Урок № 74.
Тема урока: Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Класс: 10
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с периодами развития личности, процессом становления личности;
2. Изучить понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциональность».
3. Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, решать познавательные задания по теме.
4. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: фронтальная, групповая
Технологии: технология развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение.
Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, кластер.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Понятие возраста в психологии. Становление личности».
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей урока (1 минута).
II. Этап проверки приобретенных знаний.
Учащимся предлагается метод критического мышления- кластер
(ключевое слово- личность). Работа в парах.
Вопросы учащимся:
1) Как происходит процесс становления личности?
2) Кто выступает агентами- помощниками в социализации личности?
3) Какую роль играет семья?
4) Какая личность является патологической?
5) Какие виды ведущей деятельности детей вы знаете? (стр.303 учебника)
Разновидности:
• непосредственно-эмоциональное общение младенца – общение с взрослыми на уровне эмоций: смех, плачь, недовольство, радость - взрослый понимает и выполняет требования (0 - 1 год);
• ролевая игра – «дочки-матери», «войнушка» и т. д. (3-7 лет);
• интимно-личностное общение подростков – секреты о первых влюбленностях, друзьях, подружках, усвоение моральных норм (11-14 лет)
Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.
Разновидности:
• предметно-манипулятивная деятельность – игры с куклами, кубиками, машинками(1-3 года);
• учебная деятельность – обучение в школе, (7-14 лет):
• учебно-профессиональная деятельность – обучение с освоением элементарных трудовых навыков – готовить, вязать, делать табуретки (14-17 лет)
III. Этап усвоения новых знаний.
План урока:
1. Что такое возраст?
2. Возраст и становление внутреннего мира.
Изучение первого вопроса плана начнем с рассмотрения термина «возраст». Ребята, как вы думаете, а что такое возраст?
(Ответы учащихся)
Вот какое определение понятию «возраст» давал российский психолог Л.С.Выготский
«Возраст – относительно замкнутый период развития, имеющий собственный период развития и динамику».
Работа в тетради (запись двух понятий возраста).
Возраст:
1) хронологический – зафиксирован в официальных документах, связывает события прошлого, будущего и настоящего;
2) психологический – показывает тот возраст, на который человек себя ощущает.
Вопрос учащимся:
На какой возраст воспринимаете себя вы? (ответ учащихся).
Итак, мы видим, что хронологический и психологический возраст редко совпадают. А как вы думаете, есть ли такой период жизни, в котором они все-таки могут совпасть?
Ответ учащихся (детство)
Правильно - это детство. И именно про этот период становления личности я предлагаю вам решить небольшие задачки.
III Задания учащимся. (работа в группах)
Задание 1: Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
Задание 2: Какие выводы можно сделать из следующей
информации:
В 2—3 года у ребенка интенсивно
развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет
ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь
мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить
прямохождению и речи. Предложите свой вывод.
Задание 3: Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»?
Ответы учащихся.
Да, детство является наиважнейшим периодом в формировании личности, именно в раннем детстве закладываются социальные основы человека, и заканчивается оно в момент наступления совершеннолетия.
Таким образом, мы можем отметить, что любой человек в процессе становления своей личности проходит сначала этап приспособления к обществу, затем выделяется в нем из-за своей индивидуальности, а затем использует те свои качества, которые помогаю ему вести успешную совместную деятельность.
2.А сейчас познакомимся с теориями становления внутреннего мира личности.
Становление внутреннего мира личности происходит постепенно, поступательно. Что же это за ступени – рассмотрим.
Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери
Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.
Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.
Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.
Но на развитие личности влияют еще способности, потребности, поставленные цели.
На Западе широко известна теория развития личности, получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности.
Интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений разработана периодизация развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла.
Предложить рассмотреть эти фазы в учебнике (стр.306-307)
1) до 15 лет- Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.
2) С 15 до25 лет- Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.
3) С 25 до 45 лет - Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.
4) 45—65 лет- Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.
5) 65 —75 лет- Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни
А теперь давайте повторим все, что вы сегодня узнали (краткое обобщение темы):
· возраст, хронологический возраст, психологический возраст;
· детство - наиважнейший этап развития личности, почему, когда оно заканчивается;
· в детстве становление личности происходит при взаимодействии ребенка с взрослыми, с окружающими предметами;
· фазы становления личности, фазы жизненного цикла и почему переход от одной к другой вызывает кризисное состояние человека.
Закрепление изученного на уроке:
А сейчас в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю на листочках ответить на следующие вопросы:
Тест:
1.Психологичекский возраст - это:
1) возраст, указанный в паспорте;
2) возраст на который мы выглядим;
3) возраст, на который мы себя ощущаем;
4) ерунда – такого не бывает.
2. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:
1) учебно-профессиональной деятельности;
2) предметно-манипулятивной деятельности;
3) учебной деятельности;
4) все варианты верны.
3. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это
1) адаптация;
2) индивидуализация;
3) интеграция;
4) социализация.
4. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст
1) до 15 лет;
2) от 15 до 25 лет;
3) от 25 до 45 лет;
4) от 45 до 65 лет.
5.Интенции – это:
1) намерения и цели личности;
2) возрастной кризис;
3) хронологический возраст;
4) ступень «оживления».
Ответы:1-3;2-4;3-2;4-2;5-1
Рефлексия.
И так, если мы с вами ещё раз обратим внимание на все концепции и теории развития и становления личности, становление внутреннего мира личности, то придем к какому выводу?
Ответ учащихся. (Каждый возраст неповторим, своеобразен и играет огромное значение в становлении личности на протяжении практически всей жизни).
И от того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит его жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.
Домашнее задание: § 29, ответы на вопросы в конце параграфа.
Оценки за работу на уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.