Разработка открытого урока биологии
на тему:
«Прокариотическая клетка»
10 класс
Выполнила: Магомедрасулова Калимат Асхабалиевна–
учитель биологии МБОУ
«Кокрекская СОШ»
Хасавюртовский района
Кокрек, 2019 г.
Открытый урок в 10 классе на тему «Прокариотическая клетка»
Цели: создать условия для расширения и актуализации знаний учащихся о прокариотической клетке.
Задачи
Образовательная:
· сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
· познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
· сформировать знания о процессах жизнедеятельности бактерий
· выявить значение бактерий в природе и жизни человека
Воспитательная:
· формирование мировоззренческой идеи единства живой природы;
· совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ;
· развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию;
· обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся;
· развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности;
· воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах.
Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, концептуальные таблицы, глоссарий, ватман, маркеры, песочные часы
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку
- Здравствуйте! Мне очень приятно приветствовать вас на интереснейшем уроке - биология, который вести сегодня буду я – Билалова Хава Газиявовна.
2. Актуализация знаний:
- А знаете, я очень люблю путешествовать. А вы любите? Сейчас я предлагаю вам отправиться в небольшое видео-путешествие.
· Просмотр видеоматериала: с Земли в космос и обратно
- Какие ассоциации возникли у вас при просмотре видеоролика?
- Это видео на меня оказало большое влияние. Я, например, поняла, насколько мал человек по отношению к Вселенной. Так же как и клетка по отношении к целому организму. И эта клетка не меньше важна для жизни и деятельности организма, не меньше для благополучия всего остального окружающего мира. От нас зависит, будет ли жизнь на нашей планете единственной в этой Вселенной. От нас будет зависеть экологическая обстановка на планете и от нас же будет зависеть будущее Земли и всего человечества.
- Как думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?
· Работа с глоссарием
- Предлагаю вам поработать с терминами.
Глоссарий
Клетка – это структурная и функциональная единица всего живого
Цитология — наука, объектом изучения которой является клеточный уровень организации. Цитология изучает клеточное строение, химический состав клеток, физиологические процессы, протекающие в них и т. д.
Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра
Эукариоты – организмы, в клетках которых содержится оформленное ядро.
Хромосомы – хранители наследственной информации
Органоиды (органеллы) – постоянные компоненты клетки.
Ядро — основной компонент клетки эукариот, состоящий из двухслойной ядерной мембраны, кареоплазмы, хроматина и ядрышек.
Нуклеоид — это область цитоплазмы бактериальной клетки, в которой расположен генетический материал бактериальной клетки.
Мезосомы — выросты, расположенные на клеточной мембране бактериальной клетки и обращенные внутрь нее. Мезосомы выполняют ряд функций. За счет наличия мезосом в бактериальной клетке происходят окислительно-восстановительные процессы.
Цитоплазма — обязательный компонент клетки, состоящий из нескольких компонентов: гиалоплазмы, органелл и включений.
Эндоплазматический ретикулум (эндоплазматическая сеть) — органоид клетки эукариот, в структуре которого выделяют полости, цистерны, канальца, которые образованы мембранами ЭПС.
Митохондрии — двумемранные органеллы эукариот, основной функцией которых является образование энергии, необходимой для восполнения потребностей клетки в энергии.
Рибосомы — немембранные органеллы, основной функцией которых является участие в процессах биосинтеза белка.
Лизосомы — одномембранные органеллы округлой формы, небольших размеров, содержащие гидролитические ферменты.
- Прочитайте термины, значение которых вам понятно.
- Прочитайте термины, значение которых вы не поняли.
- Определите, пожалуйста, тему и цели урока.
(На слайде в виде кластера высвечиваются задачи урока)
3. Изучение нового материала:
· Работа с фотографиями ученых: Э.Геккель, Р.Гук, А.ван Левенгук, Л. Пастер, Р. Кох, К. Давен .
