Разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Влияние русской народной сказки на развитие связной речи дошкольника."
Оценка 4.6

Разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Влияние русской народной сказки на развитие связной речи дошкольника."

Оценка 4.6
pdf
09.09.2021
Разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Влияние русской народной сказки на развитие  связной речи дошкольника."
статья.pdf

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников

Для дошкольника правильная связная речь является залогом успешного обучения грамоте. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии. Все знают, что дети с плохо развитой связной речью могут оказаться неуспевающими по разным предметам. Как правило, не все дети детского сада одинаково успешно осваивают грамматической, лексической и фонетической сторонами речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи. Современные дети живут в огромном потоке информации, живое человеческое общение заменяет телевидение и компьютер, поэтому развитие речи является самой актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи детей влияет много факторов. Одним из них является устное народное творчество. Наиболее интересным жанром народного творчества для детей дошкольного возраста являются сказки.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями. Удивительная сила языкового творчества русского народа проявила себя с такой яркостью именно в русских народных сказках. Характерная для сказок образность, яркость, простота, способность воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы позволяют выставлять эти произведения устного народного творчества как фактор развития связной речи детей, имеющий важное значения.

На примере сказочных персонажей можно доступно детям объяснить такие понятия, как «добро», «зло», «смелость» и т.д., заставляя вместе с героями пережить множество чувств.

Всем известно, что сказки подразделяются на три основные группы:

сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые или новеллистические сказки.

В сказках о животных главным героем, как правило, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках присутствуют люди и фантастические существа (животные здесь, обычно, являются добрыми помощниками героя). В этих произведениях идет речь о различных приключениях, которые обязательно связаны с волшебством. В социально-бытовых сказках, так же как и в волшебных, главные герои люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чудотворства, то этих сказках персонажи оказываются победителями, потому что обладают умом, хитростью, смекалкой, смелостью.

Сказки – это произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения, настолько они просты и естественны. Чаще всего сказки начинаются с присказки. Их задача подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, начинает сказочник. На острове Кидане стоит дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет песню поет, вниз идет сказки сказывает. Вот бы было занятно посмотреть! Это не сказка, а присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки бывают юмористичны.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием.

Также сказки имеют и своеобразные концовки. Они подводят итог развитию сказочного действия.

Русские народные сказки помогают развивать речь дошкольника, дают общее представление о русском литературном языке. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя метафоры, сравнения, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Дети дошкольного возраста являются не читателями, а слушателями. С народными сказками их знакомит педагог, поэтому перед воспитателем стоит сложная задача донести до детей каждую сказку как произведение искусства, раскрыть ее замысел, интонационно передать свое отношение к сказочным героям, их чувствам, поступкам. Но для того, чтобы все это передать, воспитателю необходимо снач а ла самому понять и прочувствовать произведение, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. Конечно же, воспитатель должен владеть техникой чтения и рассказывания четкой дикцией, темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос, средствами интонационной выразительности, правильно расставлять логические ударения, паузы.

Работая над проблемой связной речи в ДОУ по русским народным сказкам, можно сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством для развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи ребенка дошкольного возраста, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает дошкольнику излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Список литературы:

1.                 Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр

«Академия», 2000. -  400с

2.                 Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. М.: Просвещение, 1981.-255с

3.                 Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе

детского сада  / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников

В сказках о животных главным героем, как правило, являются животные (иногда им противостоит человек)

В сказках о животных главным героем, как правило, являются животные (иногда им противостоит человек)

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой

Сказка помогает дошкольнику излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Сказка помогает дошкольнику излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2021