Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»
Оценка 4.7

Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»

Оценка 4.7
docx
математика
14.07.2020
Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»
Обеспечение качества начального естественно-математического образования_задание1.docx

 

Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»

Профессиональный стандарт педагога содержит определенные базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях:

– как установить дисциплину

– как мотивировать академическую активность

– как вызвать интерес у конкретного ученика

– как обеспечить понимание и т. д.

Кейс-метод - это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Метод направлен на решение определенной проблемы. Данная проблема не дается в готовом виде, она формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации.


Возможности кейс-технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

 

Потенциал метода кейсов - способствует развитию умений:

ü  Анализировать ситуации.

ü  Оценивать альтернативы.

ü  Выбирать оптимальный вариант решений.

ü  Составлять план осуществления решений.

Результат -  устойчивый навык решения практических задач

 

 

Значение кейсов для обучающихся

1)      Цель написания кейса заключается в верной оценке студентами сложившейся ситуации образования. Они должны быть готовы к работе в таком варианте; знать, что им нужно от работы, к которой они приступают, лучше осуществлять свою работу, отстаивать свои потребности.

2)      Студенты имеют возможность научиться составлять план работы, знали, что такое кейс-технология и могли применять данный метод в своих работах.

3)      Студенты извлекут, во-первых, опыт составления плана работы, смогут «погрузиться» в «сущность» предмета и изучить его основные цели и задачи. Во-вторых, будут пробовать составлять рекомендации по осуществлению проведения и оценки естественно-математического курса, тем самым приобретая опыт данной работы.

 

 

Кейс: «Качество начального естественно-математического образования»

Вид кейса: печатный

Тип кейса: практический

Цели практического занятия:

- формирование целостной системы педагогических умений по обеспечению качества начального естественно-математического образования;

- развитие познавательного интереса в обучении качеству естественно-математического образования;

- отработка практических навыков осуществления качества начального образования естественно-математического образования;

- развитие интереса студентов к предмету. Расширение кругозора.

 

  Задачи: 

образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при осуществлении обучения качеству начального естественно-математического образования; 

 развивающая: развитие умения распознавать типы, виды и методы определения качества начального естественно-математического образования; 

воспитательная: воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.

 

Пример фрагмента содержания кейса.

Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с определением качества начального естественно-математического образования.

Задание №2. Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация.

Задание №3. Выписать все неизвестные термины и узнать их значение.

Задание №4. Определить, как грамотней осуществить контроль качества начального естественно-математического образования. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать рекомендации людям, которые будут осуществлять контроль качества.

Задание №6. Представить полученные результаты своей работы перед студентами.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Формулировка кейс- задания:

Проанализируйте ситуацию.

Определите, какие проблемы необходимо решить в данной ситуации.

 Какие формы и методы разработки и принятия решений по данной ситуации Вы могли бы порекомендовать учителям естественно-математического цикла?

 

Ситуация:

Директора школы беспокоит поверхностное отношение учителей естественно-математического цикла к обучению детей, как основной школы, так и детей с ОВЗ. Раньше успеваемость детей была выше, это было выявлено различными диагностиками, сейчас же успеваемость снизилась. После этого, была проведена диагностика учителей, и выяснилось, что учителя имеют затруднения по педагогической деятельности. Эти затруднения со временем так и не прошли, а наоборот возросли и существуют на сегодняшний день.

Анализ ситуации, диагностика проблем(ы) и их формулировка, определение главной проблемы и второстепенных.

Факты:

- Успеваемость детей снизилась;

- Учителя имеют затруднения в педагогической деятельности.

- Отсутствует стремление учителей в изменении сложившейся ситуации;

- Директор беспокоится;

- Затруднения возрастают;

 

Проблемы над которыми работают учителя (пример):

 

предмет

Проблема, над

кот. работает

1

Математика

Повышение качества знаний у учащихся

2

Математика

 

Дифференцированный подход в обучении математики

3

География,

обществознание

Активизация

позн. деятель-

ности  учащихся через использование проблемного подхода и проблемных ситуаций

4

физика

Дифференцированный подход в обучении физики

5

Химия,

биология

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях соврем. школы

6

Физ.воспи-

тание

Обучение детей  выполнению физ. упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в

7

Биология, технология

Использование методов интенсификации познавательных процессов на уроках биологии

8

Физ. воспи-

тание

Формирование здорового образа жизни через коллектив класса

 

 

9

Информатика

 

Развитие творческих способностей учащихся путем личностно-ориентированного подхода с использованием нетрадиционных форм проведения уроков                                                                                                    

10

Физическое воспитание

Подвижные игры в развитии физических качеств (волейбол)

11

Технология

Развитие умений и навыков на уроках технологии

 

Перечень возможных проблем, определение главной проблемы  и второстепенных:

- Каким образом эффективней устранить затруднения в деятельности учителей;

- Как осуществить образовательную деятельность, чтобы она стала эффективней и успеваемость детей возросла;

- Как заинтересовать учителей в повышении их деятельности и улучшении качества образования (ГЛАВНОЕ).

ИТОГ:

Рекомендуемые возможные формы и методы разработки и принятия решений:

- Директор может разработать и принять решение индивидуально, опираясь на свои знания и опыт или опыт других директоров (школ), либо обратиться с данной проблемой в Комитет по образованию (например, с вопросом о повышении заработной платы учителям, с их дополнительным образованием и различными нововведениями для их «удобного» проведения уроков;

(Из личных наблюдений, например в деревне хочется проводить уроки интересней, лучше, но возможности нет! Нет интернета, нет интерактивных или электронных ресурсов (для повышения интереса самих учеников и учителей).

