Разработка урока физики для 8 класса по теме " Закон сохранения и превращения электрического заряда"
Оценка 4.6

Разработка урока физики для 8 класса по теме " Закон сохранения и превращения электрического заряда"

Оценка 4.6
docx
27.01.2020
Разработка урока физики для 8 класса по теме " Закон сохранения и превращения электрического заряда"
ЗСЭЗ.docx

Раздел долгосрочного плана:

8.2В ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ

Школа:  сш №2

Дата:

ФИО учителя:  Ильина О.А.

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Закон сохранения электрического заряда

Взаимодействие неподвижных зарядов

Закон Кулона, элементарный электрический заряд

Цели обучения для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.4.14. - объяснять закон сохранения электрического заряда;

8.4.15. - применять закон Кулона при решении задач

Цель урока

- описать закон созранения электрического заряда

- объяснить закон Кулона

- использовать закон Кулона при решении задач

Критерии оценивания

- описывают свойства электрического заряда;

- описывают закон сохранения электрического заряда;

- используют закон Кулона

Языковые задачи

 

Лексика и терминология, свойственные предмету:

Электрический эаряд, электрическое поле, модуль, единица физической величины, сила,вектор,притяжение и отталкивание.

Точечный заряд-это…….

Модуль величины заряда – это…….

Электрическое поле – это……..

Закон Кулона – это……..

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных зарядов в вакууме – прямо ………..

Диэлектрическая проницаемость среды – это……

 

Приучение к

ценностям

Общество всеобщего труда.

Коммуникативные навыки и  ответственность за  проделанную работу , сотрудничество и взаимопомощьпри работе в группе

Межпредметная

 связь

Математика (прямая и обратная пропорциональность, сложение векторов, свойства степеней с одинаковым основанием, решение задач и выведение формул,  вычислительные навыки)

Предшествующие знания

Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики, взаимодействие заряженных тел, сила, единицы физических величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке 

Ресурсы

Начало урока

 

1 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

Организационный момент. Приветствие.

(К) Объединение в группы

Класс делится на три группы название которых: электроны, протоны, нейтроны с помощью стикеров, прикрепленных на спинках стульев.  На столах лежат таблички с названиями групп.

Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

(Г) Решение занимательных задач

Даются качественные задачи на карточках с целью пробуждение мысли.

Каждая группа работает по карточкам.

Взаимооценивание «Большой палец»

Оценивающая группа не только поднимает палец, но и объясняет, почему так оценила.

Обратная связь учителя.

Учитель дает отзыв по работе всех групп. Отмечает, как работали ученики, на что еще необходимо обратить им внимание.

(К) Тема, цели урока.

Учитель отмечает, что не случайно вспомнили данный материал, что сегодня будут говорить о  законе сохранения заряда, законе Кулона. Ученики формулируют цели урока.

 

 

 

Стикеры с названием группы

 

 

 

Приложение № 1

(работа по карточкам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с темой и целями урока

Середина урока

 

13 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

(И,Г) Прием Инсерт

(И) Изучение материала. Каждая группа изучает часть теоретического материала по теме с дальнейшей презентацией остальным группам с целью ознакомления их с новым материалом. Индивидуально каждый работает вначале с источниками (дифференциация по источникам).

1 группа – электроны: закон сохранения заряда;

2 группа – протоны: опыты с крутильными весами и точечными зарядами;

3 группа – нейтроны: закон Кулона.

(Г) По сделанным в ходе чтения материала записям в тетрадях ведется общее обсуждение в группе, совместно создают постер для презентации (дифференциация по выполняемому заданию в группе – в зависимости от возможностей).

Выступление групп.

Учитель в это время ходил и оказывал поддержку в зависимости от потребностей учеников, групп (дифференциация по оказанию поддержки).

Устная обратная связь учителя.

Учитель дает оценку, опираясь на свои наблюдения за работой учащхся в тетрадях при заполнении таблицы, за обсуждениями нового материала в группах, по выступленям. Отмечает на что необходимо обратить внимание.  

(Г) Решение задач на закон сохранения электрического заряда

Группа «Электроны») выполняет задание № 1

Прочитайте и объясните. Почему окружающие нас тела электрически нейтральны, хотя их атомы состоят из отрицательно и положительно заряженных частиц? 

Дескриптор               Обучающийся

- объясняет электрическую нейтральность тел.  

