Разработка открытого урока по теме "Русско-японская война 1905"

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русско-японская война 1904-1905.docx

Упражнение комфорт.

Здравствуйте я рад приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Давайте для начала с вами поиграем. Вы согласны со мной. Сейчас я буду называть вам буквы, а ваша задача состоит в том, что подобрать добрые, хорошие слова на эту букву. И так первая буква….

Кто мне скажет, какое слово у нас получилось, правильно это слово комфорт. А что означает это слово.  Да несомненно вы правы, еще это слово означает что сегодня на уроке вы должны чувствовать себя комфортно и уютно. Давайте поприветствуем наших гостей.  4 мин max

 

Прошу обратить внимание на первый слайд нашей презентации, что изображено на данной картинке, ученики высказывают свои мнения, дальше появляется фотография 1977 года, на которой изображен ветеран, с нагрудными знаками отличия, в бескозырке с надписью «Варяг», дальше звучит песня на стихи австрийского поэта Рудольфа Грейнца «врагу не сдается наш гордый Варяг!».

 

Какое событие скрывается под этим коротким словом «Варяг»? (бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 годах. Участник боя у Чемульпо (1904).

 

В царской России, и в Советской стране, и в настоящие дни Варяг остается символом духа и стойкости .

 

Частью, какого события является история подвига крейсера «Варяг»? ( Русско – Японская война 1904 – 1905 г.)

 

Постановка темы урока

 

Тема  урока: Внешняя политика. Русско – Японская война 1904 – 1905 гг.

 

Постановка целей и задач урока

 

Задачи урока дети определяют сами 3 мин……………………………………..

 

     

Международная обстановка в начале XX века (документ 1 анализ)

 

Кто может ответить на вопрос, из каких двух факторов складывается международная обстановка в начале XX вв.

1.       Борьба великих держав за передел уже переделенного мира

2.       Усиление тенденции к прямой аннексии (насильственное присоединение всей или части территории другого государства).

 

Ребята, а кто ни-будь из вас знает, что такое  аннексия? Давайте с вами попробуем дать определение данного термина.  На вашем столе лежат подсказки только их нужно соединить в правильной последовательности, и определение данного слова появится у вас перед глазами. 5 мин  - 6 мин

 

 

 

Правильно молодцы давайте обратимся к историческому документу, и попытаемся с вами выяснить какова расстановка сил на международной арене, и попытаемся ответить на вопрос, какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке?

 

Вопросы:

2. Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке? (Примерный ответ. Безусловно, захватнический. Каждая из стран стремилась завоевать прочные позиции на тихоокеанском побережье, отбросив соперников. Мировые лидеры – Германия, Франция, Англия и США – применяли тактику сталкивания двух государств – России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволило ей перевооружить армию и построить мощный военно-морской флот, а значит, подготовиться к войне с Россией). 1.Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в войне с Китаем? (Примерный ответ. Япония быстрее, чем Китай, встала на путь преобразований; в конце XIX в. в ней происходит бурный экономический подъем, главным образом благодаря реформам Мэйдзи, быстрыми темпами развивается военная промышленность, проходит реорганизация армии).

3 мин

 

Основные направления внешней политики России на рубеже 19 – 20 вв. (документ 1).

 

Давайте попробуем определить направления внешней политики России на рубеже 19 – 20 веков и основные отношение со странами на этих направлениях. (Раздать схему). 5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое из этих направлений повлияло на дальнейший ход действий России? Правильно  это Дальневосточное направление, отношение с Китаем и Японией, именно в этом направление происходят основные события, которые нас интересуют больше всего (слайд 9)

Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться на две группы. Каждая из групп уже получила опережающие задания, итак время на выполнение. 2 мин

 

Что же повлияло, могло повлиять на усугубление противоречий между Россией и Японией? Заполняя пропуски в документе.  Работа в группах (по партам) (Раздать карты часть 1)

 

Первая группа получает опережающее задание в конверте (Причины РЯВ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему этот договор о строительстве КВЖД и аренда порт Артура были важны для России?