- Предложить учителям подписку на специальные педагогические издания (видеоуроки);

- Методическое и психологическое сопровождение подготовки к ВПР, например;

- Изучение и анализ использования инновационных педагогических технологий, проектных технологий обучения;

- Проводить мониторинг качества образования чаще и интересней для самих учителей;

- Создание организационных условий для непрерывного совершенствования профессионального образования и квалификации педагогических кадров, повышение их психологической компетентности;

(Из разговоров с учителями)

Согласно перспективному плану работы педагогический коллектив МО учителей естественно-математического цикла считает необходимым решение и реализацию следующих задач и направлений деятельности:

     Наладить  работу по взаимопосещению уроков и обобщению актуального педагогического опыта.  

  Реализовать программу преемственности в обучении учащихся при переходе из младших классов в старшие. 

   Поиск новых подходов к внедрению передовых методов и приёмов в преподавании предметов естественно-математического цикла.

   Достижение высокого образовательного уровня, развитие детской одарённости – участие в МАН, внедрение новых методик, педагогических инновационных технологий, программ.

   Усовершенствование индивидуализации, дифференциации учебно-воспитательного процесса.

   Создание атмосферы доверия, доброжелательности, совместного творчества (учитель-ученик).

   Наладить  работу по взаимопосещению уроков и обобщению актуального педагогического опыта, преемственности в обучении учащихся при переходе из младших классов в старшие. 

   Развитие творческих способностей у учащихся.

                                                                          

 

Главные направления работы:

1.Повышение научно-теоретической подготовки учителей МО (в школе нет «нормы»).

2.Усовершенствование методической подготовки (провести интернет «нормальны» и за счет школы «осуществить» нужные подписки на сайты и т.п.).

3. Организация самообразования учителей МО (Нововведения).

 4. Организация систематического курсового повышения квалификации учителей.

5. Организация осуществления качества образования по новым, интересным видам и типам (не только итоговые контрольные работы и тому подобное, но и, например, проведение каких-то оценок в игровой деятельности, оценка соседа по парте и другие формы работы).

 

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013/20 годы» определяет требования к оценке контроля качества:

-надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов

-формирование культуры оценки качества образования

-создание системы анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях школьников.

 

 

Организация работы с кейсом

Этапы организации занятия:

 

1)       Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа:  формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: 

Текст  КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная  проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

 

2)       Этап организации совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы.

Деятельность может быть организована в малых группах.  Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.   В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).  Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

 

3)       Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.

Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

 

 

Последовательность работы над кейсом:

1)       записывается тема, над которой предстоит работать группе, и её цель;

2)       записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;

3)       по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;

4)       формулируется результатирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;

5)       представление результатов работы над темой (подготовка резюме объёмом примерно в одну станицу) и обсуждение (собственно модерация – открытый обмен мнениями);

6)       подведение итогов работы над темой учителем (вместе).

 

 

Организация работы с кейсом:

Этап

Содержание деятельности

Вид работы

Время

1.

• ознакомление с ситуацией;

• выявление проблем;

• обобщение информации;

• анализ информации

Индивидуальная работа

30%

 

2.

• уточнение проблем и их иерархия;

• формулировка альтернативных решений;

• составление перечня +/- каждого решения;

• оценка альтернатив

Групповая работа

50%

3.

• обоснование выбора решения;

• разработка плана реализации решения;

• презентация результатов

Индивидуальная и групповая работа

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

·        Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с.

·        Лекция 1. Качество начального естественно-математического образования

·        Варианты кейсов (документ)

·        Создание кейса (документ)

·        https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=2&*

·        https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-na-urokah-matematiki-783272.html

·        https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-4010626.html

·        Программа: Обеспечение качества начального естественно-математического образования


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»

Разработка кейса по теме «Качество начального естественно-математического образования»

Студенты извлекут, во-первых, опыт составления плана работы, смогут «погрузиться» в «сущность» предмета и изучить его основные цели и задачи

Студенты извлекут, во-первых, опыт составления плана работы, смогут «погрузиться» в «сущность» предмета и изучить его основные цели и задачи

Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с определением качества начального естественно-математического образования

Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с определением качества начального естественно-математического образования

Эти затруднения со временем так и не прошли, а наоборот возросли и существуют на сегодняшний день

Эти затруднения со временем так и не прошли, а наоборот возросли и существуют на сегодняшний день

Информатика Развитие творческих способностей учащихся путем личностно-ориентированного подхода с использованием нетрадиционных форм проведения уроков 10

Информатика Развитие творческих способностей учащихся путем личностно-ориентированного подхода с использованием нетрадиционных форм проведения уроков 10

Проводить мониторинг качества образования чаще и интересней для самих учителей; -

Проводить мониторинг качества образования чаще и интересней для самих учителей; -

Организация осуществления качества образования по новым, интересным видам и типам (не только итоговые контрольные работы и тому подобное, но и, например, проведение каких-то оценок в…

Организация осуществления качества образования по новым, интересным видам и типам (не только итоговые контрольные работы и тому подобное, но и, например, проведение каких-то оценок в…

Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом

Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом

Используемая литература: ·

Используемая литература: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2020