Разработка урока "Газообмен в органах и тканях"
Оценка 4.8

Разработка урока "Газообмен в органах и тканях"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
25.09.2020
Разработка урока "Газообмен в органах и тканях"
Разработка урока "Газообмен в органах и тканях"
Урок 2. Газообмен в легких и тканях..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» с. Дербетовка

Апанасенковского района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Разработка урока:

 

«Газообмен в легких и тканях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил:

Мамонтов Вадим Николаевич

учитель биологии

первой квалификационной категории

МКОУ СОШ №6  с.Дербетовка

                                                                                  Апанасенковского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Дербетовка

2020г.

 

 

                                Тема: Газообмен в легких и тканях.

Класс: 8.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о газообмене  в легких и тканях.

Планируемые результаты.

Предметные.

-углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем, доказать значение легких в постоянстве внутренней среды организма.

Метапредметные.

Познавательные:   

o   развивать логические умения в нахождении причинно-следственных связей, формулировании выводов;

o   развивать творческое мышление и речь учащихся;

o   продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.

o   осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об типах дыхания,находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:  

o   Развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

o   учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре )

Регулятивные:   

o   Содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью

Личностные.

Выражают устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы учебной деятельности.

Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления .

Проблемное изложение вопроса.

Модульное обучение (маршрутный лист – бланк).

Решение тестовых заданий.

 

Методы:

·         частично-поисковый,

·         наглядный,

·         объяснительный,

·         практический,

·         исследовательский.

Формы:

     -парная, индивидуальная

Организация деятельности учащихся на уроке:

- самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника

- выполняют тестовое задание

- отвечают на вопросы

- оценивают себя и других

- рефлексируют

Средства обучения.

презентация, проектор, экран, компьютер, маршрутные листы у учащихся, учебники

Задачи урока:

Образовательные

  • повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
  • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.

Развивающие

  • формировать у учащихся умение сравнивать,
  • развивать творческое мышление и речь учащихся.
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Воспитательные

  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
  • развитие коммуникативных способностей.

 

 

 

 

                                                      План урока

1. Организационный момент. 
2. Мотивация: 
3. Актуализация знаний.

4.Изучение нового материала.

а) состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (беседа)
б) газообмен в легких (анимация, видеоролик)
в) газообмен в тканях 
5. Закрепление. (Беседа, выполнение тестирования)
6. Домашнее задание.

Базовые понятия и термины:  альвеолы; газообмен; диффузия; парциальное давление; гемоглобин; оксигемоглобин; легочное дыхание; тканевое дыхание.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на продуктивную работу и приступаем.

2.Проверка знаний

Учитель:  Для начала вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? 

Учащиеся:  «строение органов дыхания».
Учитель:  Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». А тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.



Учитель:  1.Что же такое жизненная емкость легких? 

Учащиеся:  наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Учитель:  2.Работа по карточкам.

КАРТОЧКА1. При вдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………., давление в них ………… и становиться ниже атмосферного. Воздух………….. в лёгкие. Происходит вдох.

КАРТОЧКА2. При выдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………. в объеме, давление в них ………….., становиться чуть выше атмосферного. Воздух………….. из лёгких . Происходит выдох.

Ответ:

Текст 1. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы. Рёбра поднимаютсяДиафрагма сокращается и становится более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Лёгкие при этом расширяются, давление в них уменьшается, и становиться ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие. Происходит вдох.

Текст 2. При выдохе расслабляются межрёберные мышцы. Рёбра опускаются. Диафрагма расслабляется и становится более выпуклой. Это приводит к уменьшению

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличиваетсястановиться чуть выше атмосферного. Воздух выходит из лёгких.  Происходит выдох.

3.Мотивация.

Учитель:  Дыхание – свойство всех живых организмов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого процесса, который, как и все процессы в живых организмах, подчинен законам физики.

4.Актуализация

Учитель:  Как вы считаете, какова цель нашего урока? 

формирование у учащихся представлений о газообмене  в легких и тканях.

Учитель:  Как вы думаете, что такое газообмен?

 Учащиеся:  Обмен газами между организмом человека и окружающей средой.

Учитель:  Как вы думаете, какое условие необходимо для того чтобы проходил процесс газообмена?

Учащиеся:  постоянная смена вдоха и выдоха.

Учитель:  На сегодняшнем уроке мы выясним, как происходит газообмен в организме человека.

Учитель:  Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке: (проецируется слайд)

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.

Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.

5.Изучение новой темы.

Учитель:  Человек дышит атмосферным воздухом. Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха, который выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен).