Группа «Протоны» выполняет задание № 2

Заряд тела +3е. У тела забрали четыре электрона. Определите, чему будет равен заряд тела. 

 Дескриптор Обучающийся

- использует закон сохранения заряда

Группа «Нейтроны» выполняет задание №3

Нейтральная капля разделилась на четыре. При этом первые три получили заряды +2q, –3q и +5q. Каким зарядом обладает четвертая капля?

Дескриптор               Обучающийся

- использует закон сохранения заряда

Устная обратная связь учащихся.

(Г) Решение задач на закон Кулона

Группа «Электроны») выполняет задание № 1

 1. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: 
а) расстояние между ними увеличить в 3 раза; 
б) заряд одного из них увеличить в 5 раз? 

Группа «Протоны» выполняет задание № 2

 2.Определите силу взаимодействия 2 одинаковых точечных зарядов по 1 мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга. 

Группа «Нейтроны» выполняет задание №3

3. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов, находящихся на расстоянии 0,5 м, равна 3,6 Н найдите величины этих зарядов. 
Дескриптор : Обучающийся:

- использует закон Кулона;

- вычисляет силу взаимодействия.

Взаимооценивание «Смайлик»

(И) Решение задач на формативное оценивание

1. Определите силу взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов по 1мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от  друга в вакууме.(Ответ: 0,1Н)

2. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: 
а) расстояние между ними увеличить в 3 раза; 

Ответ: сила уменьшится в 9 раз. 
3. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов находящихся на расстоянии 0,5 м друг от друга, равна 3,6Н. Определите величины этих зарядов. (Ответ: 10-5 Кл).

Самооценивание по готовым ответам на слайде

 

 

 

Приложения 1-3 (материал)

Учебник Физика 8 (Закирова Н.А., Аширов Р.Р.)

Рабочие тетради

Плакаты, фломастеры,

рисунки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

Конец урока

5 мин

 

Самооценивание

Учащиеся оценивают усвоение ими материала урока

Отметьте знаком «плюс» то, что вы хорошо поняли на уроке и знаком «минус» то, что поняли плохо или вообще не поняли.

1

Устройство и принцип работы крутильных весов

 

2

Что такое прямая зависимость между величинами

 

3

Что такое обратная зависимость между величинами

 

4

Смысл закона Кулона

 

5

Как изображать силы, действующие на заряженные частицы

 

6

Границыприменимости законаКулона

 

7

Как изменяется сила при изменении заряда

 

8

Как изменяется сила при изменении расстояния между зарядами

 

Дальше каждый учащийся отмечает на «Лесенка успеха» свое достижение на данном уроке.

Учитель:

- Покажите товарищу по парте.

- Согласен ли ваш сосед с вашим мнением и выводом?

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графический органайзер

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 


В составленном мною плане учитываются потребности учащихся.Так запланированы различные по сложности задания.

Также учитывались различные способы дифференциации по источникам информации для сильных и слабых учащихся.

Учтено в плане оказание поддержки слабоуспевающимся ученикам

 

На протяжении всего урока буду проводить формативное оценивание,то есть

-буду наблюдать за работой учащихся в тетрадях

-буду наблюдать за работой учащихся в группах:как отвечают на вопросы,как проводят взаимоооценивание,самооценивание по готовым ответам на экране.

Также планирую добавить свою устную обратную связь.

В завершении урока планирую собрать тетради с письменной обратной связью.

 

Техника безопасности при работе с оборудованием.Санитарные нормы и гигиена.

 

Рефлексия по уроку

 

Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

 

 

Итоговая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (о преподавании и учении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (о преподавании и учении)?

1:

 

2:

 

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке?  

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                        

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1(работа в группах по карточкам)

Группа «ЭЛЕКТРОН»

1. Один из способов получения заряженных тел (электризация)

2. С помощью какого математического действия выражен закон сохранения электрического заряда? (сумма)

3. Как называется величина, характеризующая действие одного тела на другое? (сила)

4. Как называется действие тел друг на друга? (взаимодействие)

5. Как называется зависимость, в которой при уменьшении одной величины, другая увеличивается? (обратная)                                        

Группа «ПРОТОН»

1)        основной объект изучения «электростатики» ( ответ: электрический заряд)

2)        каким образом можно получить электрический заряд?

(ответ: электризация)*

3)        свойства заряда.(ответ: два рода, элементарный, дискретность, свойство сохранения)

4)        заряд как физическая величина (ответ: мера взаимодействия, единица измерения)

5)        вид взаимодействия .(ответ: притяжение и отталкивание)*

 

Группа «НЕЙТРОН»

Качественные задачи

1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливание бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют.)

2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны. (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

3. Если вынуть один капроновой чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуется. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

 

 

           

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

(Историческая справка)

Изучение  опыта Кулона. Закона Кулона

Теперь рассмотрим значение электрических взаимодействий. На экране первые слайды презентации «Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона» Какова их природа, мы с вами уже знаем. В начале 18-го века французский ученый Шарль Дюфе объяснил притяжение и отталкивание наэлектризованных тел существованием двух типов электрических зарядов. Бенджамин Франклин предложил назвать электрические заряды одного типа положительными, а другого типа - отрицательными. Было выяснено также, что одноименно заряженные http://festival.1september.ru/articles/418047/img1.jpgтела отталкиваются, а разноименно заряженные - притягиваются.

В 1785 году французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном были получены первые результаты опытов по измерению силы взаимодействия двух точечных зарядов. Для измерения этой силы Кулон использовал крутильные весы.

Для упрощения понимания сути физического процесса мы рассмотрим новую модель - точечный заряд (так же как материальная точка, кристаллическая решетка)

Запишем определение: Точечный заряд – заряженное тело, размер которого много меньше расстояния его возможного действия на другие тела.

Кулон определял силу взаимодействия заряженных сфер по углу закручивания нити в зависимости от расстояния между ними.

В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точеных зарядов в вакууме Кулон установил закон, названный впоследствии его именем.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

Существование двух видов зарядов – положительного и отрицательного – позволяет понять природу электризации тел при трении. При натирании эбонитовой палочки о шерстяную ткань эбонит приобретает отрицательный заряд, а шерсть – такой же по величине, но положительный заряд. Точно также и стеклянная палочка при соприкосновении с шелком или с кожей приобретает положительный заряд, а ткань – равный ему по величине, но отрицательный заряд. Эти заряды не возникают из ничего и не исчезают никуда. Они находятся в самих контактирующих телах. При соприкосновении двух поверхностей заряды перераспределяются между телами или частями одного тела. Будем считать, что системы тел: эбонит – шерсть, стекло – шелк не взаимодействуют с другими окружающими телами.

Система тел, которая не взаимодействует с другими окружающими её телами, называется замкнутой или изолированной. В этой системе явление электризации подчиняется закону сохранения электрического заряда.

Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохраняется: q1+q2+…..+qn=const

Опыт с султанчиком

Опыт доказывает, что при электризации происходит перераспределение имеющихся зарядов между телами. При этом новые частицы не возникают, а существующие ранее не исчезают. При электризации тел выполняется закон сохранения заряда.

В изолированной системе алгебраическая сумма зарядов  всех частиц сохраняется.

Закон имеет глубокий смысл. Элементарные частицы могут превращаться друг в друга, рождаться и исчезать, давая жизнь новым частицам. Однако во всех случаях заряженные частицы рождаются только парами с одинаковыми по модулю и противоположными по знаку зарядами; исчезают тоже парами, превращаясь в нейтральные.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Закон Кулона:

Сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами, находящимися в вакууме, прямо пропорциональна произведению модулей зарядов, обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и направлена по прямой, соединяющей заряды:

img6

где:

q1, q2 - величина зарядов [Кл]

r - расстояние между зарядами [м ]

k – коэффициент пропорциональности

F12 - сила Кулона (кулоновская сила) [Н]

(Ребята давайте запишем в тетрадь закон Кулона, величины и единицы их измерения).

В СИ единица заряда является не основной, а производной. Единица измерения «кулон» определяется с помощью –«ампера», основной единицы силы тока в СИ.

Кулон – электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, при силе тока 1А за 1с.

В СИ коэффициент пропорциональности в законе Кулона равен:

k= 9*10 9 (Н*м2) / Кл2

Часто его записывают в виде: k= 1/ (4πε0)

где ε0= 8,85 *10 -12 Кл 2 / (Н*м2) – электрическая постоянная

Рассмотрим силы взаимодействия зарядов:

img3

Кулоновские силы, как и гравитационные, подчиняются 3 закону Ньютона:

F12 = -F21

- Кулоновская сила является центральной.

