Календарно тематический план по дисциплине «Основы информационных технологий»
№ занятий |
Наименование разделов, тем дисциплины |
Количество часов |
Вид занятий |
Материально техническое обеспечение занятия, Интернет-ресурсы |
Задания для обучающихся |
||
аудиторных занятий |
внеаудиторной аудиторной самостоятельной работы |
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы |
Основная и дополнительная литература |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
|
|
Информация, информационные процессы, информационное общество |
2 |
|
|
|
|
|
1 |
Информация, информационные процессы, информационное общество. Данные и информация. Виды данных и информации. Свойства информации. Системы счисления и области их использования. Кодирование данных и информации. Формы представления информации и передачи данных. |
1 |
|
Усвоение новых знаний |
Презентация |
|
Учебник М.С.Цветкова §1.1 стр. 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Текстовые, гипертекстовые, графические и иные способы хранения и представления информации. Информационные процессы. Информационный этап развития общества. Основные характеристики информационного общества. Понятие информатизации. Информационная культура. |
1 |
1 |
комбинированный |
Презентация |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Информационные ресурсы общества Тенденции развития рынка информационных технологий Основные поставщики мирового рынка информационных технологий
|
стр.4-6уч. икт М.С .Цветкова. |
|
Информационные технологии |
2 |
|
|
|
|
|
3 |
Информационные технологии Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий. Классификация информационных технологий. |
1 |
|
Лекция |
Маркер итарактивная доска. Учебник |
|
§1.3стр.21-27уч. икт М.С. Цветкова. |
4 |
Базовые и прикладные информационные технологии. Компьютерные технологии: сферы применения, возможности, ограничения. |
1 |
1 |
диск |
видеоролик |
Подготовка реферата Оптимизация интеллектуальной деятельности в современных условиях жизнедеятельности (стимулы, реализация и эффективность) Этические нормы информационной деятельности человека |
§1.3рисунок1.17- 1.20уч. икт. |
|
Аппаратные средства информационных технологий |
2 |
|
|
|
|
|
5 |
Устройство компьютера Компьютер – универсальная техническая система обработки информации Архитектура компьютера |
1 |
|
Лекция |
Маркер итарактивная доска. Учебник |
|
www.yandek.ru |
6 |
Центральные устройства. Внешние устройства ввода/вывода. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. |
1 |
1 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме занятия: Архитектура компьютера |
стр.30§2.3 ст р.38уч.икт М.С.Цветкова. |
|
Программное обеспечение информационных технологий |
2 |
|
|
|
|
|
7 |
Базовое программное обеспечение. Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Сетевые ОС. Назначение и состав базового программного обеспечения. |
1 |
|
Лекция |
Презентация |
|
http://web practice/cm.ru |
8 |
Программное обеспечение прикладного характера. Назначение и характеристика программного обеспечения прикладного характера. Наиболее популярные пакеты прикладных программ и их основные характеристики. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. |
1 |
1 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме занятия: Программное обеспечение информационных технологий. |
http://web practice/cm.ru |
|
Текстовые процессоры |
4 |
|
|
|
|
|
9 |
Текстовые процессоры Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. |
1 |
|
Усвоение новых знаний |
Презентация |
|
www.yandek.ru |
10 |
Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста. |
1 |
2 |
Лекция |
Презентация |
- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
|
Стр 167§ 5.1 В.М Уваров |
11 |
Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. |
1 |
|
комбинированный |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
12 |
Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать. |
1 |
2 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
оформление лабораторной работы подготовка к лабораторным, отчета по лабораторной работе, подготовка к защите. |
§2.12 стр.73 |
|
Лабораторные работы |
8 |
|
|
|
|
|
13 |
Работа с текстовым редактором Word. Настройка пользовательского интерфейса. Создание текстового документа. Ввод и редактирование текста. Выделение, копирование, перемещение, удаление, замена фрагментов текста. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
стр.89-102 §2.13- 2.14. |
14 |
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Автокоррекция. Тезаурусы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Форматирование символов и абзацев. Стили. Применение готового стиля. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
15 |
Создание собственного стиля. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Буквицы, колонки, обрамление, заливка.
|
1 |
|
П/Р |
Презентация |
|
Учебник М.С.Цветкова § 2.14 стр.102-103 |
16 |
Работа с графическими объектами в Word. Вставка рисунка, клипа, фигуры. Вставка рисунка SmartArt. Создание текстовых эффектов при помощи WordArt. Построение диаграмм. Вставка формул.
