МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
РАЗРАБОТКА
цикла информационно-профилактической встреч
для родителей детей и подростков на тему
«Цифровая зависимость детей»
(по материалам программы XIII Форума Безопасного Интернета – 2024)
Материал подготовила:
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
Клин, 2024
Встреча 1. Цифровая зависимость.
Наши дети в современном мире много времени проводят в сети Интернет. Все, что они смотрят, пишут и размещают в Сети, сохраняется навсегда, поисковики найдут сказанное или выложенное ими через годы. По прошествии лет ребенок станет совсем другим человеком, у него будут новые друзья и знакомые, работа и, возможно, другие взгляды. И ему может стать неудобно, стыдно или невыгодно иметь такие цитаты, фотографии или связи. Сетевое поведение может аукнуться ребенку при поступлении в ВУЗ или последующем трудоустройстве, при получении визы или для налаживания полезных знакомств.
Не только дети, но и взрослые могут проводить в Интернете целый день. Видео, соцсети, игры – на это можно тратить очень много времени. Как показали независимые исследования, в 76% случаев дети используют Интернет для игр, в 70% для просмотра видео, в 67% для общения с друзьями и в 53% для подготовки к урокам. Среднее время, которое подростки проводят в Сети, составило почти 6 часов в день. Эта пугающая тенденция приводит к подмене реальных ценностей виртуальными.
По каким признакам родители могут определить, что ребенок попал в цифровую зависимость?
- Ребенок теряет интерес к нахождению на улице, встречам с друзьями или спортивным играм;
- ребенок плохо учится в школе, постоянно «сидит» в смартфоне;
- ребенок утомляется, плохо спит, жалуется на головные боли и зрительное утомление;
- ребенок начинает плохо следить за своей личной гигиеной;
- ребенок зацикливается на конкретном сайте или игре;
- ребенок крайне агрессивно реагирует на просьбы отвлечься от его виртуальных занятий;
- находясь не за компьютером, ребенок ведет себя нервно и раздражительно;
- ребенок отдаляется от одноклассников и друзей в реальном мире, отдавая предпочтение виртуальному общению, находит себе друга или «родную душу» в социальных сетях;
- ребенок проводит ночное время или часть времени, предназначенного для сна, в социальных сетях или за компьютерным играми;
- ребенок резко меняет свое отношение к вопросам, касающихся традиционных духовно-нравственных основ жизни, в частности: патриотизма, милосердия, сострадания, начинает защищать права на нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность, идеологию феминизма, чайдфри и пр.;
- ребенок проявляет беспричинную агрессию, замкнутость, депрессию, частую смену настроения;
- на теле ребенка регулярно появляются ссадины, порезы или иные повреждения.
Ключевой вопрос (для размышления и обсуждения): сколько времени, для чего и с кем проводят в Сети ваши дети?
Полезные советы:
1. Установите ограничения на то, когда и сколько времени может проводить ваш ребенок в Интернете во внеучебное время.
2. Введите запрет на использование ребенком телефонов, компьютеров и планшетов в ночное время. Общение ребенка через социальные сети и личную переписку в ночное время часто используется преступниками как методика доведения их до самоубийства, вовлечения в опасные квесты, нанесения вреда собственному телу, склонения к разговорам на сексуальные темы и иные виды деструктивного поведения.
3. Используйте доступные вам технологии – функции родительского контроля! Инструменты для отслеживания времени, проведенного в Сети, помогут вам установить рамки допустимого пользования электронными устройствами или Интернетом. Будьте с ребенком честны и объясните, ради чего вы собираетесь использовать эти технологии. Родитель должен знать, чем занимается его ребенок в Сети!
4. Отключите уведомления в приложениях социальных сетей, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы.
5. В зависимости от возраста вашего ребенка вы можете составить ежедневный распорядок использования гаджетов для всей семьи, в котором определено время на реальный мир (общение с друзьями м семьей без гаджетов), и время на виртуальный мир. Не противопоставляйте эти два мира, пусть живое общение не будет наказанием! Пусть расписание будет естественно чередовать различные полезные виды деятельности.
6. Не используйте смартфон как средство освобождения ребенка от вас. Если ребенок слишком рано выйдет в Интернет, это может привести к «цифровой наркомании» и проблемам со здоровьем.
7. Разнообразьте список ваших домашних дел «оффлайновыми» занятиями, например, совместными физическими упражнениями, чтением книг или настольными играми.
8. Обсудите возможность запрета использования электронных устройств во время занятий с классным руководителем вашего ребенка, вынесите данный вопрос на рассмотрение родительского собрания для распространения ограничения на всех учеников класса.
9. ВАЖНО! Личный пример! Вы можете пожать хороший пример независимого поведения ребенку и сами, сократив свой досуг перед экраном ноутбука или смартфона!
Встреча 2.
Персональные данные: ценим и умеем сохранять!
Что надо знать о персональных данных.
Персональные данные – все данные о человеке, своего рода «паспорт его личности». Их следует тщательно беречь и не раскрывать в Интернете без необходимости. В противном случае это может привести к очень неприятным последствиям: нежелательным звонкам, спаму, краже денег и документов, аккаунтов, различным мошенническим действиям. Безопасность – это наша непререкаемая ценность для детей и взрослых!
Что относится к персональным данным?
- ФИО;
- Номера и реквизиты всех документов (паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельство о рождении, аттестат об образовании, медицонский полис и т.п.);
- банковские данные (номер счета, карты, пин-код, CVV-код и т.п.);
- ваша контактная информация (номера телефонов, адреса электронной почты, адреса места жительства, работы или учебы);
- фотографии и видеозаписи с вашим изображением;
- данные о родственниках;
- ваши логины и пароли.