- Силы взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел направлены вдоль прямой, соединяющей эти тела.

Электрические силы отталкивания принято считать положительными, силы притяжения - отрицательными. Знаки сил взаимодействия соответствуют закону Кулона: произведение одноименных зарядов является положительным числом, и сила отталкивания имеет положительный знак. Произведение разноименных зарядов является отрицательным числом, что соответствует знаку силы притяжения.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

 

1. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: 
а) расстояние между ними увеличить в 3 раза; 
б) заряд одного из них увеличить в 5 раз? 

Дано: 
r1=r 
r2=3r 
q1=q2=q Решение: 

Ответ: сила уменьшится в 9 раз. 
F1/F2 - ? 

Дано: 
r=r* 
q1=q2=q 
q1*=q 
q2*=5q Решение: 

Ответ: сила увеличится в 5 раз. 

F*/F-? 
2. Определите силу взаимодействия 2 одинаковых точечных зарядов по 1 мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга. 
Дано: 
q1=q2=1 мкКл 
r=30 см 
k=9•109 Н•м2/Кл2 СИ: 
1•10-6 Кл 
0,3 м Решение: 

Ответ: F=0,01 Н 
F-? 

3. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов, находящихся на расстоянии 0,5 м, равна 3,6 Н найдите величины этих зарядов. 

Дано: 
r=0,5 м 
F=3,6 Н 
k=9•109 Н•м2/Кл2 
q1=q2=q Решение: 

Ответ: q=0,1•10-4 Кл 
q - ? 
4. На каком расстоянии нужно расположить два заряда 5•10 -9 Кл и 6•10 -9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12•10-5 Н.? 
Дано: 
F=12•10-4 Н 
k=9•109 Н•м2/Кл2 
q1=5•10 -9 Кл 
q2 =6•10 -9 Кл Решение: 

Ответ: q=0,1•10-4 Кл 
r - ? 

5. Определите расстояние между двумя одинаковыми электрическими зарядами, находящимися в керосине, с диэлектрической проницаемостью ε, если сила взаимодействия между ними такая же, как в вакууме на расстоянии 30 см. 
Дано: 
ε=2,5 
q1=q2=q 
F1=F2 
r2= 5м Решение: 

Ответ: r1=10м 
r1 - ? 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

1

Устройство и принцип работы крутильных весов

 

2

Что такое прямая зависимость между величинами

 

3

Что такое обратная зависимость между величинами

 

4

Смысл закона Кулона

 

5

Как изображать силы, действующие на заряженные частицы

 

6

Границыприменимости законаКулона

 

7

Как изменяется сила при изменении заряда

 

8

Как изменяется сила при изменении расстояния между зарядами

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

 

Решение задач в группах.

1 группа,

Определите силу взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов по 1мкКл, находящихся на расстоянии 30см друг от  друга в вакууме.(Ответ: 0,1Н)

2 группа..

 Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: 
а) расстояние между ними увеличить в 3 раза; 

Ответ: сила уменьшится в 9 раз. 

б) заряд одного из них увеличить в 5 раз? 
Ответ: сила увеличится в 5 раз. 

3 группа.

Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов находящихся на расстоянии 0,5 м друг от друга, равна 3,6Н. Определите величины этих зарядов. (Ответ: 10-5 Кл)

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана: 8

Раздел долгосрочного плана: 8

Запланированные этапы урокаВиды запланированных упражнений на уроке

Запланированные этапы урокаВиды запланированных упражнений на уроке

Изучение нового материала. (И,Г)

Изучение нового материала. (И,Г)

Конец урока 5 мин Самооценивание

Конец урока 5 мин Самооценивание

Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Группа «НЕЙТРОН» Качественные задачи 1

Группа «НЕЙТРОН» Качественные задачи 1

Будем считать, что системы тел: эбонит – шерсть, стекло – шелк не взаимодействуют с другими окружающими телами

Будем считать, что системы тел: эбонит – шерсть, стекло – шелк не взаимодействуют с другими окружающими телами

Кулоновская сила является центральной

Кулоновская сила является центральной

Решение: Ответ: q=0,1•10-4

Решение: Ответ: q=0,1•10-4

Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: а) расстояние между ними увеличить в 3 раза;

Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если: а) расстояние между ними увеличить в 3 раза;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020