Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Классный час.
«Никто не забыт и ничто не забыто»
1-2 класс
Крывуша Галина Самигуловна
учитель начальных классов
январь 2010 год
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Методическая разработка, посвященная Великой Победе «Никто не забыт и ничто не забыто»
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. И наша задача сохранить память о подвигах наших дедов и прадедов.
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Классный час: « Никто не забыт и ничто не забыто»
Класс: 1-2 классы
Цель:
расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, дать
почувствовать ребятам величие духа людей военного поколения, их
веру в торжество справедливости и правды на Земле, познакомить с
героями Великой Отечественной войны.
Задачи:
· воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к памяти защитников Отечества, к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого;
· способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Познавательные УУД:
· работать с информацией, представленной в разных формах;
· планировать собственные действия в процессе восприятии информации, оценивать свою познавательно-творческую деятельность.
Личностные УУД:
· оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
· воспринимать одноклассников как членов своей команды;
· формировать мотивацию к работе на занятии и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний;
· перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
· извлекать информацию, представленную в разных формах (текс, иллюстрация, презентация)
Коммуникативные УУД:
· слушать других, пытаться принимать точку зрения своих товарищей.
· Взаимодействовать с учителем в процессе творческой деятельности. Формировать мыслительную деятельность ( Сравнивать, сопоставлять) расширять словарный запас и кругозор, владеть умениями совместной деятельности.
Оборудование: проектор, слайды с фотографиями Брестской крепости и Хатыни, презентация «Дети войны», портреты пионеров-героев, записи песен военных лет, слов Левитана, книжная выставка, журавлики (оригами)
Ход занятия.
Звучит песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля»
(Ведущий) Каждый год в майские дни наш народ, ребята, вспоминает грозные годы войны, чтит память павшим героев, низко кланяется живым.
(1 чтец).
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
22 июня был выходной день. Спасли города и села. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра….
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь.
Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат.
В городах и селах собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось……
( Звучит голос Левитана – о начале Великой Отечественной войны)
И встала наша огромная страна на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт.
Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
(2 чтец)
С. Пивоваров. У обелиска
Застыли ели в карауле, С. Пивоварова
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон. Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»
На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей Брестской крепости. (Слайды с фотографиями 1-2)
(3 чтец)
Стой человек, море застынь,
Замрите в полете птицы!
Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь
Вечным огнем нам в лица,
Смотрит нам в лица!
(Ведущий) Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков и детей – выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, каждый погреб – не спрятался ли кто-нибудь.
-А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Что палачи задумали?
-И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай.
Кровавую расправу учинили фашисты. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибли в огне: среди них было 76 детей. (Слайды с фотографиями 3-4)
(4 чтец)
Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
(Ведущий) Нелегко досталась нам Победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно было найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.
Но в суровые дни войны рядом с взрослыми встали дети.
5 чтец.
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Был
трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет
десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины
обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл
бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут
угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я
знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что
ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.
«Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я
вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.
Был
трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Вместе с взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Вот они юные герои Советского Союза: Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей и многие другие. (Дети выходят с портретами пионеров-героев)
6 чтец.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
7 чтец.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
8 чтец.
Сколько вас?
Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо , постучавшихся в окно.
9 чтец.
И сильнее кажется мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.
(Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.)
-Мы представляем слово тем, кто прошел через ужасы войны и кому есть, что рассказать. Выступают ветераны.
10 чтец.
Спасибо вам, ветераны,-
Солдаты минувшей войны –
За ваши тяжелые раны,
За ваши тревожные сны.
11 чтец
За то,что Отчизну спасли вы,
Сыновьему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо,
От тех, кто не знает войны.
12 чтец
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
13 чтец
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты мира, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Работа в группах:
- Возьмите журавликов, которые мы сделали на уроке технологии и напишите, чтобы вы хотели, чтобы было на нашей планете Земля. Все это мы передадим в школьный музей.
Рефлексия.
14 чтец
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Флешмоб. Исполнение песни с элементами инсценировки
Идет кино» Слова и музыка Е. Плотниковой.
Заключение.
Внеклассное мероприятие «Никто не забыт и ничто не забыто.» имеет
нравственное, практическое, интеллектуальное значение в воспитании учащихся.
Особенно, я считаю, важна эта тема для сближения и понимания разных поколений в
семье. Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной
войны… Но эти годы не выветрить из памяти. Мы вспоминаем о той далекой войне
все реже, все меньше. Но забыть вовсе не имеем права. Это все равно, что
жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство,
счастливую мирную жизнь. Кто умирал на той войне с таким достоинством, что
смерть становилась началом бессмертия.
Годы Отечественной войны 1941-1945 годов не забудутся никогда. Чем дальше они
от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и
снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах
слезы. Слезы жалости и гордости.
Лишь бы снова не было войны!
Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости.
И нашему, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Использованный материал и интернет-ресурсы:
1. festival.1september.ru
2. proshkolu.ru
3. planetadetstva.ru
4. collegu.ucoz.ru
5. Фото из классного архива.
Приложение.
Слайды с фотографиями 1-2
Слайды с фотографиями 3-4
Но в суровые дни войны рядом с взрослыми встали дети.
Дети с портретами пионеров-героев.
Минута МОЛЧАНИЯ.
С ветеранами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.