ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
образовательных блогов......................................................................................5
1.1. Сущность и содержание понятия образовательного блога..........................5
1.2. Цели и задачи образовательного блога......................................................................14
Выводы по перовой главе.....................................................................................18
учитель информатики" в среде Blogger..........................................................20
2.1. Среда Blogger для образовательного блога..................................................20
2.2. Разработка и использование образовательного блога в среде Blogger.....24
Выводы по второй главе.......................................................................................25
Заключение.............................................................................................................27
Список литературных и интернет-источников....................................................29
Введение
В Федеральном законе [1] от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость улучшения образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей обучающихся.
Современная школа в нашей стране стремительно меняется, старается соответствовать требованиям, предъявляемым обществом. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько «обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться» [2].
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером универсальных учебных действий. Именно УУД являются основой всех видов деятельности школьников, реализуются как в урочной, так и внеурочной работе [5].
«Основным результатом обучения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в области интеллектуальной, исследовательской и другой деятельности» [6, с. 6].
Для преподавателя Интернет сейчас играет очень важную роль при обучении. В основном это связано с поиском дидактического материала для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах и различных конференций или семинаров.
Создание образовательного блога открывает доступ к большому количеству возможностей. Он оказывает огромную роль на развитие и самосовершенствование педагога как профессионала. Образовательный блог дает возможность представлять опыт своей деятельности, поделиться своими достижениями, успехами.
Образовательный блог – это сетевой сайт о событиях, который представляет записи автора в любом виде (изображения, мультимедийные материалы). Педагог может размещать информацию относящуюся учёбы, которую остальные пользователи могут использовать в образовательным процессе, комментировать, оценивать.
Исходя из вышесказанного, целью работы является разработать образовательный блог в среде Blogger.
Объект работы – процесс создания образовательного блога.
Предмет работы – разработка образовательного блога в среде Blogger.
Задачи работы:
1. Определить сущность и содержание понятия образовательного блога.
2. Охарактеризовать структуру образовательного блога.
3. Рассмотреть среду Blogger для образовательного блога.
4. Разработать образовательный блог в среде Blogger.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: анализ и синтез, анализ научной педагогической и методической литературы, системный метод, метод сравнения, метод обобщения.
Глава 1. Теоретические основы разработки и использования образовательных блогов
Происхождение блога исторически связывается с предоставлением создателями разнообразных интернет-ресурсов направленной формы получения индивидуальной другой связи через пользователей. Впрочем незадолго такой вид деятельности в интернет-среде получил независимое значение.
«Питером Мерхольдзом был создан термин «блог», он разместил в боковой врезке в апреле 1999 года своего блога Peterme.com фразу «we blog», данный термин был создан путем сокращения слова «веблог».
Йорном Баргером был создан термин «веблог» 17 декабря 1997 года для описания списка ссылок на его сайте RobotWisdom.com. Данные ссылки были представлены записями в бортовом журнале виртуального путешественника» [11].
«Компания Pyra Labs слово «блог» стала использовать в 1999 году как обозначение некоторого типа сайта. Данная компания образовала вторичный термин ««блоггер» — это человек, который ведёт блог» [27]. Назвав так свой проект Blogger.com, предоставлявший пользователям место для размещения блогов и программное обеспечение, существенное облегчавшее ведение блога, — они тем самым значительно способствовали популяризации этих терминов.
Уильямом Квиком в 2001 году был введен в оборот термин «блогосфера», это сетевой дневник, который быстро распространился сначала в сообществе военных блогов, освещавших войну в Ираке, а затем и за его пределы» [9].
Сегодня под блогосферой понимают комплекс всех блогов как социальную сеть и активную информационную оболочку. Блог рассматривается как новая коммуникативная сфера, новый информационный комплекс, новый ресурс сведений, как средство высказывания общественного мнения.
«В наше время они выступают в качестве средства, которые формируют сетевые сообщества, которые являются определенным видом коммуникации, но, тем не менее, функционируют по тем же принципам» [13].
Анализируя педагогическую и психологическую литературу, можно увидеть несколько определений понятия «Блог». Рассмотрим данное понятие с точки зрения различных авторов (С.В. Петухова, В.В. Волохонский, О.В.
Семенцова и др.) и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения (см. таблица 1).