Учитель:  Обратите внимание на экран. Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе? 
– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?

 

О2

N2

2

Инертные газы

Водяной пар

Вдыхаемый воздух

Выдыхаемый воздух

21%

16%

79%

79%

0,04%

4%

Небольшое кол-во

Небольшое кол-во

Небольшое кол-во

Увеличенное кол-во

 

Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а  количество кислорода уменьшается почти на 5%.

Учитель:  Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как осуществляется газообмен в организме.

В основе газообмена лежит процесс диффузии. Вспомните из курса физики 7 класса, что такое  диффузия? 

Учащиеся:  Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.

2.Газообмен в легких.

Учитель:  Для того чтобы разобраться, как же происходит газообмен в легких, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

Огромное количество альвеол обеспечивают более полный контакт кислорода с кровью.

Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии. Кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы, содержит много углекислого газа (4-4,5%). А в воздухе содержание углекислого газа только 0,03-0,04%, значит, в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится сколько процентов?

Учащиеся: в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится 0,03- 0,04 %.

Учитель:  Вот поэтому углекислый газ покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало. А с какими клетками связывается кислород в крови?

Учащиеся: Кислород связывается с гемоглобином эритроцитов.

Учитель:  В венозной крови кислород составляет лишь 16 %. Сколько % содержится кислорода в воздухе?

Учащиеся: В воздухе кислорода содержится 21 %.

Учитель:  Из альвеол кровь поступает в кровеносные сосуды. Чтобы этот газообмен мог идти непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

3. Газообмен в тканях.

Учитель:  Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 164 раздел - газообмен в тканях и ответьте на следующие вопросы:

- По сосудам, какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?

- Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?

- Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

Ученики пишут схему в тетрадях

Путь кислорода: носовая полость →носоглотка→ глотка →трахея→ бронхи→ бронхиолы→ альвеолы →капилляры→ легочные вены→ левое предсердие→ левый желудочек→ аорта→артерии→ капилляры→ тканевая жидкость →ткани

Путь углекислого газа: ткани→ тканевая жидкость→ капилляры →вены →верхняя и нижняя полые вены→ правое предсердие→ правый желудочек→легочный ствол→ легочные артерии → капилляры→альвеолы→бронхиолы →бронхи→ трахея→ гортань→ глотка →носоглотка→ носовая полость.

6.Закрепление

Ответьте на вопросы:

Учитель:  1.Связь каких систем органов мы доказали на сегодняшнем уроке? 

Учащиеся: Дыхательной и кровеносной

Учитель:  2. Какой процесс лежит в основе газообмена в легких и тканях?

Учащиеся: процесс диффузии.

7.Домашнее задание.

Учитель:  Подготовка сообщений на тему:

1.История открытия и борьба с туберкулезом.

2.Влияние курения на органы дыхания и весь организм.

3.Профилактика заболеваний органов дыхания.

Литература

1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек, 8–9-й класс»; Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек, 8–9-й класс»; А.С. Батуева и др. «Биология. Человек, 8–9-й класс»; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша «Биология. Человек, 8–9-й класс». – М.: ВАКО, 2005. – 416с.

2. Слайд-альбом «Человек и его здоровье» / В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов. – М.: Центр Планетариум, 2003. (Серия слайд-альбомов «Мир биологии»).

3. «Анатомия 8-9 классы. Электронный атлас для школьника»

4. Интернет ресурсы https://urok.1sept.ru/статьи/646931/,https://infourok.ru/,

https://nsportal.ru/


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» с

Тема: Газообмен в легких и тканях

Тема: Газообмен в легких и тканях

Регулятивные: o Содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с…

Регулятивные: o Содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с…

Организация деятельности учащихся на уроке: - самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока; -работают с текстом учебника - выполняют тестовое задание - отвечают на вопросы…

Организация деятельности учащихся на уроке: - самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока; -работают с текстом учебника - выполняют тестовое задание - отвечают на вопросы…

План урока 1. Организационный момент

План урока 1. Организационный момент

Учитель: 1.Что же такое жизненная емкость легких?

Учитель: 1.Что же такое жизненная емкость легких?

Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается , становиться чуть выше атмосферного

Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается , становиться чуть выше атмосферного

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин

В основе газообмена лежит процесс диффузии

В основе газообмена лежит процесс диффузии

Учащиеся: Кислород связывается с гемоглобином эритроцитов

Учащиеся: Кислород связывается с гемоглобином эритроцитов

Закрепление Ответьте на вопросы:

Закрепление Ответьте на вопросы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2020