Разработка педагогического совета на тему "Как начать и как поддержать. Психологическая атмосфера"
Оценка 5

Разработка педагогического совета на тему "Как начать и как поддержать. Психологическая атмосфера"

Оценка 5
Семинары
doc
администрации
СCУЗ, ВУЗ
27.02.2020
Разработка педагогического совета на тему "Как начать и как поддержать. Психологическая  атмосфера"
Данная разработка поможет при проведении методического семинара, педагогического совета, коучинга, при работе с молодыми педагогами
2019-2020 Как начать и как поддержать.doc

 

 

РАЗРАБОТКА

МЕТОДИЧЕСКОГО  СОВЕЩАНИЯ

 

 

 

 

 

 

"Психологическая атмосфера урока: 
с чего начать и как поддержать"

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование выбора темы педсовета.

 

Психологическая атмосфера. Задумаемся, что его составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе,  на уроке, вне его...

Учителю  очень важно знать психологические основы урока, а  так же умение  делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия;  и внутренних, определяемых личностью самих учащихся. Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить  в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации  достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.

    Как  найти психологическое айкидо, установить контакт с детьми? Помочь ответить на этот вопрос поможет данное методическое совещание.

Цели совещания:

·        проанализировать состояние психологического климата на уроках, выявить условия и факторы, стимулирующие и препятствующие созданию комфортной среды на уроке и на этой основе выработать программу деятельности учителей по созданию благоприятного психологического климата на уроках.

 

    Задачи:

1.             На базе проведённого анализа выявить противоречия, сформулировать проблему, наметить пути её разрешения.

2.             Разработать план действий педколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроках.

3.             Разработать «Заповеди учителя школы» как основы психологического обеспечения урока.

Ход педагогического совета

 

І. Выступление заместителя директора ОУ.

Организационный момент.

   Уважаемые участники совещания, сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить достаточно актуальную тему: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать».

     Цель нашего методического совета:

·        проанализировать состояние психологического климата на уроках, выявить условия и факторы, стимулирующие и препятствующие созданию комфортной среды на уроке и на этой основе выработать программу деятельности учителей по созданию благоприятного психологического климата на уроках.

    Задачи:

1.     На базе проведённого анализа выявить противоречия, сформулировать проблему, наметить пути её разрешения.

2.     Разработать план действий педколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроках.

3.     Разработать «Заповеди учителя школы» как основы психологического обеспечения урока.

2.     Основное выступление по теме методического совещания.

   Завуч:  Миссия любой школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:

·        Ученик – не средство, а цель образования, основной объект заботы учителя.

·        Ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.

·        Воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление.

·        Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.

     Условия социума сегодня таковы, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, нередко у него формируется отношение к миру как некоему опасному и даже враждебному сообществу.

      Усугубляет ситуацию усиливающаяся тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей. Это провоцирует состояние повышенной тревожности учащихся.

             

Позвольте начать нашу работу с  всеми известной  притчи:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

        3. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”) Предлагаю группам выполнить задание  по методу ассоциаций.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К                                        

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…

          В настоящее время учителя-практики большое внимание уделяют гуманизации образования, индивидуальному подходу к ученику в процессе обучения и воспитания, ,  созданию в школе атмосферы психологического комфорта.

           Главным критерием комфортного психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

       Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

 

     Завуч: Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства. Но, я думаю, все со мной согласятся, что педагогический смысл этого понятия несколько другой. Анкетирование, проведённое среди учащихся школы (пор курсам директора), показало, что комфортно в школе чувствуют себя не все учащиеся. Отсюда проблема: необходимость обеспечения благоприятного психологического климата в школе для всех участников образовательного процесса. Возникают вопросы, на которые сегодня хотелось бы получить ответы: что мешает иногда учителю создать на уроке благоприятный психологический климат; что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребёнку?

        Предлагаю сегодняшнюю встречу провести в активной форме. В процессе подготовки участники были распределены на группы:

        1 группа – «учителя»,  2 группа – «родители»,    3 группа – «ученики».

4.Первое задание группам на тему «Экология воспитания»: предлагаю участникам заполнить таблицу  и представить всем участникам в устной форме – Что можно и что нельзя делать учителю по отношению к ученику?- регламент:10 минут.

(работа в группах по теме, выступления лидера группы, обмен мнениями)

        Завуч: Всем спасибо! Как мы видим, «экология воспитания» очень важна (См. Приложение №1).

        Все мы знаем, что урок в школе начинается с организационного момента. У всех он проходит по- разному, но никто не будет отрицать, что от того, как мы его начнём, зависит  дальнейший ход урока.

5.Всем вам я предлагаю поучаствовать в игре «Оргпсихологический момент – камертон урока». Каждая группа получает задание на карточке, где описывается вариант начала урока. Каждая группа должна обыграть данный вариант, а участники других групп оценивают достоинства и недостатки каждого варианта (См. Приложение №2).

·        1 группа:

·        2 группа:

·        3 группа:

(регламент – 15 минут: участники выступают в роли актёров, идёт обмен мнениями по заданной теме)

Я бы хотела  чтобы каждая группа озвучила вариант альтернативного организационного момента  с учетом психологического комфорта учащихся. РЕГЛАМЕНТ 5 мин

ü Выступления учителей по теме педсовета.

