РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме "ФОТОСИНТЕЗ", 6 класс
Оценка 4.7

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме "ФОТОСИНТЕЗ", 6 класс

Оценка 4.7
docx
18.11.2020
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме "ФОТОСИНТЕЗ", 6 класс
Разработка открытого урока, 6 класс. Фотосинтез..docx

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ХАРЦЫЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по теме: «ФОТОСИНТЕЗ», 6 КЛАСС

 

 

 

 

 

                                                                                             Подготовила учитель

                                                                                             высшей категории Демидова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс 6

Дата проведения:

Тема: Фотосинтез.

Цель: сформировать знания учащихся о процессе фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи:

- образовательные:   продолжить формирование понятия о способах пита­ния растений, изучить механизм процесса фотосинтеза, его значение в жизни организмов, сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.

- развивающие: - развивать логическое мышление; навыки самостоятельной работы; умение делать выводы из анализа результатов эксперимента, развитие коммуникативных умений, работать в команде.

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Формируемые УУД:

1. Личностные:  

-  развитие  внимания, восприятия, логического мышления.

2. Познавательные УУД:      

- закрепить умение  представлять информацию в виде таблицы;    

 - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

3. Регулятивные УУД:    

 - формировать умение концентрировать внимание;  

 - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность,

- самостоятельно выполнять предложенное задание,

- оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

4. Коммуникативные УУД:    

 - формировать умение работать  в группе;    

 -  представлять результат своей деятельности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: исследование

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать понятие «фотосинтез», «хлорофилл»,  способствовать формированию умений находить приспособления  в строении растения с выполняемыми функциями, делать выводы.

Личностные: воспитать бережное отношение к живой природе, формировать умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую, формировать научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

Метапредметные: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Методы и приемы обучения:  словесно-наглядные, частично-поисковые, иоровые, проблемные, «Верные –неверные утверждения»

Формы работы:  индивидуальная, парная, групповая работа, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, презентация учителя, наглядный материал, натуральные объекты.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Добрый день! Говорят, если день начинать с улыбки, тогда он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Девиз урока: «Мало знать, надо применять. Мало хотеть, надо и делать» (В.И.Гете).

На партах – лежат листы оценивания, в которых по ходу урока, выполняя задания, будете выставлять баллы за работу на уроке.

1 стадия вызова

Цель стадии вызова: активизация ранее полученных знаний, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Ребята, что мы  свами изучали на прошлом уроке? Давайте вспомним.

а) фронтальный опрос:

1. Что такое лист?

2. Какие функции выполняет лист?

3. Какие бывают листья по строению?

4. На какие группы делятся простые и сложные листья?

5.Что такое жилка?

6. Какие типы жилкования листьев вам известны?

б) устный ответ. (1 ученик, внешнее строение листа)

в) индивидуальная работа (задание на слайдах) с последующей взаимопроверкой.

г) кроссворд

Вступительное слово учителя:

Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. На прошлом уроке мы изучили строение листа. Все ли мы знаем о нем?

Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно.

Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ.

Создание проблемной ситуации. О чем мы сегодня узнаем? (слайд 1)

Двое правят жизнью на Земле:

Красное Солнышко

Да Зелёное Зёрнышко

 

 

В конце урока мы постараемся найти ответ на проблемный вопрос.

Сейчас послушайте  историю и, скорее всего, догадаетесь: о каком процессе идет речь?

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. Богатая фантазия помогала представить на кончиках корней маленькие ротики, которые поедают почвенные частицы.

Опыт Гельмонта (видеоролик https://resh.edu.ru/subject/lesson/6756/start/274162/

 

В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт обнаружил, что ива, растущая в горшке, за 5 лет увеличила вес на 74 кг, а вес почвы уменьшился на 57 г. Ученый сделал вывод, что почва для растения не самое главное, растение растет и развивается с помощью воды. Он еще тогда не знал, откуда берется пища для растения.

Мы постараемся  ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить ученый.

Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом, происходящим на нашей планете. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. Речь сегодня пойдет о - «фотосинтезе». Тема урока «фотосинтез» (запись в тетради).