Этот договор важен, так как, железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза , а во-вторых , строительство  КВЖД давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией.

Россия настаивала на аренде Порт-Артура, так как это было следствием строительства КВЖД, к тому же это была природная морская крепость с незамерзающей акваторией , надежный опорный пункт на случай войны с Японией. В 1898 г. получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуостров, порт Артур и порт Дальний.

 

Означало ли что именно эти противоречия, положили начало Японской войне?

Но, была ли подготовлена к войне Россия?  Давайте обратимся к историческим документам. Анализ Исторических документов 4 – 5 мин.

 

Вторая группа работает над хронологией военных действий

С чего же все же началась эта война, кто первым решил нанести удар, давайте разберемся в хронологии событий того времени, страница учебника 29. По ходу прочтения учебного материала давайте с вами попробуем заполнить в этом документе пропуски, правильными ответами (Слайд 12,13).

Как вы считаете какая страна вышла побидителем из этой войны?

Правильно Япония, но почему Россия не смогла осуществить свои планы на дальнем востоке? 15 мин

 

Причины поражения

Ø  Экономическая и военно техническая отсталость России

Ø  Бездарность и ошибки ряда царских военноначальников

Ø  Помощь Японии со стороны Англии и Франции

 

Модцы, как вы считаетечто явилось окончанием Русско – Японской войны? Верно, это подписание Портсмутского договора (Слайд 16 – 17).

Что по этому договору потеряла Россия и преобрела Япония? Для этого откроем учебник стр. 30 – 31 (3 мин).

Условия подписания портмунского договора (ответы учащихся)

                                                                            Итоги войны:                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 Рефлексивные мишени.

 

Как вы считаете, справились мы задачами сегодняшнего урока. Предлагаю вам поучаствовать  в биатлоне. Итак, давайте начнем. Наши мишени поражены, прошу вывесить результаты на доску.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

 

4 мин

 

Теперь давайте проверим себя, как хорошо вы изучили эту тему?

Выполнение теста (18 -17) 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1. Первая для России война в XX веке началась с:

a.       нападения японской эскадры на Порт-Артур

b.       нападения русских военных кораблей на японские корабли в корейском Чемульпо

c.       нападения японских военных кораблей на русскую эскадру в Цусимском проливе

d.       битвы под Ляояном

2. В каком городе в 1899 г. по инициативе Николая II была созвана международная конференция?

a.       Берлин

b.       Гаага

c.       Париж

d.       Лондон

3.  Какая территория стала источником территориальных столкновений между Японией и Россией:

a.       Корея

b.       Китай

c.       Маньчжурия

d.       Россия

4.  В период русско-японской войны щедрую военную и экономическую помощь Японии оказывали:

a.       Германия и США

b.       США и Англия

c.       Англия и Франция

d.       Австро-Венгрия и Турция

5.  Порт-Артур был сдан русскими войсками в:

a.       январе 1904 года

b.       феврале 1905 года

c.       декабре 1904 года

d.       мае 1905 года

6.  В феврале 1905 года русские войска проиграли сражение:

a.       под Ляояном

b.       в Порт-Артуре

c.       у о.Цусима

d.       под Мукденом

7. В мае 1905 года произошло сражение:

a.       Цусимское

b.       Ляоянское

c.       Мукденское

d.       на р.Шахэ

8.  Портсмутский мир между Россией и Японией был подписан при посредничестве:

a.       Германии

b.       США

c.       Англии

d.       Италии

9.  Причиной поражения царской России в русско-японской войне явилась (явились):

a.       происки союзников, не желавших усиления России

b.       военная отсталость

c.       экономическая отсталость

d.       экономическая и военная отсталость и глубокий кризис самодержавия

10.  После русско-японской войны 1904-1905 гг. территориальные потери Росси выразились в передаче Японии:

a.       Южного Сахалина

b.       Сахалина с прилегающими островами

c.       Сахалина и всей Курильской гряды

d.       Дальнего Восток