Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
В условиях реализации ФГОС одной из
актуальных для образовательных учреждений задач является разработка
контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками
планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Авторы
статьи представляют пример составления контрольно-измерительных материалов,
которые в т. ч. позволяют выявить сформированность у обучающихся первых классов
универсальных учебных действий.
Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых
результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и
междисциплинарных программ требуется разработать:
1. содержание заданий для мониторинга;
2. диагностические работы;
3. инструкции по организации и проведению диагностических работ;
4. бланки с заданиями для обучающихся;
5. оценочные листы;
6. протоколы затруднений;
7. таблицы учета времени выполнения диагностических работ.
Сотрудники БОУ ДПО "Институт развития образования
Омской области" (далее -ИРО), организуя методическое сопровождение
введения в пилотных образовательных учреждениях (далее - ОУ) федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее - ФГОС), разработали и апробируют технологию организации мониторинга
достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования (далее - ООП).
Технология включает в себя создание диагностических работ для
обучающихся.
Также разработаны материалы, позволяющие педагогам планировать результаты по
формированию УУД в течение 1-го года обучения. Перечень планируемых результатов
по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса
представлен в приложении 1.
Описание структуры диагностических работ
Диагностические работы, направленные на мониторинг достижения планируемых
результатов освоения ООП, состоят из двух частей - основной и дополнительной.
Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и
специфических для каждого учебного предмета способов действий.
В основной части работ - 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку
сформированности учебных действий и представлений, которые служат опорой в
дальнейшем обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех младших
школьников, а полученные результаты можно рассматривать как показатель
успешности обучения.
В отличие от заданий основной части три задания дополнительной части имеют
более высокую сложность. Выполнение этих заданий для ребенка не обязательно -
они выполняются только на добровольной основе.
Развернутое описание диагностической работы включает в себя:
1. задания;
2. перечень результатов, на получение которых они направлены;
3. описание умений, характеризующих достижение этого результата;
4. образец правильного ответа;
5. перечень критериев достижения планируемого результата. Рассмотрим некоторые задания основной части диагностической работы
6. для обучающихся 1-го класса в 3-й четверти.
Пример. Задание 1: Дополни
рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для каждой полоски составь
и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения.
Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их
значения.
Умения, характеризующие достижение результата:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации;
3. контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: составлено верное числовое выражение,
осуществлен контроль, правильно выполнена графическая модель. Задание 2: Запиши
в один столбик суммы, а в другой - разности. Вычисли их значения: 7 + 2, 10 -
4, 10 + 5, 9 - 3.
Планируемые результаты:
Умения, характеризующие достижение результата:
Образец правильного ответа:
7 + 2 = 9
9 - 3 = 6
10 + 5 = 15
10 - 4 = 6
Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с
разными арифметическими действиями.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями
оценки по всем классам, в которых проводилась работа. Протокол затруднений
состоит из двух частей: затруднения обучающихся при выполнении работы и
затруднения педагогов при проверке работы. В протоколе затруднений обучающихся
при выполнении диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые
задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в порядке их
возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение.
В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы
фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления;
номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли
затруднения.
Новый подход к организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП
Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками
планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем:
1. изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
2. появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;
3. предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
4. изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности.
Технология организации мониторинга
Особенность технологии организации мониторинга достижений младшими
школьниками планируемых результатов освоения ООП заключается в том,
что в проектировании диагностических работ принимают участие не только учителя
начальных классов и заместители директора по УВР, но и сотрудники ИРО. В ходе
совместной деятельности по разработке контрольно-измерительных материалов
педагоги пилотных школ получили возможность повысить уровень компетентности в
организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологию организации мониторинга можно описать через представление этапов и
целей, содержания и результатов совместной деятельности сотрудников ИРО и
педагогов пилотных ОУ. В таблице представлено описание технологии организации
мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения
ООП.
Описание технологии организации
мониторинга достижения
младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП
Желательно, чтобы педагоги предварительно (за 4-5 дней) ознакомились с
содержанием диагностической работы и при необходимости внесли изменения,
соотнесли содержание работы, формулировки заданий с тематическим планированием,
учебным содержанием конкретного УМК. При этом учителю в первую очередь
необходимо работать не с бланком для обучающихся, а с развернутым описанием
диагностической работы. В приложении 2 представлено развернутое описание
диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й
четверти.
Приложение 1
Перечень планируемых результатов по
формированию
универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса
Приложение 2
Развернутое описание диагностической
работы
для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти
Задания базового уровня
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим
образом: 1 балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ
отсутствует.
Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с
нужной моделью*.
Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки. Умения,
характеризующие достижение результата:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2. классифицировать звуки русского языка;
3. использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки,
правильно выбрана модель.
* Для выполнения задания необходимо использовать знаково-символические модели
обозначения гласных и согласных звуков в соответствии с конкретным УМК. -
Примеч. авт.
Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее
похожи на образец*.
Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы
"р" с другими буквами.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную
задачу; писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии;
осуществлять самоконтроль по образцу.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания,
правильно выбран вариант их написания.
Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и
числами, которые обозначают количество предметов (соедини линией).
Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве,
обозначать количество объектов числом.
Умение, характеризующее достижение результата: устанавливать соответствие между
группой предметов и их числовым обозначением.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между
группами предметов и числами.
* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным
материалом. Примеч. авт.
Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал
четвертым по счету справа налево.
Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и
числительное как обозначение порядка следования предметов.
Умения, характеризующие достижение результата: учитывать ориентиры действия,
заданные в учебной задаче; устанавливать соответствие между группой предметов и
обозначением числа.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг
становится четвертым, если считать справа налево.
Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки,
на которых ученик находится в школе и ведет себя правильно.
Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной
действительности, адекватное, осознанное представление о качествах хорошего
ученика.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную
задачу; различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе.
Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок.
Критерий достижения результата: правильное определение школьных ситуаций,
ориентация на выполнение правил поведения в школе.
Задания повышенного уровня
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим
образом:
2 балла - приведен полный верный ответ;
1 балл - приведен частично верный ответ;
0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая
соответствует предложению: "Как тебя зовут?".
Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели
высказывания и по количеству слов.
Умение, характеризующее достижение результата: соотносить предложение со схемой
по количеству слов и знаку препинания в конце предложения.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством
слов и знаком препинания.
Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду.
Дорисуй еще две фигуры.
Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому
составлена последовательность фигур.
Умения, характеризующие достижение результата: уметь выбирать основания для
установления закономерности; анализировать объекты с целью выделения
существенных признаков; принимать и сохранять учебную задачу.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на
основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы
фигур).
Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него
солнце, внизу - траву, слева -цветок, справа - гриб.
Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в
учебной задаче.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную
задачу; следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости;
строить схемы, модели.
Образец правильного ответа: представлен на рисунке справа. Критерий достижения
результата: понимание заданных ориентиров ("справа",
"слева", "вверх", "вниз") и четкое следование
им.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.