Таблица 1 – Различные подходы к понятию «Блог»
Авторы |
Определения понятия «Блог» |
С.В. Петухова
|
«Блог – это веб-сайт, который содержит сетевой дневник с различными размышлениями, комментариями, которые предоставлены автором» (С.В. Петухова) [19]. |
В.В. Волохонский |
«Блог – это обновляемые веб-страницы, в которых записи датированы и располагаются в хронологическом порядке, причем последние сообщения остаются сверху» (В.В. Волохонский) [7]. |
О.В. Семенцова |
«Блог – это виртуальный дневник своей реальной жизни» (О.В. Семенцова) [21]. |
И.Н. Костина |
«Блог – это коммуникационный инструмент, позволяющий произвольно обмениваться информацией через Интернет ресурсы» (И.Н. Костина) [14, с. 21]. |
Продолжение таблицы
О.А. Ильченко |
«Блог — это электронная коммуникация, где человек проводит большую часть своей жизни, общается с виртуальными собеседниками, причем коммуникация неофициальная, интимная, существующая обычно в устной форме» (О.А. Ильченко) [12, с. 7]. |
С.В. Зенкина |
«Блог – это онлайн-журнал, который содержит систематически добавляемые записи, ссылки, изображения или мультимедиа в хронологическом порядке. Блог содержит возможность комментариев в каждой записи» (С.В. Зенкина) [10, с. 49]. |
Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено В.В. Волохонский, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под блогом подразумевают, что это инструмент, при помощи которого люди обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.
Практически каждый день создаются новые социальные сервисы, поэтому на данный момент любая классификация будет относительной. Множество авторов в своих работах уделили этому вопросу особое внимание. Обратимся к классификации, представленной Е. Г. Патаракиным
[патаркин].
Данная классификация показывает то, что блог очень часто используется и в образовании. Классификация помогает понять, что из себя представляет блог. Мы более подробнее остановимся на образовательном блоге. Анализируя педагогическую и психологическую литературу, можно увидеть несколько определений понятия «образовательный блог». Рассмотрим данное понятие с точки зрения различных авторов (Н.Н. Шарова, В.В. Анненков, И.А. Кудрявцева и др.) и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения (см. таблица 2).
Таблица 2 – Различные подходы к понятию «Образовательный блог»
Авторы |
Определения понятия «образовательный блог» |
В.В. Волохонский
|
«Образовательный блог – это самопрезентация странички в образовательной среде » (В.Л. Волохонский) [7]. |
Продолжение таблицы 2
И.А. Кудрявцева |
«Образовательный блог – это сайт в Интернете, содержимое которого содержит записи, касаемые образования» [16, с. 33]. |
Н.Н. Шарова |
«Образовательный блог – это средство для информирования обучающихся» [27, с. 16]. |
В.В. Анненков |
«Образовательный блог – это постоянно развивающаяся среда в Интернете, предназначенная для добавления интересных материалов как для учителей, так и для детей и родителей» [3, с. 13]. |
Самое наилучшее на наш взгляд это, то определение, которое было предложено И.А. Кудрявцевой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под образовательным блогом подразумевают, что это такой «сайт, при помощи которого люди передают интересную информацию, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта» [22]. Блог образовательный нужно представлять как все
время расширяющийся портал, это позволяет создать единое место совместного общения и деятельности.
Сегодня принято выделять следующие виды образовательного блога [17] (см. рис. 2):
Рис. 2 – Виды образовательного блога
В.В. Волохонский [7] выделяет следующие функции ведения образовательного блога:
«- коммуникативная функция. Данная функция предполагает общения с интересными людьми, это возможность сказать что-то один раз так, чтобы это услышали многие. Каждый прочтет об этом в удобное ему время или не будет читать вовсе, решив, что это ему неинтересно;
- функция самопрезентации. Данная функция предназначена для персональной странички (сайт на просторах интернета), изложения информации о себе;
- функция развлечения. Данная функция предполагает что данный блог, предназначен для развлекательного времяпрепровождения;
- функция удержания социальных связей. Данная функция позволяют найти людей с которыми недавно общались в реальной жизни. А также лучше узнавать своих знакомых;
- функция мемуаров. Функция предназначена для определенного места каких-то записей, которые могут пригодиться как в будущем, так и сейчас, служится способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни.
- функция рефлексии. Данная функция предназначена для изложения и анализирования своих проблем и каких либо ситуаций».
