МБУДО «Первомайская ДШИ №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Ленинградский метроном»
(посвящён Дню снятия блокады Ленинграда)
ЦЕЛИ: Расширить представления студентов о Великой Отечественной войне. На примере трагедии блокадного Ленинграда сформировать положительную оценку духовного подвига защитников Родины. Вызвать сочувствие к людям, перенёсшим трагедию блокады. Воспитать благодарное отношение к подвигу защитников Родины, уважение к людям старшего поколения. Показать огромное воздействие искусства, отражающего страшную правду войны, в борьбе с врагом.
Разработала преподаватель: Петровалова Надежда Васильевна
Первомайское
2022 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка может быть использована, как тематический классный час и как открытый урок.
Информационный материал сопровождается показом компьютерного слайд-фильма (презентация прилагается) о блокадном Ленинграде.
Всё это создаёт необходимый эмоциональный настрой, побуждает к размышлению о патриотизме, долге, мужестве, героизме ленинградцев. Вызывает чувство гордости и желание сохранить трагедию блокады Ленинграда в памяти потомков.
Содержание разработки расширяет представление об истоках героизма защитников Ленинграда, о духовной основе подвига народа. Даёт представление о роли различных видов искусства, которое впрямую участвовало в борьбе народа с врагом, отражая страшную правду войны.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Ø Фотографии, плакаты, иллюстрации, книжная выставка, посвящённые блокаде Ленинграда.
Ø Метроном.
Ø Кусочек ржаного хлеба весом 125 грамм.
Ø Аудиозапись «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.
Ø Компьютерная презентация, посвящённая блокаде Ленинграда.
Ход мероприятия
Слайд 1
Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской православной церковью были установлены специальные «викториальные дни» (Виктория — в римской мифологии богиня победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.
Возрождая одну из лучших российских традиций, в 1995 г. Государственная Дума приняла Закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Законом установлены 17 дней воинской славы России.
23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — День защитника Отечества.
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242).
9 Мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении; сражение произошло 24—26 июня(5—7 июля) 1770 года;
10 июля — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709).
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714).
23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943).
8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812).
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790).
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380).
4 ноября — День народного единства;
7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941).
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853).
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941).
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790).
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943).
Слайд 2
27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944).
Слайд 3
ВОв –это особая страница в истории нашего государства. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом.
Слайд 4
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Слайд 5
27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, которая продлилась почти 900 дней. Прошло более 70 лет. Сейчас этот день объявлен Днем воинской славы России. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.
Слайд 6
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Слайд 7
Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Слайд 8
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».
Слайд 9 (видео)
Слайд 10
На защиту родного города поднялись все ее жители, не только взрослые, но и дети.
До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Слайд 11
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят.
Слайд 12
За мужество и храбрость подростков награждали медалями. Те, кто голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – делал снаряды. За это были награждены медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
Слайд 13
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
В осаждённом Ленинграде эта девочка жила.
В ученической тетради свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье, слышит мир её слова:
Слайд 14
«Женя умерла 28 декабря в12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
А в ночи пронзает небо острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба, не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце в сокровенном дневнике:
Слайд 15
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Отшумела, отгремела орудийная гроза,
Только память то и дело смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки, пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском остановят вдруг слова:
Слайд 16
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
У планеты нашей сердце бьётся гулко, как набат.
Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград.
Светлый день встречайте, люди, люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий, тот безмолвный детский крик:
Слайд 17
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Слайд 18
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Слайд 19
19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. (видео)
Слайд 20
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (видео)
Слайд 21
Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были и потенциальными разносчиками чумы.
Слайд 22
«3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно", - записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее, некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев.
"Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила".
"В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька".
"В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили".
Слайд 23
Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.
Слайд 24
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома.
Слайд 25
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. В осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайд 26
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, дорогой жизни многих к
многим.
Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.
(О. Бергольц)
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на них вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Слайд 27
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.(видео)
Слайд 28
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.(видео)
Слайд 29
Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим
(В. Суслов) Минута молчания.
Слайд 30-31
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. Во многих городах увековечена память погибших ленинградцев.
И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.(видео)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.