Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Оценка 4.9

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Оценка 4.9
docx
09.05.2020
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов.docx

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Авторы статьи представляют пример составления контрольно-измерительных материалов, которые в т. ч. позволяют выявить сформированность у обучающихся первых классов универсальных учебных действий. 

Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать: 

1.     содержание заданий для мониторинга;

2.     диагностические работы;

3.     инструкции по организации и проведению диагностических работ;

4.     бланки с заданиями для обучающихся;

5.     оценочные листы;

6.     протоколы затруднений;

7.     таблицы учета времени выполнения диагностических работ.

Сотрудники БОУ ДПО "Институт развития образования Омской области" (далее -ИРО), организуя методическое сопровождение введения в пилотных образовательных учреждениях (далее - ОУ) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), разработали и апробируют технологию организации мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП). Технология включает в себя создание диагностических работ для обучающихся. 

Также разработаны материалы, позволяющие педагогам планировать результаты по формированию УУД в течение 1-го года обучения. Перечень планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса представлен в приложении 1. 

Описание структуры диагностических работ 


Диагностические работы, направленные на мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП, состоят из двух частей - основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий. 

В основной части работ - 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку сформированности учебных действий и представлений, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех младших школьников, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения. 

В отличие от заданий основной части три задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение этих заданий для ребенка не обязательно - они выполняются только на добровольной основе. 

Развернутое описание диагностической работы включает в себя: 

1.     задания;

2.     перечень результатов, на получение которых они направлены;

3.     описание умений, характеризующих достижение этого результата;

4.     образец правильного ответа;

5.     перечень критериев достижения планируемого результата. Рассмотрим некоторые задания основной части диагностической работы

6.     для обучающихся 1-го класса в 3-й четверти.

Пример. Задание 1: Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/01.png 

Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения. 
Умения, характеризующие достижение результата: 

1.     принимать и сохранять учебную задачу;

2.     планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации;

3.     контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q.png 

Критерий достижения результата: составлено верное числовое выражение, осуществлен контроль, правильно выполнена графическая модель. Задание 2: Запиши в один столбик суммы, а в другой - разности. Вычисли их значения: 7 + 2, 10 - 4, 10 + 5, 9 - 3. 
Планируемые результаты: 

  • классифицировать математические выражения по виду арифметических действий;
  • выполнять арифметические действия.

Умения, характеризующие достижение результата: 

  • понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания);
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свою деятельность по ходу и по результатам выполнения задания.

Образец правильного ответа: 
7 + 2 = 9 
9 - 3 = 6 
10 + 5 = 15 
10 - 4 = 6 
Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными арифметическими действиями. 


Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями оценки по всем классам, в которых проводилась работа. Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения обучающихся при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы. В протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в порядке их возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение. 

В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления; номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли затруднения. 

Новый подход к организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП 


Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем: 

1.     изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);

2.     появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;

3.     предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;

4.     изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).

Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности. 

Технология организации мониторинга 


Особенность технологии организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП заключается в том, что в проектировании диагностических работ принимают участие не только учителя начальных классов и заместители директора по УВР, но и сотрудники ИРО. В ходе совместной деятельности по разработке контрольно-измерительных материалов педагоги пилотных школ получили возможность повысить уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. 

Технологию организации мониторинга можно описать через представление этапов и целей, содержания и результатов совместной деятельности сотрудников ИРО и педагогов пилотных ОУ. В таблице представлено описание технологии организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП. 

Описание технологии организации мониторинга достижения 
младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП 


http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q1.png 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q2.png 

Желательно, чтобы педагоги предварительно (за 4-5 дней) ознакомились с содержанием диагностической работы и при необходимости внесли изменения, соотнесли содержание работы, формулировки заданий с тематическим планированием, учебным содержанием конкретного УМК. При этом учителю в первую очередь необходимо работать не с бланком для обучающихся, а с развернутым описанием диагностической работы. В приложении 2 представлено развернутое описание диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти. 