При ведении образовательного блога в образовательном процессе могут возникнуть следующие трудности [24]:
«- нет определённой материально-технической базы, то есть компьютерная техника, стабильный и скоростной Интернет;
- внедрение и совмещение образовательного блога с классно-урочной системой образования;
- интегрирование образовательного блога в образовательный процесс;
- пересечение образовательного блога с обычными заданиями;
- большие затраты учебного времени и усилий на этапе создания и проектирования образовательного блога».
В научных исследованиях можно увидеть, что множество учёных выделяют следующую типологию образовательного блога (см. рис. 3):
Образовательный блог создает благородную среду для развития исследовательской деятельности пользователей. Создание образовательного блога являться командной работой, которая объединяет учителя и обучающихся. Данный блог позволяет управлять самостоятельной работой обучающихся, а также способствует повышению навыков коммуникации.
«Образовательный блог является средой для непрерывного образования, сообщения в блогах показывают позиции участников образовательного процесса, содействуют развитию самооценивания и убеждения» [3, с. 13].
Каждый образовательный блог имеет структуру. Образовательный блог каждого участника можно разделить на следующие три группы:
1. «Визитная карточка автора данного блога формируется еще до начала коммуникации. Данная карточка систематически обновляется и со временем изменяется, она может включать следующие разделы:
- ник пользователя – это реальное имя или имя художественного героя (например, названия животных, растений и т.д.), которое придумывает автор блога;
- аватарку – это фотография, которая сопровождает блогерские записи и комментарии данного пользователя; список интересов и дизайн самого блога.
При оформлении своего блога авторы используют неязыковые средства коммуникации – это аудио-визуальные ресурсы Интернета, индикаторы эмоционального состояния (смайлики)» [20].
2. «Записи блога. Каждый блог состоит из записей, они (записи) содержат заголовок, дату, конву (основное содержание), маленькие заметки (заполнение необязательное), указания на количество комментариев, ссылки на добавление и запрет комментария и постоянной ссылки на запись, по которой запись открывается на специальной веб-страницы» [20].
3. «Диалогия (комментарии читателей) к записям и ответы пользователей. Комментарии к записям активно могут поступать на протяжении нескольких дней или годов. Каждый комментарий располагается по порядку, то есть один за другим или иметь древовидную структуру, то есть комментарии могут быть отнесены не только к блог-записи, но и к ответам на другие комментарии» [26, с. 197].
Также каждый блог содержит личные сообщения, в дополнение к записям блога и комментариям. Записи и комментарии как правило общедоступны для всех пользователей Интернета, а вот сообщения видят только автор блога и пользователь, который отправил данное смс.
«В большинстве блог-платформ пользователям предоставляется возможность фильтрации комментариев: они могут запретить в своем блоге комментарии от конкретных пользователей, либо же запретить все вообще комментарии к конкретной записи или всем своим записям» [7, с. 16].
Образовательный блог является для учителя отличным инструментом для организации коммуникативного пространства обучения.
«Площадка образовательного блога представляет следующие возможности:
- распределение указаний для обучающихся по рассмотрению тех или иных тем;
- обзор образовательных видеофильмов с лекциями, видеоуроками, путем вставления их в блог;
- создание обсуждений и дебатов;
- информация о происходящих событиях как в классе, так и на уроке;
- обмен важными и практическими ссылками на ресурсы Интернета;
- методические рекомендации родителям и обучающимся;
- организация исследовательской деятельности обучающихся» [27].
В образовательном блоге можно размещать учебную информацию в любом виде, которую остальные посетители могут использовать, улучшать, комментировать и оценивать.
Большинство образовательных блогов являются коллективными или групповыми. В котором происходит обмен внутренними новостями о интересных событиях. Образовательные блоги используются учителями и администрацией учебного заведения для сообщения заинтересованным лицам обновляемой информации, например объявления о встречах и родительских собраниях, классных и школьных событиях и т.п. Учителя также размещают в своих блогах дополнительные материалы для самостоятельной работы обучающихся.
Образовательный блог имеет одно из главных преимуществ, это то что есть возможность обратной связи через комментирование блогозаписей или создание собственных.
Главная цель образовательного блога – это сопровождение образовательного процесса.
