Разработка итогового урока литературы в 5 классе"Муму"
Оценка 5

Разработка итогового урока литературы в 5 классе"Муму"

Оценка 5
Документация
doc
русская литература +1
5 кл
04.02.2020
Разработка итогового урока литературы в 5 классе"Муму"
разработка урока литературы в 5 классе
итоговый урок по муму.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 2073"   http://sch2073.mskobr.ru

________________________________________________________________________

 

Учитель русского языка и литературы высшей категории Волкова

Заключительный урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

 

Тема: «Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину». Возвращение Герасима в деревню.

 

Цель урока: обучение учащихся элементам литературоведческого анализа.

Воспитание любви к языку родной литературы, бережного отношения к слову.

Оборудование: мультимедийный диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс», авторская презентация к уроку «И.С.Тургенев. «Муму»

 

Ход урока:

I.                                          Проверка домашнего задания.

1.                                                 Проверка знания текста на тренажёре мультимедийного диска «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс»:

1)                                              «События повести»;

2)                                              «Портретные характеристики героев».

 

2.                                                 Пересказ «Герасим – какой он?» от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки ( по выбору учащихся).

 

3.                                                 Индивидуальные задания (на карточках):

1)                                                Найти в литературоведческом словаре, выписать в тетрадь и записать на доске определение слова «Эпилог».

2)                                                Найти в словаре определение выражения «Аннибалова клятва», выписать в тетрадь.

 

II.                                      Изучение нового материала.

1.                Чтение учителем заключительной части повести.

 

2.                Работа с текстом.

·       Найдём в тексте слова и выражения, которые передают настроение Герасима. Чем он может выразить свои переживания и настроения? (Только действием).

·       Находим глаголы движения и поясняющие их слова.

·       О чём говорят эти глаголы? ( Показывают неодолимое стремление домой, на родину)

·       Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола).

·       Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»).

·       Какие слова придают возвышенный строй концовке повести? (Домой, родина – противопоставляется чужая сторона).

·       Как автор относится к Герасиму?

 

3.                Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы».

·       Как барыня отнеслась к уходу Герасима?

·       Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки?

·       Чем объясняются её поступки? (Скука и злость).

 

4.                Словарная работа.

·       Вспомним, что такое экспозиция.

·       Сегодня мы познакомимся с новым словом «Эпилог». На доске записано его определение. Прочитаем его и занесём в тетрадь.

·       Найдём и прочитаем эпилог в повести. С какой частью текста его можно сопоставить?

 

5.                Исследовательская работа по тексту. Сопоставление экспозиции и эпилога.

На слайде проецируется часть «экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.

 

Сопоставим эпилог с экспозицией

Экспозиция

Эпилог

немой и могучий

здоров и могуч по-прежнему

работал за четверых

работает за четверых по-прежнему

смахивал на степенного гусака

важен и степенен

сложенный богатырём

богатырская сила

 

·       Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?

·       Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

·       Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

 

6.    Вывод по исследованию.

 

1)   Слово учителя.

В имении Тургеневых Спасском, где вырос писатель, служил немой дворник Андрей, «красавец с голубыми глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов». С ним случилась вся эта история. Он по приказу матери Ивана Сергеевича Тургенева Варвары Павловны, утопил преданную ему собачку, очень горевал, но до самой своей смерти верно служил своей барыне.

 

·       Откуда Тургенев взял историю, положенную в основу повести?

·       Можно ли сказать, что история Герасима и Муму взята целиком из жизни?

 

Прочитаем слова критика В.Г.Белинского, мнением которого писатель очень дорожил, о призвании  И.С.Тургенева:

«…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».

 

·       О чём говорят слова В.Г.Белинского?

·       Почему Тургенев изменил концовку своей истории? Зададим себе этот вопрос, на который ответим чуть позже.

·       Вспомним, при каких обстоятельствах был написан рассказ «Муму». (И.С.Тургенев писал её, находясь в тюрьме).

·       Какую сцену он наблюдал, стоя у окна камеры? (Как наказывали плетью крепостных крестьян).

Тогда же писатель дал себе клятву, которую назвал «Аннибаловой клятвой». Прочитаем, как он говорит об этом:

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца…Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.

·                   Против чего решил бороться Иван Сергеевич Тургенев?

·                   Почему же Тургенев изменил концовку истории дворника Андрея?

 

III.           Итог урока.

Давайте подведём итог всему, что мы говорили на уроке.

 

·                          Какие же испытания выпали на долю Герасима?

·                          В экспозиции обозначены 2 главных героя: Герасим и барыня. Можем ли мы согласиться с этим, прочитав всю повесть целиком?

·                          Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?

·                          Какое отражение в рассказе нашла клятва, данная И.С.Тургеневым самому себе?

·                          Как изменила Герасима гибель Муму? (Он взбунтовался против рабской покорности).

·                          Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?

 

 

IV.          Домашнее задание.

·       Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?»


·       Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Находим глаголы движения и поясняющие их слова

Находим глаголы движения и поясняющие их слова

Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая

Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020