Ключевой вопрос (для размышления и обсуждения): насколько реально и как сохранить персональные данные вашей семьи?
ВНИМАНИЕ! более трети россиян (37%) не знают, для чего и как могут быть использованы персональные данные (по данным ВЦИОМ)!
Соцсети, мессенджеры и видеохостинги ежедневно собирают о нас огромное количество данных. Делается это, в первую очередь, для заработка денег. Большинство крупных платформ - бесплатны, ведь их владельцы зарабатывают на своих пользователях. Точнее – на их персональных данных, при перепродаже или в использовании рекламы. Соцсети и мессенджеры берут эти данные не только из профиля пользователя, но из его переписки. Обратите внимание: вся переписка постоянно хранится на серверах социальной сети или мессенджера , поэтому в результате утечки, кражи или хакерской атаки ваша частная жизнь может стать достоянием общественности.
Источники беды. Не стоит надеяться на «приватные» публикации, просматривать которые может только ограниченный круг лиц, настраивает которых сам пользователь. Ведь утечка может произойти через любого из этих людей. Иногда происходят крупные утечки, в результате чего данные тысяч пользователей попадают в открытый доступ. Но чаще всего пользователи сами выкладывают информацию о себе в Интернет. 80% информации о жертвах преступники находят в социальных сетях.
Кроме персональных данных о каждом человеке собираются его фото и видеоизображения. Современного человека ежедневно снимают сотни видеокамер, расположенных в публичных местах. Эта информация собирается, в первую очередь, государственными органами с целью обеспечения безопасности, раскрытия преступлений и т.п. Однако следует помнить, что такие видеозаписи могут попасть и в руки к шантажистам или иным злоумышленникам. Будьте осторожны! Не помогайте мошенникам, добровольно передавая им персональные данные!
Надо помнить! Активный пользователь Интернета оставляет цифровой след – иногда свой полный портрет: состояние здоровья, внешность и физические данные, привычки, места пребывания, уровень дохода, данные о личной и интимной жизни и многое другое. Приложения в телефоне могут получить доступ к микрофону, камере, акселерометру и следить за своим пользователем круглосуточно! Все это может представлять интерес для преступников. Мошенничество, шантаж, травля – вот неполный список того, для чего злоумышленники могут использовать информацию о пользователях. Следите за культурой поведения в сети, сохраняйте свою частную жизнь и конфиденциальность!
В соответствии с действующим законодательством любой гражданин вправе отказаться от предоставления своих персональных денных. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано гражданином у организации в любой момент.
Полезные советы:
- посоветуйте своему ребенку при регистрации в социальных сеях использовать только имя или псевдоним (никнейм);
- следите за тем, чтобы ребенок не размещал в Интернете лишнюю информацию: где он живет, где учится, какой дорогой ходит в школу и т.п.;
- в настройках камеры на телефоне следует отключить геотеги (геолокации, место съемки). Эта функция показывает, где именно делалась фотография. В таком случае любой желающий по фото может отследить пользователя;
- полезно будет настроить приватность в аккаунте своего ребенка. Таким образом, его профиль смогут смотреть только его друзья;
- объясните ребенку, что нельзя выкладывать в Интернет фото или скан-копии его документов или банковских карт;
- расскажите ребенку, что персональными данными стоит делиться только с ограниченным кругом лиц – самыми близкими. Не стоит передавать такие данные друзьям, а особенно незнакомым людям из соцсетей;
- ребенку надо знать, что злоумышленники могут пытаться выведать информацию и персональные данные через личные сообщения в социальных сетях. Особенно внимательно стоит реагировать на ссылки, которые незнакомцы присылают ребенку в личных сообщениях. Лучше по ним не переходить, а неизвестные файлы не открывать;
- расскажите ребенку, что нельзя подключаться к первому попавшемуся бесплатному Wi-Fi в публичном месте. Через такую бесплатную сеть злоумышленники могут получать доступ к персональным данным пользователей.
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! тщательно отбирайте фото и видео, которые вы сами выкладываете в Интернет!
Встреча 3.
Мошенничество в Интернете: необходимые средства защиты.
Современные технические средства очень сильно изменили виды мошенничества, которые используются злоумышленниками. Они могут, например, подделывать сайты, создавать страницу абсолютно идентичную странице Интернет-магазина с нужным вам товаром, но при оплате деньги отправятся напрямую к мошенникам.
Самым распространенным способом мошенничества в Интернете является «Фишинг». С его помощью мошенники выуживают у пользователя данные и потом используют их в своих целях. В Интернете существует огромное количество фишинговых сайтов. Они могут копировать страницу, например, социальной сети. При попытке войти в сой профиль на таком сайте мошенники проучат полный доступ к вашему аккаунту. Они с легкостью подделают любой номер телефона и не только его цифры, даже могут сделать так, что при звонке ребенок увидит надпись, например, «МАМА» или «ПОЛИЦИЯ». Более половины россиян регулярно получают звонки от мошенников (по данным ВЦИОМ). Страшно? Есть способы остановить злоумышленников!
ВНИМАНИЕ! Современные мошенники активно используют социальную инженерию – психологические приемы, вынуждающие жертву сделать именного то, что нужно мошеннику, например, перейти по ссылке, скачать вредоносный файл или сообщить код из СМС.
За чем же охотятся цифровые мошенники:
- деньги;
- персональные данные;
- логины и пароли.
Надо запомнить!
1. Для современных мошенников персональные данные являются не менее ценными, чем денежные средства, а иногда даже полезнее. Именно с помощью персональных данных преступники отнимают у жертв денежные средства, входя в ним в доверие. Кроме того, персональные данные сами по себе имеют ценность, ведь мошенники могут продавать их другим преступникам.