Задачи образовательного процесса:
- обсуждать вопросы и актуальные проблемы (здесь предполагается асинхронный диалог);
- делать обзор прочитанного (пробудить у обучающихся способность письменно выражать и отстаивать свое мнение);
- создавать общую работу над исследованием обучающихся разных классов;
- контролировать выполнение данного исследования (совместных или индивидуальных.
Замечательной площадкой для образовательного процесса всех участников, как учителей, так и учеников и их родителей является образовательной блог. Проведем анализ образовательных блогов при обучении различным дисциплинам.
Анализируя просторы Интернета можно увидеть огромное количество образовательных блогов. Рассмотрим несколько образовательных блогов педагогов при обучении различным дисциплинам и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения.
Первый образовательный блог который мы рассмотрим, это блог учителя английского языка Е.С. Марченко [18]. На главной странице мы можем увидеть следующие разделы: дистанционное обучение гимназистов, профессиональное развитие – 2020, в помощь ученику, онлайн ресурсы, новости и события, гостевая книга.
В разделе «Дистанционное обучение гимназистов» добавлены все классы основной и средней школы. В каждом классе добавлены различные материалы.
В разделе «Профессиональное развитие – 2020» добавлены все достижения данного учителя.
В разделе «Помощь ученику» размещены олимпиадные задачи, практические тесты и онлайн сервисы по подготовке к ЗНО.
В разделе «Онлайн ресурсы» добавлена подборка качественных сайтов, где можно подтянуть свой уровень английского языка.
В разделе «Новости и события» добавлены полезные материалы как для учеников, так и для педагогов. Размещены различные разработки уроков и презентации, онлайн тесты, программы.
В разделе «Гостевая книга» можно задавать различные вопросы данному учителю.
Данный образовательный блог учитель использует с детьми для обсуждения вопросов и проблем, с которыми они сталкиваются на уроках.
Данный блог в основном использовался при дистанционном обучении.
Второй образовательный блог который мы рассмотрим, это блог учителя русского языка и литературы Н.К. Красавиной [15]. На главной странице размещены последние действия учителя.
В разделе «Портфолио» добавлен диплом учителя, похвальные и благодарственные грамоты.
В разделе «Методическая копилка» добавлены внеклассные мероприятия, презентации по русскому языку, выступления на МО.
В разделе «Интерактивные задания» добавлен учебный материал по русскому языку для 6 и 8 класса и тесты по литературе.
В разделе «Проектная деятельность» добавлено несколько проектов учеников.
В разделе «Страница класса» размещены фотографии и расписание уроков 8 класса.
В разделе «Полезные ссылки» добавлены правила русского языка, словарь ударений, копилка уроков, интерактивные задания Learning Apps, решу ВПР.
К каждому разделу можно добавить комментарий. Также на страничке учителя есть обратная связь, по которой можно задать интересующиеся вопросы.
Данный образовательный блог учитель использует в основном для размещения публикаций в Интернете.
Третий образовательный блог который мы рассмотрим, это блог учителя математики С.А. Соловьевой [23]. На главной странице размещены последние действия учителя.
В разделе «Портфолио» добавлен диплом учителя, дипломы и сертификаты различных курсов повышения квалификации.
В разделе «Методическая копилка» добавлены для всех классов основного общего образования полезные материалы – это различные разработки уроков, презентации.
В разделе «Межпредметная методическая копилка» добавлены уроки, интерактивные задания, внеклассные мероприятия, профориентация, лайфхаки, полезные сайты и видео.
В разделе «Электронное обучение» добавлены интерактивные задания, тесты и викторины по различным темам.
В разделе «Дидактический материал» добавлены практические работы и тесты.
В разделе «Повторяем математику. Подготовка к ГВЭ» размещены интересные материалы по всем темам для качественной подготовки к экзамену.
В разделе «Дистанционное обучение» добавлены решения различных задач.
В разделе «За страницами учебника математики» добавлены различные презентации и игры.
В разделе «Внеклассные мероприятия» добавлены интерактивные игры.
В разделе «УСП» добавлены проекты учеников.
В разделе «Мои достижения» добавлены различные сертификаты и дипломы.
В разделе «Методическое объединение классных руководителей» добавлены планы работ МО с 2017 – 2021 учебный год.
Вдобавок к этим разделам есть полезные ссылки для учеников: ФИПИ,
ВПР, Якласс, ребусы, математические игры и этюды, тесты по математике, Online Test Pad, Learning Apps.
