Разработка литературно-музыкального внеклассного мероприятия по кубановедению "Люблю тебя моя Кубань"
Оценка 4.9

Разработка литературно-музыкального внеклассного мероприятия по кубановедению "Люблю тебя моя Кубань"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
история
5 кл—9 кл
09.06.2020
Разработка литературно-музыкального внеклассного мероприятия   по кубановедению "Люблю тебя моя Кубань"
Данная разработка литературно-музыкального мероприятия по кубановедению предназначена для учителей кубановедения и истории, позволяет закрепить знания учащихся по истории Кубани
разработка внеклассного мероприятия по кубановедению.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

 

 

 

 

 

 «Люблю тебя моя Кубань»

Литературно-музыкальное  внеклассное мероприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Автор:

                                                           учитель истории и кубановедения

                                                Самодурова Е.Н.                                                                              

 

 

 

 

х.Садки

2014г.

 

 

Цель: знакомство с историей и национальным  своеобразием  кубанского народа.

 

Задачи:

1. Создать условия для знакомства и изучения материалов по краеведению,

имеющихся в фонде библиотеки и в школьном музее.
2. Развивать у учащихся интерес к чтению литературы о родном крае и произведений кубанских поэтов и писателей.

3. Развивать творческий потенциал детей, способствовать их самовыражению.
4. Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свой край.

 

Оборудование:

         лента времени

портреты кубанцев - героев Советского Союза;

         мультимедийная презентация « герои Кубани»

          информационный буклет – «раскладушка» «Кубань  в наше время»;

         музыкальное сопровождение номеров;

         книжная выставка « Литературная  Кубань »;

         цитаты (строки из стихотворений И. Сельвинского , В. Подкопаева,С. Хохлова,И.Зоненко).

          материалы стенда « Атамань-казачья станица»

Возрастное назначение: учащиеся 5х – 7 –х  классов.

 

Методические рекомендации:

         Мероприятие проводится в кабинете кубановедения. Длительность - 2 ученических часа. Наиболее подходящее время проведения – второе полугодие учебного года, когда дети уже могут представить историческую хронологию событий, связанных с историей края (по материалам уроков истории и «Кубановедения», классных часов). Разработка рассчитана на учащихся 5-х –

 7-х классов.

 

Используемая литература:

        

Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. – Краснодар, 1997.

Родная Кубань. Страницы истории: Кн. Для чтения под ред В.Н. Ратушняка. – Краснодар, 2004.

Стихи кубанских поэтов.

В. Бардадым « Этюды о Екатеринодаре»

С. Хохлов « Избранная лирика»

И. Варава « Казачья бандура»

И.Т. Зоненко сборник стихов

 

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий:

                   Бывают края,

                   Что недвижны веками,

                   Зарывшись во мглу и мох,

                   Но есть и такие,
                   Где каждый камень

                   Гудит голосами эпох.

                                               (И. Сельвинский).

 

         Прав был известный российский поэт И. Сельвинский. Каждый камень, каждый кусочек земли нашего края гудит голосами эпох. Поэтому сегодня мы с вами совершим литературно-музыкальное путешествие по нашему краю.

         А главными словами нашего сегодняшнего путешествия станут слова известного кубанского поэта В. Подкопаева:

                            Я люблю ковыль степных курганов,

                            Краски моря,

                            Вешнюю зарю…

                            Но сегодня говорю о главном –

                            О земле, о людях говорю.

        

         Итак, мы с вами переносимся во времена Древнего мира.

 

         Кубань была местом  обитания многих племён и народов. В результате  раскопокучёные узнали о культуре живших на Кубани скифов, меотов, сарматов, греков. В мифах Древней Греции рассказывается о событиях, которые происходили на территории современной Кубани.

         В «Одиссее» Гомера с точностью описан внешний вид Черноморского побережья Таманского полуострова. Здесь Одиссей, славный герой Древней Греции, ищет вход в подземное царство мрачного Аида. Мифы и сказания коренных народов Кавказа повествуют о Циклопах – одноглазых великанах, которые жили в дольменах – «богатырских хатах». На территории современной Кубани жилиамазонки и край называли Амазонский. Древнегреческие и арабские мифы свидетельствуют о том, что к Эльбрусу, вершине Кавказских гор, был прикован за похищение у богов огня и передачу его людям отважный Прометей.

