Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
ДОКЛАД
Разработка практико-ориентированных заданий с учетом профессиональной направленности по общеобразовательной дисциплине История в рамках реализации ОПОП по профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Преподаватель:
Меньшенин Сергей Анатольевич
Камышлов, 2024
В соответствии с Методикой преподавания общеобразовательной дисциплины «История» реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой, - стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата – подготовку квалифицированного специалиста по выбранной им профессии или специальности.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Такой подход способствует формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной профессии /специальности.
Каждый преподаватель строит свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы его предмет был и интересен, и развивал индивидуальный потенциал обучающихся. Исходя из этого, важную роль играет методическое мастерство педагога, который формирует качества, необходимые в будущей профессиональной деятельности: мотивирует к самосовершенствованию, развивает практические навыки и компетенции по профилю ОПОП СПО, (Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования) связанные с будущей профессиональной деятельностью.
И это прежде всего умение:
− осуществлять вариативность подходов к преподаванию предмета;
− сочетать различные методические приемы;
− учитывать индивидуальные особенности обучающихся;
− умение ориентироваться на ожидаемые результаты и понимать цели.
Интеграция общеобразовательных дисциплин с профессиональным циклом способствует эффективному приобщению обучающихся к получаемой профессии/специальности, повышению качества образования.
Особо обращаю внимание на развитие интереса обучающихся к преподаваемой дисциплине, который может быть сформирован только при реализации основных задач совершенствования преподавания «Истории» в системе СПО:
- внедрение в педагогическую практику современных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения;
- реализация систено-деятельностного, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в обучении;
- освоение преподавателем способов преподавания общеобразовательной дисциплины «История» с учетом интенсификации обучения;
В нашем варианте рассмотрим примеры практико-ориентированных заданий с учетом профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины История в рамках реализации Основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
В своей педагогической практике активно использую различные цифровые инструменты.
Особенности поколения, рожденного в период активного развития электронных платформ, их методов восприятия информации, особенности концентрации внимания, способов формирования устойчивой мотивации к обучению во многом определяют необходимость поиска новых средств обучения. Одним из цифровых инструментов используемым на занятиях по истории является Яндекс диск.
https://disk.yandex.ru/i/xWJ8F-MKynRY5w
В нашем варианте представлено задание с иллюстративным материалом по расположению хронологической последовательности технических объектов (в данном случае вооружение и техника) в годы Первой мировой войны и Гражданской войны в России, с последующим объяснением порядка хронологической последовательности и названием типа вооружения и военной техники в данный исторический период.
1. Первое применение боевых самолетов – 1911 год. (3)
1 ноября 1911 года состоялось первое боевое применение самолёта по наземным целям. В этот день итальянский лётчик Джулио Гаватти совершил атаку турецких позиций, используя для этого обычные ручные гранаты. Бомбы, авиационные пушки и пулемёты ещё не были разработаны.
2. Первое применение пулемета Максим – 1898 год. (2)
2 сентября 1898 года произошло первое боевое применение нового пулемета в Судане в битве при Омдурмане.
Пулемет Максима («MAXIM Gun») ― станковый пулемет, изобретенный американским электриком и изобретателем-самоучкой Хайремом Стивенсом Максимом в 1883 году.
3. Первое применение боевых танков – 1916 год. (4)
Первое применение танков. 1 июля началось безуспешное наступление британской армии на реке Сомма, приведшего к огромным потерям с обеих сторон, в ходе которого впервые применили танки. Интересные факты. Первый бой с применением танков продолжался около 10 часов. (15 Сентября 1916 года) Несмотря на малое число машин, труднопроходимую местность, несовершенство первых танков и плохое взаимодействие с пехотой, машины показали хороший результат. За 5 часов боя танки прорвали фронт на ширину 5 км и в глубину на 5 км.
4. Первое применение боевых бронепоездов – в США во время гражданской войны. (1)
Во Второй Англо-Бурской Войне (1899) год бронепоезда оформились окончательно, приняв уже знакомый нам по фильмам вид, в дальнейшем, мало качественно видоизменяясь.
Представленные задания способствуют формированию общих и профессиональных компетенций для профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Используя облачное хранилище при совместной работе можно использовать различные варианты заданий с учетом профессиональной направленности технического профиля.