|
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
Сайт http://www.rsl.ru |
17 |
Работа с таблицами в Word. Форматирование таблиц. Вычисление в таблицах. Дополнительные возможности при создании таблиц. Нумерованные и маркированные списки. Сортировка. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
18 |
Создание гипертекстового документа. Вставка ссылок и закладок. Вставка в документ сносок. Создание оглавления. Создание списка иллюстраций. Подготовка текста к печати. Установка параметров страниц. |
1 |
|
П/Р |
Презентация |
|
стр.38§2.3 |
19 |
Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Вставка колонтитулов. Установка параметров печати. Печать документа |
1 |
|
П/Р |
Презентация |
|
Учебник М.С.Цветкова §2.12 стр.73-88 |
20 |
Обмен данными. Создание составных документов. OLE – технологии. Внедрение и связывание документов других приложений. Создание однотипных документов. Функция слияния |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
§ 3.2 стр. 138 |
|
Понятие о настольных издательских системах |
2 |
|
|
|
|
|
21 |
Настольные издательские системы Настольные издательские системы, назначение и возможности. |
1 |
|
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
Сайт http://www.rsl.ru |
22 |
Обзор программного обеспечения НИС. |
1 |
2 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме занятия: Настольные издательские системы. |
стр.193§ 4.3 |
|
Лабораторные работы |
2 |
|
|
|
|
|
23-24 |
Создание компьютерных публикаций с помощью настольной издательской системы |
2 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
|
Автоматизация обработки документов |
2 |
|
|
|
|
|
25 |
Автоматизация документооборота Общая характеристика систем автоматизации документооборота, их возможности и ограничения. Примеры существующих систем автоматизации. Сканирование и распознавание документов. Обзор программного обеспечения распознавания текста. Методы работы с программой распознавания текста |
1 |
1 |
комбинированный |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Выполнение проектного задания: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, газета): - планирование текста, создание оглавления;
|
www.yandek.ru |
26
|
Автоматизированный перевод документов. Обзор программного обеспечения для автоматизированного перевода. Электронные словари и автоматизированные системы перевода текстов. Обзор программного обеспечения для автоматизированного перевода |
1 |
1 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
поиск необходимой информации в базе данных (информационная система учебного заведения, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. |
www.yandek.ru |
|
Лабораторные работы |
2 |
|
|
|
|
|
27 |
Сканирование текстовых и графических документов. Работа с программой распознавания текста ABBYY Fine Reader Office. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
www.yandek.ru |
28 |
Перевод текста с использованием систем двуязычного перевода и электронных словарей |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
www.yandek.ru |
|
Электронные таблицы |
2 |
|
|
|
|
|
29 |
Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. |
1 |
2 |
Лекция |
Презентация |
подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме используя Интернет-ресурсы и периодические издания: Технологии обработки числовой информации.
|
www.yandek.ru |
30 |
Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Форматирование готовых диаграмм. Способы поиска информации в электронной таблице. Табличный процессор Microsoft Excel. Интерфейс Microsoft Excel. |
1 |
|
Лекция |
Презентация |
|
www.yandek.ru |
|
Лабораторные работы |
8 |
|
|
|
|
|
31 |
Работа с электронными таблицами. Ввод данных в электронный бланк. Автоматизация ввода данных. Редактирование данных |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
32 |
Копирование и перемещение данных. Форматирование таблицы. |
1 |
|
П/Р |
Презентация |
|
www.yandek.ru |
33 |
Условное форматирование. Стили ячеек. Загрузка и сохранение ЭТ. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
34 |
Выполнение вычислений в ЭТ с использованием формул и стандартных функций. Табулирование функций. Решение систем уравнений |
|
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
35 |
Использование графических возможностей ЭТ. Построение диаграмм и графиков. Форматирование диаграмм. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
§3.2. стр. 138-140 |
36 |
Подбор параметра. Поиск решения. Использование сценариев. Создание сводных таблиц. Консолидация данных. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
37 |
Базы данных в электронных таблицах. Работа со списками. Сортировка и фильтрация. Расширенный фильтр. Промежуточные итоги. |
1 |
|
П/Р |
Презентация |
|
§3.5. стр. 162-165 |
38 |
Поиск информации в электронной таблице Использование макросов. Обмен данными между MS Excel и другими приложениями MS Office. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
|
Технологии обработки графической информации. |
2 |
|
|
|
|
|
39 |
Компьютерная графика Понятие компьютерной графики. Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Цвет и методы его описания. Системы цветов RGB, CMYK, HSB. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом. |
1 |
2 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме используя Интернет-ресурсы и периодические издания: Технологии обработки графической информации. |
§ 6.2. стр. 292-295 |
40 |
Форматы графических файлов. Печать графических файлов. Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы геометрического моделирования. Технология разработки промышленных изделий на базе систем геометрического моделирования |
1 |
|
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
|
Лабораторные работы |
2 |
|
|
|
|
|
41 |
Создание и редактирование изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Работа с фрагментами изображения. Трансформация изображения. Работа с текстом. Геометрические преобразования.
