Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Оценка 4.7
Лекции
doc
администрации +1
Взрослым
03.03.2018
Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Нетрадиционные формы уроков в начальной школе.doc
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР  «Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе» Основная цель обучения в начальной школе ­ научить каждого ребенка за короткий   промежуток   времени   осваивать,   преобразовывать   и   использовать   в практической  деятельности огромные объёмы информации.  В   последнее   время   в   образовании   происходит   перестройка   практики   и методов работы, все более широкое распространение получают нестандартные уроки различных видов. Использовать такие формы работы можно на разных этапах обучения. Ученики всегда с интересом и удовольствием работают на таких уроках.   Но   особенно   частое   применение   нестандартные   уроки   находят   на начальном этапе обучения. Цель  данной   работы:   изучение   видов   нестандартных   уроков, определение влияния их на активность учащихся на уроках. Задачи: 1.   Определить   виды   нестандартных   уроков,   используемых   в   обучении младших школьников. 2. Определить значение использования нетрадиционных форм работы на начальном этапе обучения. Подготовка   учащихся   к   жизни,   труду   и   творчеству   закладывается   в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в   самостоятельную   творческую   деятельность   по   усвоению   новых   знаний   и успешному применению их на практике. К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета   приобретенных   знаний,   анализа   контрольных   работ,   обобщения   и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Признавая урок в качестве   основной   формы   обучения,     постоянно   ищем   пути   его дальнейшего совершенствования.    мы     Подласова, Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные уроки. По определению И.П.   нетрадиционный   (нестандартный)   урок   –   это «импровизированное   учебное     имеющее   нестандартную (неустановленную)   структуру».  Нестандартные   уроки   отличаются   от стандартных тем, что в них обязательно участвуют все ученики. Их правила, содержание,   методика   проведения   разработаны   так,   что   для   некоторых учащихся, которые не интересуются тем или другим предметом, эти уроки могут стать исходной точкой в возникновении этого интереса. занятие, В сентябре при  исследовании учащихся своего класса  (анкетирование для оценки уровня школьной мотивации  и  тест  Пьерона­Рузера на внимание), обнаружила,   что   у   23%   уч­ся   высокая   школьная   мотивация,   у   45%   уч­ся нормальная  школьная  мотивация,  у 27%  уч­ся  положительное  отношение  к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами и у 5% уч­ся 2 низкая   школьная   мотивация.   Уровень   концентрации   внимания   у   уч­ся   был следующим: средний – 23%, низкий – 50%, очень низкий – 27%. После   диагностического   обследования   я   пришла   к   выводу,   для   того чтобы   поддерживать   на   уроке   внимание   детей,   необходима   организация активной и интересной мыслительной деятельности. И мне в этом помогут нетрадиционные уроки.      Одним   из   основных   мотивов   использования   развивающих   упражнений является повышение творческо­поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или   же   опережает   ее,   так   и   для   школьников,   требующих   специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная   успеваемость   в   большинстве   случаев   оказываются   связанными именно   с   недостаточным   развитием   базовых   психических   функций.   Занятия,   специфически   направленные   на   развитие   базовых   психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы.   Причиной   тому     являются   психофизиологические   особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6­9­летнем возрасте, который характеризуется повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.    Еще   одна   важная   причина,   побуждающая   активнее   внедрять специфические   развивающие   упражнения   в   учебный   процесс   начальных классов, эффективной   диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для   детей   на   этапе   первых   месяцев   пребывания   ребенка   в   школе,   смены ведущей   деятельности   (переход   от   игровой   деятельности   к   учебной) способствует   сглаживанию  и  сокращению  адаптационного  периода.  Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то   же   время   психологическими   тестами,   снижает   стрессогенный   фактор 3   проведения       возможность проверки   уровня   развития,   позволяет   детям,   отличающимся   повышенной тревожностью,   в   более   полной   мере   продемонстрировать   свои   истинные возможности.   Опыты   введения   в   традиционные   уроки   в   начальных   классах элементов   нетрадиционного   обучения,   показывают   достаточную эффективность такого подхода. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: Урок­сказка.  Цель   данных   уроков:     привить   учащимся   любовь   к вдумчивому чтению; вызвать радость от общения с книгой; внимание к слову; отработка   навыков   выразительного   чтения;   воспитание   внимательности, ответственности.   Сказочные   сюжеты   и   герои   любимых   сказок   привлекают внимание   учащихся   к   предложенным   заданиям,   вызывают   интерес   в   их решении, стимулируют и оживляют работу на уроке.  Урок­экскурсия. По мнению Т.Б. Кропочевой, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на   уроках   окружающего   мира.   «Младший   школьник   имеет   специфические возрастные   особенности:   неустойчивое   внимание,   преобладание   наглядно­ образного   мышления,  повышенную   двигательную   активность,   стремление   к игровой   деятельности,   разнообразие   познавательных   интересов.   