Еще одно задание с иллюстративным материалом, с историческим источником, извлечением информации из источника и ее практического использования.
Прежде всего первоначальное ознакомление с историческим источником и выполнение заданий с обсуждением в группе студентов:
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Танкисты 112-й танковой дивизии под командованием полковника А.Л. Гетмана, хотя и имели на вооружении танки устаревшего типа, приняли на себя удар около 80 фашистских бронированных чудовищ и остановили их. Упорство и героизм экипажей наших танков как бы восполнили недостаточную толщину и крепость их брони.
Задуманный прорыв окончился для врага плачевно.
А ведь гитлеровцы считали, что с Серпуховом вопрос уже решён, что Тула будет в их руках. Геббельсовская печать и радио в то время сообщали: «Путь на Москву с юга и юго-запада открыт! Московское шоссе Тула — Серпухов в наших руках! Московское небо — немецкое небо!»
Командующий 2-й танковой армией Гудериан похвалялся: «Если даже у меня останется один танк, я обязательно въеду на нём на Красную площадь».
Но войска 49-й армии, как и её соседи, не отдали врагу ни одного вершка позиций. К началу декабря оборонительные бои на серпуховском направлении значительно поутихли. Враг здесь был окончательно остановлен».
Задания для устного обсуждения в группе:
1. Укажите год, когда произошли описываемые события.
2. Что, согласно данному отрывку, осложняло сопротивление 112-й танковой дивизии фашистским танкам?
Студенты должны ответить:
1. 1) год – 1941 год;
2. Танкисты 112-й танковой дивизии имели на вооружении
танки устаревшего типа;
Для выполнения практико-ориентированного задания полезно будет создать проблемную ситуацию с использованием текста источника.
- Какие именно танки начального этапа ВОВ были на вооружении Германии и Советского Союза? Целесообразно в данном случае использовать один из цифровых ресурсов wordwall. Можно провести игровой момент - викторину в форме состязания по командам:
«Определи виды военной техники двух государств в период Великой отечественной войны».
https://wordwall.net/resource/69015803
Почему у бойцов 112-й танковой дивизии не было улучшенной техники? К примеру, танк Т-34 уже был на вооружении СССР. Почему его боевое использование ограничивалось в первый период Великой Отечественной войны?
Краткая историческая справка:
К 1 июня 1941 года в западных военных округах имелось уже 832 тридцатьчетверки, но из этого количества эксплуатировалось только 38 машин! В результате до начала войны для танков Т-34 удалось подготовить не более 150 экипажей.
Неудачная дислокация танковых частей и соединений, недоукомплектованность их личным составом и материальной частью, недостаточная подготовка экипажей новых танков, нехватка запчастей и ремонтно-эвакуационных средств резко снизили боеспособность механизированных корпусов.
К 1943 году Т-34 доводят почти до совершенства, однако тогда же в распоряжение немцев поступают боевые машины с улучшенной бронезащитой и 75-миллиметровой противотанковой пушкой. В ответ СССР уже в 1944 году развернул серийное производство модификации Т-34-85, которую от предшественника отличала 85-миллиметровая пушка и усиленная бронезащита башни. На такое оружие у нацистской Германии ответа уже не нашлось.
Итогом обсуждения может стать викторина с использованием ресурса wordwall:
https://wordwall.net/resource/69023352
1. Укажите год, когда произошли описываемые события.
2. Что, согласно данному отрывку, осложняло сопротивление 112-й танковой дивизии фашистским танкам?
3. Укажите, какой из образцов советской военной техники был на вооружении 112-й танковой дивизии в период войны о котором говорится в тексте?
4. Укажите, какой из образцов военной техники оказался самым боеспособным, маневренным в период сражений Коренного перелома в Великой Отечественной войне?
5. Укажите героев начального периода Великой Отечественной войны, совершивших подвиг в том же году, когда произошли события, описываемые в данном отрывке.
Заключение
Сущность профессиональной направленности освоения общеобразовательных предметов в рамках основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования состоит в сохранении преподавания основ наук с акцентом на применении получаемых знаний и умений в процессе профессиональной подготовки, а в дальнейшем и трудовой деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.