Разработка урока
Оценка 4.7

Разработка урока

Оценка 4.7
doc
04.03.2020
Разработка урока
10кл Александр Невский.doc

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками или историками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах. Привожу примеры разных точек зрения, пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь  выбрать правильное видение того или иного вопроса.  Выводы ученики делают сами. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “старицей возвратил то, что получил от нее”.

На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Один из ярких примеров такой личности является великий полководец, политический и общественный деятель Древней Руси Александр Невский. Покажем на примере урока об этом выдающемся человеке возможности достижения целей гражданско-патриотического воспитания.

 

·         Автор составитель урока: Кузина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №7 П. Приютово Белебеевского района РБ  

·         Предмет: история

·         Класс: 10

·         Учебник:  Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца 19 в. 10 кл. - М.: Мнемозина, 2007.

·         Тема урока:  Александр Невский

Оснащение урока Эпиграф

Потрудился за Новгород и за землю Русскую

из жития.

Картины « Невская битва», «Ледовое побоище», кантата «А. Невский»

С. Прокофьева, тексты - фрагменты трудов историков В.В. Каргалова, С. Соловьева, Л.Н. Гумилева, мультимедийная презентация

Тип - урок углубления и обобщения знаний уч-ся.

Форма - урок обсуждения портретной характеристики.

Методы и приёмы: решение проблемной задачи; заполнение сравнительной таблицы; творческая работа в парах по составлению синквейна; проблемно-проектная дискуссия, работа над первоисточниками, самостоятельная работа по сбору материала.

Межпредметные связи: Обществознание - тема «Роль личности в истории».

История Отечества XX века - тема «Великая Отечественная война».

Цели: 1. демонстрация неоднозначности в оценках исторических событий;

2.  обретение уч-ся собственной позиции в отношении проблемных моментов
отечественной истории;

3.  формирование критического мышления.

Задачи:

1. всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность А. Невского; продолжить

формирование личностных суждений, личностного отношения к истор. деятелю             

 2. формирование умений работы с информацией (анализ текстов, сравнение)

обработки и систематизации материала; развитие навыков исследовательской работы, подводить

итоги размышлениям по проблеме при помощи синквейна - умение в рамках жестких

 правил дать характеристику человеку и определить свое отношение;

3.воспитание патриотизма, любви к Отечеству, гражданской позиции.

 

Ход урока.

Введение:

 Объявление темы и целей урока:

     У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются, напротив -чем дальше развивается истор. жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Это как бы звёзды на истор. горизонте освещающие весь дальнейший путь народа. И одним из них является Александра  Невский. Имя А. Н. практически знакомо каждому, одно из самых славных и значительных в истории.

    Жизнь и судьба А. Н. волновала как историков прошлого, так и настоящего. Что мы, действительно о нём знаем? Кто он? Что нам известно о времени, в котором довелось жить А. Н.? Какова роль А. Н. в борьбе Руси с иноземными захватчиками: Познакомимся с отрывками из трудов историков на роль монгольского ига в русской истории и политику А. Н. в отношении Золотой Орды.

Основная часть:

I. Систематизация и обобщение знаний учащегося по проблеме

 «В чём величие Александра  Невского, его роль и место в истории России?»

 1. Демонстрация изображения А. Н.(Слайды)

1)      Корин П. - Триптих «А. Невский»./ копия Триптиха была установлена в виде транспаранта на берегу Волхове во время боев за Новгород в ВОВ.

2)      Орлов С. - памятник А. Н. в г. Переяславле - Залесском.

3)      Изображение на иконе.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека. Неизвестно был ли он высок или низок, красив или уродлив. Случается так, что добрая память о человеке заставляет самых отдаленных потомков представлять его прекрасным. Слова его так велики, что иконописцы и живописцы ничего, не зная о его настоящем облике из века в век творят образ могучего воина с совершенными чертами лица.

Чтобы понять образ А. Невского глубже и больше узнать о нём самом, необходимо представить себе Русь времени князя А. Н.

2. Реконструкция исторической  эпохи:

- Что нам известно о времени, в котором довелось жить князю Александру?

 Как вы понимаете слова Н.Карамзина: « В дни общих бедствий родилось слава Александра  Невского».

Слава великого полководца вдохновила композитора С. Прокофьева написать патриотическую кантату «А. Невский»:

Прослушивание отрывка из кантаты «Вставайте люди русские».
2. Рассказ о Невской битве - «урок в уроке».

(фрагмент занятия ведет уч-ся раскрывая  причины, ход, итоги, значение Невской битвы).

В 1241 в новгородские земли вступили немцы и вновь Александр спасает Отечество, разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие нашло отображение в художественной  литературе. Проявленные мужество русских воинов и полководческий талант Александра  Невского вдохновили К. Симонова написать поэтическое произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ А. Невского.

3. Уч-ся читает, наизусть отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище»

4.- обсуждение по отрывку произведения : В чём проявилось полководческое искусство Александра  Невского?

Германцы получили потрясающий урок. Летом в Новгород приехали послы из Ордена и просили у Александра Вечного мира. Мир был заключён. Говорят, что тогда Александр произнёс слова, ставшие на Русской земле пророческими «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

     На примере А. Невского учились военному искусству русские  полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 в ВОВ в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден А. Невского - (демонстрация изображения), которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей - офицеры 40217.

5. Решение проблемной задачи : «Английский историк Д. Фенел, характеризуя победы русских под шведами на Неве в 1240 и над немецкими  рыцарями в 1242 на льду Чудского озера назвал их как две относительно мелкие победы, малозначительные столкновения»

Согласны ли вы с этой позицией? Обоснуйте свое мнение .

