Тема: Буква Ю – в начале слова, после гласных в средине слова и на конце слова.
Цель: познакомить учащихся с буквой Юю и артикуляцией звуков [у] и [й’у], выполнять звуковой анализ слов; формировать навыки слитного чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, фонематический слух, речь; воспитывать интерес к учебе, стремление познавать новое, дружеские отношения.
Ход урока
I. Организация класса.
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно.
Поровнялись, улыбнулись,
И ко мне все повернулись.
II. Артикуляционная разминка.
- Как паровоз выпускает пар?
- Как фыркает ёж?
- Какой звук издает змея?
- Для дикции: О. О! О? У. У? У!
III. Работа над темой.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, обозначающие их.
- В пути нужно быть очень внимательным, ведь запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. А нам предстоит очень многое сегодня запомнить.
- Нам понадобится терпение, потому что терпение и упорная работа приносят успех. Иногда люди, совершая какое-то дело, сталкиваются с большими трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно терпение. Правда, не у всех оно бывает. Некоторые люди начинают дело, но у них не хватает терпения, и они останавливаются на полпути. Только половина детей доходят до конца в своих начинаниях. Нужно быть терпеливым, и только тогда вы приобретете необходимые знания.
- Нам в пути пригодятся наши знания, которыми мы уже обладаем, поэтому давайте вспомним:
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- В каких случаях это бывает?
- Как вы думаете, есть ли еще гласные буквы, которые обозначают два звука?
- А так как мы познакомимся с новой буквой, значит, нам предстоит:
Научиться слышать новый звук в словах;
Учиться читать слова и предложения с новой буквой;
А также мы узнаем много новой и интересной информации.
IV. Актуализация знаний.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной необычной волшебной буквой. В русском языке она выполняет очень большую и важную работу. В этом поможет нам загадка:
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная (юла)
Проблемные вопросы:
- Что за звуки звучат в начале этого слова? [й’у].
- Куда улетают птицы осенью? На юг.
- Что за звуки звучат в начале слова юг? [й’у].
- Если мы в начале слова слышим звуки [й’у], значит слово пишем с буквы ю.
Это и есть тема нашего урока – сегодня мы изучим букву Юю.
- Мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.
1. Артикуляционная разминка.
Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем:
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Словарная работа: юркая – быстрая, неусидчивая.
2. На что похожа буква Ю.
Чтобы Ю не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю! (А.Шибаев)
Ходит пешком
Калач с посошком.
- Объясните мне, пожалуйста, какую работу выполняет буква Ю и ее подруги. (смягчают согласные звуки).
- Какие звуки мы слышим, когда произносим Ю? [й’] [ у].
- Зеленый, который обозначает звук [й’], красный, который обозначает звук [у].
3. Изучение звука.
Начнем изучение звука
Работу продолжаем, слоги весело сливаем.
Для этого познакомим букву Ю с согласными.
Словарная работа.
- Что обозначает слово Юпитер? (это одна из планет Солнечной системы, во много раз больше планеты Земля.
- Кто такой юнга? (юный матрос).
- Что такое юбка? (одежда для девочки)
ЮП, ЮН, ЮБ
Вывод: буква Ю в начале слова обозначает два звука.
Звуковой анализ слова юнга
4. Работа в парах.
Каю та
Юн нат
Ю мор
- В каком слове буква ю тоже обозначает два звука? КАЮТА
Вывод: буква Ю обозначает два звука после гласной.
Физминутка.
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря
Полетел зеленый жук
Ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибали,
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш-ш-ш
И настала тишь.
Работу продолжаем, слоги весело читаем.
ТЮ ЛЮ НЮ
Вывод: буква Ю смягчает согласный звук.
5. Игра «Услышь меня»
- Если изучаемая буква есть в слове, хлопаем в ладоши, если нет – молчим: елка, яблоко, южный, улица, вьюнок, яма, Егор, Юля, Юра.
- Какое правило мы помним? Юля и Юра – это имена, которые пишутся с большой буквы.
6. Работа с текстом.
- Чтение текста с.48 «Азбука» (жужжащее чтение)
- Чтение цепочкой.
Ответы на вопросы:
- Какая игрушка была у Юры?
- О чем просила Юля Юру?
- Что же предложил Юра?
- А как бы поступили вы?
- Как можно озаглавить текст?
- Чтение в лицах.
7. Чтение текста «Страшный зверь на букву Ю»
Слушают учителя, отвечают на вопросы:
- Угадать, что это за зверь;
- Чтение стиха на выразительность.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- С какой буквой познакомились?
- Что интересного узнали на уроке?
- Ребята, а кто помнит, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
(Познакомиться с буквой Ю и звуками, которые она обозначает, учиться читать слова и предложения с новой буквой.)
- Достигли ли мы этой цели?
- Раскрасьте эту букву.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.