Разработка урока физики для 8 класса по теме: "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива."
Оценка 5

Разработка урока физики для 8 класса по теме: "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива."

Оценка 5
docx
27.01.2020
Разработка урока физики для 8 класса по теме: "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива."
Энергия топлива..docx

Раздел долгосрочного плана:

8.1 А Тепловые явления.

Школа:  сш №2

Дата:

ФИО учителя:  Ильина О.А.

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

 

Энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива.

Цели обучения для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

  8.3.2.7- применять формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива в решении задач.

Цель урока

- объяснить физический смысл удельной теплоты сгорания топлива;

 - выяснить зависимость количества теплоты, выделяемого при сгорании от массы топлива;

- рассчитывать количество теплоты, выделяемого при сгорании топлива.

Критерии оценивания

- поясняют физический смысл  удельной теплоты сгорания топлива;

- объясняют зависимость количества теплоты, выделяемого при сгорании от массы топлива;

- применяют формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива в решении задач.

Языковые задачи

 

Предметная лексика и терминология:

Количество теплоты;

Удельная теплота сгорания топлива

Внутренней энергией обладают…

Изменение внутренней энергии происходит…

Различные виды топлива выделяют…

Что такое…?

Чем отличаются…?

Приучение к ценностям

 

 

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность (национальное единство, мир и согласие в обществе)  через решение задач с использованием карты «Полезные ископаемые Казахстана», выполнение творческого домашнего задания;

коммуникативные навыки, труд и творчество, солидарность (всеобщее общество труда) через групповую работу прием «Посол», при решении задач, при выполнении экспериментального задания, самооценивании и взаимооценивании.

Межпредметная связь

Познание мира, естествознание (виды топлива, выделение тепла при сгорании),  математика (прямопропорциональная зависимость, вычислительные навыки ), география (карта «полезные ископаемые Казахстана»), химия (химические реакции окисления, т.е. горения).

Предшествующие знания

 

Количество теплоты, единицы количества теплоты,

 удельная теплоемкость вещества

 

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке 

Ресурсы

Начало урока

2 мин

 

 

 

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Организационный момент. Приветствие учеников.

Объединение в группы проводится прием «Пазлы»

(картинки с изображением топлива: газ, бензин, уголь )

(И) Мотивация к изучению нового материала.

Прием «Цепочка»

Методические рекомендации: обучающимся раздаются карточки, в одном столбце которой сформулирован вопрос. В другом столбце они записывают ответы. Из каждого слова обучающиеся должны выбрать букву, номер которой указан в первой строке и записывают ее снизу. В нижней строке таблицы появится ключевое слово.

1

2

3

4

1

1

5

т

о

п

л

и

в

о

Устная обратная связь учителя.

Учитель дает отзыв по работе  учащихся. Отмечает как работали обучающиеся, на что необходимо обратить внимание.

Совместная постановка целей урока.

Прием Диалог

1.      Какие виды топлива используются в нашем регионе?

2.       Как вы думаете, какой вид топлива вид топлива использовать более выгодно?

3.      Как зависит количество теплоты, выделяемое при сгорании зависит от массы топлива?

4.      По какой формуле, сможем рассчитать количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?

  (К)Формулировка темы урока дается посредством разгадывания ребуса: «Энергия топлива».

 

Разрезанные части картинки

 

 

Карточки «вопрос- ответ».

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

Изучение теоретического материалала.

В учебнике на странице 43 в таблице  приведены значения удельной теплоты сгорания некоторых веществ. (Работа с таблицей).

Вопросы:

1. Что показывает физическая величина – удельная теплота сгорания топлива?

2. Каковы единицы измерения данной величины?

3. Приведите примеры наилучшего и наихудшего топлива из числа указанных в таблице.

4. Как понимать, что удельная теплота сгорания торфа 1,4•107 Дж/кг?

5. какое количество теплоты выделится при сгорании

 2 кг торфа?

 6.Как подсчитать количество теплоты, которое выделится при сгорании любой массы топлива?

 Самооценивание.  Прием «Большой палец».

- Большой палец вверх, если я активно участвовал в работе;

- Большой палец в сторону, если я частично помог  работе группы;

- Большой палец вниз, если я не смог принести результат группе.

Устная обратная по дескриптору.

Дескриптор

1. Поясняют физический смысл  удельной теплоты сгорания топлива;

2. Объясняют зависимость количества теплоты, выделяемого при сгорании от массы топлива;

3. Объясняют зависимость количества теплоты, выделяемого при сгорании от удельной теплоты сгорания топлива;

4. Записать формулу расчета количества теплоты, выделяющегося в процессе сгорания  топлива.

(И, П, Г) Решение задач.

Каждой группе предлагаются дифференцированные задания на расчет количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.

 Каждый учащийся сам выбирает уровень сложности задания и выполняет его.