 

 

6.Завуч: Мы много сегодня говорим о том, как должен поступать учитель, как он должен организовать урок. Вот поэтому, наверное, каждый педагог должен соблюдать профессиональные заповеди. Я предлагаю каждой группе озвучить свои 5 заповедей учителя, которыми он руководствуется.

Завуч: Как вы думаете, легко ли соблюдать данные заповеди? Может быть, у кого-нибудь есть замечания и дополнения.

       

Хочется закончить эту часть разговора несколькими добрыми советами для всех нас:

·          Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!

·          Будьте терпеливы!

·          Внушайте каждому веру в свои силы.

·          Учитесь создавать ситуацию успеха.

·          Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.

 

7.Завуч: Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто учителю бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на уроке, чтобы быть «на высоте».

Предлагаю всем провести игру-тренинг «Педагогические ситуации»,

цель которой – узнать вашу точку зрения по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения.

. Я предлагаю каждой группе выбрать  по две ситуации, прочитать предложенные ситуации, подумать и обсудить в группе, а затем предложить вариант решения

 (См. Приложение №4).     

 

Завуч: Подводя итог данному этапу работы, хочется дать несколько советов:

·       Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

·        Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

·       Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

·       Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

·       Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

·       Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

 

8.Завуч: У каждого педагога (а он тоже человек) есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми, в том числе и с учениками. Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

 О том как Вы умеете  находить выход из  конфликтных ситуаций, либо организовывать психологическо- теплую атмосферу покажет следующее задание по группам. Ваша задача ответить на вопросы, составив (постер, кластер, диаграмму и тд.)                          ВОПРОСЫ:

Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?

Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?

Приемы организации психологического комфорта образовательного процесса.

 

Завуч: Как вы действуете в условиях конфликта? Каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

 

Утверждения:

1.     Худой мир лучше доброй ссоры.

2.     Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.

3.     Рука руку моет.

4.     Ум хорошо, а два лучше.

5.     Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

6.     Кто сильнее, тот и правее.

7.     Не подмажешь – не поедешь.

8.  Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.

9. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

10. Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.

11. Убивай врагов своих добротой.

12. Честная сделка не вызывает ссоры.

13. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

14. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

15. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

16. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

17. Ты – мне, я – тебе.

18. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет влечь пользу из истин, которыми обладают другие.

19. Кто спорит – ни гроша не стоит.

20. Кто не отступает, тот обращается в бегство.

21. Кто дарит – друзей наживает.

22.  Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

23. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

24. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

25. Кроткость торжествует над гневом.

26. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

27. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

28. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

29. В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.

30. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

31. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

32. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.

 

Завуч: А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

 

Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Тип 4-ый: «ЛИСА» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип 5-ый: «СОВА» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

 

9.Завуч: А теперь я Вам предлагаю принять лист посещения урока по созданию благоприятного психологического климата, внести предложения, если такие будут, а затем утвердить лист посещения урока (См. Приложение №5).

 

  Завуч: Какие будут предложения и дополнения?

        Предлагаю данную форму посещения урока утвердить и в течение 3-ей четверти при посещении уроков  руководствоваться дополнительно и данной  структурой.

        10.Завуч: Уважаемые участники педсовета! Повестка сегодняшнего педсовета исчерпана. Разрешите зачитать  проект решения педсовета.

 

        Решение педсовета:

1.                 Утвердить «Заповеди учителя школы» как основу психологического обеспечения урока (текст Заповедей прилагается).

2.                 Утвердить «Лист посещения» за уроком в контексте создания психологически комфортных условий для учащихся лист прилагается).

3.                 Каждому педагогу принять к сведению, что существуют проблемы, связанные не только с ЭКОЛОГИЕЙ в природе, но и с ЭКОЛОГИЕЙ в воспитании. За каждую нужно бороться, каждую нужно отстаивать.

4.                 На заседаниях методических объединений обсудить проблему дифференцированного обучения и индивидуального подхода в обучении и воспитании, определить возможность, способы и приемы его осуществления (ответственные – руководители методических объединений учителей).

5.                 В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников (ответственные – учителя-предметники, руководители методических объединений учителей).

6.                 Классным руководителям проводить в течение года собеседования, анкетирование, тренинги с группой наиболее конфликтных обучающихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки (ответственные – классные руководители).

7.                 В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету (ответственные – учителя-предметники, классные руководители).

 

11 Рефлексия: оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность педсовета (по методу «Всё в твоих руках»: на листе бумаги обводят каждый свою левую кисть руки; каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

большой палец – для меня было важным и интересным …

указательный – по … (такому-то) вопросу я получил конкретную рекомендацию

средний – мне было трудно …(мне не понравилось…)

безымянный – моя оценка психологической атмосферы педсовета

мизинец – для меня было недостаточно…).

      Возврат к началу педагогического совета: 

………………………………………………………………………

Завуч: Благодарю за участие в методическом совещании!


РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ

Обоснование выбора темы педсовета

Обоснование выбора темы педсовета

Уважаемые участники совещания, сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить достаточно актуальную тему: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать»

Уважаемые участники совещания, сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить достаточно актуальную тему: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать»

Слова должны начинаться с букв данного слова)

Слова должны начинаться с букв данного слова)

Я бы хотела чтобы каждая группа озвучила вариант альтернативного организационного момента с учетом психологического комфорта учащихся

Я бы хотела чтобы каждая группа озвучила вариант альтернативного организационного момента с учетом психологического комфорта учащихся

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении

Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить

Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить

Завуч: Какие будут предложения и дополнения?

Завуч: Какие будут предложения и дополнения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020