РАЗРАБОТКА К УРОКУ ОБУЧЕНИК ГРАМОТЕ

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала znakomstvo_s_bukvoy.docx

Знакомство с буквой «Й, й».

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

·         Уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];

·         Различать согласный звук [[Й’] и гласный звук [И], а также слоги, в которых есть звук [Й’];

·         Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме

·         формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й  .

·         формировать орфографическую зоркость;

- метапредметных результатов:

·         Формировать умение анализировать, обобщать материал

·         формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

·         формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

- личностных результатов:

·         формировать ценностное отношение к русскому языку;

·         воспитывать доброжелательность, терпимость;

·         развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование Учебник. «Букварь 1 класс 1 часть». Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой

                            Пропись №2 М.М. Безруких, М.И.Кузнецовой

                            ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация

                                             Ход урока :

1. Организация начала урока

- Что такой? Что случилось?

Почему звенит звонок?

- Мы готовы, всё в порядке,

Начинается урок.

2. Проблемная ситуация

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которую называют «хитрой путешественницей».

«Хитрой» потому, что она внешне очень похожа на свою подружку по азбуке гласную букву. А ещё потому, что звук её умеет очень хорошо прятаться.

А путешественницей её называют потому, что временами она, то появлялась в азбуке, то исчезала. Но вот уже 100 лет она постоянно живёт в нашей азбуке.

- Кто-нибудь догадался, о какой букве идёт речь? (буква Й)

- Что можете сказать о букве И?

- Раньше буквы И и Й называли «И без краткой» и «И с краткой». Кратка – дужка над  буквой Й. Когда значение слова «кратка» было забыто, то люди стали называть её просто «Й краткая».

- Что можете рассказать о звуке [и]?

- А про звук [й]? Охарактеризуйте его.

 

                   Буква Й (и краткое) не простая.
     Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.

- Одинаковую ли работу выполняют эти звуки в словах?

- Составьте букву Й из счетных палочек. Сколько палочек вам потребовалось? Уберите верхнюю палочку, что получилось? (буква И)

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

 

3. игра «Узнай звук в словах»

- Где стоит звук [й] в словах?

Учитель показывает картинки и называет слова: воробей, чайка, соловей, попугай, сойка, ястреб.

- Что заметили? Где чаще всего стоял звук [й] в словах?

- Придумайте свои слова, в которых есть звук [й].

В нашем языке очень мало слов, в которых звук [й] стоит в начале слова.

Йоги йогурт обожают,

     Йогурт силы прибавляет.

   К йогу буква Й пришла,

Йогу йогурт принесла.

4. Физминутка

- Я показываю букву, а вы с помощью рук и ног.

К – стоя прямо, отставить правую ногу в сторону и поднять правую руку вверх. Слайд 14

Л – широко расставить ноги или с помощью рук.

О – поднять руки над головой и соединить их.

Р – ноги вместе, правая рука образует круг.

 

5. Работа в прописи

- Рассмотрите, как пишется буква Й.

 

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка!

До чего же мы похожи,

Общие у нас черты.

Ты- как я,  а я – как ты.

Мы похожи. Как птенцы.

Может быть мы – близнецы?

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

- Пропишите букву по образцу и напишите самостоятельно до конца строки.

 

6. Развитие речи

Бука Й очень любопытная. Она любит задавать вопрос: какой?

Трусливый, маленький зверёк.

Хвостик маленький пушок.

Домик – кустик да лужайка.

Ну, конечно это…

- Какой зайчонок? (маленький, трусливый, длинноухий, шустрый, быстрый)

- Что заметили? (все слова заканчиваются на Й, так же как и вопрос: какой?)

7. Работа в азбуке

 

Чтение слогов и слов с буквой Й.

- Прочитайте текст. Подчеркните все буквы Й, которые встретились в тексте. Сколько букв подчеркнули?

 

8. диктант «Услышь и запиши»

- Зайчишка просит вашей помощи. Он с друзьями играл в прятки. Помогите ему узнать, где они спрятались.

- Если услышите звук [й] в словах, запишите его буквой Й.

Рядом с комнатой моей лес.

А там полно друзей:

Рыжий, серый, полосатый,

И бескрылый, и крылатый,

И безрогий, и рогатый,

И бесхвостый, и хвостатый.

- Кого из зверей вы узнали?

- Сколько букв вы написали? (12)

 

9. Игра «Прятки»

- Звук [й] тоже любит играть в прятки, как Зайчишка с друзьями. Только прячется он не в лесу, а в словах. Давайте поищем, какие буквы прячут от нас звук [й].

Ящерица, ёж, ель, юла.

[йа]              [йо]  [йэ]  [йу]

 

10. Итог урока

- Какую тему мы сегодня обсуждали?

- С какими целями справились. Познакомились с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, научились определять звук в словах.

- Расскажите о себе, если бы вы были буквой й.(Буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)

-Ребята, какой был сегодня урок? (интересный, добрый, познавательный)

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья?