Тема: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.
Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:
Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».
Линия 3 ЛР. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;
2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;
3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге
4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.
5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны
6.Характеризовать решения Тегеранской конференции
Учебная проблема:
Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
ХОД УРОКА
1. Организация учебной деятельности
2. Проверка ДЗ
3. Изучение нового материала
Актуализация
Вспомните этап войны, когда начался коренной перелом?
- 19 ноября 1942 (осень) - 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.
Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?
Тезаурус:
«Коренной перелом» – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.
«Уран» - стратегическая военная операция вооружённых сил СССР по окружению немецкой группировки под Сталинградом, начальная часть Сталинградской битвы.
«Малый Сатурн» - стратегическая военная операция вооружённых сил СССР по расширению внешнего кольца окружения немецкой группировки под Сталинградом, вторая часть Сталинградской битвы.
«Кольцо» - стратегическая военная операция вооружённых сил СССР по уничтожению окруженной немецкой группировки под Сталинградом, заключительная часть Сталинградской битвы.
Причины поражения фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.
Немецкие генералы о причинах поражения |
Источники о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне? |
1. Огромная территория СССР.
|
«Главная причина - мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк |
1. Суровые погодные условия - «генерал Мороз».
|
Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль). |
2. Приказ № 227 |
Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год |
3. Большая численность советских солдат и офицеров - «масса муравьев против слона».
|
Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января. |
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации+рассказ)
В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград, важный стратегический пункт и крупный центр оборонной промышленности, носивший имя самого Сталина. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией генерал-полковника Ф. Паулюса.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены подтягивать подкрепления. К Сталинграду с других участков фронта были стянуты 3 танковые, 2 моторизованные, 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Ценой больших потерь 6-й армии к середине августа удалось выйти на правый берег Дона. 4-я танковая армия устремилась на юг, в обход группировки советских войск. 23 августа, после ожесточённых боёв, 6-й армии удалось прорвать советскую оборону на узком участке фронта и выйти к Волге севернее Сталинграда. В тот же день немецкая авиация сделала 2 тысячи боевых вылетов для бомбовых ударов по городу.
С начала сентября 1942 г. в Сталинграде завязались уличные бои. Символом мужества, стойкости и героизма стал Дом Павлова, в котором около двух месяцев держала оборону группа советских бойцов под командованием старшего сержанта Я. Ф. Павлова. Особо ожесточённые бои велись за Мамаев курган.
Советским командованием был разработан план «Уран» по окружению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Его разработали под руководством Сталина заместитель Верховного главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.
Ставка намечала нанести удар силами трёх фронтов - Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий К. К. Рокоссовский), Сталинградского (командующий А. И. Еременко) окружить и разгромить войска противника в междуречье Волги и Дона.
На направлениях главного удара было создано двойное, а иногда тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить возможность внезапного перехода в контрнаступление. В 7 часов 30 минут 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта.
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окружённым армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову.
Окружённая немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта на Верхнем Дону и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум, но участь 6-й армии была решена. Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окружённых немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть.
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу. Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии. Опасаясь нового окружения, гитлеровцы спешно вывели свои войска с Северного Кавказа.
Открытие нового знания
Задание. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«... В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить - убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».
Выделите причины победы на Курской дуге
Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
Развитие событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии.
Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.
Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?
Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам
Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?
Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.
Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.
Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).
Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?
Ученики: Да.
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?
Ученики делают вывод по проблеме урока.
Выполните задание
Подстановка элементов в пропуски в тексте:
В ходе ______________ битвы проходила оборона Дома Павлова. Борьба за Дом Павлова — один из многих примеров ________ советских людей в дни битвы за Сталинград.
Варианты ответа: Сталинградской; Московской; Курской; героизма; предательства;
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Сталинградской; героизма.
Подведение итогов, оценивания ответов учеников.
Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Домашнее задание: § 18
Задание. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«... В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить - убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Задание. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«... В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить - убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.