Разработка открытого урока в 1 классе
(обучение грамоте). (Слайд 1)
Тема урока: Буквы Й, й, звук [й']. Закрепление.
Цель: Создать условия для закрепления знаний о буквах Й, й и звуке [й].
Задачи: (Слайд 2)
1. Создать условие для закрепления умения распознавать звук [й] в словах вне слияния, определять место звука [й] в словах.
2. Совершенствовать умение читать слова, текст с буквой й, отвечать на вопросы по содержанию текста.
3. Совершенствовать умение составлять схемы слов со звуком [й].
4. Создать условия для самоконтроля и самооценивания.
Оборудование:
- план-конспект;
- проектор, экран;
- презентация к уроку;
- загадки;
- схемы слов;
- цветные карандаши;
- раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.
II. Актуализация знаний. (Слайд 3)
- Ой, а к нам ещё гости! Ребята, вы узнали их? / Да.Это буквы./
- Назовите их (хором проговаривают).
Й Ё Ч З
- Посмотрите внимательно. Какая буква заблудилась? /Ё – гласная/
- А что вы знаете про эту гласную? /буква Ё обозначает один звук после согласной и два звука если стоит в начале слова, после гласной или после Ь/
- Спасибо. Нам эта информация очень пригодится на уроке.
- Какая ещё буква заблудилась? /З, Ч/
Й Ч (Слайд 4, 5)
- А одинаковые характеристики мы можем дать оставшимся звукам, которые обозначают эти буквы? /Нет. Й обозначает звонкий звук, а Ч - глухой/
- Молодцы! Вы всё правильно говорили, т. к. были внимательны на прошлых уроках.
- Так напомните, что это за буква? /Буква Й/ (Слайд 6)
- Какой звук она обозначает? /Звук [й']/
- Охарактеризуйте звук [й']. /Он согласный, звонкий и всегда мягкий/
III. Определение темы урока.
- Кто уже догадался, какой звук и какая буква, дежурные на уроке?
Буква Й, звук [й'].
- А теперь давайте выберем, чему вы хотите научиться на уроке? (ОТМЕЧАЮТ НА ЛИСТЕ) (Слайд 8)
(Слайд 9)
IV. Работа по теме урока.
1. Выделение звука [й'] в словах. (Слайд 10)
КАРТИНКИ: сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей.
- А вот ещё гости, наши меньшие братья! Кто это? /Животные: сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей/.
- Ребята, выберите тех животных, в названии которых вы услышали звук [й'].
ЗАЙКА ВОРОБЕЙ ЁЖИК (Слайд 11)
- Определите место звука [й'] в словах?
- А какая буква обозначает звук [й']? /Буква Й/
- Ничего не понимаю! Но причём здесь слово ЁЖИК? Букву Й я не вижу, а звук слышу во всех словах.
(Слайд 12)
Ё в начале слова обозначает [ЙО]
- А в каких ещё случаях? /после гласной и после Ь знака/
- А какие ещё гласные свершают такие чудеса? /Е, Я/
- Молодцы! Давайте отдохнём!
ФИЗМИНУТКА /Танец утят/
2. Играем вместе (обучение грамоте) (пособие)
- Человечки устали сидеть на полочке, давайте им поможем сойти вниз. /спускаем по очереди человечков в кресло или на тумбу/
- А почему же они все оказались в кресле? /звук [й'] всегда мягкий/
3. Работа со схемами (схемы начерчены на доске и у каждого ученика на листке, слова к ним спрятаны в загадках)
ЗАГАДКИ
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (ЧАЙНИК)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется …….. (ТРАМВАЙ)
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (рыба ЁРШ)
Нас зимою укрывало
С мягким ворсом ………(ОДЕЯЛО)
Папа, мама, брат и я –
Это дружная ………(СЕМЬЯ)
- Ой, ребята, я так увлеклась загадками, что все отгадки перепутала. Что же теперь делать? /поменять их местами/
- Выручайте, друзья! (дети подбирают к словам соответствующие схемы)
- Какие вы у меня молодцы! А теперь на своих схемах определите место нашего дежурного звука и закрасьте его.
(поводим сверку с доской)
4. Развитие речи учащихся (обучение грамоте) (пособие)
- Рассмотрите картинку. Давайте составим рассказ.
ФИЗМИНУТКА «Топ - топ» (Слайд 13)
- Хорошо! А теперь давайте прочитаем рассказ, который предлагает к этим картинкам автор.
5. Работа с текстом. (обучение грамоте, пособие)
- самостоятельное чтение,
- чтение по цепочке,
- беседа по содержанию:
- Чем занимались зайцы?
- Что произошло с водой? / вода замёрзла/
- А почему? /был сильный мороз/
- Какой получился каток у зайцев?
- А почему так?
6. Работа с пословицами (Слайд 14)
- Составьте из слов предложение.
- Что у вас получилось? /пословица/ (Слайд 15)
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
Один за всех, и все за одного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Умей дружбой дорожить.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Один в поле не вои
V. Подведение итога урока
- Молодцы! А сейчас хочется посмотреть, какие вы были внимательные и чему научились на уроке.
- Найдите в пословице слова с буквой Й.
- А что вы знаете о букве Й? (Слайд 16)
- В каких словах нет буквы Й, а звук [й'] слышим.
А теперь отметьте, чему вы научились на уроке? (ОТМЕЧАЮТ НА ЛИСТЕ и заселяют букву Й в домик) (Слайд 17)
За то, что вы так хорошо и дружно поработали, буква Й приготовила вам и нашим гостям сюрприз.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (обучение грамоте, пособие)
Спасибо за внимание. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.