Разработка проекта «Задача об обмене валюты» средствами Delphi 7.0

  • doc
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10. Разработка проекта «Задача об обмене валюты» средствами Delphi 7.0.doc

Практическая работа № 2

 

Тема: Разработка проекта «Задача об обмене валюты» средствами Delphi 7.0.

Объекты: поля редактирования, переключатели и их свойства. Программирование ветвлений

Цель работы. Создать форму с названием «Обмен валюты» для моделирования соответствующих операций обменного пункта. Применить поля редактирования (Edit) и переключатели (RadioButton, радиокнопка), а также кнопки для выполнения вы­числений и выхода из программы (см. образец формы на рис. 8).

Теоретические сведения. Объект поле редактирования (Edit) используют для ввода строки символов с клавиатуры. В случае необходимости для преобразования полученной строки (свойство

 

Text) в число и наоборот применяют стандартные функции языка Pascal Val и Str, или функции среды Delphi StrToFloat и FloatToStr. Кроме уже известных вам свойств, поля редактирова­ния Edit обладают такими:

 

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

CharCase

Вид символов, кото­рые будут вводить в поле редактирования

ecNormal (обычные), eclIpperCase (прописные буквы), ecLowerCase (строчные буквы)

CtlSD

Объемное изображе­ние объекта

True, False

Pass-wordChar

Символ для ввода пароля

#0 (обычное отображение тек­ста), * (текст будет отображать­ся звездочками), 0 (текст будет отображаться нулями)

Readonly

Возможность менять текст (доступность поля)

True (текст нельзя менять), False (текст можно менять)

Hint

Текст подсказки, ко-торый появляется при наведении указателя мыши

«Введите сумму» (произвольная строка символов)

ShowHint

Показывать/Не пока­зывать подсказку

True, False

Text

Текст в поле редакти­рования

«0,0001» (произвольная строка символов)

Объект переключатель (RadioButton) используют для выбора некоторого действия среди нескольких альтернатив. Рассмотрим такие свойства переключателей:

 

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

Checked

Состояние пе­реключателя

True (выбранный), False (не выбранный)

TabOrder

Порядок вы­бора объекта клавишей Tab

0 (первый), 4 (пятый)

TabStop

Доступ к дан­ному объекту табулятором

True (доступный), False (не доступный)

 


Ход работы

1.              Загрузите среду визуального программирования Delphi.

2.       Откажитесь   от  возможности  изменять  размеры   окна   про­
граммы,   указав   значение   свойства   формы  
Border Style   - bsDialog.

Задав это значение, выполните программу и убедитесь, что нельзя изменить размер формы. Обратите внимание на отсутствие кнопок для минимизации и максимизации окна, а также систем­ного меню. Завершите работу программы.

3.   Вставьте в форму два объекта типа RadioButton (переклю­чатель), как показано на рис. 7.

Для этого щелкните на пиктограмме  объекта типа RadioButton (переключатель), которая находится на закладке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. После этого щелкните в точке вставки на форме. Повторите эти действия, чтобы вставить вторую радиокнопку.

4.   Задайте   начальное   значение     второго  переключателя  как активное.

Для этого щелкните на правом переключателе и задайте значе­ние его свойства Checked (контроль выбора) - True.

5.   Вставьте в форму два поля редактирования — объекты Edit1 и Edit2.

Для этого щелкните на пиктограмме  объекта типа Edit (редак­тирование), которая находится на закладке Standard палитры ком­понентов, а потом щелкните в нужном месте на форме. Вставьте вто­рой объект (рис. 7). Запустите программу и поупражняйтесь со вставленными объектами: щелкните в поле редактирования, введите некоторое число, удалите его. Закройте окно программы.

6.       Разместите на форме два текстовых поля — объекты Label 1 и Label2 (рис. 7).

7.       Вставьте в форму два поля редактирования - объекты Edit3 и Edit4 (рис. 7).

8.       Вставьте две кнопки - объекты типа Button (рис. 7).

9.       Вставьте в форму еще два текстовых поля - объекты Label3 и Label4 (рис. 7).

 

 

10. Сохраните созданную на данный момент форму в своей папке.

File => Save All. Файлы текста программы и проекта назовите разными именами. Имена запишите в отчет. В дальнейшем пе­риодически, в частности перед очередными запусками проекта на

выполнение, сохраняйте файлы программы (File => Save All, вво­дить имена файлов уже не нужно).

11. Поменяйте название формы с «Forml» на «Обмен валюты».

Для этого замените значения свойства Caption формы. Щелк­ните на свойстве Caption окна Object Inspector. Введите название формы без кавычек. Обратите внимание на то, что для объектов многих типов (в частности, Label, Button, Form, RadioButton, CheckBox и других) значения свойств Caption и Name совпадают.

12. Измените  подписи  Caption на  объектах типа  RadioButton, Label и Button так, как показано на рис. 8.

Для этого поочередно выбирайте объекты (щелкайте на них) и меняйте значения свойства Caption.

 

 

 

13. Задайте одинаковые размеры для всех текстовых полей, по­лей редактирования и кнопок и выровняйте их на форме.

Для этого одновременно выделите пять объектов в левом столб­це одним из способов:

          удерживая нажатой клавишу Shift, поочередно активизируйте объекты, щелкая на них левой клавишей мыши;

          обведите вокруг этих объектов контур, удерживая нажатой левую клавишу мыши.