(На экран высвечиваются портреты ученых)
- Определите, пожалуйста, связь между темой урока и учеными, которых вы видите на доске.
Э.Геккель Р.Гук
А.ван Левенгук Л.Пастер
Р.Кох К.Давен
· Работа в группах (объяснить как работать в группе; сразу определить спикера каждой группы; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)
- Предлагаю вам поработать сообща. Для этого нужно разбиться на группы. У каждого из вас глоссарии разных цветов. Объединитесь в группу те, у кого глоссарии одного цвета (красные – 1 гр, желтые – 2 гр, синие – 3 гр).
Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания - 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.
Мы все должны уважать мнение каждого. Это очень важно во взаимодействии, при общении. Если ты живешь в коллективе, ты должен уметь выслушивать, давать возможность выступить, выслушать, постараться понять.
Групповая работа:
1. знакомство с материалом;
2. распределение заданий внутри группы;
3. индивидуальное выполнение задания;
4. обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
6. подведение итогов группового задания.
1 группа изучает строение и формы бактерий:
Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки.
Задание 2. Собрать модель прокариотической клетки из предложенных органоидов
Задание3. Нарисуйте основные формы бактерий и подпишите названия.
Задание4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам
2 группа изучает питание бактерий, их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям
Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Закончить схему, подготовить рассказ
Питание
Гетеротрофное
Задание 3 Составьте кластер «Размножение бактерий»
Задание 4. Объяснить процесс и условия спорообразования.
3 группа изучает многообразие и значение бактерий в природе и использование человеком.
Задание 1. найти в тексте нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки, использовать ПК и QR – код.
Задание 2. Заполните таблицу
Роль бактерий |
||
|
В природе |
В жизни человека |
Положительная
|
|
|
Отрицательная
|
|
|
Выступление спикеров групп
- Получается, бактерии могут быть нашими друзьями, как мы убедились (антибиотики, инсулин, витамины, ферменты, симбионты). Так же могут стать и большими врагами. Элементарно, вы руки моете? Разные виды бактерий живут на руках. С маленькой бактерии вы можете создать себе большую проблему (туберкулез, язва, корь, менингококк, коклюш, холера, ботулизм, столбняк и др.).
· Сравнение эукариотической и прокариотической клеток, используя модели
·
Клеточные структуры |
Эукариотическая клетка |
Прокариотическая клетка |
Цитоплазматическая мембрана |
||
Ядро |
||
Генетический материал |
|
|
Мембранные органоиды |
||
Жгутики |
||
Клеточная стенка |
||
Рибосомы |
4. Закрепление:
- Для того, чтобы подвести итоги работы и посмотреть как вы усвоили материал, предлагаю пройти небольшой тест на ноутбуке, где автоматически будет оценена ваша работа. Оценку получит вся группа, поэтому нужно сообща работать, опять же выслушивая друг друга. По окончании, поднимите ваш сигнальный значок, соответствующий вашей оценке.
- Как зеленый сигнал светофора, на который мы можем двигаться дальше, я поняла, что вы усвоили всю клетку, и мы можем дальше идти по дороге, ведущей в мир биологии.
5. Рефлексия:
- Подводя итоги сегодняшнего урока, хочу вернуться к видеоролику, который мы просмотрели в начале урока. Я надеюсь, что каждый из нас понимает, что в масштабах Вселенной мы – это маленькая клетка. И от каждого из нас зависит целостность, сохранность, красота нашей Вселенной.
- Казалось бы, маленькая клетка – но это главный враг человечества, потому что именно там происходят те необратимые процессы, которые забирают наших близких и с которыми пока не можем справиться. Но я надеюсь, что из вас получатся великие ученые, биологи и хотя бы уже ваше поколение как бороться с этой болезнью.
- Расскажите, что вам понравилось, что нового вы узнали. Выскажите свое мнение.
- Я вас благодарю за плодотворную работу, было приятно с вами сотрудничать.