2. Кроме онлайн-мошенников существует другая, не менее опасная группа - телефонные мошенники. Они могут представиться кем угодно: сотрудником банка, полиции, прислать смс от имени родственников. Они также используют социальную инженерию. Иногда мошенники специально охотятся за голосом человека, например, задавая навязчивые вопросы. Их интересует то, как абонент назовет свои ФИО, а также скажет «Да». В дальнейшем мошенники могут использовать записи для входа в банковский аккаунт жертвы, голосом подтверждая банковские операции.
3. Еще одна опасность в Интернете – скрытые платные подписки. Многие мошенники или недобросовестные организации провоцируют пользователей на оформление подписок таким образом, что пользователь узнает об этом только тогда, когда обнаруживает регулярное списание денег со своего счета. Такую скрытую подписку можно случайно оформить при переходе на сайт с пиратским контентом, при скачивании файла или приложения или при оплате какой-либо услуги в Интернете. Так, например, однократно купив или пожертвовав деньги, можно не заметить галочку, которая подтверждает ваше согласие на подписку. Иногда создатели сайта специально делают эту галочку едва различимой или даже вовсе скрытой с экрана. Будьте бдительны!
Полезные советы.
Как защитить ребенка от мошенничества в Интернете?
1. В первую очередь следует научить ребенка перепроверять информацию. В случае с сайтами следует обращать внимание на адресную строку – нет ли в адресе каких-либо изменений или неточностей. Если адрес отличается от настоящего даже на один символ – это явный признак подделки. Если входящий звонок поступает от представителя банка или другой структуры, следует самостоятельно перезвонить в эту организацию и задать им вопрос, есть ли у них такой сотрудник и мог ли он сейчас вам звонить. Чаще всего банки не осуществляют операции по звонкам. Однако следует учитывать, что мошенники могут целиком скопировать даже настоящий номер и представиться настоящим именем сотрудника.
2. Объясните ребенку, что не следует принимать поспешных решений. Мошенники могут требовать от жертвы принять решение в текущий момент. Они рассчитывают на то, что в спешке, панике или страхе человек утратит бдительность и охотнее согласится на перевод денег. В таком случае можно ответить: «Сейчас я все проверю и перезвоню вам», или «Перезвоните мне через 5-10 минут, мне нужно время, чтобы подумать». Обычно этого времени хватает человеку, чтобы распознать мошенников, проверить информацию и не допустить ошибки.
3. Ребенка следует приучить беречь свои персональные данные с раннего возраста. Ребенок должен знать, что именно относится к персональным данным и что их нельзя размещать в Интернете без необходимости. Опасность представляют как сами данные, так и фотографии документов. Даже простое размещение номера телефона в социальной сети может привести к нежелательным звонкам, угрозам или шантажу.
4. Если у ребенка уже есть банковская карта, не следует хранить на ней много денег. Лучше всего класть деньги на карту тогда, когда он собирается что-то потратить или хранить на ней небольшое количество денег, которое не страшно потерять.
5. Не привязывайте телефон ребенка к банковским картам, счетам, платежным системам. Все платежи за ребенка лучше проводить самостоятельно.
6. Ограничивайте установку приложений на телефон ребенка. Наличие на телефоне антивируса и родительского контроля позволит защитить телефон от спама и вредоносных программ.
7. Установите ограничения и контроль на мобильном счете ребенка. Лимит расходов можно установить в личном кабинете мобильного оператора. Там же можно отключить возможность оформления платных подписок и изменение тарифа.
8. Научите ребенка опасаться звонков с незнакомых номеров и не перезванивать на них. К любому звонку с неизвестного номера следует относиться с осторожностью. Если перезвонить на такой номер, вас могут перевести на линию, где за каждую минуту разговора с вашего счета будут списывать огромные деньги.
9. Объясните ребенку, что нельзя переходить по ссылкам из смс и загружать файлы, которые пришли с неизвестного номера. Такой файл или ссылка могут установить на устройство вирус или отправить все данные владельца прямо в руки к мошенникам.
10. Подключите ребенка защиту от нежелательных звонков. Такая функция есть у смартфонов на системах Android или iOS. Она позволит отфильтровать спам, звонки с опасных или нежелательных номеров.
11. Если ребенок уже стал жертвой мошенников, следует немедленно обратиться в полицию. Не забудьте сохранить все доказательства мошеннической деятельности – скриншоты сайтов, переписок, квитанций онлайн-платежей.
Личный пример. Установите на смартфоне ребенка надежный пароль, который он должен знать наизусть и ни с кем им не делиться. Это обезопасит устройство попадании в руки чужих людей, в том числе других детей.
Встреча 4.
Опасные сообщества цифрового мира:
как избежать сетевой манипуляции.
Деструктивные сообщества в Сети – проблема реального мира.
В Интернете существует большое количество опасных групп, сообществ, которые распространяют опасные для жизни, здоровья, нравственности человека идеологию, увлечения, движения, в том числе вовлекают в экстремистскую деятельность и совершение иных преступлений. К таким группам относятся:
- Суицидальные сообщества – группы, в которых публикуется контент, связанный связанный с тематикой самоубийств. Сообщества суицидальной направленности часто маскируются, тем не менее, их можно выявить по таким признакам как романтизация смерти идей самоубийства; героизация людей, совершивших самоубийство и подражание им; практика «селфхарма» (причинения вреда самому себе); распространение деструктивно-суицидальной информации разного вида разнообразными способами. Например, часто пропагандируется такой контент через аниме, идеи анорексии и идеологию ЛГБТ сообществ и др. 46% россиян убеждены, что Интернет значительно увеличил число самоубийств (по данным ВЦИОМ).
- Аутодеструкктивные сообщества – группы, распространяющие идею и практики причинения самому себе физического и психологического вреда. Часто бывают подготовительным этапом для вовлечения детей в суицидальные группы.