Все   это осложняет работу учителя». Экскурсия,   которая   проводится   по   программе   окружающего   мира   в начальных   классах   –   это   еще   один   из   типов   нетрадиционного   урока. Особенностью   урока­экскурсии   является   то,   что   процесс   обучения реализуется   не   в   условиях   классного   помещения,   а   на   природе,   во   время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.  Уроки­экскурсии   имеют   огромное   воспитательное   влияние   на   детей. Восприятие   красоты   природы,   с   которой   они   постоянно   соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций,   доброты,   отзывчивого   отношения   ко   всему   живому.   Во   время выполнения   совместных   заданий   школьники   учатся   сотрудничать   между собой. Главным методом познания на уроке­экскурсии является наблюдение за предметами   и   явлениями   природы   и   видимыми   взаимосвязями   и зависимостями между ними. Уроки   с   игровой   состязательной   основой.  Такие   формы   уроков распространены   в   начальной   школе.     Младший   школьный   возраст определяется   важным   внешним   обстоятельством   в   жизни   ребёнка   – поступлением   в   школу.   К   6­7   годам   ребёнок   в   основном   уже   готов   к систематическому обучению в школе.  К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т. д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. упражнения, В   ходе   игры   учащиеся   незаметно   для   себя   выполняют   различные   выполнять 4   где   им   самим   приходится   сравнивать, арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит   учащихся   в   условия   поиска,   пробуждает   интерес   к   победе, следовательно,   дети   стремятся   быть   быстрыми,   находчивыми,   четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В   играх,   особенно   коллективных,   формируются   и   нравственные качества   ребенка. В  ходе  игры  дети  учатся  оказывать  помощь  товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается   чувство   ответственности,   коллективизма,   воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным  и занимательным,  создает  у детей бодрое рабочее  настроение, облегчает преодоление трудностей в  освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.   двигательной   наглядности, Приемы   слуховой,   моменты   неожиданности занимательные   вопросы, способствуют активизации мыслительной деятельности.  Очень   многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и так далее. зрительной, задачи­шутки,     Урок в форме игры «Лото». Ученикам предварительно сообщается тема и дата   проведения   урока,   общая   направленность   выносимых   на   него   вопросов, методика организации занятия и оценка работы. Далее ученикам даются карточки с   заданиями,   дифференцированные   по   сложности   работы;   карточки   имеют порядковые номера. Предлагается на листках подготовить ответы в течение 10 или 15 минут на эти задания. Затем начинается игра в лото: в произвольном порядке   из   конверта   учитель   достаёт   небольшие   картонные   квадратики   с номерками и объявляется «вынутый» номер; ученик, имеющий карточку­задание с таким же номером, даёт ответ. Игру в «Лото» целесообразно проводить по темам программы, содержащим большой объём материала. Урок типа КВН. Цель: повторение тем или разделов. Этапы урока: 1. Разминка. Могут быть предложены загадки по данной теме. 2. «Домашнее задание» (готовится за 2­3 дня до урока). Это может быть сценка, в которой необходимо отобразить основное содержание темы или раздела. 3. Решение и выполнение различных заданий. 4. Конкурсы.  5. Подведение итогов. Подобные   уроки   позволяют   в   игровой   форме   повторить   изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений. Закрепляют знания учащимися понятий. 5 Урок – эстафета.  Цель: повторение изученного материала по теме или разделу. Подготовительный этап: учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу. Этапы урока: 1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме. 2.   Вызванный   ученик   отвечает   на   поставленный   вопрос   и   задаёт   свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику. 3. Названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему   ученику.   Правильность   ответов   оценивается   задающим   вопрос, классом и учителем. 4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ. При   подобной   организации   урока   стимулируется   познавательная активность  учащихся,  развивается   внимание, умение  формулировать  вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителя и со стороны класса. Уроки­путешествия ­ это  яркая эмоциональная форма работы имеет свои отличительные особенности: ­ наличие карты­путешествия; ­   в   карте   путешествия   отмечаются   все   станции,  на  которых  предстоит побывать участникам путешествия; ­ в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры. Урок­путешествие один из наиболее интересных уроков, применяемых на всех этапах изучения материала.     Интегрированные     уроки        снимают   утомляемость   и   перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.  Одно   из   обязательных   и   основных   требований   интегрированного преподавания   ­   повышение   роли   самостоятельности   учащихся,   потому   что интеграция   неизбежно   расширяет   тематику   изучаемого   материала,   вызывает необходимость   более  глубокого  анализа   и  обобщения   явлений,  круг  которых увеличивается   за   счёт   других   предметов.     В   свою   очередь   к   учителю предъявляется   очень   много   требований.   Интегрированный   урок   требует   от учителя   дополнительной   подготовки,   высокого профессионализма.    большой   эрудиции, Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно  и  необходимо  интегрировать,  чтобы  добиться  наиболее  эффективного результата   при   обучении   младших   школьников.   