Знакомство с буквой «Й, й».
Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
· Уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];
· Различать согласный звук [[Й’] и гласный звук [И], а также слоги, в которых есть звук [Й’];
· Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме
· формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й .
· формировать орфографическую зоркость;
- метапредметных результатов:
· Формировать умение анализировать, обобщать материал
· формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
· формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
- личностных результатов:
· формировать ценностное отношение к русскому языку;
· воспитывать доброжелательность, терпимость;
· развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.
Оборудование Учебник. «Букварь 1 класс 1 часть». Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой
Пропись №2 М.М. Безруких, М.И.Кузнецовой
ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация
Ход урока :
1. Организация начала урока
- Что такой? Что случилось?
Почему звенит звонок?
- Мы готовы, всё в порядке,
Начинается урок.
2. Проблемная ситуация
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которую называют «хитрой путешественницей».
«Хитрой» потому, что она внешне очень похожа на свою подружку по азбуке гласную букву. А ещё потому, что звук её умеет очень хорошо прятаться.
А путешественницей её называют потому, что временами она, то появлялась в азбуке, то исчезала. Но вот уже 100 лет она постоянно живёт в нашей азбуке.
- Кто-нибудь догадался, о какой букве идёт речь? (буква Й)
- Что можете сказать о букве И?
- Раньше буквы И и Й называли «И без краткой» и «И с краткой». Кратка – дужка над буквой Й. Когда значение слова «кратка» было забыто, то люди стали называть её просто «Й краткая».
- Что можете рассказать о звуке [и]?
- А про звук [й]? Охарактеризуйте его.
Буква Й (и
краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
- Одинаковую ли работу выполняют эти звуки в словах?
- Составьте букву Й из счетных палочек. Сколько палочек вам потребовалось? Уберите верхнюю палочку, что получилось? (буква И)
Ты ей шапку подари –
Станет краткой буква И.
3. игра «Узнай звук в словах»
- Где стоит звук [й] в словах?
Учитель показывает картинки и называет слова: воробей, чайка, соловей, попугай, сойка, ястреб.
- Что заметили? Где чаще всего стоял звук [й] в словах?
- Придумайте свои слова, в которых есть звук [й].
В нашем языке очень мало слов, в которых звук [й] стоит в начале слова.
Йоги йогурт обожают,
Йогурт силы прибавляет.
К йогу буква Й пришла,
Йогу йогурт принесла.
4. Физминутка
- Я показываю букву, а вы с помощью рук и ног.
К – стоя прямо, отставить правую ногу в сторону и поднять правую руку вверх. Слайд 14
Л – широко расставить ноги или с помощью рук.
О – поднять руки над головой и соединить их.
Р – ноги вместе, правая рука образует круг.
5. Работа в прописи
- Рассмотрите, как пишется буква Й.
Посмотри-ка, посмотри,
Милая подружка!
До чего же мы похожи,
Общие у нас черты.
Ты- как я, а я – как ты.
Мы похожи. Как птенцы.
Может быть мы – близнецы?
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
- Пропишите букву по образцу и напишите самостоятельно до конца строки.
6. Развитие речи
Бука Й очень любопытная. Она любит задавать вопрос: какой?
Трусливый, маленький зверёк.
Хвостик маленький пушок.
Домик – кустик да лужайка.
Ну, конечно это…
- Какой зайчонок? (маленький, трусливый, длинноухий, шустрый, быстрый)
- Что заметили? (все слова заканчиваются на Й, так же как и вопрос: какой?)
7. Работа в азбуке
Чтение слогов и слов с буквой Й.
- Прочитайте текст. Подчеркните все буквы Й, которые встретились в тексте. Сколько букв подчеркнули?
8. диктант «Услышь и запиши»
- Зайчишка просит вашей помощи. Он с друзьями играл в прятки. Помогите ему узнать, где они спрятались.
- Если услышите звук [й] в словах, запишите его буквой Й.
Рядом с комнатой моей лес.
А там полно друзей:
Рыжий, серый, полосатый,
И бескрылый, и крылатый,
И безрогий, и рогатый,
И бесхвостый, и хвостатый.
- Кого из зверей вы узнали?
- Сколько букв вы написали? (12)
9. Игра «Прятки»
- Звук [й] тоже любит играть в прятки, как Зайчишка с друзьями. Только прячется он не в лесу, а в словах. Давайте поищем, какие буквы прячут от нас звук [й].
Ящерица, ёж, ель, юла.
[йа] [йо] [йэ] [йу]
10. Итог урока
- Какую тему мы сегодня обсуждали?
- С какими целями справились. Познакомились с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, научились определять звук в словах.
- Расскажите о себе, если бы вы были буквой й.(Буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)
-Ребята, какой был сегодня урок? (интересный, добрый, познавательный)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.