Разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

  • docx
  • 13.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

 

Статья на тему:

« Нравственно —

патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

воспитатель Тарасова Людмила Федоровна

 

 

 


Явления социальной патологии в молодежной среде стали сегодня, к сожалению, привычным делом. Основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.

Патриотизм — это особая направленность поведения граждан, заключающаяся в служении Отечеству. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, так как именно она способна преобразовать чувства в конкретные для государства дела и поступки. Патриотизм - цементирующая основа существования и развития любого государства.

Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания, всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи: гуманизм, законопослушание, веротерпимость, коллективизм, любовь к родной природе. Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью общества.

Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально- экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к его гибели. Этим определяется приоритетность патриотического воспитания.

Меня, как гражданина России, очень волнует нынешний уровень патриотического сознания подрастающего поколения

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Возникла реальная необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Многогранное чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Работая с детьми дошкольного возраста, я, к сожалению, наблюдаю, что даже в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Я считаю, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края?

В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, необходимо передать детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.

 Я занимаю активную позицию в этом вопросе.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом, который в каждой местности тоже разный. Ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природным своеобразием малой Родины, имеет огромное значение.

Знакомясь с Родиной, ребенок получит много новых знаний об истории города, о том, что у него   есть день рождения и много других дат, по которым определяют его историю: освобождение от врагов, открытие заводов, фабрик, узнает о её флоре и фауне, о жизни   населения города в прошлом и настоящем, памятных и любимых местах отдыха, роли человека в развитии и процветании родных мест и о многом другом. Получит дальнейшее развитие его эмоционально-чувственная сфера.

Ознакомление с родным городом и его достопримечательностями поможет ребенку осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях, и в тоже время приобщиться к богатствам национальной и мировой культуры.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях  Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Принципы обучения

В нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста надо помнить:

        Давать детям материал нужно с учетом принципа от более близкого ребёнку к менее близкому.

        Приобщать детей к культуре, истории природе родного города.

        Необходимо привлекать детей к участию к праздникам, чтобы они проникались общей радостью и весельем.

Поэтому при выстраивании педагогического процесса в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я учитываю следующие принципы:

Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.

Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.

Принцип историзма реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящим к двум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни).

Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.

 Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.

Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.

Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

 

 

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

        Занятия.

        Беседы.

        Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

        Схемы, рисунки мелом.

        Наблюдения.

        Игры.

        Метод решения проблемных ситуаций.

        Загадки, пословицы.

        Чтение художественных произведений, заучивание стихов А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, повторение новых слов.

        Целевые прогулки и экскурсии, праздники.

        Изобразительная деятельность.

        Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

        Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.

        Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

        Встреча детей с защитниками Отечества.

        Досуги.

        Работа в книжном уголке.


« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - относится к данной теме. Детство — это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно - патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости исследования темы по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

Работая с детьми по проблемам нравственно - патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей  недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.

Я пришла к выводу, что основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка. Я поставила перед собой следующие задачи:

1.      Продолжать работу по теме «Моя семья».Формировать у детей интерес к своей родословной.

2.       Расширить у детей интерес к родному городу, знать его достопримечательности.

3.       Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.

4.       Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.

5.       Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о родине

6.       Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.

7.       Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.

8.       Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.

 

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

•      Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их,воспитывать чувство гордости за нашу страну.

•      Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России. Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов. Белый цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь, пролитая за Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России.

•      Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке находится портрет президента нашей страны В.Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.

•      Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в этом уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.

Я считаю, что у детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны,  хотя мы живём XXI веке, детям необходимо это знать, в первую очередь, с целью нравственно - патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине, к её историческому прошлому.

Весь этот материал должен находиться в доступном и удобном для детей месте. У детей расширяются знания и представления о родной стране, формируется интерес к малой Родине. Такой материал помогает проводить индивидуальные беседы, занятия с теми детьми, которые не могут усвоить знания на занятиях наравне со всеми детьми. Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу.

Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Каждую образовательную деятельность следует проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но  не надо стремиться к тому, чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и  гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями, но просить совета у воспитателей стесняются.

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить ввести в семьях следующие традиции:

         Семейные обеды по выходным.

         Посадка деревьев.

         Украшение Новогодней ёлки.

         Посещение музеев.

         Фотографироваться с ребёнком на природе.

         Празднование дня рождения.

         Прогулки по выходным.

Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.


 

Посмотрите также