В чём значение Невской битвы и Ледового побоища?

III. Систематизация и обобщение знаний учащихся по проблеме

 « Политика Александра Невского в отношении Золотой Орды».

1.   Работа над первоисточниками  и заполнение сравнительной таблицы.

Внимательно прочтите предложенные вам отрывки из трудов историков В. Каргалова,  С.Соловьева, Л.Гумилева

1)            Выберите среди предложенных ниже ключевые слова и словосочетания,характерные для каждого из текстов.

2)      Выбранные слова занесите в таблицу в столбцы под именами авторов текстов и в строки по соответствующим позициям.

 

 

Текст №1 В.Каргалов

Текст № 2

С. Соловьев

Текст № 3

Л.Гумилев

Характер войны

 

 

 

Хозяйственный последствия

 

 

 

Взаимоотношения

 

 

 

Отношение к Руси

 

 

 

Чем было иго для Руси

 

 

 

Веротерпимость, защита православия от католицизма, систематическое ограбление, союз, подчинение, подданство, опустошение и разорение, наказание ослушников, жестокость по нормам времени, упадок, сохранение городов, уплата десятины, трагедия, удача, неприятность.

2.    Анализ выполненной работы.

3.Кем являлся А. Невский, если следовать логике историков  В.Каргалова, С.Соловьёва, Л. Гумилёва?

а) реалистичный политик, умеющий использовать сложившиеся обстоятельства;

6) пособник врагов Руси:

в) герой, обеспечивший своей стране благоприятные положения.

4.Попробуйте определить, кому из историков, принадлежит авторство
каждого из текстов №4, №5, №6- работа над первоисточниками .

5. Какая точка зрения ближе вам? Позиции, какого автора вы разделяете?

Можно ли выделить положительные моменты в соглашении, который заключил А. Невский с Золотой Ордой.

Заключение: В чём величие личности А. Невского, его роль и место в истории?

Выразите своё отношение к личности А. Невского в форме синквейна-

творческая работа учащихся в парах.

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

Приложение –

отрывки из исторических документов

 

Текст № 1 -В. Каргалов

« Опустошение русских земель татарскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями имели крайне тяжелые последствия для страны. Городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось татарскими ратями и тяжелыми выплатами в Орду, экономические связи города с деревней оказались разрушенными, ухудшились условия внешней торговли. Хозяйство русских княжеств переживало во второй половине 13 века период упадка. Монголо-татарское завоевание задержало экономическое развитие страны. Дальнейшему закрепощению крестьян способствовали и татарские переписи. Обязанность регулярно выплачивать ордынскую дань, которая проходила через руки собственных феодалов, усиливала зависимость крестьян и прикрепление их к земле. Монголо-татарское завоевание привело к усилению феодального гнета. Князья выступали как проводники ордынской политики и могли рассчитывать на поддержку хана. Непосредственным следствием татарского погрома было ослабление великокняжеской власти. Татарские погромы, нанесшие страшный удар хозяйству Руси, разрушили объективные предпосылки будущего государственного объединения русских земель.

Текст № 2 -С.Соловьев

« Условия, на которые татары принимают к себе в подданство какой – нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому требованию, потом давать десятину от всего, от людей до вещей. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись    без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану. В противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну. Во время пребывания в орде у великого князя Плано Карпини заметил необыкновенную терпимость хана относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: В самом семействе хана были христиане; на собственном иждивение содержал он христианских духовных греческого вероисповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. По уставу Чингисхана служители всех религий были освобождены от платежа дани»

Текст № 3-Л.Гумилев.

« В древне Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в 13 веке, а столетие спустя, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. После похода Батыя в 1237-1240 гг., когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Вряд ли такое объединение народов следует назвать «игом». Зачем называть братский народ потомками «диких грабителей»? Да. Они воевали жестоко. Но эта жестокость была в полнее в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это? Великороссия, тогда именовавшаяся Залеской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского. А исконная древняя Русь- Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью- почти без сопротивления подчинились Литве Польше. И вот, вокруг Москвы –«золотой пояс» древних городов, которые при иге остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, каким было Золотая Орда, чем Ливонский Орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 г. полагаю, что «нашествие « Батые было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь»

Текст 4

« В борьбе против Андрея Ярославича, которого легко можно было обвинить в измене хану, для Александра открывалась единственная возможность вернуть принадлежавший ему по старшинству великокняжеский стол. Если Андрей Ярославич опирался на антитатарские силы , то только при помощи Орды  «Неврюева рать» сыграла значительную роль в установлении монголо-татарского ига над Северо-восточной Русью; она принесла окончательную победу князьям, которые стояли за примирение с завоевателями, за подчинение власти ордынского хана.

 

Текст № 5

«Александр сделал судьбоносный выбор между Востоком и Западом в пользу Востока. Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и тем самым спас русское православие- основу

самобытности».

 

Текст № 6

«Александр Невский тоже считал, что со шведами, немцами и Литвою можно воевать и можно их побеждать, но у Руси, разделенной и опустошенной, нет никаких средств воевать с татарами, которые придут целым народом и опустошат землю вконец; надобно было смирится, признать верховную власть ханов, ездить к ним с поклоном, платить дань»


Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> google_protectAndRun("render_ads

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> google_protectAndRun("render_ads

Отечеству, гражданской позиции

Отечеству, гражданской позиции

На примере А. Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний

На примере А. Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний

Приложение – отрывки из исторических документов

Приложение – отрывки из исторических документов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020