1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Барадишириева Будаханда Гындынжамсоевна |
Место работы |
Хабаровский край Ульчский муниципальный район МБОУ СОШ с. Киселевка |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Тема 2. Вещества и химические реакции Урок № 10 |
Тема урока |
Химическая формула. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений (комбинированный) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные: · Ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; · Развитие готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач; · познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; · интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
|
|
Метапредметные: Базовыми логическими действиями: 1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения; 2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента)— при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); Базовыми исследовательскими действиями: Работой с информацией 3) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников; критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; 4) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач; Универсальными коммуникативными действиями: 5) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; 6) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.); Универсальными регулятивными действиями: 7) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели; 8) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий. |
|
Предметные: 1) Раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, относительная атомная и молекулярная масса; 2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; 3) использовать химическую символику для составления формул веществ; 4) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; 5) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный); |
|
Ключевые слова: атом, молекула, химическая формула, качественный и количественный состав вещества, индекс, относительная молекулярная масса, относительная атомная масса |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: фронтальная Деятельность учителя: Дает информацию, что в коммуникации большую роль играют «языки»: «Язык — это знаковая система произвольной природы, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях коммуникации и трансляции, включая операции мышления, приобретение, хранение, преобразование и передачу сообщений (сигналов, информации, знаний) и связанные процессы». Деятельность учителя: Задает вопрос: А вы знаете, что кроме языков, необходимых для человеческого общения существуют, языки науки. Какие языки науки вы знаете? Деятельность учащихся: Учащиеся называют «языки», в том числе и «химический язык» или язык химии. Деятельность учителя: Информирует, что сегодня на уроке мы будем знакомиться с химическими формулами, которые составляют основу химического языка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: Групповая Деятельность учителя: Задает вопрос, что составляют основу любого языка? Или из чего состоят языки? Деятельность учащихся: Отвечают: «Буквы» Деятельность учителя: А из букв образуются слова. Предлагает разделиться на 3 группы и каждая группа составляет из представленных букв слова «химические термины». Соревнуются, какая группа назовет большее число химических терминов. Предлагает следующее задание: составить предложения из этих терминов «что изучает наука химия», «что такое атомы и молекулы» и тд. Деятельность учащихся: составляют предложения Деятельность учителя: Демонстрирует химические знаки. Предлагает дать названия химическим знакам. Деятельность учащихся: учащиеся дают названия химическим знакам. Деятельность учителя: Подводит итоги работы, называет лучшую группу – победителя
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная Деятельность учителя: Демонстририрует картинки, на котором изображены компоненты биосферы: атмосфера, гидросфера
Деятельность учителя: Просит ответить на вопрос: «Какие химические вещества входят в состав атмосферы и гидросферы?» Деятельность учащихся: Дают ответы (вода, кислород, углекислый газ и тд.) Деятельность учителя: Информирует о том, что состав любого вещества выражается молекулярной или простейшей формулой. Приводит формулы сложных и простых веществ, входящих в состав гидросферы и атмосферы, и просит ответить на вопрос «Что такое химическая формула и какую же информацию она может нести?». Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы, испытывают затруднения Деятельность учителя: Просит назвать тему и цель урока Деятельность учащихся: Называют тему и цель урока Деятельность учителя: Итак, сегодня на уроке мы с вами должны определить что такое химическая формула, выявить какую же информацию несет она?
|
|||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная Деятельность учителя: Предлагает учащимся, используя информационные материалы (картинки)о , дать определение понятию «Химическая формула» и выявить какую информацию дает химическая формула.