Также у учителя есть ссылка на сайт школы и создан отдельный блог для своего класса. У Софьи Александовны кроме образовательного блога есть свой Youtube канал.
Данный образовательный блог учитель использует для организации учебного пространства преподавателя и учеников, так как все необходимые для занятий материалы и записи находятся в одном месте, могут быть доступны с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Также блог используется при подготовке учеников к олимпиадам и конкурсам.
Самое лучший образовательный блог на наш взгляд это, блог Соловьевой С.А., так как в нем представлено много полезной информации для начинающих педагогов. Данный образовательный блог можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. Размещены для учеников интересные и занимательные задачи,
интерактивные тесты и игры. Любознательность и интерес влекут прочное усвоение и запоминание новых знаний.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы познакомились с понятиями «Блог» и пришли к выводу, что самое оптимальное и удачное, на наш взгляд, это-то определение, которое было предложено В.В. Волохонским, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под блогом подразумевают, что это инструмент, при помощи которого люди обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.
В нынешнее время образовательный блог обрёл большую популярность. «Это тот интерактивный контект в котором излагаются свои мысли, интересные события. Это тот живой инструмент, который предназначен для взаимодействия в текущий момент времени, когда каждый становится автором своего образовательного блога» [4].
Проанализировав различные определения понятия «образовательного блога», мы пришли к выводу, что самое оптимальное и удачное, на наш взгляд, это – то определение, которое предложила И.А. Кудрявцева. Под образовательным блогом подразумевают, что это такой сайт, при помощи которого люди размещают интересную и полезную информацию, которой могут воспользоваться все желающие.
Также мы рассмотрели функции и структуру образовательного блога. В структуру образовательного блога входят визитная карточка, записи блога и диалогия. Вдобавок мы рассмотрели образовательные блоги педагогов по различным дисциплинам и провели анализ этих блогов.
Глава 2. Разработка образовательного блога «Михайлина Валерия учитель информатики» в среде Blogger
Перед каждым учителем стоит один из главных вопросов, где создать блог, для добавления материалов к урокам. В России есть несколько площадок для ведения образовательного блога, это может быть TikTok, Живой журнал (LiveJournal), Tumblr, Blogger и множество других площадок.
Мы остановимся на среде Blogger, так как это удобный инструмент от Google для быстрого и бесплатного создания блогов от Google.
Среда Blogger — это сервис в Интернете для ведения блога, с помощью которого каждый пользователь создать может свой блог, не применяя огромных сил и не используя программирование.
Среда Blogger была создана компанией Pyra Labs 23 августа 1999 г., которой сейчас владеет Google. Основателем среды был Эван Вильямс.
С помощью среды Bloggera пользователи блога могут зарабатывать деньги посредством размещения рекламы, а также использовать для размещения важной информации. Blogger даёт возможность разместить блог на собственном домене. Данная среда имеет множество различных шаблонов, как стандартных, так и любительских, для оформления блога, а также различные стили своей странички.
Образовательный блог прежде всего нужен как для учителя, так и для обучающихся и их родителей. Нужно создать такое образовательное пространство, чтобы оно было предназначено для успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса, для ознакомления и изучения материалов, а также для саморазвития.
Данный образовательный блог в среде Blogger будет выполнять следующие функции (см. рис 4):
Рис. 4 – Функции образовательного блога в среде Blogger
Образовательный блог создан на бесплатном сервисе Blogger. У данного сервера есть как плюсы, так и минусы (см. рис. 5).
Рис. 5 – Основные преимущества среды Blogger
Итак, мы рассмотрели все плюсы и минусы бесплатного варианта создания образовательного блога.
Проанализировав различные структуры блогов в среде Blogger мы пришли к выводу, что более полной, на наш взгляд, является структура блога, предложенная Гриневичем Л.А. В данной структуре представлены следующие компоненты [8]:
Рис. 6 – Структура блога
Данную структуру мы считаем наиболее удачной. Это дает возможность взять ее за основу. Структура образовательного блога для учителя есть единство двух взаимосвзанных компонентов: технологического и содержательного.
- содержательный компонент в себя включает следующее:
внешнезрительный элемент персонального блога педагога; содержание размещенной информации на персональном блоге педагога,
информационный элемент для непосредственного общения автора блога и его пользователей друг с другом.
