РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ»
Оценка 4.9

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ»

Оценка 4.9
doc
29.09.2021
РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ»
из современности в будущее, 6 класс.doc

МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА

КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ»

 

 

 

 

                                                                  Учитель

                                                                  музыкального искусства

                                                                  Чигрина В.В.

 

 

 

 

Цель урока:

1.    Познакомить учащихся с музыкальным произведением, которое воплощает энергию и ритмы XX  века. Расширить знания  про творчество Георгия Свиридова. Закрепить  определение термина увертюра.

2.    Развивать образно-ассоциативное мышление и вокально-хоровые умения учащихся, общекультурную компетентность.

3.    Воспитывать интерес к классической музыке XX века (в частности – к музыке Г.Свиридова) и произведениям композиторов-современников. Развивать эстетический вкус.

Ожидаемые результаты: в конце урока учащиеся смогут перечислить имена древнегреческих муз, будут знать биографические факты из жизни Г.Свиридова, смогут проанализировать картину Д.Бурлюка «Время», будут на слух узнавать произведение Г.Свиридова «Время, вперед!», смогут спеть первый куплет песни «Колыбель будущего».

Оборудование: медиапроектор, ППЗ «Музыкальное искусство», 6 класс, видеопрезентации, видеофрагменты, индикаторы, трансфертные листы, папки с рабочими материалами.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.    Вход в класс под музыку Г.Свиридова «Метель»

2.    Организационный момент.

3.    Музыкальное приветствие.

Учитель: - Тема нашего сегодняшнего урока «Из современности в будущее». (ППЗ) В конце урока вы будете больше знать о  творчестве композитора Георгия Свиридова, сможете на слух определять  его произведение «Время, вперед!»,  вспомните инструменты симфонического оркестра, выучите первый куплет песни «Колиска майбуття». Оценивать свою работу на уроке вы будете  с помощью индикатора. Он у вас на партах.  Также у вас на столах лежат трансфертные листы, которые вы должны заполнять в течение урока. В них 9 квадратов. На протяжении урока мы должны заполнить каждый квадрат и записать в нём самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания к следующему уроку, и с помощью которого вы легко сможете ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

Учитель Итак, мы начинаем. Улыбнитесь, пожалуйста, мне. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок. А начнём мы его с поэтической минутки.

Учитель:                  О, музыка! Тебя прекрасней нет.

                                    Ты – мой кумир,

Ты – чувств и мыслей взлёт.

Ты – Храм божественный,

Несущий людям свет.

И счастлив тот,

Кто в этот Храм войдёт!

 

Учитель:- Сегодня на уроке я предлагаю вам войти вместе со мной в Храм Музыки, несущий людям свет. Как вы думаете, с чем очень тесно переплетается музыка?

Учащиеся:-  С литературой, живописью,  историей.

Учитель:-  Я с вами согласна. Ведь музыка, это отражение нашей истории. Это вечная память, это неумолкающий набат, в котором бьется живой пульс времени. И раз уж мы заговорили о музыке и об истории,  то я хочу вам напомнить, что существовали  древнегреческие музы, которые опекали различные  виды искусства.

       - Кто помнит, сколько их было? (ответы детей)

Учитель: - Одну из них звали Клио, она была музой истории.  Ребята, как вы считаете, почему муза истории – Клио, очутилась среди покровительниц искусства?  В чем связь между историей и музыкой? ( музыка – это отражение истории, музыка рассказывает, что происходило в прошлом, происходит в настоящем, с помощью музыки можно заглянуть в будущее). Учитель: - Заполните трансфертный лист.

Учитель:  - Молодцы. А давайте  вспомним музыкальные произведения, в которых оживают исторические личности и события и композиторов, которые их написали. У вас на партах лежат листочки с заданием, в котором нужно соединить музыкальное произведение и композитора. Работаем в паре             (опера Николая Лысенко «Тарас Бульба», опера С.Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем,  кантата Г.Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина», М. Дерегус. „Дума про козака Голоту”).

 

Учитель: - Как вы уже, наверное, поняли, наш сегодняшний урок будет тесно связан с историей, с современной историей, с XX  веком.

