Разработка урока
Оценка 4.7

Разработка урока

Оценка 4.7
doc
04.03.2020
Разработка урока
Внутренняя политика Александра III 8 кл..doc

·         Автор составитель урока: Кузина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №7 П. Приютово Белебеевского района РБ

·         Предмет: история

·         Класс: 8

·         Учебник:  Российская история. 19-начала 20 века. М.:  Баласс, 2005.

·         Автор учебника: Данилов Д.Д. , Клоков В.А., др.

·         Тема урока: Внутренняя политика Александра III

·         Урок изучения нового материала

·         Методы и приемы: групповая работа, метод «6 шляп», работа с историческими  источниками, прием «дерево решений», игровое моделирование, диалог, «урок в уроке».

·         Технологии: проблемное, методика развития критического мышления, ИКТ, разноуровневое обучение.

·         Оснащение урокапортрет Александра III, таблица

·         Медиаматериалы: компьютерная презентация, фильм «Развитие капитализма в России »- ресурс «КМ-школа»

·         Предварительная подготовка: сообщения «Александр III – воспитание и характер», «Промышленность и сельское хозяйство», создание компьютерной презентации

·         Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с личностью Александра III;
  • сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики, её основными направлениями.
  •  показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.

Развивающие:

  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов, исследовательской работы;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие:

  • формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям;
  • воспитание толерантности

                                                                            Ход урока

Введение:

 Постановка целей и задач урока, проблемного задания –Докажите , что внутренняя политика Александра  III носила противоречивый характер (слайд 1-3)

    В ходе урока  заполнение таблицы «Достоинства и недостатки внутреннего курса Александра III»/прием «Дерево решений»

Основная часть:

1. Внутренняя политика Александра 3.

  • Когда и после, каких событий началось царствование Александра III?
  • Что вам известно об Александре III, его характере и воспитании?
  • Какие вам известны отзывы современников и историков о нем?

Лучше всего о личности императора Александра III могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом

Работа с источниками- док №1, 2 :

  • Какие цели и задачи ставил перед собой Александр III, вступая на престол?
  • Каковы были предложения К.Победоносцева Александру  III по сохранению незыблемости самодержавия?
  • Какие принципы судебной системы предлагал ликвидировать Победоносцев?

( публичность и состязательность)

·         Как вы думаете, что стало главной задачей царствования Александра  3? 

(Укрепление самодержавия, подавление оппозиции, либерального движения)

     Вывод: Итак, взяв курс на укрепление самодержавной власти, отстранив либеральных чиновников и окружив себя консерваторами в лице Победоносцева, Д.Толстого МВД, И.Делянова – мин образования Александр III переходит к реакционной политике ( слайд 10-11)

·         Какие факты свидетельствовали о переходе к реакционной политике?

(«положение об усиленной и чрезвычайной охране»- подавление оппозиционного либерального движения)

·         слайд 12 Какие изменения произошли в системе образования?

Работа с документом №3 :

·         - Какие ограничения были введены на поступления детей из низших сословий в учебные заведения?

Слайд 13 об усиление цензуры

Слайды 14-16 Земская проблема

·         Вспомните, что такое земства. Каковы были принципы их формирования и функции?

Послушаем его современников и самого Александр III –обратимся вновь к документам

Работа с документом № 4,5

·         Какие применялись меры по отношению к местным органа самоуправления  в целях ужесточения контроля над земствами ?- № 4

·         Какие функции возлагались на земских начальников? Каковы были их правомочия?- № 5

   Вывод: Итак, была ли внутренняя политика Александр III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?/выполнение проблемного задания

·         Назовите полит.деятелей царствования Александр III, которые проводили вместе с императором консервативный курс.

·         Перечислите реформы Александр II, которые в царствования Александр III были ограничены или затронуты контрреформами.

2. Россия – многонациональное государство.

Работа в группах  над текстом п. 4 стр 261-262–  /   метод «6 шляп»/

1- эмоциональное восприятие текста:

·         Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст?

2-      аналитическое – изложение фактов, статистики:

·         Каково было соотношение русских и нерусских народов среди подданных российской империи, православных и неправославных?

3-      критическая, негативная:

·         Дайте  критическую оценку национальной политики в царствовании Александр III. Раскройте ее негативные стороны.

4-       – апологетическая:

·         Обратите внимание на то, что было положительного в решении национального вопроса

5-      поисковая:

·         Что вы узнали нового из дополнительной информации о проведении национальной  политики в России, в Башкортостане? 

6-      -творческая:

·         Представьте себя в роли русского националиста и участника национального движения одной из окраин России ( еврей, башкир, др) Опишите их спор о национальном вопросе в России/ Ролевая игра  

     Представление результатов работы и подведение итогов по данному вопросу.

