УДК 514
Жураев Т.Х.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО ВТУЗА НА ОСНОВЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы организации конструкторского подразделения ВТУЗа, требующего добровольческую деятельность для решения социально-экономических проблем в современном мире. Обосновывается необходимость создания такой структуры для ВТУЗа. Излагается концепция деятельности и выполняемые задачи такой структуры.
Постановка проблемы. В качестве одной из показателей деятельности современного ВТУЗа можно показать успешное функционирование в нем конструкторского подразделения. Однако, не всякий ВТУЗ может себе позволит организацию такого подразделения, связывая это с финансовыми или другими проблемами. Как быть в такой ситуации, обязательно-ли организовать это всем ВТУЗам, и кто может быт заинтересован в решении этой проблемы?
Анализ состояния проблемы. Анализ деятельности ВТУЗов Республики Узбекистан по этому вопросу в современном контексте развития страны показывает, что назрела необходимость обязательной организации такого подразделения на фоне активации их инновационной деятельности. Потому что во многих ведущих ВТУЗах страны, хотя научно-технические проблемы успешно решаются на базе лабораторий, мастерских или даже в технопарках, замечается недостаточность использования возможностей конструкторской деятельности. Этого можно объяснит тем, что конструктивные вопросы научно-технической проблемы в основном решаются самими подразделениями занимающимся этими проблемами.
Постановка решения. При решении научно-технической проблемы по исследованию (разработке, проектировании или усовершенствовании) технических объектов требуются решить три вопроса касательно исследуемых объектов: конструктивные, технические и технологические. Как известно, конструктивные вопросы в основном решаются геометрическим моделированием, т.е. оперированием геометрическими параметрами исследуемых объектов для решения их технико-технологических вопросов. Поэтому организация конструкторского подразделения ВТУЗа может решать многие его задачи: от педагогического до инновационного характера. Но, организация и дальнейшее функционирование такого подразделения требует от личности, в данном случае от инженера-педагога (занимающиеся геометрическим моделированием и конструированием) самоотверженность и энтузиазма, т.е. добровольчество.
Основная часть. Конструкторское подразделение ВТУЗа – это структура, имеющая средства проектирования, а также одного и более специалистов в области инженерной геометрии, занимающихся вопросами геометрического моделирования объектов, процессов и явлений. Для организации такой структуры вначале необходимо разработать концепцию, определив выполняемые ею задачи, которые зависят от специализации ВТУЗа, от его потенциала и социально-экономического состояния региона, которому она ориентирована.
Задачи педагогического характера. Как известно одним из требований современного производства к подготовке инженерных кадров – это формирование творческого инженерного мышления (состоящая из трех составляющих: конструктивная, техническая и технологическая), которая даст способности решать комплекс производственных задач: снижение энерго и ресурсных затрат, увеличение функциональных возможностей, улучшение качества продукции. При формировании такого мышления особую роль играет развитие конструкторских способностей (способность решать конструктивные задачи, являющиеся первым из трех составляющих). Поэтому такие способности, основывающиеся на методы геометрического моделирования, являются фундаментом творческого мышления инженера. Такие способности развиваются овладением знаний по предмету «Инженерная графика». В современном контексте инженерного образования предмет «Инженерная графика», в отличие от предшественника, традиционного предмета «Начертательная геометрия и черчение», должна охватит фундаментальные вопросы предмета - геометрическое моделирование, его прикладные аспекты - компьютерное проектирование, а также инновационные решения – промышленный дизайн. Формировать эти знания только на аудиторных занятиях невозможна, необходимо организовать внеаудиторные занятия, например в кружке «Юный конструктор» (первичное и примитивное конструкторское подразделение). Этот учебный процесс основывается на самые сложные, но эффективные методы обучения – творческо-исследовательские методы. А эти работы уже требуют дополнительный труд, время и расходы не только от преподавателя, но также от студентов и спонсоров, что решается в основном на добровольческой основе. Задача этим не ограничится, в последующих курсах студенты интегрируют эти знание со знаниями технического и технологического характера, совершенствуя эти знания. Соответственно можно дальше развивать и функционирование конструкторского подразделения, интегрируя ее работы с лабораторией и мастерской, решая более серьезные задачи. В конечном результате ВТУЗ решает свою педагогическую задачу перед обществом – подготовку высококвалифицированных инженеров.
