Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» с. Дербетовка
Апанасенковского района Ставропольского края
Разработка урока:
«Газообмен в легких и тканях»
Выполнил:
Мамонтов Вадим Николаевич
учитель биологии
первой квалификационной категории
МКОУ СОШ №6 с.Дербетовка
Апанасенковского района
с.Дербетовка
2020г.
Тема: Газообмен в легких и тканях.
Класс: 8.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о газообмене в легких и тканях.
Планируемые результаты.
Предметные.
-углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем, доказать значение легких в постоянстве внутренней среды организма.
Метапредметные.
Познавательные:
o развивать логические умения в нахождении причинно-следственных связей, формулировании выводов;
o развивать творческое мышление и речь учащихся;
o продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
o осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об типах дыхания,находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные:
o Развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
o учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре )
Регулятивные:
o Содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью
Личностные.
Выражают устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы учебной деятельности.
Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления .
Проблемное изложение вопроса.
Модульное обучение (маршрутный лист – бланк).
Решение тестовых заданий.
Методы:
· частично-поисковый,
· наглядный,
· объяснительный,
· практический,
· исследовательский.
Формы:
-парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника
- выполняют тестовое задание
- отвечают на вопросы
- оценивают себя и других
- рефлексируют
Средства обучения.
презентация, проектор, экран, компьютер, маршрутные листы у учащихся, учебники
Задачи урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
План урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация:
3. Актуализация знаний.
4.Изучение нового материала.
а) состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (беседа)
б) газообмен в легких (анимация, видеоролик)
в) газообмен в тканях
5. Закрепление. (Беседа, выполнение тестирования)
6. Домашнее задание.
Базовые понятия и термины: альвеолы; газообмен; диффузия; парциальное давление; гемоглобин; оксигемоглобин; легочное дыхание; тканевое дыхание.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на продуктивную работу и приступаем.
2.Проверка знаний
Учитель: Для начала вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились?
Учащиеся: «строение органов
дыхания».
Учитель: Сегодня на уроке мы
закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи
строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». А
тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.
Учитель: 1.Что же такое жизненная емкость легких?
Учащиеся: наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.
Учитель: 2.Работа по карточкам.
КАРТОЧКА1. При вдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………., давление в них ………… и становиться ниже атмосферного. Воздух………….. в лёгкие. Происходит вдох.
КАРТОЧКА2. При выдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………. в объеме, давление в них ………….., становиться чуть выше атмосферного. Воздух………….. из лёгких . Происходит выдох.
Ответ:
Текст 1. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы. Рёбра поднимаются. Диафрагма сокращается и становится более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Лёгкие при этом расширяются, давление в них уменьшается, и становиться ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие. Происходит вдох.
Текст 2. При выдохе расслабляются межрёберные мышцы. Рёбра опускаются. Диафрагма расслабляется и становится более выпуклой. Это приводит к уменьшению
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становиться чуть выше атмосферного. Воздух выходит из лёгких. Происходит выдох.
3.Мотивация.
Учитель: Дыхание – свойство всех живых организмов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого процесса, который, как и все процессы в живых организмах, подчинен законам физики.
4.Актуализация
Учитель: Как вы считаете, какова цель нашего урока?
формирование у учащихся представлений о газообмене в легких и тканях.
Учитель: Как вы думаете, что такое газообмен?
Учащиеся: Обмен газами между организмом человека и окружающей средой.
Учитель: Как вы думаете, какое условие необходимо для того чтобы проходил процесс газообмена?
Учащиеся: постоянная смена вдоха и выдоха.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы выясним, как происходит газообмен в организме человека.
Учитель: Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке: (проецируется слайд)
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.
Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.
Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.
Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.
5.Изучение новой темы.
Учитель: Человек дышит атмосферным воздухом. Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха, который выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен).
Учитель: Обратите внимание на экран. Каково процентное содержание
кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?
|
О2 |
N2 |
CО2 |
Инертные газы |
Водяной пар |
Вдыхаемый воздух Выдыхаемый воздух |
21% 16% |
79% 79% |
0,04% 4% |
Небольшое кол-во Небольшое кол-во |
Небольшое кол-во Увеличенное кол-во |
Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а количество кислорода уменьшается почти на 5%.
Учитель:
Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и
уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как
осуществляется газообмен в организме.
В основе газообмена лежит процесс диффузии. Вспомните из курса физики 7 класса, что такое диффузия?
Учащиеся: Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.
2.Газообмен в легких.
Учитель: Для того чтобы разобраться, как же происходит газообмен в легких, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).
Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.
Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.
Огромное количество альвеол обеспечивают более полный контакт кислорода с кровью.
Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии. Кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы, содержит много углекислого газа (4-4,5%). А в воздухе содержание углекислого газа только 0,03-0,04%, значит, в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится сколько процентов?
Учащиеся: в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится 0,03- 0,04 %.
Учитель: Вот поэтому углекислый газ покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало. А с какими клетками связывается кислород в крови?
Учащиеся: Кислород связывается с гемоглобином эритроцитов.
Учитель: В венозной крови кислород составляет лишь 16 %. Сколько % содержится кислорода в воздухе?
Учащиеся: В воздухе кислорода содержится 21 %.
Учитель: Из альвеол кровь поступает в кровеносные сосуды. Чтобы этот газообмен мог идти непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.
3. Газообмен в тканях.
Учитель: Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 164 раздел - газообмен в тканях и ответьте на следующие вопросы:
- По сосудам, какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?
- Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?
- Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?
Ученики пишут схему в тетрадях
Путь кислорода: носовая полость →носоглотка→ глотка →трахея→ бронхи→ бронхиолы→ альвеолы →капилляры→ легочные вены→ левое предсердие→ левый желудочек→ аорта→артерии→ капилляры→ тканевая жидкость →ткани
Путь углекислого газа: ткани→ тканевая жидкость→ капилляры →вены →верхняя и нижняя полые вены→ правое предсердие→ правый желудочек→легочный ствол→ легочные артерии → капилляры→альвеолы→бронхиолы →бронхи→ трахея→ гортань→ глотка →носоглотка→ носовая полость.
6.Закрепление
Ответьте на вопросы:
Учитель: 1.Связь каких систем органов мы доказали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Дыхательной и кровеносной
Учитель: 2. Какой процесс лежит в основе газообмена в легких и тканях?
Учащиеся: процесс диффузии.
7.Домашнее задание.
Учитель: Подготовка сообщений на тему:
1.История открытия и борьба с туберкулезом.
2.Влияние курения на органы дыхания и весь организм.
3.Профилактика заболеваний органов дыхания.
Литература
1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек, 8–9-й класс»; Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек, 8–9-й класс»; А.С. Батуева и др. «Биология. Человек, 8–9-й класс»; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша «Биология. Человек, 8–9-й класс». – М.: ВАКО, 2005. – 416с.
2. Слайд-альбом «Человек и его здоровье» / В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов. – М.: Центр Планетариум, 2003. (Серия слайд-альбомов «Мир биологии»).
3. «Анатомия 8-9 классы. Электронный атлас для школьника»
4. Интернет ресурсы https://urok.1sept.ru/статьи/646931/,https://infourok.ru/,
https://nsportal.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.