.
6. Вывод по исследованию.
1) Слово учителя.
В имении Тургеневых Спасском, где вырос писатель, служил немой дворник Андрей, «красавец с голубыми глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов». С ним случилась вся эта история. Он по приказу матери Ивана Сергеевича Тургенева Варвары Павловны, утопил преданную ему собачку, очень горевал, но до самой своей смерти верно служил своей барыне.
· Откуда Тургенев взял историю, положенную в основу повести?
· Можно ли сказать, что история Герасима и Муму взята целиком из жизни?
Прочитаем слова критика В.Г.Белинского, мнением которого писатель очень дорожил, о призвании И.С.Тургенева:
«…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».
· О чём говорят слова В.Г.Белинского?
· Почему Тургенев изменил концовку своей истории? Зададим себе этот вопрос, на который ответим чуть позже.
· Вспомним, при каких обстоятельствах был написан рассказ «Муму». (И.С.Тургенев писал её, находясь в тюрьме).
· Какую сцену он наблюдал, стоя у окна камеры? (Как наказывали плетью крепостных крестьян).
Тогда же писатель дал себе клятву, которую назвал «Аннибаловой клятвой». Прочитаем, как он говорит об этом:
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца…Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.
· Против чего решил бороться Иван Сергеевич Тургенев?
· Почему же Тургенев изменил концовку истории дворника Андрея?
III. Итог урока.
Давайте подведём итог всему, что мы говорили на уроке.
· Какие же испытания выпали на долю Герасима?
· В экспозиции обозначены 2 главных героя: Герасим и барыня. Можем ли мы согласиться с этим, прочитав всю повесть целиком?
· Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?
· Какое отражение в рассказе нашла клятва, данная И.С.Тургеневым самому себе?
· Как изменила Герасима гибель Муму? (Он взбунтовался против рабской покорности).
· Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?
IV. Домашнее задание.
· Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?»
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.