2 стадия осмысление

Цель стадии осмысления: активная работа с разнообразными источниками информации.

1. Постановка цели и задач урока (совместно с учениками). Верно: изучить сущность процесса фотосинтеза, раскрыть механизмы этого биологического процесса, узнать  - где происходит фотосинтез (локализация, при каких условиях), как -  (химизм процесса), для чего -  (его значение). (запись в тетради)

Ученики: схема в тетради.

http://festival.1september.ru/articles/605920/img1.jpg

Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.

Прием «Верите ли вы…». Напротив утверждения, с которым вы согласны поставьте знак «+», если не согласны « - «. Не страшно, если вы чего-то не знаете, после изучения темы проверите, на сколько правильно вы думали в начале изучения темы и после ее изучения. Помните: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждением (слова В.И.Гете).

ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

 

 

Признаки

До изучения темы

После изучения темы

1. Процесс фотосинтеза происходит во всех органах растения

 

 

2. Растения питаются готовыми питательными веществами

 

 

3. Фотосинтез не может происходить без света

 

 

4.  В результате фотосинтеза образуется вода

 

 

5. Благодаря фотосинтезу выделяется кислород для дыхания живых организмов

 

 

2. Немного из истории открытия фотосинтеза (слайды …)

3. Выяснение определения «фотосинтеза» (парная работа, работа с учебником, на столах карточки со словами).

Задание: найти определение фотосинтеза  в учебнике, записать в тетрадь. Из предложенных слов на карточках - составить схему фотосинтеза. Вопрос, все ли карточки задействованы?  (нет, почему, карточка с О2).

Демонстрация опыта Ж. Пристли. (слайд). Проверка схемы. Вывод – нужен кислород, который выделяется при фотосинтезе.

4.  Механизм процесса фотосинтеза. Выяснение условий фотосинтеза и строения растения, обеспечивающие процесс фотосинтеза. (парная и индивидуальная работа).

Листья – своеобразные, уникальные  лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. (просмотр интерактивного слайда).

4.1. Условия фотосинтеза (работа в парах, проверка).

Задание 1: Обратите внимание на стихотворение, прочитав его, вы найдёте условия, которые необходимы для фотосинтеза.

Вода, по стеблям поднимаясь
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы -
Полезный, добрый хлорофилл
Способен прокормит народы
Хотя уж к вечеру без сил.

Вывод: условия фотосинтеза: - свет,- хлорофилл,- вода,- углекислый газ. (выставление балла в листе оценивания)

4.2. Особенности строения растения, обеспечивающие процесс фотосинтеза (индивидуальная работа, взаимопроверка, вставление баллов)

Задание 2: дополнить предложения

  1. Свет проникает в лист через ….(прозрачную кожицу).
  2. Хлорофилл находится в….( хлоропластах), которые расположены наилучшим образом для улавливания света.
  3. С помощью….( устьиц)  в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.
  4. Вода поступает в растение из почвы с помощью ….(корня), перемещается к листьям по сосудам ….(стебля).

Вывод: лист - это главный фотосинтезирующий орган растения, его строение тесно связано с выполняемыми функциями.

? Вопрос к классу. Как экспериментально доказать, что в зеленых листьях растений образуются органические вещества (крахмал)?

Мы же сегодня с вами исследователи, давайте откроем дверь в нашу воображаемую (виртуальную)  лабораторию, проведем опыт.

 

Учитель: А как можем мы с вами  проверить и обнаружить в листьях  крахмал?(ответы учащихся)

Учитель: Верно. С помощью  раствора йода. 

Учитель: Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом? (вспомним картофель) Верно: йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?

Учитель: Если мы нанесем йод на обыкновенный лист, изменится окраска листа? Нет. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ? (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.

Учитель: Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом. (демонстрация слайдов).

При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

ФИЗМИНУТКА

 

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка, 

                                                                Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

 

5. Значение фотосинтеза. (работа в группах по 4-5 человек, выдвижение гипотез, проверка).

Напоминаю:

Инструктаж по работе в группе:

Во время работы в группе необходимо выполнять 4 правила:

Уважая других – уважаешь себя;

Разговариваем- шепотом;

Правило поднятой руки;

Один за всех – все за одного.