         Отрывок из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» предлагают вашему вниманию ребята из 5 класса.

 

Инсценировка 5 класса

 

На сцене горный уступ, к которой цепями прикован Прометей. Вдали видно море. Слышен грозный шум моря.

 

Прометей:О, божественный эфир, и вы, быстронесущиеся ветры! О, источники рек и несмолкающий рокот морских волн! Всех вас зову в свидетели! Посмотрите, как Зевс покарал меня. За что я должен терпеть такие муки? За то, что я дал великие дары смертным.

 

Появляются три  океаниды.

 

Океаниды:

         - Ты звал нас. Мы пришли. Ведь наши отцы – братья.

         - Мы услышали твой плач. Мы не знаем, как спасти тебя.

         - Знаешь ли ты, где ты находишься?

 

Прометей: Да. Меня привели на самый край земли, в страну скифов. Привели скованного, так что я не мог убежать. Слуги Зевса и друг мой Гефест приковали меня к скале. Великий Зевс испугался огня в руках смертных. А огонь им дал я.

 

Океаниды:

         - Я боюсь, что за такие слова Зевс ещё больше покарает тебя.

         - Все знают, что ты защитник смертных. Ты из горна Гефеста похитил огонь для людей.

         - Ты научил людей искусствам, дал им знания, научил их чтению, счёту и письму.

         - Ты научил людей добывать металлы из недр земли и обрабатывать их.

         - Ты смирил быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться его силой.

         - Ты построил людям первый корабль, оснастил его , распустил на нём льняной парус, чтобы быстро нёс корабль по безбрежному морю человека.

        

Прометей: Да. Я помог людям поверить  в свои силы, показал, что не надо бояться богов. А потому страдаю. Но я знаю, что царство Зевса не вечно, его постигнет злой рок. Люди будут помнить обо мне. А здесь, в стране скифов, будут говорить обо мне с гордостью и благодарностью.

 

Океаниды исполняют греческий танец.

 

Ведущий:

          А мы переносимся в средние века.

         Народы горцев, проживающие  в предгорных районах Северного Кавказа, длительное время находились под властью крымских ханов. И только во 2-ой половине ХVIII века Россия приблизилась к кубанским землям, и горцы изъявили желание войти в состав России. Екатерина II, решая судьбу черноморских казаков, за их верную службу и умение вести хозяйство, жалует им кубанские земли от реки Кубани до Тамани.

         Сейчас мы увидим, как это происходило. А помогут нам в этом ребята 6 класса.

 

Инсценировка учащихся 6 класса.

На сцене трон. Перед ним стоят 3 казака. Выходит Екатерина II. Казаки встают на колени.

 

ЕкатеринаII:

         -  Наше монаршее благоволение дарит казакам-черноморцам земли между Кубанью и Азовским морем, Фанагорию со всею землёю. Воздвигайте грады. Сохраняйте безопасность рубежей Россейских. Встаньте.

 

Казаки встали, поклонились до полу:

         - Благодарим императрицу, молымося Богу, що вона нам казала на Тамань дорогу.

 

Ведущий:

Читает отрывок  стихотворения С. Хохлова « Осень в Тамани»

 

                                Раннее утро Тамани.

                                Чаша залива в тумане –

                                Белом, плывущем как сон.

                                Тихая-тихая осень;

                                В травах колёса по оси;

                                Долгая дума во всём.

 

Участники инсценировки поворачиваются лицом к залу. Один за другим казаки  читают стихотворение С. Хохлова:

 

         Кубань влекла нас плодородием,

         Безбрежьем,

         Трав степных игрой.

         И мы её назвали Родиной.

         Назвали Матерью родной.

                            Казак страдал по ней в туретчине,

                            Страдал, шагая по неметчине,

                            И плакал, в горькую траву

                            Роняя буйную главу.

                                               И не просил награды-ордена,

                                               Просил лишь, чтоб в последний миг

                                               Над ним светилось небо Родины,

                                               Где слышен вольной птицы крик.