- технологический компонент является основой функционирования блога педагога – это отображаемые элементы, форма и формат информации, безошибочная работа блога, возможно только после проведения технических работ и реализации учителем ряда технологий.
Таким образом, для изменения содержательного и технологического компонента и получения внешних трансформаций педагогу необходимо наполнение персонального блога содержанием. Алгоритм работы в среде Blogger
- создать свой аккаунт в google.ru;
- создать блог;
- придумать название блога;
- редактирование блога.
Данным алгоритмом мы воспользуемся при разработке своего блога.
2.2. Разработка и использование образовательного блога в среде Blogger
Для разработки образовательного блога мы использовали следующий сервис для ведения блогов – это Blogger.com от сервиса Google.com. И для того чтобы разработать образовательный блог, мы для начала создали аккаунт в сервисе Google.com.
Адрес образовательного блога вы можете посмотреть, перейдя по следующей ссылке: https://valeria803.blogspot.com/.
На внешней страничке моего блога находятся полезные ссылки для учителей и учеников, а также форма для связи.
Мой образовательный блог соответствует одной стилистике. Шаблон понятный, максимально простой и созданный в одной цветовой гамме. Кроме того, мой шаблон адаптирован под различные цифровые устройства. Он хорошо читается как на компьютере, так и на планшете и мобильном телефоне. Это очень важно, потому что в настоящее время многие читают именно с мобильных телефонов.
Данный образовательный блог состоит из следующих разделов:
1. Титульная страница (или главная). В этом разделе представлены все события блога.
2. Общие сведения. В этом разделе будут размещаться главные новости школы.
3. Методическая копилка. В этом разделе размещены материалы к урокам.
4. Электронные учебные курсы. В данном разделе представлены проведенные и предстоящие мероприятия с обучающимися.
5. Блог-уроки.
6. Задания к урокам.
7. Олимпиада.
Таким образом, созданный мною блог содержит 7 разделов, что не является пределом, так как блог будет систематически обновляться и расширяться в процессе творческой работы с обучающимися. Данный блог создан для размещения отчетов с фотографиями о проведенных мероприятиях, материал для дополнительных занятий и как для обучающихся, так и для их родителей.
Основная задача образовательного блога – создать благоприятную атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения.
На занятиях я часто использую свой образовательный блог на конкретном этапе урока.
Например, при изучении темы «Графический редактор» в 7 классе я использую образовательный блог при систематизации знаний. Для закрепления знаний я предлагаю учащимся пройти онлайн тест в разделе Методическая копилка. Где ученики отвечают на вопросы по пройденной теме и комментируют изученный материал.
В результате использования образовательного блога на уроках информатики: формируется самостоятельное, ответственное, аргументированное, многогранное и индивидуальное мышление.
Несомненное достоинство блогов в их многофункциональности. Они позволяют развить навыки письменной речи, создают условия для самовыражения личности, помогают наладить контакт между учителем, учеником, родителями учеников. Блоги дают любому человеку, пришедшему на сайт, возможность раскрыть свои глубоко запрятанные таланты и уникальные возможности.
В рамках практической части данной курсовой работы был разработан образовательный блог. Проанализировав различные структуры блогов в среде Blogger мы пришли к выводу, что более полной, на наш взгляд, является структура блога, предложенная Гриневичем Л.А.
Мы планируем, что образовательный блог станет площадкой обсуждения и общения детей и родителей в образовательном процессе. Данный блог доступен широкой общественности. И он является частью записей учебно-методических материалов. Учитель посредством образовательного блога мотивирует обучающихся к глобальному изучению данного предмета, а также к участию в различных конкурсах, проектах и олимпиадах.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать ряд выводов. Мы определили сущность и содержание понятия образовательного блога. В нынешнее время образовательный блог обрёл большую популярность. Это тот интерактивный контент в котором излагаются свои мысли, интересные события. Это тот живой инструмент, который предназначен для взаимодействия в текущий момент времени, когда каждый становится автором своего образовательного блога. Также мы рассмотрели функции и охарактеризовали структуру образовательного блога. В структуру образовательного блога входят визитная карточка, записи блога и диалогия.
В ходе выполнения курсовой работы мы создали блог с помощью вебсервиса для ведения блогов Blogger.com, а также аккаунт Google.com.
Данный образовательный блог состоит из следующих разделов:
Данный образовательный блог состоит из следующих разделов:
1. Титульная страница (или главная). В этом разделе представлены все события блога.
