Разработка урока

  • docx
  • 25.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дисперсия и стандартное отклонение.docx

План урока

Учитель:                                     Дата:

Класс 11

Тема: Дисперсия и стандартное отклонение

Контролируемые умения Моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий

Проверяемые элементы содержания Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Геометрическое распределение. Биномиальное распределение и его свойства

Предметные умения Моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий

Личностные результаты Овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира

Краткое описание:Урок по предмету «Вероятность и статистика» для 11 класса по теме «Дисперсия и стандартное отклонение». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Интерактивная статья (параграф учебника)», «Кейсы по работе с информацией», «Перечень тем. Сочинение (эссе)».

Тип урока Урок освоения новых знаний и умений

Ключевые слова СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ДИСПЕРСИЯ МЕРА РАССЕИВАНИЯ

СВОЙСТВА ДИСПЕРСИИ СРЕДНЕЕ КВАДРАТИЧНОЕ

Базовые понятия, единые для школьного образования

ВЕЛИЧИНА ИЗМЕРЕНИЕ СВОЙСТВО

Блочно-модульное описание урока

БЛОК1. Вхождение  в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1.Мотивирование на учебную деятельность

Рекомендации для учителя

При реализации данного модуля предложите учащимся ситуацию, которая вводит в содержание предстоящей темы. Организуйте решение задачи, позволяющее учащимся выйти на вопрос, ответить на который можно, изучив данную тему.

Распределение значенийКейсы по работе с информацией

Распределение значений

Реши задачу, используя знания по предыдущим темам. Сделай предположение о полученныхрезультатах.

Два класса написали написали контрольную работу по информатике и получили следующие оценки:

Оценка

Класс А

Класс Б

2

3 ученика

7 учеников

3

10 учеников

5 учеников

4

7 учеников

3 ученика

5

6 учеников

8 учеников

Выполни задания

  • Познакомься с ситуацией, представленной в задаче.
  • Построй гистограмму результатов контрольной работы для класса А и класса Б.
  • Исследуй построенную гистограмму и сделай по ней вывод о преобладании оценок в каждом классе.
  • Найди и сравни среднюю оценку за контрольную работу для класса А и класса Б.
  • Предложи свои варианты объяснения полученных результатов.

 

Критерии оценивания

2. Актуализация опорных знаний

Рекомендации для учителя

Для изучения предложенной темы  повторите с учащимися понятия предыдущей темы «Математическое ожидание случайной величины».

Диагностическая работа

3. Целеполагание

БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Рекомендации для учителя

При изучении учащимися основных понятий темы проиллюстрируйте их  практическими примерами.

Мои новые знания

Интерактивная статья (параграф учебника)

Мои новые знания

Изучи теоретический материал.

Дисперсия

Обычно найти математическое ожидание случайной величины недостаточно, чтобы понять, какие ее значения следует считать вполне вероятными, а какие — маловероятными.

 Важно понять, каким может быть отклонение значений от среднего.

Это значит, что поведение случайной величины не определяется ее математическим ожиданием. Одно и то же математическое ожидание может быть у двух совсем разных случайных величин.

Представим двух стрелков, которые стреляют по мишени. Один стреляет метко и попадает близко к центру, а другой просто развлекается и даже не целится. Но его средний результат будет точно таким же, как и у первого стрелка! Эту ситуацию условно иллюстрируют следующие случайные величины:

-2

2

0,5

0,5

-10

10

0,5

0,5

Вычислим математическое ожидание первого стрелка: M(X) = –2  0,5 + 2  0,5 = 0.

Вычислим математическое ожидание второго стрелка:  M(Y) = –10  0,5 + 10  0,5 = 0.

Таким образом, возникает потребность количественно оценить, насколько далеко рассеяны пули (значения случайной величины) относительно центра мишени (математического ожидания).

Нужна числовая характеристика для рассеивания или разброса ее значений.

Для того чтобы мера разброса чисел не зависела от их количества в наборе, в качестве такой меры берут среднее арифметическое квадратов отклонений. Эту величину называют дисперсией.

Дисперсией (рассеянием) дискретной случайной величины называется

математическое

ожидание квадрата отклонения случайной величины от ее математического

ожидания: D(X) =M(XM(X))2.

Дисперсия показывает, насколько в среднем значения сосредоточены, сгруппированы около M(X): если дисперсия маленькая — значения сравнительно близки друг к другу, если большая — далеки друг от друга.

Дисперсия равна разности между математическим ожиданием квадрата случайной величины X и квадратом ее математического ожидания:

𝐷(𝑋)=𝑀(𝑋2)−[𝑀(𝑋)]2.

Свойства дисперсии

Дисперсия постоянной величины равна нулю: D(C) = 0.

Постоянный множитель можно выносить за знак дисперсии, возводя его в квадрат:

D(CX) =C2D(X).

Дисперсия суммы двух независимых случайных величин равна сумме дисперсий

этих величин: D(X+Y) =D(X) +D(Y). Это свойство справедливо для произвольного

числа независимых случайных величин. Также D(C+X) =D(X).

