Акмолинская область
Буландынский район
село Журавлевка
|
Ответственный: заместитель директора по УВР Аликадиева Р.Р.
КГУ «Журавлёвская средняя школа»
2014-2015 учебный год
«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Цель:
Цель консилиума: изучить трудности обучения и воспитания пятиклассников, выявить причины вызывающие затруднения у учеников и учителей, разработать учебно-воспитательные и управленческие меры по устранению этих причин.
Задачи:
Цель работы по преемственности:
· Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
· Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
· Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
· Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
ü ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
ü проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
ü выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
ü выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
ü привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Форма проведения: консилиум
Участники: учителя-предметники 5-го класса, классный руководитель, психолог, медик, заместитель по ВР, заместитель директора по УВР.
План консилиума:
I. Вступительное заместителя директора по УВР:
посещение уроков;
характеристика класса.
II. Выступление заместителя по ВР
3. Выступление классного руководителя Коргун Л.П.
4. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе- психолог
5. Выступление учителей- предметников.
6. Медик.
1. Ролевая игра «Услышать ребенка»
2. Тестирование ученик, учитель, родитель
IV. Заключение, памятка
Вступительное слово заместителя директора по УР:
«Люди вместе могут совершить то,
чего не могут в одиночку:
единение умов и рук,
сосредоточение сил
может стать почти всемогущим»
Д. Уэбстер.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
Именно поэтому, по истечению первой четверти мы свами должны обсудить те вопросы которые возникли у наших детей и принять важное решение по их устранению:
В ходе контроля была проведена следующая работа:
1 . Посещены и проанализированы уроки в 5 классе.
2. Проанализированы результаты входных контрольных работ по математике, русскому языку на начало учебного года.
3. Проверена техника чтения для сравнения
4. Проверен классный журнал 5 класса с целью контроля над осуществлением учителями-предметниками текущего тематического контроля, объективностью оценивания знаний обучающихся.
5. Проведено анкетирование учащихся 5 класса «Отношение школьников к учению»
6. Проведено анкетирование родителей
7. Проведено анкетирование среди учителей.
Анализ сформированности основных учебных умений:
Предметы |
математика |
Русский язык |
Казахский язык |
Познание мира |
Техника чтения |
2013-2014г
|
60 |
80 |
80 |
|
|
2014-2015г
|
80 |
80 |
80 |
|
|
Стартовая работа |
|
|
|
|
|
Работа за 1 четверть |
|
|
|
|
|
Нестабильная успеваемость и качество знаний показывают, что их причины не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений. Для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Также ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки, Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Они ещё мало знакомы, а уже выносят ребёнку подчас суровые или просто другие оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чём учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят к концу 5-го класса. А у многих отрицательное отношение к школе сохраняется дольше. Лишь небольшой части школьников-экстравертов удаётся сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие в школе. Для того чтобы глубже понять преподавание я посетила уроки в 5 классе, всего 10 уроков, но мне хватило сделать выводы:
На основании работы проведенной в рамках классно-обощающего контроля, можно сделать следующие выводы:
— Учителя, преподающие в классе, хорошо знают предмет, методику преподавания.
— Проводится работа по формированию общеучебных и предметных умений и навыков.
— Объем домашних заданий по предметам не превышает норму.
— не учтены возрастные особенности учащихся: разминки, тренинги, физминутки
— нет дидактического, наглядного материала на уроке: таблиц, схем, картин
— нет игровых моментов на уроке (математика сказка)
— все позволение и панибратство на некоторых уроках
— нет единых требований к ученикам на уроке и в объяснении д/з.
— нет работы с учениками после уроков.
— выставлять отметки, комментируя их,
— нет разнообразных методов, используемых на уроках.
Рекомендации:
Продолжать работу по дальнейшей адаптации учащихся 5 классов к обучению на новой ступени образования: добросовестно готовиться к урокам и результативно проводить их; для благоприятной адаптации учащихся 5 классов осуществлять в образовательном процессе индивидуальный подход к детям; регулярно и объективно оценивать,
— Эффективно использовать стимулирующие и поддерживающие занятия с целью повышения уровня обученности учащихся и качества их успеваемости.
— Соблюдать при организации образовательного процесса санитарные правила и нормы: не превышать объема домашних заданий, своевременно начинать и заканчивать уроки, проводить физкультурные минутки.
— Шире использовать на уроках различные приемы и методы для организации самостоятельной деятельности учащихся.
4. Обсуждение путей решения проблемы.
5. Принятие решения педагогического консилиума.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.