Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника.- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;- применять правило;- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм;
систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Необходимо формировать умения слышать звучащее слово:
выделять отдельные звуки и определять их характер;
устанавливать последовательность звуков;
ориентироваться в звуках – «соседях»;
проводить полный звуковой анализ слов.
Задание «Сильный – слабый». 1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? 2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок. (Гласные буквы одинаковые.) 3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки?(Гласные звуки разные.) 4.Поможем слабому! В слове кОт гласный под ударением – сильный. В слове кОтенок гласный безударный – слабый. 5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Приемы по выработке орфографической зоркости:
1.Списывание.
2.Письмо с проговариванием.
3.Комментирование.
4.Орфографические минутки.
Алгоритм проведения:
прочитать текст;
найти в каждом слове «опасные места»;
объяснить их написание;
прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически;
списать.
5.Скоростное письмо.
6.Письмо с пропуском орфограмм.
7.Звуковой анализ слов.
8.Письмо по памяти.
9.Письмо с простукиванием.
10. Использование словарей.
11. «Запоминалки».
13.Работа над ошибками.
Напиши целую строку ( непроверяемое написание).
(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.
Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали).
14.«Какография».
15. ДиктантыПредупредительный диктантОбъяснительный диктантВыборочный диктантСвободный диктантСамодиктантЗрительно-слуховые диктанты
Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости.
Прочитайте три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тётя мужчина ребёнок
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
сколько слов заканчивается на букву «а»?
какие слова женского рода?
сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Упражнение:
1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание.
Под лестницей на веревке грустно висели и сохли восемь прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. Шесть прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?
(Подражая Г. Остеру)
2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».
Упражнения на правописание слов с непроверяемым написанием.
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж".
(дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?
КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.