Задание 3. Вопрос к группам: Тимирязев К.А. утверждал, что фотосинтез играет космическую роль на планете Земля, согласны ли вы с ним? В чём заключается космическая роль фотосинтеза?

Космическая роль фотосинтеза:

1) выделение кислорода для дыхания живых организмов,

2) поглощение углекислого газа, поддержание постоянного газового состава,

3) образование органического вещества - пища  для грибов, бактерий, животных и человека.

 

4) перекачка солнечной энергии из космоса на Землю (энергетические ресурсы – нефть, уголь, торф),

5) образование озонового слоя, защитного экрана от УФЛ.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод о фотосинтезе?

Таким образом, мы можем сделать вывод, что без фотосинтеза живые организмы на земле существовать не могут, это величайший процесс.

О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

3 стадия. Закрепление изученного материала (работа в группах)

Игра «Поле чудес»

Задания группам (в конвертах)

1 группа:

Вспомните, как в сказке К.Чуковского «Краденое солнце» звери волновались:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

— А представьте, что так и случилось. К чему это может привести?

2 группа:

Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?

3 группа:

На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

4 группа:

В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нем не образовались. Объясните результаты опыта.

5 группа:

Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему? (В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше сахара.)

Все молодцы, справились с очень непростыми заданиями.

4 стадия Рефлексия.

Цель стадии: размышление, возвращаясь к поставленным целям в начале урока.

 

А) Прием «Верите ли вы…» (проверка полученных знаний после изучения темы).

 

Б) Решение проблемного вопроса, поставленного в начале изучения темы.

Двое правят жизнью на Земле:

Красное Солнышко

Да Зелёное Зёрнышко???

Можем ли мы сказать, что  листья - это уникальные лаборатории?

Вывод: Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты», будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством.

Стихотворение (выступление ученика)

Фотосинтез идет на свету круглый год.

 

И он людям дает пищу и кислород.

 

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

 

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

 

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

 

Фотосинтез всему этому голова.

 

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

 

 И озоновый слой будет нас защищать.

 

Подведение итогов урока. Краткое сообщение о том, что было сделано на уроке.  Комментирование  отметок, выставление их в дневник и в журнал.

Рефлексия.

Мое настроение после урока. Смайлик.

Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.

Домашнее задание:

выучить п.

ответить на познавательный вопрос (письменно). «Если бы человек был способен к  фотосинтезу, как бы изменилась его внешность, привычки, жизнь?».

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ «МОЯ РАБОТА НА УРОКЕ»

Задание

 

Количество баллов

1.

Задание по рисункам (4 вопроса) мах – 4 балла (по 1 баллу за верный ответ)

 

2.

Работа в паре (4 вопроса) мах – 4 балла (по 1 баллу за верный ответ)

 

3.

Индивидуальная работа (4 вопроса) мах – 5 баллов (по 1 баллу за верный ответ)

 

4.

Работа в группе мах1 балл

 

5.

Работа в группе «Поле чудес». мах – 2 балла

 

6.

«Верные-неверные утверждения» (5 вопросов, по 1 баллу) мах5 баллов

 

7.

Дополнительные баллы

 

ВСЕГО баллов

19 –21 и выше  - «5»

18-14 – «4»

13 и ниже – «3»

 

 

Моя оценка –

              

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Класс 6 Дата проведения :

Класс 6 Дата проведения :

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Да Зелёное Зёрнышко В конце урока мы постараемся найти ответ на проблемный вопрос

Да Зелёное Зёрнышко В конце урока мы постараемся найти ответ на проблемный вопрос

Признаки До изучения темы

Признаки До изучения темы

Хлорофилл находится в….( хлоропластах) , которые расположены наилучшим образом для улавливания света

Хлорофилл находится в….( хлоропластах) , которые расположены наилучшим образом для улавливания света

Задание 3. Вопрос к группам:

Задание 3. Вопрос к группам:

Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще

Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще

Мое настроение после урока. Смайлик

Мое настроение после урока. Смайлик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020