В   первом   классе   лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, технология. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью 6 шёл на урок.  Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность. Во втором и третьем классах    можно   интегрировать   чтение,   русский   язык,   окружающий   мир   и изобразительное   искусство.     В   четвёртом   классе   можно   использовать   все возможные варианты интеграции предметов.  Игры на уроках русского языка и литературного чтения Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития   в   детском   возрасте.   Речевая   деятельность   осуществляется посредством   языка,   который   усваивается   ребенком   в   ходе   общения   с окружающими   людьми.   Усваивая   родной   язык,   ребенок   овладевает   его фонетическим   (звуковым),   лексическим   (словарным),   грамматическим строем. Речь   неразрывно   связана   с   мышлением,   она   служит   формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Скороговорки — эффективное средство развития экспрессивной речи. Они   позволяют   отрабатывать   навыки   правильной   и   четкой   артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. Игры   «в   слова»  обогащают   лексический   запас   ребенка,   приучают быстро находить нужные слова,  актуализируют пассивный словарь. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять   существенные   признаки   и   сравнивать,   тренируют   быстроту   и гибкость   ума,   сообразительность,   способность   находить   оригинальные решения. Составление   предложений  эта   игра   развивает   способность   быстро устанавливать   разнообразные,   иногда   совсем   неожиданные   связи   между привычными   предметами,   творчески   создавать   новые   целостные   образы   из отдельных разрозненных элементов. В 1­м классе может возникнуть проблема: дети не хотят учить стихи наизусть или испытывают трудности при этом. Такое случается, если ребенок с дошкольного возраста не приучен слушать и рассказывать стихи. Для того чтобы развить способность запоминать слова на слух в определенном порядке, можно также поиграть в игру. Ее суть заключается в том, что на выбранную тему дети называют предметы. Каждый последующий игрок повторяет все предыдущие слова в том же порядке, в каком они были сказаны.  Дидактическая игра на уроке математики 7 Увеличение   умственной   нагрузки   на   уроках   математики   заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их   активность   на   протяжении   всего   урока.   Немаловажная   роль   здесь отводится современному и признанному методу обучения и воспитания – игре на уроках математики. Игры и игровые формы  должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Решение рифмованных задач. Часто трудности у учащихся возникают при анализе и решении задач. Чтобы  их  преодолеть,  можно  использовать   следующие  виды  дидактических игр: «Дикторы»: от грамотного чтения, правильной постановки логического ударения, громкости, четкости, внятности произношения, зависит восприятие прочтенной задачи в целом. Плохое прочтение задачи понижает и интерес к ней. От характера передачи зависит и способ прочтения. «Любопытный»: при решении любой задачи одному из учеников дается роль «любопытного». Его задача заключается в том, чтобы он смог задать как можно   больше   вопросов   по   ходу   решения:   «Зачем?»,   «Почему?»,   «Каким образом?» и так далее. Развивается умение анализировать, рассуждать. «Защита»:  ребенок   получает   задачу   и   три   дня   готовит   ее   защиту. Ученик выступает в роли учителя, т.к. должен объяснить всем задачу. Для этого   он   использует   все,   что   считает   нужным   (рисунки,   схемы,   краткую запись, практическую работу, кубики и так далее) «Моя задача»: дети очень любят оформлять на альбомном листе свои собственные задачи, которые они предлагают решить всему классу. Задачи могут   быть   произвольными,   а   могут   быть   направлены   на   отработку определенного вида задачи.  Самый   быстрый   почтальон:  учитель   раздает   пяти   ученикам   по одинаковому   числу   карточек,   на   обратной   стороне   которых   записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).  Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти   значение   выражения)   и   разнести   письма   в   соответствующие   дома (отдать   детям,   у   которых   карточки   с   цифрами,   обозначающие   ответы выражений, записанных на конвертах). Кто   быстро   и   правильно   разнесет   письма   по   назначению,   тот   самый быстрый почтальон. Иногда 10–15 мин веселой игры решают сразу несколько проблем.   Скучные   цифры   и   правила   оживают,   воплощаются   в   реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и 8 игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку. Урок   может   быть   ошеломляюще   нестандартным   и   вполне традиционным, азартно ­ увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.  Список литературы Кропочева   Т.Б.   Нетрадиционные   уроки   естествознания   в 1. начальной школе / Начальная школа, 2002. ­ № 1. 2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок – Воронеж, 2006. 3. Обухова   Л.Ф.   Возрастная   психология.   Учебное   пособие;     М.: Педагогическое общество России, 2000.  4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие; М, ВЛАДОС, 2001. 5. Пчелина   Л.В.   Нестандартные   уроки   в   начальной   школе// Издательство «Учитель», 2003. 6.Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников// ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009. 9 10

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков в начальной школе"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков  в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018