Дисперсия разности двух независимых случайных величин равна сумме их дисперсий:

D(XY) =D(X) +D(Y).

 

Стандартное отклонение

Для оценки рассеяния возможных значений случайной

величины вокруг ее среднего значения кроме дисперсии служат

и некоторые другие характеристики. К их числу относится

среднее квадратическое отклонение.

Средним квадратическим отклонением (стандартным отклонением)

случайнойвеличины X называется квадратный корень из дисперсии:

𝜎(𝑋)=𝐷(𝑋).

На самом базовом уровне стандартное отклонение говорит

нам, насколько разбросаны значения данных в наборе данных.

Стандартное отклонение  говорит нам о среднем расстоянии,

на котором значение находится от среднего, а дисперсияговорит нам о квадрате 

этого значения.

Пример

Разберем конкретный пример применения дисперсии и стандартного

отклонения (по определению).

Некоторая игра имеет следующий закон распределения выигрыша:

𝑋𝑖

3

-3

10

𝑝𝑖

0,48

0,3

0,22

Вычислим математическое ожидание:M(X) = 3  0,48 + (–3)  0,3 + (–10)  0,22 = –1,66.

Выясним, насколько далеко «разбросаны» выигрыши/проигрыши

относительно среднего значения.

𝑋𝑖

3

–3

–10

𝑝𝑖

0,48

0,3

0,22

𝑋𝑖𝑀(𝑋)

4,66

–1,34

–8,34

(𝑋𝑖𝑀(𝑋))2

21,7156

6,7956

69,5556

(𝑋𝑖𝑀(𝑋))2⋅𝑝𝑖

10,4235

2,039

15,302

 

 

 

 

Вычислим дисперсию: D(X) = 10,4235 + 2,039 + 15,302 = 27,7645.

На фоне выигрышей X= 3,  X= –3,  X= –10 результат получился

великоватым, так как мы возводили в квадрат, и, чтобы вернуться в

размерность нашей игры, нужно извлечь квадратный корень, т. е. вычислим

среднее квадратичное (стандартное отклонение):

𝜎(𝑋)=𝐷(𝑋).

(X) ≈ 5,269.

Получается, если мы отклонимся от математического ожидания M(X) = –1,66

влево и вправо на среднее квадратическое отклонение:

(M(X) – 𝜎(X);  M(X) + 𝜎(X));

(–1,66 – 5,269; –1,66 + 5,269);

(–6,929; 3,609),  — то на этом интервале будут «сконцентрированы»

наиболее вероятные значения случайной величины. Что мы, собственно,

и наблюдаем: X= 3(p= 0,48),X= –3(p= 0,3).

 

 

 

Изучи теоретический материал.

Ответь на вопросы и выполни задания

  • Чем дисперсия отличается от стандартного отклонения?
  • Запиши в тетрадь и выучи формулы для вычисления дисперсии истандартного отклонения.
  • Существует ли взаимосвязь между свойствами дисперсии и свойствамиматематического ожидания?
  • Разбери на  конкретном примере вычисления дисперсии и стандартногоотклонения (по определению).

 

 

 

2.Проверка первичного закрепления

Рекомендации для учителя

Повторение изученного материала представляет собой воспроизводство на репродуктивном уровне. При этом уместно повторить с учащимися наиболее значимые вопросы: определения, ведущие понятия, факты.

Основные понятия, определения

Диагностическая работа

БЛОК 3.  Применение изученного  материала

1.Применение знаний,  в том числе в новых ситуациях

Рекомендации для учителя

Чем большее количество раз повторяется изученный материал, чем больше вариантов его повторения и закрепления, тем лучше. На каждый урок должна быть разработана система заданий, вопросов, с помощью которых отрабатываются полученные знания.

Реализация новых понятий на практике

Кейсы по работе с информацией

Реализация новых понятий на практике

Реши задачи.

Воспользуйся формулами вычисления дисперсии, стандартного отклонения, свойствами математического ожидания и дисперсии.

Дана случайная величина, X и Y — независимые случайные величины, известны

D(X)D(Y).

Z= 5X– 2Y+ 3;  D(X) = 4;D(Y) = 11.

D(Z) — ?

𝜎 — ?

D(X) = 0,4.

D(–2X+ 3) — ?

D(X) = 7;  D(Y) = 4.

D(2X+ 3Y) — ?

𝜎 — ?

M(X) = 8;  M(Y) = 7;  D(X) = 9;  D(Y) = 6;

Z  = 9X –  8Y  + 7

M(Z) — ?

D(Z) — ?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

1.Диагностика или самодиагностика.Рекомендации для учителя

Проведите с учащимися рефлексию, она даст возможность ученикам осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Оцени свою деятельностьПеречень тем. Сочинение (эссе)

Оцени свои возможности, проанализировав свою деятельность на уроке.

Ответь на вопросы

  • Каковы были твои цели  перед уроком и насколько их удалось реализовать?
  • Перечисли трудности,  с которыми ты столкнулся.
  • Каков главный результат  для тебя лично при изучении темы?