Деятельность учащихся: Учащиеся дают определение химическому понятию «Химическая формула». Определяют, что символы химических элементов показывают из каких атомов состоит вещество (его качественный состав), а индексы — число атомов химических элементов в веществе (его количественный состав). Каждый химический элемент характеризуется определенным значением относительной атомной массы. Сумма относительных атомных масс химических элементов, образующих данную молекулу равна относительной молекулярной массе. Деятельность учителя: Обобщает ответы учащихся Формулирует определение: Химическая формула вещества — условная запись вещества, отражающая его качественный и количественный состав. Химическая формула дает следующую информацию: 1. Символы химических элементов в составе формулы характеризуют качественный состав вещества (из каких атомов состоит вещество); 2. Индексы и коэффициенты показывают количественный состав (число атомов и молекул вещества); 3. Каждый химический элемент в веществе характеризуется определенным значением относительной атомной массы; 4. Сумма относительных атомных масс химических элементов, образующих данную молекулу равна относительной молекулярной массе. Деятельность учителя: Дает информацию: Массы атомов очень малы. И для простоты расчётов ввели относительную величину. За эталон сравнения взяли 1/12 часть массы атома углерода. Разделив массы атомов химических элементов на 1/12 часть массы атома углерода, получили значения относительных атомных масс, которая обозначается буквой Ar, где r означает «относительный» в переводе с английского. И раз эта величина относительная, то она не имеет единиц измерения. Значения относительных атомных масс приведены в периодической системе, и при расчётах округляются до целого значения. Например, относительная атомная масса фосфора 31, т.к. после 30 идёт цифра 9.
Рассмотрим, как определяется относительная молекулярная масса. Она обозначается буквой Mr, (М, потому что молекулярная, r означает, что она относительная и также не имеет единиц измерения). Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс химических элементов, образующих данную молекулу. Например, вам необходимо рассчитать относительную молекулярную массу воды. В её состав входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода, относительная молекулярная масса воды вычисляется как сумма относительных атомных масс водорода и кислорода с учётом индексов. Mr (H2O) = Ar (H) ∙ 2 + Ar (O) ∙ 1 = 1 ∙ 2 + 16 ∙ 1 = 18 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: Индивидуальная Деятельность учителя: Дает описание состава воды, углекислого газа, аммиака: «Вода - на один атом кислорода приходится 2 атома водорода»; «Углекислый газ – на один атом углерода приходится 2 атома кислорода» и тд. Предлагает построить модели молекул воды, углекислого газа, аммиака, используя раздаточное пособие «Набор для моделирования строения атомов и молекул». Деятельность учащихся: С помощь шаров разного цвета и соединителей моделируют строение молекул заданных веществ. Цвета соответствуют общепринятым нормам раскраски химических элементов. Демонстрируют построенные модели молекул. Деятельность учителя: Предлагает выполнить задание: «Запишите с помощью химических символов: один атом калия, три атома кислорода, молекула азота, два атома азота, два атома натрия. Деятельность учащихся: Демонстрируют выполненные задания
|
|||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: Индивидуальная Деятельность учителя: Предлагает выполнить следующие задания: Какую информацию о веществе содержит химические формулы: Ag2O – оксид серебра; Al₂O₃ - оксид алюминия; BaCl2 - хлорид бария; FeCl3- хлорид железа; Na₂O - оксид натрия Деятельность учащихся: Называют качественный и количественный состав веществ Деятельность учителя: Предлагает выполнить следующее задание: Вычислите относительные молекулярные массы веществ: Mr (Cu2O)= Mr (Na3PO4)= Mr (AlCl3)= |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя: Предлагает выполнить следующие задания: С помощью знаков химических элементов и индексов опишите состав перечисленных веществ, если о каждом из них известно следующее: А) Горный хрусталь – на один атом кремния приходится два атома кислорода; Б) Поташ – два атома калия, один атом углерода и три атома кислорода; В) Накипь, образующаяся на стенках чайника, зная, что в этом веществе на один атом кальция приходится один атом углерода и три атома кислорода; Г) Газ для зажигалок, в молекулах которого три атома углерода и восемь атомов водорода. Деятельность учащихся: Описывают состав перечисленных веществ |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|||||||||||||||||||||||||||||
1. Какая запись обозначает два атома водорода, один атом серы, четыре атома кислорода? 1) H₂SO₄ 2) H2 , S, 4О 3) H2 , S, О4 4) 2H, S, 4О 2. Установите соответствие между формулами и их прочтением:
3. Установите соответствие между формулой вещества и его относительной молекулярной массой:
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1: Одной из причин долголетия японцев является широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни. Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2. 2. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Текст для чтения: Предположение, что вещество состоит из мельчайших невидимых глазу частиц, одним из первых высказал древнегреческий ученый Демокрит. Он назвал эти частицы атомами. Все окружающие нас тела состоят из атомов. Атомы объединяются в молекулы. На рисунке изображены модели молекул некоторых веществ.
Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. При комнатной температуре водород и кислород – газы. Вода же при комнатной температуре находится в жидком и газообразном состоянии (водяной пар). Интересно! Если все тела состоят из молекул, то почему тела кажутся нам сплошными? Опытным подтверждением молекулярного строения вещества стало открытие Броуновского движения. Молекулы вещества непрерывно движутся. Молекулы вещества притягиваются и отталкиваются друг от друга. В газах молекулы находятся друг от друга на расстояниях, много больших размеров самих молекул. В жидкостях и твердых кристаллических телах – на расстояниях, сравнимых с размерами молекул. Но в твердых телах расположение молекул упорядоченное, а в газах и жидкостях – беспорядочное. Газ занимает весь предоставленный ему объем. В начале 20-го века ученые установили, что атом является составным: в нем есть чрезвычайно малое атомное ядро, вокруг которого движутся электроны. В дальнейшем выяснилось, что и атомное ядро – тоже составное: оно состоит из протонов и нейтронов. Модель атома водорода выглядит так: в центре атомное ядро, вокруг него по орбите вращается один Электрон. Атомы различных веществ имеют разное строение. Задания: 1. Чтобы можно было увидеть молекулу масла невооруженным глазом, ее пришлось бы увеличить в миллион раз. Каким бы стал твой рост, если бы ты увеличился в миллион раз? Найдите на карте мира несколько стран, на территории каждой из которых каждый из вас мог бы в таком случае уместиться, если бы захотел прилечь? 2. Одна молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода, центры которых находятся на одной прямой (атом углерода находится посередине). Изобразите схематически молекулу углекислого газа. 3. Найдите в тексте описание строения твердых тел, жидкостей и газов. Если представить, что каждый ученик класса – молекула, то, что напоминают ученики класса: кристаллическое твердое тело, жидкость или газ в следующих ситуациях: а) в толпе у нового расписания? б) на перемене? в) во время урока? 4. Нужно составить задачу, ответ которой «Только газ». Выделите из прочитанного текста информацию, которая имеет значение для решения этой задачи. 5. Найдите в тексте ключевые слова, объясняющие строение вещества. 6. Какое слово лишнее: протон, масса, атом, нейтрон, молекула, электрон? |
|||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
|||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: Индивидуальная Деятельность учителя: Выдает индивидуальные задания (по карточкам): 1.Составить небольшой рассказ о составе веществ, формулы которых NaCl, H₂SO₄, Fe2O3 2. Укажите, у какого вещества тяжелее молекула: BaO, P2O5, Fe2O3? (На составление рассказа по одному веществу из предложенных) Деятельность учащихся: выполняют задания на карточках Деятельность учителя: Предлагает организовать взаимопроверку Деятельность учащихся: Проводят взаимопроверку |
|||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя: Предлагает анкету рефлексии к уроку и предлагает рассчитать «Индивидуальный индекс качества урока»; Подводит рефлексивную статистику урока по количеству учеников, у которых индекс качества выше значения 5; Демонстрирует запись цели урока, спрашивает: «Как вы думаете достигнута ли цель?» Если проблема не решена и цель не достигнута, предлагает объяснение и предлагает в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами этого. Деятельность учащихся: задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания; рассчитывают «Индивидуальный индекс качества урока».
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя: Информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению П. 7 стр. 41 задания № 4,5
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.