Задачи инженерного, производственного, социального и инновационного характеров. Конструкторское подразделение может обеспечить инженерно-исследовательский процесс геометрическими моделями и алгоритмами, позволяющие облегчит задачи исследования. Известно что, одним из основных деятельностей ВТУЗа является реализация совместных проектов с крупным производством, в котором конструкторское подразделение ВТУЗа может участвовать, оказать свои услуги, например для малого и среднего бизнеса, разработать проекты по промышленному дизайну. Конструкторское подразделение, привлекая силы одаренных студентов, на добровольческой основе может решать актуальные проблемы современности. Сегодня деятельность инженеров играет одну из ключевых ролей. Потому что, даже возникновение многих глобальных проблем, хотя они могут быть социальными, экологическими или другими, непосредственно связаны с производственной деятельностью человечества. Одну из таких проблем, решение которых связано с инженерной деятельностью специалистов XXI века, можно привести на примере производства изделий. С развитием техники и технологий, а так же уменьшением сроков их использования и обновления, всё увеличивается количество и разновидность новых и использованных изделий, тары, отходы и прочие. Перед нами станет проблема, куда их девать? Потому что опережение морального износа изделия ее материального, процесс естественный. Конечно, этому процессу препятствовать не всегда удается, этому и нет необходимости. Но, с одним социальным или другим подходом нельзя окончательно решать такие проблемы, которые в перспективе становятся всё актуальнее. В решение таких проблем подходят комплексно, включая и техническую сторону вопроса, которое касается инженерам. Будущие инженера при проектировании изделия должны учитывать такие факторы как, возможность её утилизации, консервации, модернизации, трансформации и.т.д. Проблемы может возникнуть также, когда технология изделия разрабатывается в одном, производства в другом, а потребление в третьем странах, имеющие разные уровни развития. В этом случае тоже инженеры этих стран, должны согласованно проявить свои способности. Таких примеров решение, которого требует и инженерного подхода можно привести не только в промышленности, но и в строительстве, транспорте и в других сферах. В нынешнем темпе развития техники и технологий, возрастает их влияние на человеческую жизнь. Поэтому будущие инженера должны быть готовыми участвовать в решение не чисто технических проблем. Одним словом подготовка инженеров, способных решать технические задачи проблем социально-экономического характера, требует компетентность, являющиеся одним из актуальных задач формирования профессиональной культуры специалистов XXI века.
Выводы. Подытожив вышесказанные, отметим, что конструкторские подразделения ВТУЗов функционирующих на основе добровольчества содействует развитию интеграции ВТУЗ-Общество-Производство, привлекая в нем добровольных студентов, исследователей, преподавателей, инженеров и предпринимателей, это является добровольчеством в современном мире: а они нравственными идеалами нашего времени.
Фамилия Имя Отчество |
Жураев Тожиддин Хайруллаевич |
Ученое звание, звание |
Нет |
Должность, организация |
Ст.преподаватель и докторант кафедры «Начертательной геометрии и инженерной графики» Бухарского инженерно-технологического института. |
Адрес домашний (почтовый) |
100114, Республика Узбекистан, г.Бухара, ул.Мустакиллик, 17/2,43 |
Координаты для связи Телефон/факс, e-mail |
Моб. +998934562587 Факс (83-65) 223 78 84 раб. |
\Форма участия в конференции |
Заочная (с публикацией) |
В работе какой секции планируете участвовать? |
3. Педагогический опыт добровольческой деятельности в деятельности образовательных организаций |
Тема доклада
|
Разработка концепции конструкторского бюро ВТУЗа на основе добровольческой деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.