Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»
Профессиональный стандарт педагога содержит определенные базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях:
– как установить дисциплину
– как мотивировать академическую активность
– как вызвать интерес у конкретного ученика
– как обеспечить понимание и т. д.
Кейс-метод - это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Метод направлен на решение определенной проблемы. Данная проблема не дается в готовом виде, она формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации.
Возможности кейс-технологии в образовательном процессе:
1) повышение мотивации учения у обучающихся
2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности
Потенциал метода кейсов - способствует развитию умений:
ü Анализировать ситуации.
ü Оценивать альтернативы.
ü Выбирать оптимальный вариант решений.
ü Составлять план осуществления решений.
Результат - устойчивый навык решения практических задач
Значение кейсов для обучающихся
1) Цель написания кейса заключается в верной оценке студентами сложившейся ситуации образования. Они должны быть готовы к работе в таком варианте; знать, что им нужно от работы, к которой они приступают, лучше осуществлять свою работу, отстаивать свои потребности.
2) Студенты имеют возможность научиться составлять план работы, знали, что такое кейс-технология и могли применять данный метод в своих работах.
3) Студенты извлекут, во-первых, опыт составления плана работы, смогут «погрузиться» в «сущность» предмета и изучить его основные цели и задачи. Во-вторых, будут пробовать составлять рекомендации по осуществлению проведения и оценки естественно-математического курса, тем самым приобретая опыт данной работы.
Кейс: «Качество начального естественно-математического образования»
Вид кейса: печатный
Тип кейса: практический
Цели практического занятия:
- формирование целостной системы педагогических умений по обеспечению качества начального естественно-математического образования;
- развитие познавательного интереса в обучении качеству естественно-математического образования;
- отработка практических навыков осуществления качества начального образования естественно-математического образования;
- развитие интереса студентов к предмету. Расширение кругозора.
Задачи:
образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при осуществлении обучения качеству начального естественно-математического образования;
развивающая: развитие умения распознавать типы, виды и методы определения качества начального естественно-математического образования;
воспитательная: воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.
Пример фрагмента содержания кейса.
Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с определением качества начального естественно-математического образования.
Задание №2. Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация.
Задание №3. Выписать все неизвестные термины и узнать их значение.
Задание №4. Определить, как грамотней осуществить контроль качества начального естественно-математического образования. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать рекомендации людям, которые будут осуществлять контроль качества.
Задание №6. Представить полученные результаты своей работы перед студентами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Формулировка кейс- задания:
Проанализируйте ситуацию.
Определите, какие проблемы необходимо решить в данной ситуации.
Какие формы и методы разработки и принятия решений по данной ситуации Вы могли бы порекомендовать учителям естественно-математического цикла?
Ситуация:
Директора школы беспокоит поверхностное отношение учителей естественно-математического цикла к обучению детей, как основной школы, так и детей с ОВЗ. Раньше успеваемость детей была выше, это было выявлено различными диагностиками, сейчас же успеваемость снизилась. После этого, была проведена диагностика учителей, и выяснилось, что учителя имеют затруднения по педагогической деятельности. Эти затруднения со временем так и не прошли, а наоборот возросли и существуют на сегодняшний день.
Анализ ситуации, диагностика проблем(ы) и их формулировка, определение главной проблемы и второстепенных.
Факты:
- Успеваемость детей снизилась;
- Учителя имеют затруднения в педагогической деятельности.
- Отсутствует стремление учителей в изменении сложившейся ситуации;
- Директор беспокоится;
- Затруднения возрастают;
Проблемы над которыми работают учителя (пример):
№ |
предмет |
Проблема, над кот. работает |
1 |
Математика |
Повышение качества знаний у учащихся |
2 |
Математика
|
Дифференцированный подход в обучении математики |
3 |
География, обществознание |
Активизация позн. деятель- ности учащихся через использование проблемного подхода и проблемных ситуаций |
4 |
физика |
Дифференцированный подход в обучении физики |
5 |
Химия, биология |
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях соврем. школы |
6 |
Физ.воспи- тание |
Обучение детей выполнению физ. упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в |
7 |
Биология, технология |
Использование методов интенсификации познавательных процессов на уроках биологии |
8 |
Физ. воспи- тание |
Формирование здорового образа жизни через коллектив класса |
9 |
Информатика
|
Развитие творческих способностей учащихся путем личностно-ориентированного подхода с использованием нетрадиционных форм проведения уроков |
10 |
Физическое воспитание |
Подвижные игры в развитии физических качеств (волейбол) |
11 |
Технология |
Развитие умений и навыков на уроках технологии |
Перечень возможных проблем, определение главной проблемы и второстепенных:
- Каким образом эффективней устранить затруднения в деятельности учителей;
- Как осуществить образовательную деятельность, чтобы она стала эффективней и успеваемость детей возросла;
- Как заинтересовать учителей в повышении их деятельности и улучшении качества образования (ГЛАВНОЕ).