Учитель: - Композиторы XX века всегда были в авангарде событий и своим искусством отображали действительность. Одним из таких композиторов был  русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Это под его вальс «Метель» вы заходили сегодня на урок. Давайте послушаем, что нам про него расскажут Натка и Антон (ППЗ, раздел 3, 1 мин.)

Учитель: - Заполните трансфертный лист.

Учитель: -  Георгий Свиридов был учеником выдающегося композитора Дмитрия Шостаковича. Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». Он сочинял музыку в разных жанрах: писал кантаты, оратории, инструментальные произведения, романсы, песни.  

Учитель: - Давайте и мы с вами обратимся к этому любимому вами жанру музыки и исполним песню, которая перекликается с темой нашего урока «Из современности в будущее» и называется «Мир, который нужен мне». Но  для начала давайте распоемся        ( пение распевок, исполнение песни «Мир, который нужен мне»).

 Учитель:  - Вам понравилось ваше пение? Прокомментируйте его.  Оцените  собственное исполнение песни  индикатором индикатором.

   Учитель: - Я предлагаю вернуться к музыке Георгия Свиридова.  «Музыка – это лучшее, что есть во мне», - говорил про себя композитор.  Его музыкальные произведения – это дневник, в котором отображаются мысли, настроения и чувства автора, многогранная жизнь, наполненная событиями, работой, мечтами. Именно такой была музыка, написанная композитором к художественному фильму «Время, вперед!» по роману В.Катаева в 1966 году. Давайте послушаем, что нам об этом расскажут наши друзья (ППЗ, раздел  4, 1 мин).

Учитель: -Натка рассказала вам, что «Время, вперед!» - это увертюра. А что же такое увертюра нам расскажет творческая группа, которая искала ответ на этот вопрос. Пожалуйста (выступление творческой группы).

Учитель: - Оцените индикатором выступление творческой группы, заполните трансфертный лист.

Учитель: - Я хочу добавить, что из шести частей сюиты исключительную популярность снискала финальная часть — «Время, вперёд!». Её композитор написал очень быстро: тяготясь необходимостью срочно сдать режиссёру партитуру для кинофильма «Время, вперед!» и боясь пропустить вечерний клёв, композитор завёл будильник и едва ли не за час сочинил финальную часть сюиты. Её впоследствии использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и радиопередачах, документальных фильмах о первых пятилетках, об индустриализации, о послевоенном восстановлении. Фрагмент музыкальной темы из последней части стал позывными новостей на ЦТ.

Учитель: - А сейчас я вам предлагаю составить модель этого музыкального произведения. Зная историю его создания, я думаю, что вам это будет сделать не сложно. У вас на партах лежат листы, которые нужно заполнить. Работаем в группе по четыре ( ученики составляют модель музыкального произведения, желающие зачитывают свои версии).

Учитель: - А сейчас я вам предлагаю сравнить вашу модель с оригиналом. Давайте послушаем оркестровую увертюру к фильму «Время,  вперед!» композитора Георгия Свиридова. Во время звучания музыки составляем кластер. Напишите в центре листа «Время, вперед!». Воспользуйтесь словарем эстетических эмоций в музыке.  (слушание музыки, составление кластера).

Учитель: - Я хочу узнать, понравилась вам музыка или нет. Оцените ее индикатором. Заполните трансфертный лист.

Учитель: - А сейчас давайте узнаем, что вы думаете про эту музыку, какая она, какие чувства передал автор, какое настроение она создает. Читаем по цепочке слова из кластера. Слова повторяться не должны. ( чтение слов из кластера).

Учитель: - А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые вам зададут Натка и Антон. Вы готовы? Слушайте. (ППЗ, раздел 6).

Вопросы:

1.    Почему произведение «Время, вперед!» имеет такое название?

2.    Опишите характер музыки.

3.    Какими средствами выразительности Г.Свиридов изобразил бесконечность времени?

Учитель: - Вы справились на отлично. Последняя часть сюиты — «Время, вперед!» — представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность. Два инструмента — рояль и барабан — как бы воплощают сам смысл движения, которое остановить невозможно. Пульсация музыки резка и ударна. Постоянное биение пульса сегодняшнего дня передается быстрым, четким отрывистым звучанием струнных, мощным динамическим нарастанием, и на этом фоне вырастает мужественная, героическая тема труб, звучащая как гимн светлой, счастливой жизни". Вот что писал об этом произведении  кинорежиссер М. Швейцер: "Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Учитель: - А можно ли увидеть эту музыку? ( ответы детей) .