При работе в паре решают задачи более высокого уровня сложности.

Работа группы в целом дает возможность обсудить и решить задачи  высокого уровня.

Задача 1.Используя таблицу «Удельная теплота сгорания топлива»ответить на вопрос: если бы была возможность выбрать любой вид топлива, то какое бы вы выбрали топливо для отопления своего жилья.

Дескриптор к задаче 1.

 

- определяет значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы.

Ϥприр.газа=4,4∙107 Дж/кг

Ϥводорода =12∙107 Дж/кг

-объясняет зависимость количества теплоты от рода топлива.

Водород. При сгорании водорода выделится большее количество теплоты

Задача 2

Определите количество теплоты, выделившееся при сгорании 1,5 тонны  карагандинского угля.

Дескриптор к задаче 2

- определяет значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы

 

Ϥ=2,7∙107 Дж/кг

 

- производит перевод единиц в систему «СИ»;

1,5т= 1,5∙103 кг

- использует формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива

 

Q = ϥ∙m

-  вычисляет количество теплоты, выделяемого  при сгорании топлива.

 

Q = 4,05∙104 Дж

Задача 3.

Сколько потребуется природного газа, вырабатываемого на Карашаганаке, для получения 440 ∙ 107 Дж энергии?

Дескриптор к задаче 3

- определяет значение удельной теплоты сгорания из таблицы.

Ϥприр.газа=4,4∙107 Дж/кг

 

- использует формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;

 

Q = ϥ∙m

- производит преобразование формулы

m=Q/ϥ

вычисляет  массу топлива.

m=100 кг

Задача 4 .

Смешали  2кг бензина и 3кг керосина. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании выделенного топлива?

Дескриптор к задаче 4

- находит значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы.

Ϥбензина=4,6∙107 Дж/кг

 

Ϥкеросина=4,6∙107 Дж/кг

 

- использует формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании смеси топлива;

Q1=m1∙ϥ

Q2=m2∙ϥ

Q=Q1+Qили

Q=ϥ∙(m1+m2)

вычисляет количество теплоты при сгорании данной смеси топлива..

Q=23∙107 Дж

Взаимооценивание по критериям внутри группы (дескрипторы к заданиям).

Самооценивание группой по предоставленному  образцу.

Письменная обратная связь учителя (проверка тетрадей)

Домашнее задание.

Работа с информационными источниками.

Подготовить реферат по теме «Перспективы использования неисчерпаемых энергетических ресурсов Казахстана».

 

Учебник

Физика 8

Закирова Н.А.

Аширов А.А.

§8

с.42-44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Карточки с текстами задач

Конец урока

5 мин

Самооценивание «Лестница успеха»

Рефлексия.

(Вернуться к постановке цели урока – достигнута ли?).

Прием «Сегодня на уроке»

Узнал…

Научился…

Могу объяснить другому…

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?    

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 


Дифференциация   выражена в подборе разноуровневых заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся. Уровень сложности выбирают сами учащиеся

Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем.

 

 

 

  Через наблюдения за работой учеников в классе, в группе, в парах, через ответы учеников; самооценивание «Большой палец», взаимооценивание с помощью дескрипторов к заданию, устная обратная связь учащихся.  

Техники безопасности при проведении эксперимента.

Использование разминочных упражнений и активные формы работы.

Рефлексия по уроку

 

Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

 

 

Итоговая оценка

 

 

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (о преподавании и учении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (о преподавании и учении)?

1:

 

2:

 

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://cdn01.ru/files/users/images/1f/ad/1fad35f88af2a89ab8c114b9ac946e73.jpgПриложения  к уроку.

 

 Приложение 1

http://img15.nnm.me/7/a/a/c/1/5f2d5df9a43a8814093ae06bf05.jpghttp://barrens.ru/assets/images/propan.jpg

Приложение 2

 

Вопрос

Ответ ученика

1.Вид теплопередачи, при котором энергия передается от одной молекулы к другой

 

2.Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или

 

3.Вещество с удельной теплоемкостью

880 Дж/ кг0С

 

4 Мельчайшая частица вещества

 

5.Вид теплопередачи, при котором энергия передается тепловыми лучами

 

6.Жидкость с наибольшей удедьной теплоемкостью

 

7.Прибор для измерения температуры

 

 

1

2

4

3

1

1

5

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос

Ответ ученика

1. Вид теплопередачи, при котором энергия передается от одной молекулы к другой

1        теплопроводность

2. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится мтруями жидкости или

2        конвекция

3. вещество с удельной теплоемкостью

881ж/ кг0С

      4      кирпич

4 мельчайшая частица вещества

        3    молекула

5. Вид теплопередачи, при котором энергия передается тепловыми лучами

        1    излучение

6.жидкость с наибольшей удедьной теплоемкостью

        1    вода

7.прибор для измерения температуры

         5     термометр

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

                                                      4=я

 

Приложение 4.