- Сообщества школьных расстрелов (скулшутинг) – движение, ставшее популярным В США. Эти сообщества романтизируют и продвигают идею м массовых убийств среди детей и подростков школе. К таким относятся, например, движение «Колумбайн», признанное террористическим на основании решения Верховного суда РФ. По данным исследователей, скулшутинг пропагандируется через «кровавое аниме».
- Сообщества по криминальной идеологии – продвигают идеалы из криминальной среды подростков. Наиболее известным является движение АУЕ (признано экстремистским и запрещено на территории РФ). В таких сообществах романтизируется не только криминальный, но и тюремный образ жизни и быт, а также криминальные герои книг, фильмов и сериалов.
- Экстремистские сообщества – сообщества, занимающиеся публикацией и распространением экстремистского контента, пропагандирующие экстремистские идеи, а также привлекающие своих подписчиков к совершению преступлений на почве политики, расовой, национальной или религиозной ненависти.
Как помочь ребенку не попасть в деструктивное сообщество? На что обратить внимание?
- наличие в сообществах, которые посещает ребенок, или в ленте новостей его аккаунта фотографий увечий (порезы, ссадины, травмы, кровь и т.п.);
- наличие фотографий в мрачных тонах, с депрессивным содержанием;
- наличие в ленте цитат, обесценивающих жизнь или традиционные духовно-нравственные, в том числе семейные, ценности; содержащих пренебрежительные (неуважительные) высказывания по отношению к родителям, деторождению, служению Отечеству, исторической памяти народа России, ценности жизни человека, руководству страны и принимаемым государственным решениям;
- наличие в подписках у подростка или в ленте новостей его аккаунта сообществ, посвященных скулшутингу, а также лицам, которые совершали эти преступления;
- интерес к аниме у ребенка и его друзей;
- ребенок стал часто проводить время вне дома, скрывать информацию о том, где и с кем проводит время, при этом вы не знаете телефонов его друзей и их родителей, его успеваемость в школе упала;
- у ребенка появились денежные средства или дорогие вещи, происхождение которых вы не знаете или он пользуется вещами, которые ему, якобы, дали временно товарищи.
Последствия вовлечения в деструктивные движения:
- снижение способности самостоятельно думать и принимать решения;
- отказ от личной ответственности;
- отрицание авторитетов, том числе родителей, учителей, друзей знакомых;
- обеценивание норм морали и общечеловеческих ценностей;
- выраженная симпатия к антигероям и антидвижениям;
- выраженно стремление к разрушению и деструктиву;
- снижение успеваемости в школе;
- неуважение и травля учителей;
- нарушение коммуникации конфликты со сверстниками;
- формирование школьных банд или радикальных группировок;
- политизация детей и подростков;
- рост наркомании среди подростков;
- попытки самоубийства и причинения себе вреда.
Как вовлекают в опасные сообщества? Чаще всего вербовка начинается с личного очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем пользователя. Один из основных способов вербовки – маркетинговая «воронка вовлечения». Суть воронки заключается в том, пользователь сначала привлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях, он отбирается и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами. После этого происходит отбор пользователя в закрытые группы и чаты, где уже происходит вовлечение в опасную и даже преступную деятельность сообществ. Особенностями таких групп может быть персональный доступ к ним только членов сообщества (особенно если сообщество проходит через мессенджеры). Т.е. родители или иное лицо не сможет попасть в группу, используя свои телефон или компьютер. После этого пользователи приступают к выполнению заданий в реальном мире.
Это надо знать!
1. Постоянные флешмобы могут быть опасны – это регулярные задачи, например: облейся холодной водой, напиши пост и поставь правильный хештег, опубликуй сои фото в конкретных условиях и т.п. Такие активности «дрессируют» пользователей на бездумные массовые действия.
2. Массовые тесты, квесты, задания – псевдотесты на IQ, творческие способности, тип личности и пр. Они не несут никакой пользы и не могут определить ничего из вышеперечисленного, но подталкивают пользователей к ненужной им активности;
3. Общественные и явно политические задания могут выражаться в требовании у ребенка поставить на аватар радужный (ЛГБТ) флаг, опубликовать пост с поддержкой или осуждением какого-либо внутриполитического или мирового инцидента, распространить фейковую новость, сдать деньги на поддержку какой-либо организации;
4. Максимальный перепост служит формированию среди пользователей привычки делать репосты каких-либо публикаций к себе в ленту. Таким образом, публикации, в том числе и фейки, могут распространяться лавинообразно, каждый раз захватывая все больше и больше пользователей, которые занимаются их репостом и распространением.
5. Метод наводнения – формирование постоянного и плотного информационного поля вокруг какого-либо вопроса. В результате у пользователей складывается ложная уверенность, что какая-то позиция поддерживается разными источниками и обсуждается на разных уровнях, а, значит, эта позиция важна и правдива.
6. Метод «от вас скрывают, а я расскажу правду» - придает максимальную правдоподобность сообщению и создает у пользователей чувство избранности, ведь с ними поделились какой-то правдой, которую от всех остальных скрывают.
7. Виртуальные рейтинги и награды – в соцсетях, сетевых сообществах и массовых играх используются награды и рейтинги, призванные подстегнуть интерес пользователей, заставить их участвовать в «активности» не просто так, а за какую-от награду, даже если эта награда – символическая позиция в виртуальном рейтинге.
Обращаем внимание на молодежный сленг и изучаем его! для этого бывает достаточно посмотреть значение различных слов в Интернете. Так, например, слова «самовыпил» и «выход» могут означать самоубийство.
58 % убеждены, что современные дети живут в более опасное время, чем они сами. 46% опрошенных считают, что Интернет значительно увеличивает количество самоубийств. 60% опрошенных взрослых уверены, что социальные сети и их контент оказывают вредное воздействие на детей.
