Разработка мероприятия внеурочной деятельности " "Народы - Донские казаки" 2 класс

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие 10 - 2 класс.docx

2 класс

"Народы - Донские казаки"

Цель: знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, разучивание игры «Всадники», танцевальных элементов из казачьих танцев, рассматривание народных костюмов казаков на занятии по художественному творчеству.

Задачи: формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях;

развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас;

воспитывать любовь к своему краю, уважения к другим народам.

Наглядный дидактический материал: авторские куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки», палки с изображением коней.

Ход занятия:

1. «Наш общий дом – Земля! »

- Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)

- А где мы живем? (на планете, в России, во Фролово)

Учитель обращает внимание на карту, дети подходят и рассматривают.

- Посмотрите, сколько стран на карте, государств, городов, сколько людей разных национальностей в них проживает: японцы, китайцы, французы, русские и много других наций. Но все мы люди и все живем на одной планете Земля.

- А найдите свою страну и город на карте. (Дети находят, показывают)

- Но ещё на территории России много лет существует область войска Донского, населенная донскими казаками .

- И сегодня к нам пришли гости, которые хотят рассказать вам поподробнее об одном из народов Волгоградской области -  Донских казаках.

(Учитель  под мелодию казачьей песни «Как донские казаки» вносит куклы в казачьих костюмах «Донская казачка» и «Донской казак»)

2. Знакомство с донскими казаками

Дети рассматривают кукол.

 Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности.

 Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!

 Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков.

 Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

 Задание 1. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? Соедини стрелками.

·        Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

·        Казак сам голодает, а конь его сыт.

·        Казак без коня – что солдат без оружия.

·        Казак без коня – как соловей без песни.

 

Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.

Народная забава «Всадники»

(В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников)

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление) : «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.

У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.

- Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

 Жилище казаков называлось - Казачий курень.

Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано.  В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.

- Назовите, какая посуда была у казаков?

- Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.

Любимые поговорки казаков:

·        казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;

·        казачья смелость порушит любую крепость;

·        терпи казак – атаманом будешь;

·        казак в беде не плачет.

 

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.

- Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября) .

 

 Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры - шермиции.

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».

 Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.

- Самые интересные и веселые традиции у казаков – свадебные обряды.

Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.

- Она у нас золотая, недешево достанется, - приговаривали они.

Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее, ставили невесту в угол комнаты. Наступала тишина, а потом начинались танцы.

- Любимые праздники: Масленица, Рождество.

-Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.

Учитель  предлагает станцевать хоровод под хороводную песню донских казаков «Акулинка».

3. Итог занятия.

- С каким народом, проживающим в Волгоградской области мы сегодня познакомились на нашем занятии?

- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания:

Задание 1. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? Соедини стрелками.

Казаку конь –                                         как соловей без песни.

Казак сам голодает,                              а конь его сыт.

Казак без коня –                                   что солдат без оружия.

 

Казак без коня –                                  отец родной и товарищ дорогой.

 

Задание 2 . Придумай свой символ дружбы народов. Нарисуй.

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3. Перед тобой любимые поговорки казаков. Подчеркни ту, которая тебе больше понравилась и объясни почему?

·        казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;

·        казачья смелость порушит любую крепость;

·        терпи казак – атаманом будешь;

·        казак в беде не плачет.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Любимые праздники донских казаков: Масленица, Рождество.

Напиши свой любимый праздник:_____________________________________