Разработка урока "Иммунология на службе здоровья"

  • docx
  • 22.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект биология иммунитет.docx

Урок по биологии в 8 классе

Тема урока: «Иммунология на службе здоровья»

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой

учебной ситуациях.

 Цели по содержанию: 

познакомить с наукой иммунология  и вкладом ученых  в ее развитие; изучить историю изобретения вакцин и лечебных сывороток и их роль в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний;

сформулировать рекомендации, которые необходимо соблюдать во время болезни и для повышения иммунитета. Развивать творческое мышление через самостоятельную работу с источниками информации и решение творческих задач.

Ход  урока

Для понимания нового материала необходимо вспомнить основные понятия.

1.Плазма

2.Лейкоциты

3.Т-лимфоциты

4. В-лимфоциты

5. Иммунная система

6. Инфекционные болезни

7. Иммунитет        

8. Антитела

9. Антиген

Выделить ключевое слово / иммунитет/

Составим его характеристику

1.Иммунитет

2.Неспецифический, специфический

3.Наследуется, вырабатывается, защищает

4.Состояние специфической защиты организма

5. ЗАЩИТА

Проблема.   В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице .Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть. Почему такие последствия возникали в то время? /Не было средств защиты от болезнетворных болезней/

    ІІ. Изучение нового материала.

1.Поговорим про иммунологию. Чем занимается эта наука? Какие методы и направления в науке? Какая задача встанет перед иммунологией с появлением микроорганизмов и вирусов, перед которыми бессильна иммунная система человека? Какие достижения имеет?

/записать тему урока/

Что же такое «Иммунология» - это наука, занимающаяся изучением иммунитета. (записать)

Это наука считается молодой. Хотя корни ее лежат в глубокой древности - китайцы, чтобы предупредить заболевание чумой, вдыхали нюхательный табак, в состав которого  был добавлены высушенные и измельченные корочки оспяных струпьев Иммунология- наука об иммунитете, возникла в 19 веке, в основе лежат  профилактика и лечение инфекционных заболеваний. В развитие науки огромный вклад внесли ученые всего мира и  колоссальный опыт, накопленный человечеством во время эпидемий различных опасных болезней.

Вклад ученых- самостоятельно по учебнику

2.Основные разделы и  методы иммунологии.

На современном этапе иммунология имеет разделы:

Иммунохимия    Иммуногенетика    Сравнительная иммунология   Клиническая иммунология

  3.А методы какие:

   - Вакцинация -     лечение  препаратами антител  -    иммунодиагностика

Что же такое вакцина, прививка? / Работа с учебником стр.94-95/ Вакцина – это препарат из ослабленных или мертвых микроорганизмов. Прививка- это процедура введения вакцины.Что такое лечебная сыворотка? / Работа с учебником стр 95 рис 48 задание на стр.99/ Лечебная сыворотка- это препарат с готовыми антителами. Какие же виды иммунитета можно выделить?  В чем сущность естественного и искусственного иммунитета?

 4.Решение познавательной задачи. Найти ошибки в тексте. Определить о каком иммунитете идет речь. Задание в режиме ЕГЭ  

Задание: прочтите текст. Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? Если есть, то в чем они заключаются?

1.В пробирку с микробами - возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека, переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы. 4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой болезни, (вместо лейкоциты - антитела; В последнем предложении вырабатывается иммунитет в организме человека)

Задание: прочтите текст. В сельской местности, где разводят скот, земля заражена микробами столбняка. При любой, даже незначительной травме, если рана загрязнена землей, необходимо введение противостолбнячной сыворотки. Ответьте на вопросы:

1.Что содержит сыворотка: ослабленные микробы столбняка или защитные антитела, уничтожающие яд этих микробов?

2.Почему противостолбнячную вакцину можно вводить только здоровым людям, не получившим      травмы?

3.Что содержит вакцина: ослабленные микробы столбняка или антитела, уничтожающие яд столбняка?

4.Человеку недавно сделали прививку против дифтерита, ввели вакцину. Предохранит ли она его от столбняка? Нет

К сожалению, в мир пришел СПИД. Вирус СПИДа выделен, врага знают в лицо, однако защиты от него нет. Почему?

Иммунология- наука об иммунитете. Каким образом иммунология стоит на службе здоровья? (Создание вакцин и сывороток предохраняющих человека от инфекционных болезней)

В настоящее время выпускают вакцины:

1.Классические вакцины Дженнера и Пастера

2.Химические вакцины- препараты, основу которых составляют отдельные компоненты возбудителей /антигены/

3.Синтетические вакцины - в них входит не весь антиген, а только активный участок антигена.

Требования к вакцинам - создавать длительный иммунитет и безопасность применения. Созданы вакцины и сыворотки, решена проблема с оспой, бешенством, столбняком, и другими болезнями, но одна из важнейших проблем современной иммунологии – создание иммунитета к раковым клеткам и к СПИД

В распоряжении медицины находится огромный арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями, и он растет с каждым  годом. Но каковы бы не были эти средства – основноес обственная устойчивость организма к инфекциям и ее надо повышать.

Закрепление. Проверка домашнего задания. Прочитайте свои рекомендации, которые могут повысить иммунитет. А теперь сформулируем общие правила.

1.Закаливание

2.Соблюдение правил личной гигиены

3.Полноценное питание

4.Четкий распорядок дня.

5.Активный образ жизни

 Рефлексия:

пригодятся эти знания вам

Каждый  человек должен следить за своим здоровьем, укреплять иммунитет.

Домашнее задание §17-19,раб.тетрадь №75-78