6. Домашнее задание:
- стр. 68 – 69;
- творческое задание: подготовить презентацию по темам «Прокариотическая клетка», «Использование бактерий в медицине», «Роль бактерий в природе» (на выбор)
Дополнительная информация для группы 3
“Скатертью дорожка”
Успехи микробиологии позволяют многие операции, которые раньше выполнялись
техническими средствами, возложить на “хрупкие плечи” бактерий. Новая технология
прокладки дорог предполагает использование колоний бактерий вместо
асфальтоукладчиков. Колония бактерий, медленно, но верно поедает питательный
раствор, взамен его производя слой дорожного покрытия.
“Голливудская улыбка”
Предложен способ предохранения зубов от разрушения. Зубы покрывают слоем
определённых белков, который засевают специальными видами бактерий. Авторы
изобретения считают, что это предохранит от разрушения даже корни зубов.
“Реставраторы”
Некоторые бактерии питаются растворимыми солями кальция, выделяя при этом кальцит – нерастворимый в воде минерал, составную часть мрамора. Покрывая повреждённую поверхность мраморных монументов питательным раствором и внося туда же культуру соответствующих бактерий, можно добиться равномерного восстановления поверхности памятника.
“Точу ножи булатные”
Задача из Центра Микрохирургии глаза С. Н. Фёдорова. После разреза скальпелем
сетчатки глаза последняя наволакивается на скальпель и делает из 30 микрон радиуса
заострения 300… (1 микрон равен 0,001 миллиметра). Как заточить скальпель к
следующей операции? Инженеры предложили особо заточный станок, физики – плазу… Биологи предложили своё – скальпель с микрослоем сетчатки помещается в культуру бактерий, которые съедают органику.
“Бактерии – криминалисты”
Одна из важнейших улик – отпечатки пальцев снимают так. Поверхность предметов
покрывают тальком, а потом его сдувают. Где тальк остаётся, там – отпечаток
паппилярной линии. Если отпечаток чёткий, то потом злодея опознать довольно просто. А если линия – то есть маленький жировой отпечаток кожи – неотчётлива и тальк на ней не задержался? Как выяснить расположение всех, даже мельчайших, линий отпечатка пальца? Для чёткой фиксации едва различимых отпечатков пальцев используют бактерии. Их наносят на отпечатки вместе с особым гелем – они размножаются только там, где пролёг отпечаток паппилярной линии. Через 24 часа колонии бактерий в точности повторяют кожные узоры. Используют бактерии, живущие на теле человека.
“Полезные ископаемые”.
В последнее время в печати стало появляться много сообщений об использовании для
добычи и/или обогащения руд бактерий. Первое место (по количеству публикаций)
занимают железобактерии, которые используют в своём метаболизме железо. В США с помощью литотрофных бактерий (питающихся неорганикой) бактерий получают около 10% от общего количества добываемой меди.
Приложение
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.
Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и сине-зелёные водоросли) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) расщепляют воду на водород, используемый для синтеза углеводов, и кислород. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом. К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. Для некоторых бактерий характерен другой способ размножения – почкование, представляющий собой разновидность бинарного деления. Почкованием размножаются бактерии, объединенные в группу почкующихся бактерий. Эти организмы имеют вид вытянутых палочек, иногда грушевидных. Размножение у этих бактерий начинается с образования почки непосредственно на материнской клетке. Почка разрастается в дочернюю клетку, формирует жгутик и отделяется от материнской клетки. По достижении зрелого состояния жгутик теряется, и процесс развития повторяется. Бесполому размножению может предшествовать половой процесс (конъюгация, трансдукция или трансформация), приводящий к генетической рекомбинации дочерних клеток.
При неблагоприятных условиях (отсутствии влаги, пищи, положительной температуры и др.) переходят к спорообразованию: из одной клетки образуется одна крупная эндоспора, покрытая толстой защитной оболочкой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.