2. Общие сведения. В этом разделе будут размещаться главные новости школы.
3. Методическая копилка. В этом разделе размещены материалы к урокам.
4. Электронные учебные курсы. В данном разделе представлены проведенные и предстоящие мероприятия с обучающимися.
5. Блог-уроки.
6. Задания к урокам.
7. Олимпиада.
Через создание и сопровождение блога возможно реализовать приемы формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Данный образовательный блог для учителя и учеников служит площадкой для организации образовательного процесса. Также блог можно использовать не только при очных уроках, но и при дистанционном или семейном обучении.
Блог учителя – это основа для размещения учебного материала учителем и выполнения заданий учащимися. Для обучающихся блог – это как интерактивнная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, по изученному материалу. Использование образовательных блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между учителем и обучающимися, а также между самими обучающимися, открытость, обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией.
В результате выполнения курсовой работы все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: http://mamonovo-sk75.ucoz.ru/FGOSOOO/10.12.17-prikaz_.. (дата обращения 11.06.2018).
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для
студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова – М.: Пер Сэ, 2001. – 238 с.
3. Анненков В.В. Блоги как среда для непрерывного образования взрослых: опыт сообщества СТОИК // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы III Всероссийской научно-практической конференции – М.: Рособразование, – 2006. – 107 с.
4. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. – М. :
Изд-во «НексПринт», 2010. – 84 с.
5. Барсукова А.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы средствами внеурочной деятельности по технологии // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 3 (18).
[Электронный ресурс] А.Н. Барсукова. – URL: http:
//sibac.info/archive/guman/3.
6. Бурменская В.Г. Формирование универсальных учебных
действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / B. Г. Бурменская. – М.: Просвещение, 2013. – 87 с.
7. Волохонский В.В. Психологические механизмы и основания
классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. – 187 с.
8. Гриневич. Л. А. Образовательные блоги как средство реализации деятельностного подхода в учебном процессе [Текст]. / Л. А. Гриневич // Мир науки, культуры, образования. 2015. – № 4 (53). – С.166 – 168.
9. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2003. – 24 с.
10. Зенкина С.В., Герасимова Е.К. Использование сетевых сервисов в подготовке современных электронных учебных материалов // Информатика и образование, 2014. № 6 (255). – С. 49 – 52.
11. Зенкина С.В., Салангина Н.Я. Сетевые сообщества и
использование их возможностей при организации повышения квалификации учителей // Педагогическая информатика, 2012. №3. – С. 8 – 14.
12. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия
разработки и применения сетевых ресурсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2002. – 20 с.
13. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. – М.: МГИЭМ, 1999. – 28 с.
14. Костина И.Н. Педагогический блог /сборник материалов «Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть III. Инструменты сетевого взаимодействия»/Сост. Ю.В. Ээльмаа. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки
качества образования и информационных технологий», 2010. – 72 с.
15. Красавина Н.К. Образовательный блог / Цифровой ресурс http://knk38.blogspot.com/p/blog-page_4.html
16. Кудрявцева И.А. Образовательный блог в деятельности учителяпредметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.). – СПб.: Реноме, 2012. – 83 с.
17. Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html.
18. Марченко Е.С. Образовательный блог / Цифровой ресурс http://olenamarchenkosumy.blogspot.com/
19. Петухова С.В. Блоги в работе учителя: общие вопросы и проблемы использования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-49.html.
20. Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php.
21. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной
среды школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513446/.
22. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117680.
23. Соловьева С.А. Образовательный блог / Цифровой ресурс
https://solovevasof.blogspot.com/
24. Стародубцев В. А., Киселева А. А. Блог как средство
электронного обучения [Текст] / В.А.Стародубцев, А.А.Киселёва // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 86 – 92.
25. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Методические рекомендации / Е.В.
Чернобай. – М.: Изд-во: Просвещение. 2011. – 65 с.
26. Чикилева Л.С. Блог как средство электронного обучения английскому языку [Текст] / Л.С. Чикилева // Филологические науки.
Вопросы теории и практики. 2014. № 12–2 (42). С. 197 – 201.
27. Шарова Н.Н. Образовательный блог как среда личностных проявлений обучающихся // Сборник научных трудов "Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве».
– Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 120 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.