Встреча 5.
Вербовка и отбор детей в деструктивные сообщества в социальных сетях. Реальность опасности для детей в Сети.
Социальные сети являются самым эффективным и широким по охвату инструментом, с помощью которого злоумышленники могут вербовать пользователей в разные преступные организации.
К опасным сообществам в социальных сетях относятся:
- группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки, шутеры, нацистские, неонационалистические движения и др.;
- группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: зацепинг, опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, треш-стримеры, шок-контент;
- группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («Синий кит» и аналогичные), анорексию и др.;
- группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционны сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность, зоофилию и пр.;
- аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства, самоубийства. По данным исследователей, через «кровавое аниме» популяризуется даже скулшутинг. Аниме-продукция является лидером по депрессивно-суицидальному контенту. По данным опроса экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, многие несовершеннолетние, имевшие опыт суицидального поведения, увлекались данной субкультурой.
Как гарантировать безопасность ребенка в опасной среде? Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям. Важно, чтобы в случае опасности появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям. 82 % детей получают заявки в друзья от незнакомых людей, 29% детей получают заявки от незнакомых взрослых.
Деструктивные сообщества могут:
- нанести вред психическому и физическому здоровью ребенка, могут быть опасны для жизни;
- сформировать нетрадиционные духовно-нравственные ценности, опасные взгляды и убеждения, основанные на насилии и мизантропии;
- заставить ребенка причинить вред себе или окружающим.
В Интернете действует большое количество преступников, чьей целью является вовлечение все новых и новых пользователей в деятельность таких опасных сообществ. Такие лица называются «вербовщиками». Чаще всего вербовка начинается с личного очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем пользователя. Суть «воронки» заключается в том, что пользователь вовлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях, он отбирается и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами. После этого происходит отбор пользователя в закрытые группы и чаты, где уже происходит вовлечение в опасную и даже преступную деятельность сообществ. Особенностями таких групп может быть персональный доступ к ним только членам сообщества (особенно если общение происходит через мессенджеры). То есть родители или иное лицо не может попасть в группу, используя свои телефон или компьютер. После этого пользователи приступают к выполнению заданий в реальном мире.
Полезные советы:
- спрашивайте или аккуратно проверяйте, с кем ведет переписку ребенок в личных сообщениях;
- обращайте внимание на поведение и новые интересы ребенка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии;
- замечайте изменения круга общения ребенка, спрашивайте о его друзьях;
- обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете ,так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию. Такие челленджи начинаются с простых безобидных действий, а заканчиваются потенциальной угрозой для здоровья и жизни ребенка;
- в случае обнаружения нежелательных контактов в социальных сетях ребенка и потенциальной угрозе, необходимо сообщать в полицию, прикладывая все имеющиеся доказательства: ссылки на группы сообщества, скриншоты переписки, ссылки на аккаунты преступников и т.д.;
- по возможности обеспечьте регистрацию ребенка в социальных сетях со своего компьютера или номера телефона, что позволит отслеживать его действия в Интернете. Следует помнить, что ребенок, вовлеченный в деструктивные сообщества, заводит второй (третий) аккаунт в социальных сетях, который держит втайне от родителей;
- не стесняйтесь читать сообщения переписку своего ребенка. Это не является нарушением его прав, но есть непременное условие обеспечения его безопасности. Не забывайте регулярно проверять в компьютере несовершеннолетнего историю его запросов и поиска в Интернете. В настройках браузера находится вкладка «История», где модно найти страницы недавних посещений ребенка. Если вы обнаружили, что ребенок регулярно стирает историю поиска, то это может быть тревожным знаком, требующим особого внимания;
-необходимо помнить, что первым этапом вовлечения ребенка в деструктивные сообщества является его отдаление от родителей близких людей, провоцирование конфликтов между ними, культивирование претензий, ненависти и агрессии к родным и друзьям. Поэтому не всегда вызывающее и агрессивное поведение ребенка по отношению к родителям является искренним желанием и осознанным поведением несовершеннолетнего, а лишь результатом манипуляции его сознанием со стороны преступников. Поэтому важно не ссориться с ребенком и не конфликтовать, а пытаться всегда оставлять возможность для диалога, искать подлинную причину его поведения и устранить ее. Старайтесь постоянно поддерживать своего ребенка;
- постарайтесь сдерживать внешние проявления бурных реакций на агрессивное и неконструктивное поведение ребенка или содержание его переписки. Пытайтесь говорить с ребенком спокойно, без негативных эмоций объяснить ему недопустимость его поведения или почему тот или иной контент может представлять угрозу. Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям. Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям;
- поддерживайте контакты с друзьями и одноклассниками, а также их родителями, информация от которых может быть весьма полезной для общего понимания интересов, сложностей и проблем ребенка, а также для принятия своевременных мер;
- интересуйтесь с определенной регулярностью, на какие группы и сообщества в соцсетях подписан ребенок.
Встреча 6.
Воздействие виртуальной жизни: иллюзии соцсетей.
Современные дети и взрослые существуют одновременно в двух реальностях – реальной и виртуальной. Перенос частной жизни в виртуальное пространство приводит к тому, что цифровой мир не просто дополняет реальную жизнь, а становится ее полноценной частью. Это называется «Мультиреальностью».