ИТОГ:
Рекомендуемые возможные формы и методы разработки и принятия решений:
- Директор может разработать и принять решение индивидуально, опираясь на свои знания и опыт или опыт других директоров (школ), либо обратиться с данной проблемой в Комитет по образованию (например, с вопросом о повышении заработной платы учителям, с их дополнительным образованием и различными нововведениями для их «удобного» проведения уроков;
(Из личных наблюдений, например в деревне хочется проводить уроки интересней, лучше, но возможности нет! Нет интернета, нет интерактивных или электронных ресурсов (для повышения интереса самих учеников и учителей).
- Предложить учителям подписку на специальные педагогические издания (видеоуроки);
- Методическое и психологическое сопровождение подготовки к ВПР, например;
- Изучение и анализ использования инновационных педагогических технологий, проектных технологий обучения;
- Проводить мониторинг качества образования чаще и интересней для самих учителей;
- Создание организационных условий для непрерывного совершенствования профессионального образования и квалификации педагогических кадров, повышение их психологической компетентности;
(Из разговоров с учителями)
Согласно перспективному плану работы педагогический коллектив МО учителей естественно-математического цикла считает необходимым решение и реализацию следующих задач и направлений деятельности:
Наладить работу по взаимопосещению уроков и обобщению актуального педагогического опыта.
Реализовать программу преемственности в обучении учащихся при переходе из младших классов в старшие.
Поиск новых подходов к внедрению передовых методов и приёмов в преподавании предметов естественно-математического цикла.
Достижение высокого образовательного уровня, развитие детской одарённости – участие в МАН, внедрение новых методик, педагогических инновационных технологий, программ.
Усовершенствование индивидуализации, дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Создание атмосферы доверия, доброжелательности, совместного творчества (учитель-ученик).
Наладить работу по взаимопосещению уроков и обобщению актуального педагогического опыта, преемственности в обучении учащихся при переходе из младших классов в старшие.
Развитие творческих способностей у учащихся.
Главные направления работы:
1.Повышение научно-теоретической подготовки учителей МО (в школе нет «нормы»).
2.Усовершенствование методической подготовки (провести интернет «нормальны» и за счет школы «осуществить» нужные подписки на сайты и т.п.).
3. Организация самообразования учителей МО (Нововведения).
4. Организация систематического курсового повышения квалификации учителей.
5. Организация осуществления качества образования по новым, интересным видам и типам (не только итоговые контрольные работы и тому подобное, но и, например, проведение каких-то оценок в игровой деятельности, оценка соседа по парте и другие формы работы).
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013/20 годы» определяет требования к оценке контроля качества:
-надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов
-формирование культуры оценки качества образования
-создание системы анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях школьников.
Организация работы с кейсом
Этапы организации занятия:
1) Этап погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:
Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
2) Этап организации совместной деятельности.
Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы.
Деятельность может быть организована в малых группах. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
3) Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.
Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.
Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Последовательность работы над кейсом:
1) записывается тема, над которой предстоит работать группе, и её цель;
2) записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;
3) по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;
4) формулируется результатирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;
5) представление результатов работы над темой (подготовка резюме объёмом примерно в одну станицу) и обсуждение (собственно модерация – открытый обмен мнениями);
6) подведение итогов работы над темой учителем (вместе).
Организация работы с кейсом:
Этап |
Содержание деятельности |
Вид работы |
Время |
1. |
• ознакомление с ситуацией; • выявление проблем; • обобщение информации; • анализ информации |
Индивидуальная работа |
30%
|
2. |
• уточнение проблем и их иерархия; • формулировка альтернативных решений; • составление перечня +/- каждого решения; • оценка альтернатив |
Групповая работа |
50% |
3. |
• обоснование выбора решения; • разработка плана реализации решения; • презентация результатов |
Индивидуальная и групповая работа |
20% |
Используемая литература:
· Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с.
· Лекция 1. Качество начального естественно-математического образования
· Варианты кейсов (документ)
· Создание кейса (документ)
· https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=2&*
· https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-na-urokah-matematiki-783272.html
· https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-4010626.html
· Программа: Обеспечение качества начального естественно-математического образования
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.