В окне Object Inspector задайте общие для этих объектов зна­чения в пикселях свойств Width (ширина), Height (высота) и Left (отступ от левой границы окна). После выбора некоторого свойст­ва группы объектов его значением является значения соответствующего свойства первого объекта в группе. Можете изменить стиль, цвет или размер шрифта одновременно для всех выделен­ных объектов (свойство Font). Снять выделение можно, щелкнув на свободном месте формы. Аналогично выполняется выравнива­ние правого столбца объектов.

Выровняйте вставленные поля попарно в горизонтальном на­правлении. Для этого поменяйте значение свойства Тор (отступ от верхней границы окна в пикселях) для соответствующих групп объектов. Сохраните работу (Save All).

 

14. Задайте  значения курсов купли-продажи валюты,  а  также сколько валюты кантор покупает или продает.

Для этого задайте значение свойства Text объекта Editl, на­пример, 5.25. Повторите это для объекта Edit2 (значение 5.45) и Edit3(20).

15. Очистите поле редактирования Edit4.

Для этого удалите значение свойства Text объекта Edit4. He путайте значения свойств Name и Text этих объектов.

16. Заблокируйте  возможность  ввода  данных  для  поля  Edit4, поскольку в это поле будет выводиться результат.

Для этого задайте значение свойства Enabled (доступность) -False. Изменять значение определенного свойства можно, дважды щелкнув на нём левой клавишей мыши. Сохраните работу (Save All). Выполните программу и убедитесь, что нельзя ввести или редактировать данные в поле Edit4.

17. Запрограммируйте   радиокнопки   так,   чтобы   направление стрелки менялось и указывало на вид операции: купля или продажа. Сделайте активным поле Edit3.

Щелкните дважды на правом переключателе RadioButton2 (Продажа). Получите заготовку процедуры RadioButton2Click. В теле этой процедуры опишите действия, которые должны быть выполнены в результате щелчка на правом переключателе RadioButton2:

procedure TForml.RadioButton2Click(Sender: Tobject);

begin

{Меняем направление стрелки}

Label3.Caption := '=>';

Edit3.SetFocus   {Активизируем поле Edit3}

      end;

Аналогично запрограммируйте событие Click для переключате­ля RadioButtonl. Учтите, что стрелка должна показывать на ле­вое поле ('<=').

Фрагмент программного кода созданной процедуры запишите в отчет.

18. Запустите  программу и убедитесь,  что переключатели  вы­полняют предписанные им функции.

19. Запрограммируйте кнопку «Выход».

Воспользуйтесь процедурой закрытия окна программы Close:

procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject); begin

Close                {Закрываем окно программы]

end;

20. Запрограммируйте кнопку «Вычислить».

Данное в поле редактирования - это значение свойства Text типа string. Для преобразования этого данного в числовой дейст­вительный тип (real) воспользуйтесь процедурой Val, а наоборот - про­цедурой Str. Опишите соответствующие основные (kurs, suma) и до­полнительные (cod, ed) переменные в разделе var.

procedure Tforml.ButtonlClick(Sender: TObject);

var   kursl, kurs2, summa : real;

 cod:integer;

ed : string[9]; 

begin

{Получаем значения курса покупки}

Val (Editl.Text, kursl, cod); {Получаем значения курса продажи}

Val (Edit2.Text, kurs2, cod); {Получаем числовое значение суммы в USD}

Val (EditS.Text, summa, cod);

if RadioButton2.Checked = True then summa: = summa * kurs2 else

summa := summa * kursl; Str(summa:9:2, ed);

Edit4.Text:=ed;

{Полученное число суммы в гривнах преобразовываем в текстовый формат и результат присваиваем свойст­ву Text поля вывода Edit4}

 end;

21.   Сохраните работу (Save All).

22.   Выполните программу и поупражняйтесь с разными денеж­
ными  суммами  и операциями купли -- продажи.  Закройте
окно программы «Обмен валюты».

Для прерывания работы программы в случае неправильного ввода входных данных выполните пункт главного меню Run => Program Reset.

23.   Измените размеры и цвета символов (в частности объектов Label3 и Edit3), расположение объектов, фон формы (свой­ство Color) так, чтобы форма выглядела как можно лучше.

24.   Обеспечьте  появление  подсказки   «Введите  сумму в долла­рах» после перемещения указателя мыши к полю Edit3.

Выберите объект Edit3 и установите значение True для свойства ShowHint, а в поле значения свойства Hint введите текст подсказки. Сохраните работу, запустите программу и убедитесь, что подсказка появляется.

25. Поменяйте вид стрелки с => на <=>, а <=на <=.

Для этого выберите объект Label3 и в поле значения свойства Caption введите русскую букву р, после чего, активизировав свой­ство Font, выберите название шрифта Wingdings. Дважды щелк­ните на правом переключателе и в его процедуре введите русскую букву р вместо =>. В процедуре для левого переключателя симво­лы <= замените буквой п. Сохраните работу, запустите программу и убедитесь, что стрелка изменила свой вид.

26. Создайте ехе  -файл Вашей программы.

Выполните пункт главного меню Project => Build All.

27. Закройте   среду  Delphi,   запустите  созданную  программу  и выполните вычисления для разных входных данных.

Запустите exe- файл с именем проекта из своей папке.

28. Продемонстрируйте   созданную   форму   преподавателю.   За­ кончите работу.

Замечание. Обратите внимание на использование запятой или точки во входных данных. В числах, которые указывают кур­сы валют, сумму гривней или долларов, для десятичной точки используйте символ, предусмотренный операционной системой вашего компьютера (см. Start (Пуск) => Settings (Настройка)

=> Control Panel (Панель управления) => Regional Settings (Язык и стандарты) => закладка Number (Числа), строка Decimal symbol (Разделитель целой и дробной частей числа)).