 

  Дать понятие и объяснить физический смысл удельной теплоты сгорания топлива. Записать формулу расчета количества теплоты, выделяющегося в процессе сгорания  топлива.

В учебнике на странице в таблице  приведены значения удельной теплоты сгорания некоторых веществ. (Работа с таблицей).

Вопросы:

1. Что показывает физическая величина – удельная теплота сгорания топлива?

2. Каковы единицы измерения данной величины?

3. Приведите примеры наилучшего и наихудшего топлива из числа указанных в таблице.

4. Как понимать, что удельная теплота сгорания торфа 1,4•107 Дж/кг?

5. А если сжечь 2 килограмма торфа?

 6. Как подсчитать количество теплоты, которое выделится при сгорании любой массы топлива?

Группа 2.

Определить экспериментально зависимость количества теплоты от, выделяемого при сгорании топлива от удельной теплоты сгорания топлива..

Указания к работе:

1.      Положить на картон 2 куска фольги.

2.      Положить на фольгу 2 комочка ваты.

3.      На один комочек капнуть из пипетки 1 каплю спирта, а на другой – 1 каплю бензина.

4.      Зажгите одновременно оба комочка ваты.

5.      Когда спирт и бензин сгорят, прикоснитесь к фольге и сравните количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива.

6.      Сделайте вывод.

 

Группа 3.

Определить экспериментально зависимость количества теплоты от, выделяемого при сгорании топлива от массы топлива

Указания к работе:

1.      Положить на картон 2 куска фольги.

2.      Положить на фольгу 2 комочка ваты размером со спичечную головку.

3.      1 комочек ваты смочить 1 каплей спирта, второй –двумя каплями.

4.      Зажгите одновременно оба комочка ваты.

5.      Когда спирт сгорит, прикоснитесь к фольге и сравните количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива.

6.      Сделайте вывод.

 

Приложение 5.

 

Задача 1. Используя таблицу «Удельная теплота сгорания топлива»ответить на вопрос: если бы была возможность выбрать любой вид топлива, то какое бы вы выбрали топливо для отопления своего жилья.

Задача 2

Определите количество теплоты, выделившееся при сгорании 1,5 тонны  карагандинского угля.

Задача 3.

Сколько потребуется природного газа, вырабатываемого на Карашаганаке, для получения

 440 ∙ 107 Дж энергии?

Задача 4 .

Смешали  2кг бензина и 3кг керосина. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании выделенного топлива?

 

Дескриптор к задаче 1.

 

- определяет значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы.

Ϥприр.газа=4,4∙107 Дж/кг

Ϥводорода =12∙107 Дж/кг

-объясняет зависимость количества теплоты от рода топлива.

Водород. При сгорании водорода выделится большее количество теплоты

 

Дескриптор к задаче 1.

                 «+»   «-»

- определяет значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы.

 

-объясняет зависимость количества теплоты от рода топлива.

 

 

Дескриптор к задаче 2

- определяет значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы

 

Ϥ=2,7∙107 Дж/кг

- производит перевод единиц в систему «СИ»;

1,5т= 1,5∙103 кг

- использует формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива

 

Q = ϥ∙m

-  вычисляет количество теплоты, выделяемого  при сгорании топлива.

 

Q = 4,05∙104 Дж

 

 

 

 

Дескриптор к задаче 3

- определяет значение удельной теплоты сгорания из таблицы.

Ϥприр.газа=4,4∙107 Дж/кг

 

- использует формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;

 

Q = ϥ∙m

- производит преобразование формулы

m=Q/ϥ

вычисляет  массу топлива.

m=100 кг

 

Дескриптор к задаче 4

- находит значение удельной теплоты сгорания топлива из таблицы.

Ϥбензина=4,6∙107 Дж/кг

Ϥкеросина=4,6∙107 Дж/кг

- использует формулу расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании смеси топлива;

Q1=m1∙ϥ

Q2=m2∙ϥ

Q=Q1+Qили

Q=ϥ∙(m1+m2)

вычисляет количество теплоты при сгорании данной смеси топлива.

Q=23∙107 Дж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана: 8

Раздел долгосрочного плана: 8

Ход урока Запланированные этапы урокаВиды запланированных упражнений на уроке

Ход урока Запланированные этапы урокаВиды запланированных упражнений на уроке

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Изучение теоретического материалала

Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Приложения к уроку. Приложение 1

Приложения к уроку. Приложение 1

Приложение 3. 4=я

Приложение 3. 4=я

Приложение 5. Задача 1

Приложение 5. Задача 1

Дескриптор к задаче 3 - определяет значение удельной теплоты сгорания из таблицы

Дескриптор к задаче 3 - определяет значение удельной теплоты сгорания из таблицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020