Признаки чрезмерного погружения человека в виртуальный мир:
- если во время разговора или дискуссии в реальной жизни человек не может не может отстоять свою точку зрения, он пытается «забанить» (заблоктировать) собеседника так, как сделал бы это в соцсети – уйти от разговора, перестать отвечать, игнорировать собеседника;
- многие дети сегодня учатся пользоваться смартфонами и Интернетом еще до того, как научатся писать и читать. С самого раннего возраста они начинают поглощать огромное количество информации не самого качественного контента. Каждый четвертый ребенок в возрасте от 0 до 12 месяцев использует Интернет. Более половины детей в возрасте до 3 лет используют Интернет каждый день. Это приводит к изменению умственного развития, ухудшению памяти и социальных навыков;
- происходящее в социальных сетях представляет для детей больший интерес, чем собственные впечатления от реальной жизни. Все интересное, что происходит в жизни, необходимо фотографировать и выкладывать в соцсети. Например, достопримечательность на отдыхе необходимо сфотографировать и «запостить» в соцсети. Публикация для пользователя гораздо важнее, чем сама достопримечательность.
Соцсети постоянно создают иллюзии, которым подвержено большинство пользователей. Эти иллюзии часто переносятся и в реальный мир:
- Иллюзия недолговечности – большинство пользователей уверено, что все, что они выложили в Сеть, будет жить несколько часов или дней. Но старые публикации никуда не пропадают, даже если их удалить. Они хранятся и формируют обширный цифровой след об авторе, их можно восстановить и использовать для шантажа или компромата. По данным лаборатории Касперского, 22 % детей выкладывали в Интернет информацию, о размещении которой впоследствии жалели.
- Иллюзия доброжелательности – авторы публикаций в социальных сетях ожидают видеть похвалу и одобрение в свой адрес. Несогласных или возмущенных можно просто «забанить», так они не смогут комментировать и даже просматривать публикации пользователя. Чем больше пользователь находится в плену этой иллюзии, тем меньше он готов к нападениям недоброжелателей и «троллей» в соцсети и тем сильнее будет травмирован в случае травли или агрессии. 30% детей, по данным лаборатории Касперского, близко знакомы с травлей в социальных сетях – они либо сами были ей подвержены, либо становились очевидцами подобного.
- Иллюзия ценности – многие пользователи уверены, что все, что они пишут и публикуют – нужно и полезно для остальных пользователей. В какой-то степени это действительно так. Только вся эта информация нужна и полезна не для других пользователей, а для самой соцсети и ее разработчиков. Ведь чем больше информации о себе вы публикуете, тем боле точный портрет могут собрать о вас алгоритмы соцсетей и тем более дорогую рекламу смогут вам показать.
Полезные советы:
- не переносите поведение из социальных сетей в реальный мир! Общение с собеседником лично совершенно не похоже на общение в чате;
- внимательно относитесь к тому, что публикуете! Если вы не готовы столкнуться с критикой – лучше не публиковать. В Интернете много недоброжелателей;
- помните, что любая информация в Интернете, фото, видео или сообщения могут быть восстановлены даже спустя много лет после удаления;
- общайтесь с людьми в реальности, а не в социальных сетях. Чем меньше вы пользуетесь смартфоном, тем лучше!
- отключайте смартфон хотя бы на несколько часов в день. Цените время, которое вы проводите вместе с семьей, не тратьте его на социальные сети и приложения.
Встреча 7. Прямые трансляции.
Прямые трансляции позволяют пользователям Интернета, в том числе детям и подросткам, снимать видео и транслировать его в режиме реального времени на широкую аудиторию .Функция прямых трансляций доступна во многих приложениях, социальных сетях, видеохостингах и даже на площадках для онлайн-игр. Трансляции дают возможность пользователям делиться своим творчеством с другими. Но важно помнить, что дети и подростки, транслируя видео онлайн, делятся им не только с друзьями.
Чем опасны прямые трансляции?
- В ходе просмотра любого видео, в том числе, трансляций, можно сделать скриншот, а само видео можно записать и сохранить с помощью отдельных программ;
- в зависимости от настроек конфиденциальности на конкретных платформах дети и подростки могут не знать, кто в данный момент смотрит видео. В итоге за детьми могут наблюдать другие взрослые;
- иллюзия приватности (закрытости) онлайн-трансляции приводит к тому, что подростки показывают слишком большое количество личной информации. Даже если автор видео не называет своего настоящего имени, он может выдать свою личность или место жительства другими способами;
- во время трансляций, которые проводят дети и подростки, зрители могут оставлять комментарии, в том числе, оскорбительного содержания, которые в дальнейшем могут привести к травле, преследованию, неуместным вопросам, разжиганию ненависти;
- лайки и комментарии к публикации или видеоролику существенно увеличивают охват публикации, привлекают новых зрителей, и, таким образом, видеоролик попадает в рекомендации видеохостинга или социальной сети. Зачастую, именно с целью получения популярности, подростки снимают различные провокационные видеоролики;
- контент прямых трансляций практически не модерируется платформами. Дети и подростки, которые смотрят такие трансляции либо записи прямых эфиров, могут столкнуться с непотребным контентом, нецензурной лексикой, жестокостью, сценами насилия, откровенными сценами и иной деструктивной информацией.
Что должны сделать родители, чтобы обезопасить своих детей?
- узнайте больше о приложениях, сайтах, платформах и соцсетях, которыми пользуется ваш ребенок. Просмотрите настройки конфиденциальности на этих ресурсах проверьте наличие функции родительского контроля, обратите внимание на способы направления жалоб в службу поддержки на неприемлимый контент или поведение других пользователей;
- помогите ребенка настроить параметры конфиденциальности. Например, если сделать учетную запись закрытой, то ребенок сможет сам одобрять или отклонять подписчиков, ограничивать круг лиц, которые могут просматривать его контент и ограничивать входящие сообщения;
- объясните ребенку, что ему следует ограничить число подписчиков только теми, с кем он знаком в реальной жизни;
- расскажите детям о негативных последствиях, к которым может привести неосторожное проведение прямых трансляций. В последствии удалить из Интернета какую-либо информацию о себе невозможно;
- объясните, что скриншоты и записи трансляций, которые могут сделать другие пользователи, в будущем могут быть использованы для травли, шантажа, оскорблений;
- поддерживайте открытое общение со своим ребенком. Важно, чтобы он знал и понимал, что всегда может прийти к вам за помощью.