Учитель: - Давайте еще раз послушаем это гениальное произведение ( слушание музыки с видео).

Учитель: - Вам понравилось? Оцените индикатором.

Учитель: - Скажите, если бы вы были художниками, какую бы вы нарисовали картину и какими красками к этому произведению? (ответы учащихся).

Учитель: - А сейчас давайте послушаем Натку и посмотрим, что она для вас приготовила.(ППЗ, раздел 7).

Вопрос:

1.    Что общего в образах этой картины и музыки Г.Свиридова?

Учащиеся: - картина яркая, мощная, в ней чувствуется сила и энергия, картина, как и музыка, выглядит очень современно.

Учитель: - Вы правы. Скажите, в чьем исполнении звучала музыка?  ( в исполнении симфонического оркестра)

Учитель: - Я вам предлагаю вспомнить инструменты симфонического оркестра. Разделите лист пополам. В одну колонку будете записывать инструменты симфонического оркестра, а в другую все остальные.( интерактивное упрежнение «Два – четыре – все вместе»,  презентация «Музыкальные инструменты»).

Учитель: - Все справились. Я за вас рада. А сейчас  давайте вместе с песней поэтессы и композитора Веры Дроботенко попробуем перенестись из сегодняшнего в светлое будущее. Своей песней «Колыбель будущего» она призывает нас мечтать о неизвестном мире, в котором с нами всегда будет вечный оберег – «віра й батьківська любов». (демонстрация песни, разучивание первого куплета).

Учитель: - А теперь давайте исполним первый куплет песни, помня все, о чем я вам говорила. (ППЗ, раздел 11).

Учитель: - Молодцы. Наш урок подходит к концу. Давайте же с помощью теста проверим, что вы запомнили из сегодняшнего урока. (ППЗ,  раздел 11, 12, 13).

Учитель: - Вы справились. А сейчас я вам предлагаю написать письмо в будущее, используя трансфертные листы.  Рассказать обо всем, что вы услышали на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат эти письма, но в них не хватает некоторых слов. Заполните пропуски под музыку Г.Свиридова.( интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»).

 Учитель: - Кто прочитает?

Учитель: - Отлично. Подводя итог урока, я хочу сказать, что Георгий Васильевич Свиридов — последний великий русский композитор уходящего века. Созданное им является непреходящей ценностью нации. Гордостью нации. Нашим «алмазным» музыкальным фондом.

Учитель: - Дома, используя слова кластера, я прошу вас написать синквейн, который будет называться «Время, вперед!».

Учитель: - Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”. Этот урок я хочу закончить словами Николая Васильевича Гоголя: “О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!”. Наш урок окончен. До свидания.

Выход из класса под музыку Георгия Свиридова.

 

 

 

               

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 


МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»

МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с музыкальным произведением, которое воплощает энергию и ритмы

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с музыкальным произведением, которое воплощает энергию и ритмы

Ход урока 1. Вход в класс под музыку

Ход урока 1. Вход в класс под музыку

Учащиеся:- С литературой, живописью, историей

Учащиеся:- С литературой, живописью, историей

Давайте послушаем, что нам про него расскажут

Давайте послушаем, что нам про него расскажут

Пожалуйста ( выступление творческой группы )

Пожалуйста ( выступление творческой группы )

Читаем по цепочке слова из кластера

Читаем по цепочке слова из кластера

Учитель: - Скажите, если бы вы были художниками, какую бы вы нарисовали картину и какими красками к этому произведению? ( ответы учащихся )

Учитель: - Скажите, если бы вы были художниками, какую бы вы нарисовали картину и какими красками к этому произведению? ( ответы учащихся )

Учитель: - Вы справились. А сейчас я вам предлагаю написать письмо в будущее, используя трансфертные листы

Учитель: - Вы справились. А сейчас я вам предлагаю написать письмо в будущее, используя трансфертные листы

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ»

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ В БУДУЩЕЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021