 

 

 

 

 

Ведущий:

 

Осваивая Кубанские земли казаки под предводительством батьки-атамана    З.А. Чепеги заложили главный город Екатеринодар.

« - Быть здесь городу! – властно сказал атаман, указывая простертой рукой на дикие заросли, цепкой сплошной колючкой покрывавшие землю к северу от Карасунского Кута.

И работа спорилась…»

 

казаки  читают стихотворение из  книги В. Бардадыма «Этюды о Екатеринодаре»

 

        Там где выгнула русло река,

        Как подкову,

        У глинистой кручи,

        Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника.

-Здесь границу держать.

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать

И растить казаков…

        И поставлен был первый курень.

        И кизяк задымил под котлом.

        И пропах сей торжественный день

        Духовитой ухой – чебаком…

                     Так был город родной утверждён.

                     Степь дышала угаром травы:

                     Не сносить молодцу головы

                     Он, отважный, для славы рождён!

                     Охранять рубежи казаку

                     И стоять день и ночь на чеку.

 

Ведущий:

         Много воды утекло со времён основания на Кубани первых казачьих поселений. И стал наш край настоящей казачьей державой. Наши прадеды крепили рубежи земли Русской, растили хлеб и детей своих, пели песни и слагали стихи о красоте родного края.

        

 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Началась Великая Отечественная война.

 

Наш земляк-поэт Иван Трофимович Зоненко написал такие строки:

 

 

 

Жизнь сложилась,

Как и не мечталось,
В берегах иных течет она:
В наши биографии
Вмешалась,
Все переиначивши,
Война.

 

Перенесёмся вместе с ребятами из 7 класса  в эти страшные тревожные дни, когда страна провожала на фронт своих сыновей и дочерей.

 

         Под звуки марша «Прощание славянки» на сцену с двух сторон медленно поднимаются мальчик и девочка. Девочка в костюме казачки с вышитым полотенцем в руках. Мальчик в костюме солдата, с вещмешком за плечами. Музыка по мере их приближения друг к другу делается все тише. Когда они сходится, музыка смолкает.

         Девочка читает отрывок из стихотворения Е. Демидовой «Крест»:

                            Вышивала крестом дорогу,

                            Да в разлуке её подержала.

                            Только также в тот год, как многие,

                            Мужа-воина провожала.

                            Вышивала крестом ожидание –

                            Нитки чёрные лишь остались.

                            Мнена долю одни страдания

                            В ту лихую годину достались.

                            Вышивала крестом победу,

                            Да кресты всё черней и туже.

                            И скрестились на ней беды,

                            Словно крест на могиле мужа.

 

         На сцену поднимается группа детей из 7 класса и все  вместе исполняют куплет из песни «Вставай страна огромная…».

 

Ведущий:

 

Наши земляки вместе со всем советским народом встали на защиту своей Родины. Мужчины и женщины, старики и дети на фронте и в тылу плечом к плечу освобождали родную землю от фашизма.

 

Вокальная группа девочек 7 класса исполняет песню « На безымянной высоте»

 

 

 

 

 

Ведущий:

 

Сколько их было, таких безымянных высот. Сколько их было, таких солдат. Только Кубань дала такой род войск, как пластуны – разновидность партизанских отрядов, высококлассных мастеров разведки и маскировки.

                            Не раз кубанская земля

                            Достойных ей сынов рожала,

                            И позабыть никак нельзя –

                            Их колыбель Кубань качала. (Н. Баша)

В годы войны была поговорка:

Фашистам много жарких бань дала советская Кубань!

Более тысячи партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями Советского Союза. Двум партизанам - братьям Игнатовым: Евгению Петровичу и Геннадию Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. 356 сынов и дочерей Кубани во время войны удостоины звания Героя Советского Союза.

Более 800  наших земляковбыли награждены орденами и медалями за свой ратный подвиг в годы Великой Отечественной войны

Родную Кубань прославили Герои Советского Союза. Славные сыны Кубани, которые особо отличились в боях, защищая Отечество и были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза». Запомните их имена.

        

Ученики 5 класса  выходят с портретами героев и выстраиваются в шеренгу, называя всех поимённо.