|
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
42 |
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования Ввод изображений с помощью графической панели, цифрового фотоаппарата и сканера, использование готовых графических объектов |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
www.yandek.ru |
|
Мультимедийные технологии Компьютерные презентации |
2 |
|
|
|
|
|
43 |
Кодирование и современные форматы аудиовизуальной информации. Аппаратные средства мультимедиа. Программные средства мультимедиа. |
1 |
2 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Выполнение проектного задания: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации: - выбор темы. Планирование презентации и слайда; - создание презентации; вставка изображений; - настройка анимации;
|
Сайт http: //webractice.cm.ru |
44 |
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации в средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Компьютерные презентации. |
1 |
|
Презентация |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
|
Лабораторные работы. |
2 |
|
|
|
|
|
45 |
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Применение специальных эффектов в презентации. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
46 |
Использование гиперссылок. Вставка звуковых фрагментов. Запись звукового сопровождения презентации. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. |
|
|
|
|
|
|
|
Базы данных и СУБД
|
2 |
|
Изучение нового учебного материала |
Презентация |
|
www.yandek.ru |
47 |
Понятие базы данных. Задачи, решаемые с помощью баз данных. Данные и знания. База данных, банк данных, система управления базой данных, администратор базы данных. |
1 |
2 |
Презентация |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Выполнение проектного задания; Создание базы данных «Анкетные данные студентов». |
http://web practice/cm.ru |
48 |
Уровни представления данных: концептуальный, логический, физический, внешний. Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная |
1 |
|
Презентация |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
Учебник М.С.Цветкова §4.1 стр.177-178 |
|
Лабораторные работы. |
2 |
|
|
|
|
|
49 |
Создание новой базы данных. Ввод информации в базу данных. Работа с формами. Связывание таблиц.
|
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
50 |
Создание запросов. Поиск и фильтрация данных в БД. Подготовка выходных документов (отчетов). Экспорт и импорт данных. Макросы. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
|
Сетевые информационные технологии. Internet
|
2 |
|
|
|
|
|
51 |
Соединение пользователей и баз данных с помощью линий связи. Телекоммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. |
1 |
2 |
Комбинированный |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Сетевая этика. Правила телекоммуникационного этикета для электронной почты и телеконференций» используя Интернет-ресурсы и периодические издания.
|
Учебник М.С.Цветкова § 5.2.стр. 237-239 |
52 |
Компьютерные энциклопедии и справочники. Интеграция мировых информационных ресурсов и создание глобального киберпространства. Программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
Учебник М.С.Цветкова § 5.2.стр. 237-239 |
|
Лабораторные работы. |
2 |
|
|
|
|
|
53 |
Поиск информации на заданную тему в сети Интернет. Использование русскоязычных поисковых систем. Использование Internet-адресов источников информации по специальности. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
54 |
Использование онлайновых справочников. Организация межсетевого взаимодействия: электронная почта, форум, телеконференция, чат. |
1 |
|
П/Р |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
http://web practice/cm.ru |
|
Информационные технологии защиты информации. Защита файлов и управление доступом к ним |
2 |
|
|
|
|
|
55 |
Информационная безопасность и защита информации. |
1 |
|
Усвоение новых знаний |
Маркер, итарактивная доска Учебник |
|
www.yandek.ru |
56 |
Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. |
1 |
1 |
Лекция |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
Подготовка реферата (Криптографические методы защиты данных Компьютерные вирусы, средства антивирусной защиты Средства защиты данных в СУБД Защита информации в сетях Защита информации от несанкционированного доступа. Разграничение доступа к информации.
|
www.yandek.ru |
|
Автоматизированные информационные системы |
2 |
|
|
|
|
|
57 |
АИС. Назначение и функции. |
1 |
|
Усвоение новых знаний |
Маркер, итарактивная доска Учебник |
Автоматизированные и информационные системы управления Системы автоматизированного проектирования Автоматизированные системы научных исследований
|
www.yandek.ru |
58 |
Основные типы автоматизированных информационных систем. Экспертные системы. Назначение и структура экспертных систем. Целесообразность использования, этапы создания экспертных систем. Прототипы и жизненный цикл экспертных систем. Методология разработки ЭС. Инструментальные средства разработки ЭС |
1 |
1 |
демонстрационный |
видеоролик |
«Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки Управленческих решений. Риск-технология принятия решения» используя Интернет-ресурсы и периодические издания. |
§ 5.4. стр. 261-264 |
59-60 |
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Вопросы к зачёёту |
Маркер, итарактивная доска. Учебник |
|
www.yandek.ru |
Используемая литература
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство и год издания |
|
Информатика и ИКТ |
М.С. Цветкова Л.С. Великович |
Москва Издательский центр «Академия» www.acamedia – moscow.ru 2018г. |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство и год издания |
|
Практикум по основам информатики и вычислительной техники |
В.М. Уваров Л.А. Силакова Н.Е. Красникова |
Москва Издательский центр «Академия» www.acamedia – moscow.ru 2016г. |
Интернет ресурсы
http://web practice/cm.ru |
www.yandek.ru |
Мастер п/о ____________________________Ф. Ш. Битербиева.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.