3.   Период царствования Александр III –это бурный экономический  подъем, модернизация экономики, курс на проведение индустриализации.

  Постановка проблемного задания:

·         Какие успехи и проблемы существовали в развитие промышленности и с/х? положении крестьян и рабочих?

·         Каковы были экономические  шаги правительства в целях модернизации экономики?

    КМ-школа- просмотр видеофильма № 5 урок № 14 «Развитие капитализма в России»

 Компьютерная  презентация, подготовленная учеником  слайды 20-26 о развитии промышленности и положении рабочих: характеристика экономической политики, особенности экономического развития, о реформах Бунге, Вышнеградского,  Витте С.Ю, экономический подъем 80-90-гг формировании рабочего законодательства.

Компьютерная презентация слайды 27-32 о развитии  сельского хозяйства и положении крестьян

Беседа:

·         Какие успехи и проблемы существовали в развитии промышленности и сельского хозяйства?

Подведение итогов, обсуждения вопроса.

  III. Заключение:

·         Решение проблемной задачи:

Докажите, что внутренняя политика Александр III носила противоречивый характер.

·         Какие вы отметили преимущества и недостатки в царствовании Александр III?

 ( проверка заполнения таблицы- прием «Дерево решений»)

Подведение итогов работы, рефлексия

 

Домашнее  задание: параграф 23, вопросы 2, 3. Написать  письмо от имени крестьянина или   рабочего      родным о радостях и бедах своей жизни.

 

Приложение

  №1          Из манифеста Александра III о незыблемости самодержавия            29 апреля 1881 г.

… В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое свое служение… благостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования – освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в царстве суд, и подданных своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства. <…>

… посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.

Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род наследственной царской власти. <…>

Посвящая себя великому нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим родителем.

 Какие цели и задачи ставил перед собой Александр 3 , вступая на престол?

 

№2    ИЗ ЗАПИСКИ К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III Ноябрь 1885 г.

Опыт достаточно доказал несоответствие нынешних судебных учреждений и судебных порядков с потребностями народа и с условиями его быта, равно как и с общим строем государственных учреждений в России. Эти недостатки должны быть исправлены с удержанием по возможности того, что составляет существенное улучшение в новом судебном учреждении сравнительно с прежним. Очевидно, что все эти исправления не могут быть совершены разом и вдруг, но должны быть совершаемы постепенно, по плану, заранее обдуманному.

1. Необходимо ввести судебные установления в общий строй государственных учреждений, от коего ныне представляются они как бы отрезанными, в виде самостоятельной и независимой власти. В Российском государстве не может быть отдельных властей, независимых от центральной власти государственной...

2. Необходимо, и как можно скорей, пресечь деморализацию, которую распространяет в обществе публичность всех судебных заседаний, возведенная в абсолютный догмат поборниками отвлеченных начал судебной реформы... Необходимо дать председателю безусловное право устранять публичность по некоторым делам и умножить разряды дел, по закону производимых в закрытом заседании.

3. Необходимо принять решительную меру к обузданию и ограничению адвокатского произвола, поставив поверенных в строгую дисциплину перед судом... Давно уже пора принять меры против этого сословия, которое всюду, где ни распространялось, представляло величайшую опасность

Каковы были предложения Победоносцева К.П. Александру 3 по сохранению незыблемости самодержавного строя?

 

№3     ИЗ ЦИРКУЛЯРА О ПЕРЕМЕНАХ В СОСТАВЕ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИИ 18 июня 1887 г.

Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат. И через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений.

Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.

Какие ограничения были введены на поступление детей из низших сословий в учебные заведения?

 

№4    ИЗ ПИСЬМА К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НЕОБХОДИМОСТИ УЖЕСТОЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ЗЕМСТВАМИ 18 апреля 1886 г.

... Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто в роде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с

участием 2 гласных от земства.

... Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.

Какие применялись меры по отношению к местным органам самоуправления в целях ужесточения контроля над земствами ?

 

№5 ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ         12 июля 1889 г.

... 6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) Лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства.

2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет отроду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи

или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках, с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлении как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия.

24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. <...>

25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

29. Земскому начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей. <...>

39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. <...>

47. Земские начальники исполняют обязанности мировых судей. <..^.>

61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию

не свыше шести рублей.

62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.

 

Представьте себя в роли земского участкого начальника и Расскажите о его деятельности .

Перечислите меры правительства за органами самоуправления.


Автор составитель урока : Кузина

Автор составитель урока : Кузина

Вывод: Итак, взяв курс на укрепление самодержавной власти, отстранив либеральных чиновников и окружив себя консерваторами в лице

Вывод: Итак, взяв курс на укрепление самодержавной власти, отстранив либеральных чиновников и окружив себя консерваторами в лице

Бунге, Вышнеградского, Витте

Бунге, Вышнеградского, Витте

Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей,…

Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020