Черников Михаил Васильевич

Бонин Анатолий Петрович

Танцюра Иван Лазаревич

         Губа Василий Александрович

         Ситник Григорий Степанович

         Кравченко Андрей Ильич

         Николаев Георгий Георгиевич

         Мирун Василий Фёдорович

         Кулик Григорий Карпович

         Пуха Николай Тимофеевич

         Котляр Иван Фёдорович

         Степанов Александр Михайлович

         Бойченко Виктор Кузьмич

 

Идёт показ презентации «герои Кубани»

 

Кубанцам Алексенко Владимиру Авраамовичу

Коккинаки Владимиру Константиновичу

Савицкому Евгению Яковлевичу

ХрюкинуТимофею Тимофеевичу

дважды присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 Девочка читает отрывок из ст-ния Н. Баша:

                   Святой огонь и вечен, и тревожен,

                   Идём к нему с поникшей головой.

                   Мир позабыть невзгод войны не может,

                   Во имя жизни в жизни деловой.

 

Ребята уходят, оставляя портреты Героев.

 

Ведущий: 

 

Да, главное богатство Кубани – наши люди. Ими гордится вся страна. Их много – всех не перечесть. Они выращивают хлеб и строят дома, спасают нас от болезней, открывают новые горизонты в науке, воспевают красоту родного края в произведениях искусства. Их имена вписаны в историю Кубани золотыми буквами.

 Перенесёмся в конец ХХ века.

         Выходят ученики 6 класса  с информационным буклетом-раскладушкой «Кубань в наше время». Демонстрируя портреты, ребята представляют некоторых известных кубанцев:

 

Очаповский Станислав Владимирович – врач-офтальмолог, организатор и руководитель клиники глазных болезней Кубанского медицинского института.

 

Пустовойт Василий Степанович – учёный селекционер. Вывел  высокоэффективные сорта подсолнечника.

 

Лукьяненко Павел Пантелеймонович – учёный селекционер вывел 46 сортов пшеницы

 

Лихоносов Виктор Иванович – писатель. Автор известного на весь мир романа «Наш маленький Париж», в котором воссоздаётся жизнь дореволюционного Краснодара и Кубани.

 

Пономаренко Григорий Фёдорович – композитор, народный артист, автор более 200 песен.

 

Ученик:

                            В родном, богатырском, красивом,

                            В счастливом казачьем краю

                            Кузнечики, полные силой,

                            Мне звонкое слово куют.

(И. Варавва)

 

 

 

Ведущий:

 

         - Ваши одноклассники, тоже подготовили своё звонкое слово. Они  предлагают вашему вниманию стихи кубанских поэтов о природе, о родном крае. Давайте прослушаем и поддержим наших чтецов.

        

Учащиеся разных классов читают  стихи.

 

Ведущий:

        

- Моя Кубань сегодня, ты жемчужина России, ты - здравница России, ты - «кузница» отличных спортсменов, ты - житница, ты – большое рисовое поле, ты – виноградница, «матерь станиц Кубанских».  Кубань – место проведения кинофестивалей «Кинотавр» и «Киношок», Олимпийских игр 2014г.

         Как знать, быть может, таланты сегодняшних детей – это завтрашние победы Кубани.

        


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цель: знакомство с историей и национальным своеобразием кубанского народа

Цель: знакомство с историей и национальным своеобразием кубанского народа

Ход мероприятия. Ведущий:

Ход мероприятия. Ведущий:

Прометей: О, божественный эфир, и вы, быстронесущиеся ветры!

Прометей: О, божественный эфир, и вы, быстронесущиеся ветры!

Инсценировка учащихся 6 класса

Инсценировка учащихся 6 класса

Ведущий: Осваивая Кубанские земли казаки под предводительством батьки-атамана

Ведущий: Осваивая Кубанские земли казаки под предводительством батьки-атамана

Жизнь сложилась, Как и не мечталось,

Жизнь сложилась, Как и не мечталось,

Ведущий: Сколько их было, таких безымянных высот

Ведущий: Сколько их было, таких безымянных высот

Девочка читает отрывок из ст-ния

Девочка читает отрывок из ст-ния

Ведущий: - Ваши одноклассники, тоже подготовили своё звонкое слово

Ведущий: - Ваши одноклассники, тоже подготовили своё звонкое слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020