Разработка к уроку

  • docx
  • 08.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений.docx

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

 Мальцагова Зарема

Место работы

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 «а», 10 «б»

Место урока

 

Тема урока

Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Углубленный

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Личностные: умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы; умение рационально распределять рабочее время;

Метапредметные: умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;

владение навыками познавательной рефлексии;

Предметные: формирование знания об иррациональных уравнениях, основных видах иррациональных уравнений; умение решать иррациональные уравнения различными способами.

Ключевые слова: иррациональное уравнение, корень, виды иррациональных уравнений.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы

 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5569/start/159263/ )

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учеников.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Вычислите и запишите ответ:

 

Варианты ответа (введите порядковый номер):

   

Этап 1.3. Целеполагание

Тема нашего урока и цели урока:  Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений.

Цель:

·         получить знания об иррациональных уравнениях.

Задачи:

·         рассмотреть определения иррациональных уравнений;

·         познакомиться с основными видами иррациональных уравнений;

·         разобрать основные правила решения иррациональных уравнений и неравенств.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Посмотрите на данные уравнения: . В чем отличие этих уравнений? Как вы думаете, какое условие накладывается на x в каждом из них?

Иррациональное уравнение – это уравнения, в которых неизвестное находится под знаком корня.

Свойство: при возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение – следствие данного.

Рассмотрим виды иррациональных уравнений

1.      https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/0646426e-1950-402c-83d8-2d220759fd3f.png

В этом случае мы можем воспользоваться определением квадратного корня.

Из него следует, что  а≥0, тогда https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/b916aed3-b561-4f52-ac7c-688561fe52ea.png

Для нашего случая получим

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/5c5b8d14-95b4-4cb2-bf89-9ac814cc903d.png или https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/6b8bc83b-d024-40e5-aa7d-e73e11c01c34.png

1.      https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/7ce1a88e-0eda-4945-bc69-791801b3bd67.png

Мы знаем, что сумма положительных чисел равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из слагаемых равно нулю.

Т.е. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/0dac10d0-c136-4993-8bd7-ff08c10b93f6.png

1.      https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/10db82c1-50bd-4a06-b225-fbb8f5851489.png

По определению квадратного корня f(x) > 0. Таким образом, чтобы найти такие значения неизвестной, при которых выполняются следующие условия:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/66644546-e299-4ce4-ad4d-7b7e8f119a96.png

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Примеры:

  1. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/55a57311-0309-4464-b8ec-ed0ce60469af.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/dbbef4b1-9856-4cd0-abd5-19a8da16dcd6.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/533af2a4-fdac-492e-9923-21f7a7449f6a.png

Ответ: х=4

  1. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/66da49c6-e347-42c6-8bb3-8e13dc8bdef9.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/64596df8-bdff-4013-8ff4-f6beae85f9d6.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/7c32a2f2-ede8-400f-93a3-ee95c533f7de.png

следовательно, решений нет

Ответ: решений нет.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Решим уравнение: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/e1439ad4-68ad-4108-af53-693f8c6faa24.png

Возведем в квадрат обе части уравнения, получим:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/eb4f7d0a-4aff-46b1-98c5-5bd78a07a914.png, которое не будет равносильно исходному уравнению, потому что у этого уравнения два корня https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/dffd5049-2fff-4f31-b93f-9b5f7e9e0687.png, а у первоначального уравнения только один корень х=4.

№1.

Подчеркните корни данного уравнения

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/90ac6c3a-b65b-4486-8e1b-808259052610.png

1.      0; 1

2.      -1;0;1

3.      -1;0

Решим данное уравнение.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/1aac02d8-dcd2-43c2-b318-2694886bb75d.png

Получаем три корня из последнего уравнения: -1;0;1

Верный ответ: 2

1.      0; 1

2.      -1;0;1

3.      -1;0

Пример 2.

Решите уравнение: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/0963836a-ea13-4f5c-803a-7ca11cdb3df8.png

1 способ:

Рассмотрим область определения функций:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/6bf1a272-6bc9-4372-8abf-7ccc6371415f.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/9228921a-7d80-42b0-a858-150a1909e498.png

х-5=2х-3

х=-2, но -2 не входит в область определения функций, следовательно, решений нет.

Ответ: решений нет.

2 способ:

х-5=2х-3

х=-2

Проверка:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/bc68727f-b3af-4deb-b29c-a08815c7f54f.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5569/20190430142323/OEBPS/objects/c_matan_10_20_1/db80ea60-bdd5-47f3-bba9-90bbd05abb91.png

Значит, х=-2- посторонний корень

Ответ: решений нет.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

№ 152

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Вопросы для беседы:

Какая была тема сегодняшнего занятия?

Что нового вы узнали?

Какая была цель занятия?

Что получилось у вас сегодня?

Что не получилось?

Достигли ли мы поставленной цели?

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф 9, №151, 153. (учебник «Алгебра и начала анализа» Ш. А. Алимов)

 


 

Скачано с www.znanio.ru