Треш-стримы. Особо опасной категорией онлайн-трансляций являются треш-стримы. Треш-стримы содержат контент, включающий в себя насилие, избиения, унижения, пытки, истязательства над людьми и животными. Несмотря на очевидный аморальный и противоправный характер таких трансляций, до сих пор треш-стримы не блокируют. Итогом этого становится смерти участников в прямом эфире, первая из которых произошла в 2020 году во время трансляции на YouTube.
Ежедневно треш-стримы смотрят более миллиона детей по всей России. Опасность таких трансляций, особенно для детей и подростков, заключается в следующем:
- треш-стримы продвигают аморальное поведение, ненависть к другим людям, в том числе среди детей и подростков;
- треш-стримы пропагандируют жестокость и насилие;
- треш-стримы могут напугать и причинить необратимый вред психике ребенка;
- могут привить ребенку ценности, основанные на насилии и жестокости;
- ребенок может попытаться повторить увиденное в трансляции, в том числе опасное или насильственное действие. В результате может быть нанесен вред его здоровью или здоровью окружающих.
Встреча 8.
10 советов родителям по проблемам безопасности в Интернете.
1. Стройте открытые и доверительные отношения с ребенком. Обсуждайте устройства и проводимое время в Интернете спокойно, чтоб ребенок всегда чувствовал и знал, что он может к вам обратиться, если попадет в неприятную ситуацию.
2. Больше времени проводите вместе с ребенком в реальной жизни. Отвлекайте его от Интернета и отвлекайтесь сами. Играйте с ребенком в активные игры, читайте, смотрите фильмы и общайтесь.
3. Закладывайте полезные привычки и помогайте ребенку развивать социальные и эмоциональные навыки, такие как уважение к другим, сопереживание, критическое мышление и ответственное поведение.
4. Используйте устройства в хорошо просматриваемом месте в доме. Это поможет следить за тем, с кем общается ваш ребенок в Сети, когда он пользуется телефоном, планшетом, игровой приставкой и другими подключенными к Интернету устройствами.
5. Установите ограничения, чтобы время, проводимое перед экраном электронного устройства, было в балансе со временем в реальном мире. Грамотно сформировать ожидания по части того, где и когда допустимо пользоваться электронными устройствами, можно с помощью распорядка «электронного дня». Введите запрет на использование ребенком компьютера, планшета или смартфона в ночное время. Учите ребенка, подавая пример. Чтобы привить ребенку правила цифровой безопасности, их следует понимать и соблюдать самим. Не лишним будет заключить семейное соглашение об использовании устройств и Интернета.
6. Будьте в курсе того, какие приложения, игры и социальные сети использует ребенок. Убедитесь, что они соответствуют его возрасту. Выставляйте в приложениях и играх ограничения на функции обмена сообщениями или чата в Интернете и передачи геолокации, так как это делает ребенка особенно уязвимым для нежелательных контактов и раскрывает его местоположение.
7. Проверьте настройки конфиденциальности в играх и приложениях, которые использует ваш ребенок. Убедитесь, что в них выставлены наиболее строгие категории Ограничьте список лиц, которые могут посылать ребенку сообщения и попросите его советоваться с вами, прежде чем принимать приглашения в друзья от других пользователей.
8. Используйте функции родительского контроля. Это позволит фильтровать опасные материалы, следить за тем, как ребенок использует подключенные к Интернету электронные устройства, ограничивать или блокировать на них доступ в Сети и другие функции, например, камеру или покупки в приложениях.
9. Обращайте внимание на настроение и поведение ребенка. Смена привычек может свидетельствовать о том, что он попал в неприятную ситуацию. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой ситуации ему следует довериться и рассказать вам.
10. Обеспечьте безопасность персональной информации всей своей семьи. Следите за тем, чтобы ребенок не размещал в Интернете информацию о себе и своей семье: личные или семейные фотографии, свою фамилию, данные о месте жительства, пребывания, учебы, работы родителей, маршрутах своего передвижения, реальных имен своих друзей или людей из круга общения родителей, данные свидетельства о рождении, паспорта или иных документов, номера телефонов, банковских карт, логины, пароли и тому подобную информацию. 50% детей указывают в Интернете свой настоящий возраст и делятся настоящими фотографиями, 10% пишут свой мобильный номер, а 9% указывают геолокацию (по данным Лаборатории Касперского).
Встреча 9. Семейное соглашение об использовании гаджетов.
Договариваемся о ценностях. Смартфон и ребенок: почему думающие родители составляют семейное соглашение об использовании цифоровых устройств?
Каждый родитель должен помнить, что Интернет является потенциально опасной средой для ребенка. Доступ в Сеть для несовершеннолетних сегодня никак не ограничивается. Отсутствуют возрастные ограничения, а те, что есть, - легко обойти, отсутствуют лимит на время использования Интернета или гаджетов. По данным исследования, проведенного Лабораторией Касперского, половина детей в России проводи в гаджетах до четырех часов в день, а 26% детей тратят на них все свое свободное время.
Неконтролируемый доступ к Интернету несет для детей и подростков большую опасность:
- формируется цифровая зависимость;
- возникают новые потребности: делать селфи, публиковать в Интернете все события из своей жизни, получать одобрение (в виде лайков и комментариев) от других пользователей;
- ухудшается память и познавательные способности;
- ухудшается социализация и навыки общения;
- сокращается общение с родителями и сверстниками, учащаются конфликты;
- формирование доверия к цифровой среде приучает к добровольному предоставлению доступа к своим личным данным.