Приложение 1 

Перечень планируемых результатов по формированию 
универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса 

http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q3.png 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q4.png 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q5.png 

Приложение 2 

Развернутое описание диагностической работы 
 для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти
 


Задания базового уровня 
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим образом: 1 балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует. 

Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с нужной моделью*. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q8.png 

Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки. Умения, характеризующие достижение результата: 

1.     принимать и сохранять учебную задачу;

2.     классифицировать звуки русского языка;

3.     использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q6.png 
Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель. 

* Для выполнения задания необходимо использовать знаково-символические модели обозначения гласных и согласных звуков в соответствии с конкретным УМК. - Примеч. авт. 

Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее похожи на образец*. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q7.png 
Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы "р" с другими буквами. 
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии; осуществлять самоконтроль по образцу. 

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q9.png 

Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания. 

Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и числами, которые обозначают количество предметов (соедини линией). 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q10.png 
Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом. 
Умение, характеризующее достижение результата: устанавливать соответствие между группой предметов и их числовым обозначением. 

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q11.png 

Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между группами предметов и числами. 
* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным материалом. Примеч. авт. 

Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал четвертым по счету справа налево. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q12.png 

Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и числительное как обозначение порядка следования предметов. 

Умения, характеризующие достижение результата: учитывать ориентиры действия, заданные в учебной задаче; устанавливать соответствие между группой предметов и обозначением числа. 

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q13.png 

Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг становится четвертым, если считать справа налево. 

Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки, на которых ученик находится в школе и ведет себя правильно. 
Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности, адекватное, осознанное представление о качествах хорошего ученика. 

http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q14.png 

Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе. 
Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок. Критерий достижения результата: правильное определение школьных ситуаций, ориентация на выполнение правил поведения в школе. 

Задания повышенного уровня 

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим образом: 
2 балла - приведен полный верный ответ; 
1 балл - приведен частично верный ответ; 
0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует. 

Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?". 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q15.png 

Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и по количеству слов. 
Умение, характеризующее достижение результата: соотносить предложение со схемой по количеству слов и знаку препинания в конце предложения. 

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q16.png 

Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания. 

Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду. Дорисуй еще две фигуры. 
Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена последовательность фигур. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q17.png 
Умения, характеризующие достижение результата: уметь выбирать основания для установления закономерности; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; принимать и сохранять учебную задачу. 

Образец правильного ответа: 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q18.png 

Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур). 

Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него солнце, внизу - траву, слева -цветок, справа - гриб. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q19.png 
Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной задаче. 
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости; строить схемы, модели. 

Образец правильного ответа: представлен на рисунке справа. Критерий достижения результата: понимание заданных ориентиров ("справа", "слева", "вверх", "вниз") и четкое следование им. 
http://www.menobr.ru/upload/images/resobr/2012/journals/q20.png


 

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения

Описание структуры диагностических работ

Описание структуры диагностических работ

Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения

Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения

Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными арифметическими действиями

Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными арифметическими действиями

Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности

Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности

Желательно, чтобы педагоги предварительно (за 4-5 дней) ознакомились с содержанием диагностической работы и при необходимости внесли изменения, соотнесли содержание работы, формулировки заданий с тематическим планированием,…

Желательно, чтобы педагоги предварительно (за 4-5 дней) ознакомились с содержанием диагностической работы и при необходимости внесли изменения, соотнесли содержание работы, формулировки заданий с тематическим планированием,…

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Приложение 2 Развернутое описание диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти

Приложение 2 Развернутое описание диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти

Образец правильного ответа:

Образец правильного ответа:

Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом

Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом

Задание 5: Рассмотри рисунки.

Задание 5: Рассмотри рисунки.

Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?"

Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?"

Образец правильного ответа:

Образец правильного ответа:

"вверх", "вниз") и четкое следование им.

"вверх", "вниз") и четкое следование им.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020