Как с этим бороться? Несмотря на бурный рост цифровых технологий и из глубокое проникновение в жизнь человека, по мнению ученых, ребенку школьного возраста необходимо строго лимитировать время пользования гаджетами, а ребенку дошкольного возраста лучше и не пользоваться устройствами в развлекательных целях. Ребенок может утверждать, что все его одноклассники или друзья активно пользуются гаджетами и используют их для игр или развлечений. Несмотря на это, ему следует объяснить правила безопасности в Интернете и заключить с ним семейное соглашение на использование гаджетов
Семейное соглашение – это набор правил о том, как, когда и в каком количестве члены семьи могут использовать разнообразные цифровые устройства (смартфоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, телевизоры или игровые приставки). Соглашение должно всесторонне охватывать все спорные моменты использования гаджетов и Интернета как дома, так и в школе.
Это важно:
- В современных условиях семейное соглашение может помочь уберечь (оградить) ребенка от вредного воздействия Интернета:
- соглашение должно соответствовать возрасту и потребностям детей;
- написание и подобное разъяснение такого соглашения поможет ребенку развить навыки критического мышления и самодисциплины;
- со временем пункты соглашения можно пересмотреть и переписать.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Пример 1 семейного соглашения
об использовании устройств и Интернета.
Я, _______________________________________________________________,
согласен (-сна) со следующими правилами:
1. Я буду спрашивать у родителей разрешения перед тем, как взять телефон / планшет или поиграть в игру.
2. Я буду использовать телефон / планшет только в этих комнатах _________________________________ (например, кухня или гостиная).
3. Я не буду использовать гаджеты и выходить в Интернет во время еды.
4. В Интернете я буду общаться только с теми людьми, с которыми знаком лично.
5. В Интернете я буду общаться вежливо и использовать только приличные слова.
6. Я буду спрашивать разрешение у родителей перед тем, как опубликовать в Интернете фото или видео.
7. В школе я не буду доставать телефон и заходить в Интернет во время уроков.
8. Если что-то в Интернете меня напугает, разозлит или расстроит, я расскажу об этом родителям.
9. Когда закончится время для использования устройств, я перестану ими пользоваться и открывать социальные сети и игры.
10. Я не буду использовать устройства и выходить в Сеть после ________.
_________________ ФИО ________________ Подпись
Пример 2 семейного соглашения
об использовании устройств и Интернета.
1. Все члены семьи могут использовать смартфоны (за исключением телефонных переговоров) не более _____ часов и не более ______ (по выходным).
2. Все члены семьи не могут использовать гаджеты в этих комнатах: ____________________________________________________________ (например, спальня, кухня).
3. Все члены семьи не могут использовать гаджеты во время приема пищи.
4. Все члены семьи не могут использовать гаджеты во врем я совместного отдыха (просмотр фильма, прогулка, игра в настольные игры и т.п.).
5. Все члены семьи могут использовать устройства и Интернет только с ____ по ____.
________________________ ФИО _____________________Подпись
Встреча 10. Родительский контроль – полезный контроль.
Родительский контроль – функция цифровых устройств и гаджетов, обладающая набором полезных свойств, позволяющих контролировать и отслеживать время, проводимое ребенком в Интернете, а также сайты, которые он посещает, просматриваемый контент и многое другое. Родительский контроль является самым популярным методом защиты ребенка от опасностей в Интернете. 41% опрошенных родителей используют приложения родительского контроля. А вот 19% родителей вообще не предпринимают никаких мер по защите ребенка в Интернете (по данным ВЦИОМ).
В условиях современного контента, когда любой ребенок может получить доступ практически к любой информации вне зависимости от наличия возрастных ограничений, родительский контроль является крайне полезной функцией, которая поможет уберечь ребенка от деструктивного контента, помочь освоить финансовую грамотность и регулировать траты, а также уберечь ребенка от нежелательных знакомств, опасных людей в Интернете и преступников.
Внимание! Основные функции родительского контроля:
- контроль и нормирование экранного времени;
- возможность настраивать распорядок дня – в какое время ребенок может ил не может пользоваться устройством;
- контроль посещаемых сайтов, вплоть до запрета или ограничения на открытие конкретных сайтов;
- контроль за открытием определенных приложений на смартфоне или программ на компьютере;
- возможность четко разграничивать учебу и досуг ребенка путем настройки распорядка электронного дня;
- контроль за расходами ребенка многое другое;
- контроль времени, проведенного в онлайн-играх.
Каким бывает родительский контроль?
1. Родительский контроль на смартфонах – современных смартфоны на Android и iOSобладают встроенными функциям родительского контроля, которые подключаются непосредственно в настройках телефона;
2. родительский контроль в браузерах – некоторые браузеры обладают встроенными функциями родительского контроля. В таком случае их функционал ограничивается использованием браузера и не распространяется на весь компьютер;
3. родительский контроль на игровых приставках – приставки также обладают функциями родительского контроля, которые позволят ограничить то, в какие игры ребенок может играть, как он может использовать приставку, и контролировать его расходы в магазинах игр для этих приставок;
4. специализированные приложения и программы для родительского контроля. Такие приложения можно найти как в официальных магазинах приложений для смартфонов, так и просто в Интернете на сайтах разработчиков. Эти приложения и программы обладают самым широким функционалом, который позволяет контролировать действия ребенка как на компьютере, так и в телефоне, отслеживать его активность в соцсетях, телефонную книгу, финансовые траты, время использования устройства, игры и многое другое.
Личный пример: объясните ребенку, что родительский контроль - это база его безопасности. Заключите соглашение о его установке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.